Анализируются иммиграционные и интеграционные стратегии Дании и Швеции, проводится их сравнение с точки зрения эффективности принимаемых мер. Общность исторического, культурного и социально-экономического развития двух стран обусловила и схожесть подходов к решению проблем, возникающих в связи с образованием на их территориях этноконфессиональных анклавов, население которых преимущественно составляют иммигранты «мусульманского происхождения». Европейские миграционные кризисы последних лет привели к ужесточению интеграционных режимов Скандинавских стран. Но есть и различия в правительственных стратегиях этих стран в противодействии сегрегации иммигрантских районов. Дания придерживается жесткой иммиграционной политики, в основе которой лежит подход культурной ассимиляции иммигрантов из «незападных» стран. Швеция проводит более либеральную политику, исходя из принципов мультикультурализма. Анализ официальных документов и критический анализ политических дискурсов позволили реконструировать эволюцию иммиграционных и интеграционных инициатив Дании и Швеции. Авторы отмечают, что шведские власти используют более радикальный датский опыт решения «миграционных» проблем, адаптируя его под собственные политические программы. Но, несмотря на результаты антииммиграционного политического курса Дании, что проявилось в сокращении числа сегрегированных иммигрантских районов, целый спектр проблем остается нерешенным, что связано и с иммиграционной политикой ЕС. Острой остается и проблема формирования новой гражданской идентичности, основанной на языковой, религиозной и культурной «однородности» датского общества при его реальной поликультурности. В этом плане Швеция конструирует собственную программу противодействия сегрегации с учетом позитивного и негативного опыта датской иммиграционной и интеграционной политики. Еще один важный вывод: эти страны стали уделять особое внимание этническому и конфессиональному критериям в идентификации «параллельных обществ».
Идентификаторы и классификаторы
Вследствие миграционного кризиса 2015 г. Швеция постепенно стала переориентироваться на датскую модель противодействия процессам сегрегации иммигрантских районов. В шведском обществе широкое распространение получила дискуссия об определении «шведской идентичности», одним из показателей которой является конфессиональная принадлежность. Как и в Дании, среди шведов наблюдается значительное число атеистов — около 78% населения страны1, тем не менее 53% шведов причисляют себя к шведской лютеранской церкви, предпочитая выражать приверженность религии как культурной традиции2. В то же время свыше 4 ⁄5 иммигрантов имеют «мусульманское происхождение» и «считаются в Швеции наименее адаптабельными к интеграции в западное общество» [6, с. 44]. С ростом численности мусульманских диаспор в шведском обществе возросли тенденции национализма, проявления этнической дискриминации и ксенофобии [5, p. 119]. Ситуация во многом усложняется «неоднородностью» и децентрализацией шведских мусульман, вызванными языковыми, культурными, богословскими и политическими разногласиями внутри многонациональных иммигрантских общин.
Список литературы
1. Hagelund, A. 2020, After the refugee crisis: public discourse and policy change in Denmark, Norway and Sweden, Comparative Migration Studies, vol. 8, № 13,. DOI: 10.1186/s40878-019-0169-8 EDN: WIJKGL
2. Borevi, K. 2017, Diversity and Solidarity in Denmark and Sweden, In: Banting, K., Kymlicka, W. (eds.), The Strains of Commitment: The Political Sources of Solidarity in Diverse Societies, Oxford University Press, p. 364-388, :oso/9780198795452.003.0013. DOI: 10.1093/acprof
3. Капицын, В. М., Магомедов, А. К., Шапаров, А. Е. 2022, Иммиграционная политика и интеграция мигрантов в Королевстве Дания в начале XXI века, Балтийский регион, т. 14, № 2, c. 98-114,. DOI: 10.5922/2079-8555-2022-2-7 EDN: LMNDOK
4. Shapiro, D., Jørgensen, R. E. 2021, ‘Are we going to stay refugees?’ Hyperprecarious Processes in and Beyond the Danish Integration Programme, Nordic Journal of Migration Research, vol. 11, № 2, p. 172-187,. DOI: 10.33134/njmr.151 EDN: VAHTPU
5. Isaksen, J. V. 2020, The Framing of Immigration and Integration in Sweden and Norway: A Comparative Study of Official Government Reports, Nordic Journal of Migration Research, vol. 10, № 1, p. 106-124,. DOI: 10.2478/njmr-2019-0033 EDN: QSJPAE
6. Гришин, И. В. 2019, Интеграция иммигрантов в Швеции (социально-политический аспект), Южно-Российский журнал социальных наук, т. 20, № 1, c. 40-56,. DOI: 10.31429/26190567-20-1-40-56 EDN: WNYTHC
7. Anderson, J., Antalíková, R. 2014, Framing (implicitly) matters: The role of religion in attitudes toward immigrants and Muslims in Denmark, Scandinavian Journal of Phycology, vol. 55, № 6, p. 593-600,. DOI: 10.1111/sjop.12161
8. Гаджимурадова, Г. И. 2019, Миграционная политика стран Северной Европы в отношении иммигрантов из мусульманских стран (на примере Швеции и Финляндии), Исламоведение, т. 10, № 2, c. 5-21,. DOI: 10.21779/2077-8155-2019-10-2-5-21 EDN: MBRWRL
9. Schmidt, G. 2022, What Is in a Word? An Exploration of Concept of ‘the Ghetto’ in Danish Media and Politics 1850-2018, Nordic Journal of Migration Research, vol. 12, № 3, p. 310-325,. DOI: 10.33134/njmr.365 EDN: KZPVLM
10. Талалаева, Е. Ю., Пронина, Т. С. 2020, Этноконфессиональные иммигрантские гетто как проблема национальной безопасности в современном общественно-политическом дискурсе Дании, Балтийский регион, т. 12, № 3, c. 55-71,. DOI: 10.5922/2079-8555-2020-3-4 EDN: ZWQQMF
11. Freiesleben, A. M. 2016, Et Danmark af parallelsamfund: Segregering, ghettoisering og social sammenhængskraft: Parallelsamfundet i dansk diskurs 1968-2013 - fra utopi til dystopi. København: Københavns Universitet, Det Humanistiske Fakultet, URL: https://static-curis.ku.dk/portal/files/160573902/Ph.d._2016_Freiesleben.pdf (дата обращения: 20.06.2023).
12. Hübinette, T., Abdullahi, M. (еds.). 2018, Swedish Muslims in Cooperation Network Alternative Report, Stockholm.
13. Талалаева, Е. Ю., Пронина, Т. С. 2021, Социально-политический аспект шведского исламизма как фактор формирования этноконфессионального “параллельного общества”, Балтийский регион, т. 13, № 4, c. 111-128,. DOI: 10.5922/2079-8555-2021-4-7 EDN: HQVEYN
14. Bursell, M. 2021, Perceptions of discrimination against Muslims. A study of formal complaints against public institutions in Sweden, Journal of Ethnic and Migration Studies, vol. 47, № 5, p. 1162-1179,. DOI: 10.1080/1369183x.2018.1561250
15. Kærgård, N. 2010, Social cohesion and the transformation from ethnic to multicultural society: The Case of Denmark, Ethnicities, vol. 10, № 4, p. 470-487,. DOI: 10.1177/1468796810378323
16. Jensen, T. G. 2018, To Be ‘Danish’, Becoming ‘Muslim’: Contestations of Nation-al Identity?, Journal of Ethnic and Migration Studies, vol. 34, № 3, p. 389-409,. DOI: 10.1080/13691830701880210
17. Willander, E. 2019, The Religious Landscape of Sweden - Affinity, Affiliation and Diversity in the 21st Century, Stockholm.
18. Hedman, L., Andersson, R. 2015, Etnisk segregation och inkomstsegregation i Sveriges tio största arbetsmarknadsregioner 1990-2010, In: Andersson, R., Bengtsson, B., Myrberg, G. (eds.), Mångfaldens dilemman: Boendesegregation och områdespolitik, Malmö: Gleerups Utbildning AB, p. 15-38.
19. Агафошин, М. М., Горохов, С. А. 2020, Влияние внешней миграции на формирование конфессиональной структуры населения Швеции, Балтийский регион, т. 12, № 2, c. 84-99,. DOI: 10.5922/2079-8555-2020-2-6 EDN: SUOISZ
20. Borell, K., Gerdner, A. 2013, Cooperation or Isolation? Muslim Congregations in a Scandinavian Welfare State: A Nationally Representative Survey from Sweden, Review of Religious Research: The Official Journal of the Religious Research Association, vol. 55, № 4, p. 557-571,. DOI: 10.1007/s13644-013-0108-3
21. Hernes, V. 2018, Cross-national convergence in times of crisis? Integration policies before, during and after the refugee crisis, West European Politics, vol. 41, № 6, p. 1305-1329,. DOI: 10.1080/01402382.2018.1429748
22. Bech, E. C., Borevi, K., Mouritsen, P. 2017, ‘A “Civic Turn” in Scandinavian Family Migration Policies? Comparing Denmark, Norway and Sweden, Comparative Migration Studies, vol. 5, № 7,. DOI: 10.1186/s40878-016-0046-7 EDN: XPKANW
23. Naper, A. A. 2022, Compassionate Border Securitisation? Border Control in the Scandinavian News Media during the ‘Refugee Crisis’, Nordic Journal of Migration Research, vol. 12, № 1, p. 4-20,. DOI: 10.33134/njmr.494 EDN: QYHWTE
24. Dora, Z. K., Erdoğan, Z. 2021, The Defeat of Multiculturalism over Nationalism and Religion: Transformation of Immigration Policies in Denmark and Sweden, Hitit İlahiyat Dergisi, vol. 20, № 2, p. 517-546,. DOI: 10.14395/hid.980405
25. Myrberg, G. 2017, Local challenges and national concerns: municipal level responses to national refugee settlement policies in Denmark and Sweden, International Review of Administrative Sciences, vol. 83, № 2, p. 322-339,. DOI: 10.1177/0020852315586309
26. Staver, A. B., Brekke, J.-P., Søholt, S. 2019, Scandinavia’s segregated cities - policies, strategies and ideals, Oslo Metropolitan University.
27. Jensen, T. G., Söderberg, R. 2021, Governing urban diversity through myths of national sameness - a comparative analysis of Denmark and Sweden, Journal of Organizational Ethnography, vol. 11, № 1, p. 5-19,. DOI: 10.1108/JOE-06-2021-0034 EDN: DQMIRW
28. Плевако, Н. С. 2019, Парламентские выборы в Дании, Научно-аналитический вестник Института Европы РАН, т. 9, № 3, c. 42-48,. DOI: 10.15211/vestnikieran320194247 EDN: SMMJQE
29. Rasmussens, A. F. 2004, Statsminister Anders Fogh Rasmussens Nytårstale 1. januar 2004, Statsministeriet, URL: https://www.regeringen.dk/aktuelt/statsministerens-nytaarstale/anders-fogh-rasmussens-nytaarstale-1-januar-2004/(дата обращения: 20.06.2023).
30. Gustafsson, L., Ranstorp, M. 2017, Swedish Foreign Fighters in Syria and Iraq: An Analysis of Open-Source Intelligence and Statistical Data, Stockholm, Bromma.
31. Fredriksson, T., Torstensson, M. 2019, Islamistisk radikalisering. En studie av sär-skilt utsatta områden, Stockholm.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Рассматриваются теоретические основы исследования процессов регионализации и геополитической регионализации. В качестве теоретических объектов предстают системообразующие (регионообразующие) общественно-геоадаптационные и геополитические отношения. Рассматриваются основные разновидности трансграничной и транснациональной геополитической регионализации как проявления специфических геополитических отношений. Они типологизированы по масштабу, функциональной сфере, историко-географическим особенностям, по качеству, по правовому статусу и по геопространственным характеристикам, в том числе применительно к Балтийскому региону. Важным вопросом для исследования какого-либо региона является его выделение и определение пространственных пределов. До сих пор нет однозначного ответа на вопрос о границах Балтийского региона. Авторы обсуждают основные имеющиеся подходы к его решению, отмечая их достоинства и недостатки, особенно применительно к геополитическим исследованиям. В заключительной части статьи рассматриваются исторические геополитические эпохи эволюции Балтийского региона, на протяжении нескольких веков кардинально менявшего свое геополитическое содержание. Особо обращается внимание на современное состояние Балтийской региональной геополитической общности, классифицируемой в качестве одного из конфликтных (конфронтационных) геополитических регионов в «Евразийской дуге нестабильности» как геополитическом макрорегионе.
Регионы Северо-Западного федерального округа при общей тенденции роста ВРП демонстрируют снижение доли образования в ВРП и доли занятых в образовании в общей занятости населения, одновременно отмечается сокращение числа вузов и количества обучающихся в них студентов. Данные тенденции могут стать серьезным препятствием для развития регионов в контексте четвертой промышленной революции и экономики знаний. Недостаточное внимание к сфере образования может объясняться тем, что его вклад в региональное развитие недооценивается. Вузы играют особую роль в региональной социально-экономической системе и, реализуя «третью миссию», влияют на экономику, политику, социальную сферу региона своего присутствия. Для более точного понимания роли вузов в региональном развитии актуальной является задача комплексной оценки их функционирования. В этой связи целью работы стала оценка уровня реализации функций региональными вузами и выявление взаимосвязи их функционирования с основными социально-экономическими показателями региона. В работе описана методика оценки уровня функционирования региональных вузов и представлены результаты ее апробации на примере регионов Северо-Западного федерального округа. Высокий уровень функционирования вузов отмечен в Архангельской области и Санкт-Петербурге. Наихудшие показатели реализации функций вузами наблюдались в Ленинградской области. Корреляционный анализ показал наличие значимой связи между функционированием вузов и основными социально-экономическими показателями регионального развития. При этом отмечается существенная диспропорциональность в уровне реализации функций вузами во всех регионах округа. Полученные результаты могут быть интересны исследователям проблем регионального развития, руководителям вузов, ориентированных на реализацию «третьей миссии» университета, а также могут быть использованы для проработки решений по развитию высшего образования на региональном уровне в Северо-Западном федеральном округе.
Исследование представляет собой пример реализации институционально-территориального подхода к выявлению и представлению социально-экономических и структурно-организационных особенностей функционирования мажоритарной религиозной организации Дании. Цель - представить ее характеристику с опорой на результаты анализа актуальных официально опубликованных данных и их статистической обработки с помощью расчетного инструментария. Объектом исследования выступает Евангелическо-лютеранская церковь Дании и образуемые ею административно-территориальные структуры. Один из смысловых акцентов сделан на редко обсуждаемом в научном обороте вопросе финансовой деятельности религиозной организации. Конфессиональное пространство Дании представляет собой поликомпонентную систему с ярко выраженной доминантой. Таковой выступает национальная лютеранская церковь, наделенная особым правовым статусом. Историческая и социальная значимость, а также сохранение ряда функций, дублирующих государственные, позволяют ей сохранять цивилизационно- и культурообразующую роль для населения страны, особенно коренного. Однако общие для стран Северной Европы секулярные тенденции касаются и Дании. Речь идет среди прочего о численных потерях адептов Евангелическо-лютеранской церкви в последние десятилетия. В наибольшей мере это касается столичного региона, где выше доля мигрантов в структуре населения и более динамичен ритм повседневной жизни. Выявлена территориальная дифференциация в степени проявления активности религиозно обусловленного поведения. Наибольшие показатели (на фоне их общей отрицательной динамики) характерны для периферийных регионов страны. В них наблюдается и самая высокая доля зарегистрированных членов Евангелическо-лютеранской церкви. Перспективы дальнейших исследований в представленном направлении связаны с нехристианскими религиями Дании.
С середины 2010-х гг. ФРГ заметно скорректировала подходы к использованию бундесвера, перенацелив стратегическое внимание с зон в отдалении от Евроатлантического сообщества на деятельность внутри и вблизи него. Это актуализировало проблему поиска фокусных партнеров в Восточной Европе, углубления и расширения сотрудничества с ними. В статье исследуется эволюция политической и военной составляющих диалога Германии и Литвы на современном этапе. Показывается подход ФРГ к оценке фактора исторической памяти, стремление позиционировать себя в роли защитницы национальной государственности партнера. При этом в начале XXI в. имел место дефицит стратегического внимания Германии к Литве, что проявилось в спаде диалога 2014-2015 гг. В условиях конфронтации «западных демократий» и РФ ФРГ реализовывала стратегию плавно, но неуклонно наращиваемого давления на Россию. Восприятие этого подхода в Вильнюсе менялось от негативного до все более позитивного по мере роста вовлеченности Германии в «сдерживание» РФ. Исследуется развертывание и наращивание (до «ядра» многосторонней бригады) контингента бундесвера в Литве под эгидой НАТО. Особое внимание уделено влиянию этого процесса на развитие политического сотрудничества, что показано на примере запуска (2018) и функционирования формата «B3 + 1» (страны Балтии и ФРГ) на высшем уровне. Делается вывод о появлении определенной зависимости от Литвы вследствие повышенного желания сохранить ее в качестве надежного младшего партнера.
Поиск новых механизмов поддержания благополучия населения становится особенно актуальным в современных условиях экономического кризиса. В этом контексте кооперация может рассматриваться в качестве приоритетной формы предпринимательской активности, позволяя консолидировать финансовые ресурсы и снижать затраты на ведение хозяйственной деятельности. Статья ставит целью оценить потенциал потребительской кооперации в Калининградской области в условиях антироссийских санкций. Авторами ставится научная проблема по анализу особенностей развития кооперации в Калининградской области, исследованию ожиданий и запросов местного населения. Ключевым методом выступает анкетный опрос жителей Калининградской области (N = 481). В ходе исследования был сделан вывод о формировании условий для ренессанса кооперативных моделей хозяйствования в эксклавной Калининградской области. Среди жителей региона преобладает позитивное отношение к кооперации, сформировано мнение о том, что в условиях кризиса и экономических вызовов появились возможности для развития кооперативов. При этом среди респондентов, имеющих личный или опосредованный опыт участия в кооперации, значительно выше доля тех, кто позитивно оценивает кооперативные практики. Установлено, что ограничением развития кооперации выступает дефицит межличностного доверия. Делается вывод, что экономический кризис сместил фокус ожиданий жителей региона с социальных интересов (объединение с единомышленниками) на задачи повышения материального благополучия. Ожидания населения от участия в кооперативной деятельности в первую очередь связаны с возможностью заняться собственным бизнесом, повысить свои доходы.
В мире расширяется применение экономических санкций и контрсанкций, что несет пространственно неоднородные угрозы для большинства стран. Цель исследования - разработать и апробировать методику оценки подобных рисков на примере регионов России. Для оценки потенциального влияния торговых санкций рассчитывалась доля внешней торговли, приходившаяся на страны, вводившие санкционные ограничения. В ряде случаев она превышала 50 % (Ненецкий, Ханты-Мансийский автономные округа, Коми, Мурманская область), что потребовало быстрой переориентации потоков. Производственная импортозависимость высока для Калининградской, Калужской и Ленинградской областей, активно вовлеченных в глобальные цепочки, в частности в автомобилестроении. Санкции против юридических лиц могли создать риски для стабильности экономик домашних регионов, но рост спроса на отечественную продукцию нивелировал это влияние. Уход иностранных предприятий с рынка создавал риски разрыва производственных цепочек, но и предоставлял возможности для развития местного бизнеса: доля компаний из недружественных стран до введения санкций занимала более 20 % рынка в Калужской, Московской областях, в Москве, но лишь в некоторых регионах доля иностранных фирм, заявивших о своем полном уходе, превышала 5 % рынка: Коми, Самарская, Ленинградская и Московская области. Для комплексной оценки потенциальной подверженности экономики регионов внешним ограничениям рассчитан интегральный индекс на основе вышеупомянутых составляющих. Его значение ниже для регионов с более диверсифицированной отраслевой структурой экономики и внешнеторговых потоков, а наибольшие риски наблюдались для северо-западных территорий России, ранее тесно связанных со странами Европейского союза: Республики Карелия, Коми, Калининградская, Ленинградская, Архангельская области. В 2022 г. в регионах с высоким значением индекса была выше вероятность снижения экономической активности, но в 2023 г. это влияние прослеживается в меньшей мере. По результатам исследования сформулированы некоторые рекомендации.
Возможная конфискация российских активов со стороны стран Запада представляет один из серьезных вызовов современному международному праву и системе международных отношений. В настоящее время наибольшая часть замороженных активов находится в юрисдикции стран ЕС, поэтому исследование возможных механизмов использования российских активов в рамках ЕС представляет особую актуальность. Основная цель статьи состоит в том, чтобы выявить ключевые характеристики подходов ЕС и его государств-членов к использованию замороженных российских активов, определить их соответствие нормам и принципам международного права, а также возможные последствия для современной системы международных отношений. Для достижения поставленной цели автором проанализирована юридическая сторона данного вопроса, осуществлена проверка соответствия инициатив по изъятию российской собственности нормам современного международного права, смоделированы возможные последствия применения мер по конфискации российской собственности. Автор приходит к выводу о том, что любой из возможных вариантов изъятия суверенных активов противоречит нормам международного и национального права, поэтому невозможен в рамках существующего правового поля. Однако главное препятствие для реализации планов по изъятию российских суверенных активов лежит не в правовой, а в политической плоскости, поскольку такие действия способны привести к неконтролируемым последствиям. Предложенный Европейской комиссией механизм изъятия частной собственности в рамках уголовного процесса фактически означает использование уголовного права для решения политических задач, что не соответствует задачам уголовной политики.
Издательство
- Издательство
- БФУ
- Регион
- Россия, Калининград
- Почтовый адрес
- 236041, Россия, Калининград, ул. А. Невского, 14
- Юр. адрес
- 236041, Россия, Калининград, ул. А. Невского, 14
- ФИО
- Федоров Александр Александрович (Руководитель)
- E-mail адрес
- post@kantiana.ru
- Контактный телефон
- +7 (401) 2595595
- Сайт
- https://kantiana.ru