В представленной статье поднимается проблема политического восприятия и формирования в индивидуальном и общественном сознании образа России. Гипотезой исследования выступает мыль о том, что образ России как результат политического восприятия структурируется из концептов Россия, Родина, страна и государство. Данные концепты являются базовыми для русского народа, они подробно исследованы в рамках когнитивной лингвистики. Однако тенденции политического восприятия возможно проследить изучая изменения в восприятии носителями русского языка соответствующих концептов. В рамках метода свободных ассоциаций 326 респондентов подбирали атрибутивные распространители к лексемам, вербализующим соответствующие концепты. Проведенное исследование позволило стало (1) выявить спектр атрибутов, характерных для каждого концепта составляющего образ России; (2) определить пересекающиеся, то есть повторяющиеся и наиболее распространенные определения, свидетельствующие о ключевых характеристиках концептов; (3) выделить наиболее уникальные, неологичные словосочетания, демонстрирующие тенденции в динамике концептов; (4) визуализировать образ России (его ключевые и периферийные характеристики), что позволяет охарактеризовать тенденции политического восприятия.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.21453/2311- 3065-2024-12-2-97-109
Акцентируем внимание на том, что при восприятии концептов страна и государство, отсутствует значение принадлежности. Наделяя атрибутами соответствующие лексемы, воспринимающий субъект сталкивается с синсемантичностью, лексической недостаточностью существительных, что и пытается восполнить определениями.
Список литературы
1. Ананьева С.В., Габдуллина В.И. (2019). От концепта дома - к концепту Родины // Мир науки, культуры, образования. № 2 (75). С. 486-470.
2. Антонюк Е.Ю. (2013). Культурологический подход к концепту «Образ страны» // Познание стран мира: история, культура, достижения. № 1. С. 87-94.
3. Аскольдов С.А. (1997). Концепт и слово / под ред. В.П. Нерознака. М.: Academia.
4. Воркачев С.Г. (2011). Российская лингвокультурная концептология: современное состояние, проблемы, вектор развития // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. Т. 70. №. 5. С. 64-74.
5. Герасименко И.А., Царегородцева С.С. (2017). Концепт «Россия» сквозь призму языковой картины мира жителей Крыма // Межкультурные коммуникации. Тезисы докладов участников международной научной конференции. С. 27-28.
6. Даренская М. (2007). Восприятие образа политического лидера // PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект. № 5. С. 159-160.
7. Денисова Т.А. (2006). Репрезентация концептов мужчина и женщина в языковом сознании русского народа. Дис. … канд. филол. наук. Тамбов.
8. Ежова В.С. (2020). Восприятие образов двух политических деятелей; Барак Обамы и Мохаммеда Ибн Рашид Аль Мактума (через платформу Instagram) // Modern Science. № 12-3. С. 174-178.
9. Ермакова О.П. (1971). О синтаксической совместимости определения и предложнопадежных форм существительных // Вопросы синтаксиса русского языка. Калуга.
10. Карасик В.И. (2002). Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Научное издательство ВГСПУ «Перемена».
11. Кисель В.А. (2018). Образ Канала в Тувинской культуре (эмоциональное восприятие и политическая конъюнктура) // Кунсткамера. № 2. С. 153-161.
12. Котелова Н.З. (1975). Значение слова и его сочетаемость. Л.: Наука.
13. Котлярова О.В. (2019). Динамичность культурно значимых концептов государство и народ в русской языковой картине мира // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Т. 12. № 5. С. 132-136.
14. Мадмарова Г.А. (2017). Межкультурные концепты в тексте художественного произведения. Бишкек: Бийиктик.
15. Мещеряков А.Н. (1999). Хрестоматия по географии России. Образ страны: пространства России // Вестник Евразии. № 1-1. С. 170-182.
16. Митина О.В., Петренко В.Ф. (2018). Опыт использования психосемантической методики «Образ политического лидера» для сопоставительных исследований восприятия имиджей политических деятелей // Ярославский педагогический вестник. № 5. С. 256-269.
17. Палитай И.С. (2022). Образ будущего современной России у студенческой молодежи Москвы // Образ будущего. Сборник тезисов Второй Международной научно-практической конференции. Орёл. С. 146-149.
18. Перж Ф.Е. (2014). Анализ рационального уровня восприятия образа российского государства в массовом политическом сознании граждан России // Представительная власть XXI век. № 2-3 (129-130). С. 67-70.
19. Самсонова Н.Г. (2021). Образ Испании в России (вторая половина 1970-х - 1880-е гг.): особенности восприятия общественно-политической сферы // Концепт: философия, религия, культура. Т. 5. № 2 (18). С. 131-146.
20. Семенова Е.С. (2006). Психологические механизмы восприятия образов «своего» и «чужого» политических лидеров (на примере образов В.В. Путина и Г. Шредера) // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. № 6. С. 86-94.
21. Смулькина Н.В. (2023). Политическое лидерство: особенности Российского политического восприятия // Личность в пространстве и времени. № 12. С. 94-102.
22. Степанов Ю.С. (1997). Русский язык: энциклопедия. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Ю.Н. Караулова. М.: Большая Российская энциклопедия.
23. Федорищева О.В. (2023). Особенности восприятия молодежью образа политического лидера в СМИ // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. Т. 13. № 5. С. 135-140.
24. Bajwa F. (2022). Impact of packaging politics and branding of political leaders on public’s political perception. Journal of Development and Social Sciences. Vol. 3. № 2. P. 663-672.
25. Kabaçam S.B. (2020). Perception of democracy in the political culture. World of Ideas and Politics. Vol. 19. № 1. P. 230-242.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются аспекты коммуникации в современных организациях. Автор раскрывает подходы к количественной оценке корпоративных коммуникаций, их измерению и мониторингу, опираясь на собственный многолетний опыт профессиональной деятельности. На основе Модели Премии Правительства Российской Федерации в области качества показаны возможности для формирования отчета о существующих коммуникациях. Целью исследования является построение критериев и показателей, как внешних, так и внутренних, для измерения результативности предоставления информации о деятельности организации в целом. Исследование было проведено с использованием методов анализа документов и экспертного опроса сотрудников, проводящих подготовку организации к конкурсу, и оценивающих экспертов. Показаны возможности для измерения количественных характеристик построения коммуникативного поля организации. Рассмотрены критерии построения информационного и коммуникационного полей организации. В качестве критериев измерения приведены примеры построения целевых показателей. Рассмотрен примерный инструментарий для количественных оценок. Предполагается, что организация, проводящая измерения, будет в дальнейшем проводить корректирующие мероприятия и пересматривать реализуемый подход. В статье приведены ссылки на действующие официальные документы, международные стандарты, принятые на территории Российской Федерации, рекомендующие оценочные показатели для проведения оценки коммуникативного поля современной организации, а также требования к компетентности лиц, производящих оценку. Отдельно рассмотрены формы построения коммуникативного и информационного полей организации по отношению к собственному персоналу, различным уровням управления, потребителям, партнерам, поставщикам, клиентам, органам государственной и муниципальной власти.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий происходит не только в отраслях народного хозяйства страны, но и находит повсеместное применение в избирательном процессе. Цифровизация выборов ежегодно охватывает новые территории. В Москве накоплен определенный опыт внедрения и эффективного применения информационно-коммуникационных технологий в период подготовки и проведения избирательных кампаний. Осенью 2023 года в преддверии выборов Мэра Москвы автором совместно с экспертами было проведено анкетирование жителей столицы. Перед организаторами опроса горожан ставилась задача собрать, обобщить и проанализировать мнения московского электората по вопросу внедрения цифровых технологий на выборах. В статье приводятся конкретные результаты анкетирования москвичей, их отношение к использованию на выборах электронных технологий. Автор приводит довод о целесообразности повышения легитимности выборных органов власти за счет роста показателя «явка» избирателей. На конкретных примерах демонстрируется, что внедрение цифровизации в выборный процесс, в конечном итоге, способствует повышению легитимности избираемых партий, общественных объединений и их кандидатов. Анализируя итоги состоявшихся последние годы выборов в федеральные, региональные и местные органы исполнительной и законодательной власти (2021–2024), а также результаты вышеупомянутого анкетирования жителей Москвы, автор предлагает вариант построения модели «воронки причинности» с учетом такого внешнего фактора как цифровизация, оказывающего значительное влияние на выборный процесс.
В современную эпоху многие сферы и отрасли сталкиваются с проблемой адаптации своих коммуникационных стратегий к динамично трансформирующимся требованиям и восприятию аудитории. В условиях жесткой конкуренции в сфере культуры театры и концертные площадки все больше осознают необходимость привлечения новых пользователей, в первую очередь с помощью цифровых каналов. Чтобы разработать эффективную коммуникационную стратегию и повысить экономическую жизнеспособность театров, крайне важно оценить, как потребители реагируют на новые технологии в контексте традиционных жанров. В статье проанализировано восприятие публикой культурных продуктов и представлен обзор цифровых инструментов в оперной индустрии. Для этого было проведено эмпирическое исследование с помощью онлайн-опроса российских респондентов на платформе опернотематической группы в социальной сети ВКонтакте. Были проанализированы мнения аудиториио положительном влиянии цифровых технологий на оперу, их присутствии на платформах оперных учреждений и в социальных сетях, а также о возможности замены цифровыми форматами живого театрального опыта. Полученные результаты свидетельствуют о том, что цифровизация служит важнейшим инструментом продвижения и популяризации оперы, но для того, чтобы оперное искусство сохранило свою аутентичность, имплементация цифровых инструментов должна быть тщательно продумана.
Современные исторические исследования, посвященные развитию медицинской науки и искусства врачевания, все чаще предполагают анализ социокультурных и социо-коммуникативных аспектов, которые становятся частью исторического анализа. В статье рассматривается взаимосвязь изобразительного искусства и анатомии человека как элемент социокультурной трансляции (коммуникации) знаний в истории медицины, в частности анатомии. Искусство Ренессанса, прежде всего портретная живопись с натуры, копирующая образ конкретного человека, может отражать признаки состояния его здоровья, симптомы болезней, и медицинские знания в исторической ретроспективе фактически являются и частью культуры общества. В своем исследовании авторы приводят примеры отражения на картинах конкретных медицинских патологий и приходят к заключению о том, что произведения искусства могут транслировать информацию о состоянии здоровья изображенного человека, наличия у него клинических проявлений болезней, которые запечатлела в их образе кисть мастера-художника и которые, вероятно, еще не были установлены и понятны лекарям того времени.
Цифровые технологии меняют ландшафт приемов и способов коммуникации брендов с потребителями. Одним из актуальных инструментов, появление которого приходится на начало 20-х годов XXI века, являются метавселенные. Актуальность изучения метавселенных как инструмента коммуникации определяется возрастающей популярностью этой цифровой среды. Объектом исследования настоящей статьи являются метавселенные во взаимосвязи с новой эстетикой в формировании диалога между брендом и потребителем. Предметом – формы и способы эстетической коммуникации. Целью статьи является выявление форматов взаимодействия брендов с метавселенными, демонстрирующими неограниченные возможности в формировании новой эстетики. Степень изученности темы эксплицирована в обзоре литературы. Теоретические аспекты исследований дополнены автором: рассматриваются и выявляются «способы входа» в метавселенные; для анализа эмпирической базы автор опирается на методику, выявляющую разные аспекты в эстетике коммуникации брендов через метавселенные. Авторское исследование проведено на основе системы медиамониторинга «Медиалогия», приведены данные за два года: 60 коммуникационных кампаний, отраженных в 12 459 медиатекстах СМИ и соцмедиа разных типологических сегментов. Несмотря на отсутствие массового характера в продвижении подобных проектов, автор полагает, что в формате взаимодействия брендов с метавселенными просматривается огромный потенциал: количество подобных кампаний растет, они оставляют о себе «цифровой след», однако не всегда вписываются в формат профессиональных конкурсов или попадают в фокус внимания СМИ. Автор подробно останавливается на анализе кейса победителя конкурса «Инфоповод года 2022» и рандомном кейсе бренда Samsung, близком по концепции к победителю конкурса «Инфоповод года 2022», однако не заявлявшем о себе в конкурсе. Автор демонстрирует его потенциал для освещения в СМИ и соцмедиа. В заключении делается вывод о том, что интерес брендов к метавселенным как инструменту продвижения будет расти, поскольку он позволяет раскрывать эстетику бренда и формировать новый тип иммерсивных взаимоотношений с аудиторией.
Системный анализ как парадигма позволяет исследовать медиапространство как подсистему с гибкими связями внутри и внешними с другими подсистемами. Используя системный подход, автор предлагает рассматривать трансформацию медиапространства как саморазвивающийся процесс, который происходит под влиянием цифровизации, являющейся фактором скорости изменений. Автор предлагает считать медиапространство социальным процессом с присущими ему: (1) логическим подлежащим; (2) временным отношениям; (3) пространственным отношениям; (4) направлением. В заключение автор соглашается с мнением исследователей, что под влиянием технологического развития общества медиапространство трансформировалось в медиасферу.
Человек воспринимает окружающий мир через коммуникативные и когнитивные процессы, где знания, эмоции, социальные нормы влияют на восприятие информации об экологических проблемах. По нашему мнению, умелое сочетание научной и экологической коммуникации позволяет не только повышать качество коммуникации, но и менять отношение к окружающей среде. Данную гипотезу мы проверили через соотнесение понятие экологической и научной коммуникации, представленных в российской и зарубежной научной литературе, проведение сравнения их основных характеристик, выявления особенностей взаимодействия. По результатам исследования автор приходит к выводу о важности партнерства научной и экологической коммуникации, что позитивно влияет на эффективность управления и сохранение устойчивости окружающей среды, поведенческие намерения граждан. Научная составляющая усиливает экологическую коммуникацию за счет компетентности знаний, взвешенности решений, что отражается на легитимизации проводимых изменений. В завершении мы также предлагаем различные стратегии действий и модели коммуникации, выбор которых зависит от целей субъектов и текущей ситуации.
Трактовка и взаимосвязь понятий «факт» и «смысл» на протяжении XX-XXI веков постоянно находилась в зоне интереса исследователей: социологов, философов, культурологов, лингвистов, юристов, а также писателей и журналистов. При этом данная взаимосвязь, внешне понятная и логичная, осознавалась как всё более сложная композиция, зависящая и от особенностей человеческого восприятия, и от целенаправленного моделирования различного рода сообщений целевым аудиториям. В статье рассматривается состояние данных представлений, связанных, с одной стороны, с константным различием фактов и смыслов, а с другой – с усилением амбивалентности в восприятии медиаконтента в условиях интернетизации и медиатизации информационного пространства. Анализируются предпосылки и современная практика создания и последующего применения фактологических и смысловых элементов в композициях публикуемых сообщений, исследуется динамическое изменение целей и ролей названных элементов в воздействии на целевые аудитории. Констатируется, что, даже с развитием технологий проверки фактов на достоверность и выявления интенции авторов сообщений, приоритетной формой действий по обеспечению влияния становится формирование у пользователей стереотипных установок, соответствующих при этом юридическим нормам государства и этическим стандартам профильного сообщества.
Издательство
- Издательство
- АССОЦИАЦИЯ "МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ КОММУНИКОЛОГИИ"
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 108809, г Москва, Филимонковский р-н, Новомосковский округ, деревня Соколово, д 28А
- Юр. адрес
- 108809, г Москва, Филимонковский р-н, Новомосковский округ, деревня Соколово, д 28А
- ФИО
- Шарков Феликс Изосимович (ПРЕЗИДЕНТ)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______