Возможная конфискация российских активов со стороны стран Запада представляет один из серьезных вызовов современному международному праву и системе международных отношений. В настоящее время наибольшая часть замороженных активов находится в юрисдикции стран ЕС, поэтому исследование возможных механизмов использования российских активов в рамках ЕС представляет особую актуальность. Основная цель статьи состоит в том, чтобы выявить ключевые характеристики подходов ЕС и его государств-членов к использованию замороженных российских активов, определить их соответствие нормам и принципам международного права, а также возможные последствия для современной системы международных отношений. Для достижения поставленной цели автором проанализирована юридическая сторона данного вопроса, осуществлена проверка соответствия инициатив по изъятию российской собственности нормам современного международного права, смоделированы возможные последствия применения мер по конфискации российской собственности. Автор приходит к выводу о том, что любой из возможных вариантов изъятия суверенных активов противоречит нормам международного и национального права, поэтому невозможен в рамках существующего правового поля. Однако главное препятствие для реализации планов по изъятию российских суверенных активов лежит не в правовой, а в политической плоскости, поскольку такие действия способны привести к неконтролируемым последствиям. Предложенный Европейской комиссией механизм изъятия частной собственности в рамках уголовного процесса фактически означает использование уголовного права для решения политических задач, что не соответствует задачам уголовной политики.
Идентификаторы и классификаторы
Некоторые эксперты полагают, что в рассматриваемой ситуации имеются основания не применять принцип суверенного иммунитета в отношении активов ЦБ РФ, поскольку Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности не вступила в силу, кроме того, данный принцип защищает от национальных судов, но не от международных, и тем более он не защищает от односторонних административных актов [31]. Вместе с тем, как уже отмечалось выше, концепция суверенного иммунитета относится к нормам обычного международного права [32; 33] и действует независимо от вступления в силу Конвенции 2004 г. Во-вторых, согласно судебной практике данная концепция имеет более широкое применение и распространяется не только на национальные суды1. В отношении односторонних административных актов следует обратиться к официальному комментарию Комиссии международного права (КМП) проекта статьи о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности. КМП отметила, что понятие «судебная функция» (judicial function) охватывает функции независимо от того, осуществляются ли они судами или административными органами2. Таким образом, в контексте применения иммунитета от юрисдикции судов другого государства некоторые решения административных органов могут быть квалифицированы как судебные, тем более, если они касаются лишения права собственности [17, р. 24].
Список литературы
1. Тимофеев, И. 2023, Санкции и конфискация российской собственности. Первый опыт, 11.01.2023, РСМД, URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/sanktsii-i-konfiskatsiya-rossiyskoy-sobstvennosti-pervyy-opyt/(дата обращения: 05.10.2023).
2. Boyle, A. 2022, Why Proposals for U.S. to Liquidate and Use Russian Central Bank Assets Are Legally Unavailable, April 18, 2022, Just Security, URL: https://www.justsecurity.org/81165/why-proposals-for-u-s-to-liquidate-and-use-russian-central-bank-assets-are-legally-unavailable/(дата обращения: 04.10.2023).
3. Runde, E. 2023, Why the European Commission’s Proposal for Russian State Asset Seizure Should be Abandoned, March 23, 2023, Just Security, URL: https://www.justsecurity.org/85661/why-the-european-commissions-proposal-for-russian-state-asset-seizure-should-be-abandoned/(дата обращения: 05.09.2023).
4. Voynikov, V. V. 2022, EU Anti-Russian Sanctions (Restrictive Measures): Compliance with International Law, Her.Russ. Acad. Sci, vol. 92 (Suppl 7), p. S636-S642,. DOI: 10.1134/S1019331622130111 EDN: PFUXYO
5. Тимофеев, И. Н. 2022, Сомнительная эффективность? Санкции против России до и после февраля, Россия в глобальной политике, т. 20, № 4, с. 136-152,. DOI: 10.31278/1810-6439-2022-20-4-136-152 EDN: OGQEHM
6. Giumelli, F., Hoffmann, F., Książczaková, A. 2021, The when, what, where, and why of European Union sanctions, European Security, vol. 30, № 1, p. 1-23,. DOI: 10.1080/09662839.2020.1797685 EDN: SBYKNC
7. Klimek, L. 2017, Mutual Recognition of Judicial Decisions in European Criminal Law. Cham, Springer, 742 p.,. DOI: 10.1007/978-3-319-44377-5
8. Peršak, N. 2022, Criminalising Hate Crime and Hate Speech at EU Level: Extending the List of Eurocrimes Under Article 83 (1) TFEU, Crim Law Forum, vol. 33, p. 85-119,. DOI: 10.1007/s10609-022-09440-w
9. Sakellaraki, A. 2022, EU Asset Recovery and Confiscation Regime - Quo Vadis? A First Assessment of the Commission’s Proposal to Further Harmonise the EU Asset Recovery and Confiscation Laws. A Step in the Right Direction?, New Journal of European Criminal Law, vol. 13, № 4, p. 478-501,. DOI: 10.1177/20322844221139577 EDN: CJIRSN
10. Dornbierer, A. 2023, Working Paper 42: From sanctions to confiscation while upholding the rule of law, Basel Institute on Governance, URL: https://baselgovernance.org/publications/wp-42 (дата обращения: 05.10.2023).
11. Jareborg, N. 2005, Criminalization as Last Resort (Ultima Ratio), Ohio State Journal of Criminal Law, vol. 2, № 2, p. 521-534.
12. Karsai, K. 2013, Ultima ratio and subsidiarity in the European Criminal Law, Forum: Acta Juridica et Politica, vol. 3, № 1, p. 53-63.
13. Weyembergh, A., Wieczorek, I. 2016, Is there an EU Criminal Policy? In: Colson, R., Field, S. (eds.), EU Criminal Justice and the Challenges of Diversity. Legal Culture in the Area of Freedoms, Security and Justice, Cambridge University Press, p. 29-47,. DOI: 10.1017/CBO9781316156315.003
14. Satzger, H. 2018, International and European criminal law, Baden-Baden, Nomos, 342 p.,. DOI: 10.5771/9783845236186
15. Olsen, K. B., Fasterkjær, K. S. 2022, Strict and Uniform: Improving EU Sanctions Enforcement. (DGAP Policy Brief, 29), Berlin: Forschungsinstitut der Deutschen Gesellschaft für Auswärtige Politik e.V, URL: https://www.ssoar.info/ssoar/handle/document/85171 (дата обращения: 05.10.2023).
16. Moiseienko, A. 2023, Sanctions, Confiscation, and the Rule of Law, Groupe d’études géopolitiques, URL: https://geopolitique.eu/en/articles/sanctions-confiscation-and-the-rule-of-law/(дата обращения: 05.10.2023).
17. Brunk, I. 2023, Central Bank Immunity, Sanctions, and Sovereign Wealth Funds, George Washington Law Review, vol. 91, № 6, p. 1616-1660.
18. Achermann, K. F. 2022,Völkerrechtliche Grundlagen und Hürden für eine Einziehung russischer Gelder und wirtschaftlicher Ressourcen, sui generis, https://sui-generis.ch/article/view/sg.213.
19. Stephan, P. B. 2022, Seizing Russian assets, Capital Markets Law Journal, vol. 17, № 3, p. 276-287,. DOI: 10.1093/cmlj/kmac014 EDN: XUHJQI
20. Колосов, Ю. М. Ответственность в международном праве. 2-е изд., стер. М., Статут, 2014, 224 с.
21. Zelikow, P. 2022, A legal approach to the transfer of Russian assets to rebuild Ukraine, Lawfare, URL: https://www.lawfaremedia.org/article/legal-approach-transfer-russian-assets-rebuild-ukraine (дата обращения: 22.07.2023).
22. Azaria, D. 2022, Trade countermeasures for breaches of international law outside the WTO, International & Comparative Law Quarterly, vol. 71, № 2, p. 389-423,. DOI: 10.1017/S0020589322000057 EDN: FACADU
23. Боклан, Д., Боклан, О., Смбатян, А. 2016, Значение Статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния для защиты интересов сторон при разрешении споров в рамках ВТО, Международное правосудие, № 4 (20), c. 99-113. EDN: XDGHNR
24. Кравченко, О. И. 1998, Юрисдикционный иммунитет государства: абсолютный или ограниченный?, Белорусский журнал международного права и международных отношений, № 1, с. 48-54. EDN: XEHQEE
25. Zilber, N. A. 1956, International Law: Sovereign Immunity: Seizure of Property under Restrictive Immunity Doctrine, Michigan Law Review, vol. 54, № 7, p. 1008-1011,. DOI: 10.2307/1285396
26. Akande, D. 2004, International Law Immunities and the International Criminal Court, The American Journal of International Law, vol. 98, № 3, p. 407-433,. DOI: 10.2307/3181639
27. Verdier, P.-H., Voeten, E. 2014, Precedent, compliance, and change in customary International law: an explanatory theory, The American Journal of International Law, vol. 108, № 3, p. 389-434,. DOI: 10.5305/amerjintelaw.108.3.0389
28. Мальцев, В. А., Элязян, А. Ш. 2023, Иммунитет государства: доктрины, виды и современные проблемы, Вестник Российского университета кооперации, № 1 (51), с. 114-120. EDN: DZSPHM
29. Brunk, I. W. 2022, Does Foreign Sovereign Immunity Apply to Sanctions on Central Banks?, Lawfare, URL: https://www.lawfaremedia.org/article/does-foreign-sovereign-immunity-apply-sanctions-central-banks (дата обращения: 23.11.2023).
30. Wuerth, I. 2019, Immunity from Execution of Central Bank Assets. In: Ruys, T., Angelet, N., Ferro, L. (eds.), The Cambridge Handbook of Immunities and International Law, Cambridge University Press, p. 266-284,. DOI: 10.1017/9781108283632.014
31. Ripenko, A. 2023, Should Third States Follow Ukraine’s Lead and Confiscate Russian State Assets?, Völkerrechtsblog,. DOI: 10.17176/20230619-110941-0
32. Исполинов, А. 2023, Риски современного международного обычая и пути их минимизации, Международное правосудие, № 2 (46), c. 70-91.
33. Попов, Е. В. 2019, Доктрина суверенного иммунитета и суверенные фонды: вызовы международной практики, Сравнительная политика, № 3, с. 133-147,. DOI: 10.24411/2221-3279-2019-10035 EDN: OJKSHQ
34. Vidigal, G. 2023, The Unilateralization of Trade Governance: Constructive, Reconstructive, and Deconstructive Unilateralism, Legal Issues of Economic Integration, vol. 50, № 1, p. 1-12. EDN: SZTYDY
35. Moiseienko, A. 2022, Frozen Russian Assets and the Reconstruction of Ukraine. Legal Options, World Refugee & Migration Council, URL: https://www.wrmcouncil.org/wp-content/uploads/2022/07/Frozen-Russian-Assets-Ukraine-Legal-Options-Report-WRMC-July2022.pdf (дата обращения: 22.07.2023). EDN: QYFWHY
36. Anderson, S. R., Keitner, C. 2022, The Legal Challenges Presented by Seizing Frozen Russian Assets, Lawfare, URL: https://www.lawfareblog.com/legal-challenges-presented-seizing-frozen-russian-assets (дата обращения: 18.07.2023).
37. Kamminga, M. T. 2023, Confiscating Russia’s Frozen Central Bank Assets: A Permissible Third-Party Countermeasure?, Netherlands International Law Review, vol. 70, p. 1-17,. DOI: 10.1007/s40802-023-00231-7
Выпуск
Другие статьи выпуска
Рассматриваются теоретические основы исследования процессов регионализации и геополитической регионализации. В качестве теоретических объектов предстают системообразующие (регионообразующие) общественно-геоадаптационные и геополитические отношения. Рассматриваются основные разновидности трансграничной и транснациональной геополитической регионализации как проявления специфических геополитических отношений. Они типологизированы по масштабу, функциональной сфере, историко-географическим особенностям, по качеству, по правовому статусу и по геопространственным характеристикам, в том числе применительно к Балтийскому региону. Важным вопросом для исследования какого-либо региона является его выделение и определение пространственных пределов. До сих пор нет однозначного ответа на вопрос о границах Балтийского региона. Авторы обсуждают основные имеющиеся подходы к его решению, отмечая их достоинства и недостатки, особенно применительно к геополитическим исследованиям. В заключительной части статьи рассматриваются исторические геополитические эпохи эволюции Балтийского региона, на протяжении нескольких веков кардинально менявшего свое геополитическое содержание. Особо обращается внимание на современное состояние Балтийской региональной геополитической общности, классифицируемой в качестве одного из конфликтных (конфронтационных) геополитических регионов в «Евразийской дуге нестабильности» как геополитическом макрорегионе.
Регионы Северо-Западного федерального округа при общей тенденции роста ВРП демонстрируют снижение доли образования в ВРП и доли занятых в образовании в общей занятости населения, одновременно отмечается сокращение числа вузов и количества обучающихся в них студентов. Данные тенденции могут стать серьезным препятствием для развития регионов в контексте четвертой промышленной революции и экономики знаний. Недостаточное внимание к сфере образования может объясняться тем, что его вклад в региональное развитие недооценивается. Вузы играют особую роль в региональной социально-экономической системе и, реализуя «третью миссию», влияют на экономику, политику, социальную сферу региона своего присутствия. Для более точного понимания роли вузов в региональном развитии актуальной является задача комплексной оценки их функционирования. В этой связи целью работы стала оценка уровня реализации функций региональными вузами и выявление взаимосвязи их функционирования с основными социально-экономическими показателями региона. В работе описана методика оценки уровня функционирования региональных вузов и представлены результаты ее апробации на примере регионов Северо-Западного федерального округа. Высокий уровень функционирования вузов отмечен в Архангельской области и Санкт-Петербурге. Наихудшие показатели реализации функций вузами наблюдались в Ленинградской области. Корреляционный анализ показал наличие значимой связи между функционированием вузов и основными социально-экономическими показателями регионального развития. При этом отмечается существенная диспропорциональность в уровне реализации функций вузами во всех регионах округа. Полученные результаты могут быть интересны исследователям проблем регионального развития, руководителям вузов, ориентированных на реализацию «третьей миссии» университета, а также могут быть использованы для проработки решений по развитию высшего образования на региональном уровне в Северо-Западном федеральном округе.
Исследование представляет собой пример реализации институционально-территориального подхода к выявлению и представлению социально-экономических и структурно-организационных особенностей функционирования мажоритарной религиозной организации Дании. Цель - представить ее характеристику с опорой на результаты анализа актуальных официально опубликованных данных и их статистической обработки с помощью расчетного инструментария. Объектом исследования выступает Евангелическо-лютеранская церковь Дании и образуемые ею административно-территориальные структуры. Один из смысловых акцентов сделан на редко обсуждаемом в научном обороте вопросе финансовой деятельности религиозной организации. Конфессиональное пространство Дании представляет собой поликомпонентную систему с ярко выраженной доминантой. Таковой выступает национальная лютеранская церковь, наделенная особым правовым статусом. Историческая и социальная значимость, а также сохранение ряда функций, дублирующих государственные, позволяют ей сохранять цивилизационно- и культурообразующую роль для населения страны, особенно коренного. Однако общие для стран Северной Европы секулярные тенденции касаются и Дании. Речь идет среди прочего о численных потерях адептов Евангелическо-лютеранской церкви в последние десятилетия. В наибольшей мере это касается столичного региона, где выше доля мигрантов в структуре населения и более динамичен ритм повседневной жизни. Выявлена территориальная дифференциация в степени проявления активности религиозно обусловленного поведения. Наибольшие показатели (на фоне их общей отрицательной динамики) характерны для периферийных регионов страны. В них наблюдается и самая высокая доля зарегистрированных членов Евангелическо-лютеранской церкви. Перспективы дальнейших исследований в представленном направлении связаны с нехристианскими религиями Дании.
Анализируются иммиграционные и интеграционные стратегии Дании и Швеции, проводится их сравнение с точки зрения эффективности принимаемых мер. Общность исторического, культурного и социально-экономического развития двух стран обусловила и схожесть подходов к решению проблем, возникающих в связи с образованием на их территориях этноконфессиональных анклавов, население которых преимущественно составляют иммигранты «мусульманского происхождения». Европейские миграционные кризисы последних лет привели к ужесточению интеграционных режимов Скандинавских стран. Но есть и различия в правительственных стратегиях этих стран в противодействии сегрегации иммигрантских районов. Дания придерживается жесткой иммиграционной политики, в основе которой лежит подход культурной ассимиляции иммигрантов из «незападных» стран. Швеция проводит более либеральную политику, исходя из принципов мультикультурализма. Анализ официальных документов и критический анализ политических дискурсов позволили реконструировать эволюцию иммиграционных и интеграционных инициатив Дании и Швеции. Авторы отмечают, что шведские власти используют более радикальный датский опыт решения «миграционных» проблем, адаптируя его под собственные политические программы. Но, несмотря на результаты антииммиграционного политического курса Дании, что проявилось в сокращении числа сегрегированных иммигрантских районов, целый спектр проблем остается нерешенным, что связано и с иммиграционной политикой ЕС. Острой остается и проблема формирования новой гражданской идентичности, основанной на языковой, религиозной и культурной «однородности» датского общества при его реальной поликультурности. В этом плане Швеция конструирует собственную программу противодействия сегрегации с учетом позитивного и негативного опыта датской иммиграционной и интеграционной политики. Еще один важный вывод: эти страны стали уделять особое внимание этническому и конфессиональному критериям в идентификации «параллельных обществ».
С середины 2010-х гг. ФРГ заметно скорректировала подходы к использованию бундесвера, перенацелив стратегическое внимание с зон в отдалении от Евроатлантического сообщества на деятельность внутри и вблизи него. Это актуализировало проблему поиска фокусных партнеров в Восточной Европе, углубления и расширения сотрудничества с ними. В статье исследуется эволюция политической и военной составляющих диалога Германии и Литвы на современном этапе. Показывается подход ФРГ к оценке фактора исторической памяти, стремление позиционировать себя в роли защитницы национальной государственности партнера. При этом в начале XXI в. имел место дефицит стратегического внимания Германии к Литве, что проявилось в спаде диалога 2014-2015 гг. В условиях конфронтации «западных демократий» и РФ ФРГ реализовывала стратегию плавно, но неуклонно наращиваемого давления на Россию. Восприятие этого подхода в Вильнюсе менялось от негативного до все более позитивного по мере роста вовлеченности Германии в «сдерживание» РФ. Исследуется развертывание и наращивание (до «ядра» многосторонней бригады) контингента бундесвера в Литве под эгидой НАТО. Особое внимание уделено влиянию этого процесса на развитие политического сотрудничества, что показано на примере запуска (2018) и функционирования формата «B3 + 1» (страны Балтии и ФРГ) на высшем уровне. Делается вывод о появлении определенной зависимости от Литвы вследствие повышенного желания сохранить ее в качестве надежного младшего партнера.
Поиск новых механизмов поддержания благополучия населения становится особенно актуальным в современных условиях экономического кризиса. В этом контексте кооперация может рассматриваться в качестве приоритетной формы предпринимательской активности, позволяя консолидировать финансовые ресурсы и снижать затраты на ведение хозяйственной деятельности. Статья ставит целью оценить потенциал потребительской кооперации в Калининградской области в условиях антироссийских санкций. Авторами ставится научная проблема по анализу особенностей развития кооперации в Калининградской области, исследованию ожиданий и запросов местного населения. Ключевым методом выступает анкетный опрос жителей Калининградской области (N = 481). В ходе исследования был сделан вывод о формировании условий для ренессанса кооперативных моделей хозяйствования в эксклавной Калининградской области. Среди жителей региона преобладает позитивное отношение к кооперации, сформировано мнение о том, что в условиях кризиса и экономических вызовов появились возможности для развития кооперативов. При этом среди респондентов, имеющих личный или опосредованный опыт участия в кооперации, значительно выше доля тех, кто позитивно оценивает кооперативные практики. Установлено, что ограничением развития кооперации выступает дефицит межличностного доверия. Делается вывод, что экономический кризис сместил фокус ожиданий жителей региона с социальных интересов (объединение с единомышленниками) на задачи повышения материального благополучия. Ожидания населения от участия в кооперативной деятельности в первую очередь связаны с возможностью заняться собственным бизнесом, повысить свои доходы.
В мире расширяется применение экономических санкций и контрсанкций, что несет пространственно неоднородные угрозы для большинства стран. Цель исследования - разработать и апробировать методику оценки подобных рисков на примере регионов России. Для оценки потенциального влияния торговых санкций рассчитывалась доля внешней торговли, приходившаяся на страны, вводившие санкционные ограничения. В ряде случаев она превышала 50 % (Ненецкий, Ханты-Мансийский автономные округа, Коми, Мурманская область), что потребовало быстрой переориентации потоков. Производственная импортозависимость высока для Калининградской, Калужской и Ленинградской областей, активно вовлеченных в глобальные цепочки, в частности в автомобилестроении. Санкции против юридических лиц могли создать риски для стабильности экономик домашних регионов, но рост спроса на отечественную продукцию нивелировал это влияние. Уход иностранных предприятий с рынка создавал риски разрыва производственных цепочек, но и предоставлял возможности для развития местного бизнеса: доля компаний из недружественных стран до введения санкций занимала более 20 % рынка в Калужской, Московской областях, в Москве, но лишь в некоторых регионах доля иностранных фирм, заявивших о своем полном уходе, превышала 5 % рынка: Коми, Самарская, Ленинградская и Московская области. Для комплексной оценки потенциальной подверженности экономики регионов внешним ограничениям рассчитан интегральный индекс на основе вышеупомянутых составляющих. Его значение ниже для регионов с более диверсифицированной отраслевой структурой экономики и внешнеторговых потоков, а наибольшие риски наблюдались для северо-западных территорий России, ранее тесно связанных со странами Европейского союза: Республики Карелия, Коми, Калининградская, Ленинградская, Архангельская области. В 2022 г. в регионах с высоким значением индекса была выше вероятность снижения экономической активности, но в 2023 г. это влияние прослеживается в меньшей мере. По результатам исследования сформулированы некоторые рекомендации.
Издательство
- Издательство
- БФУ
- Регион
- Россия, Калининград
- Почтовый адрес
- 236041, Россия, Калининград, ул. А. Невского, 14
- Юр. адрес
- 236041, Россия, Калининград, ул. А. Невского, 14
- ФИО
- Федоров Александр Александрович (Руководитель)
- E-mail адрес
- post@kantiana.ru
- Контактный телефон
- +7 (401) 2595595
- Сайт
- https://kantiana.ru