Статья: СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВСТУПИТЕЛЬНОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ КАК ЖАНРА АНГЛОЯЗЫЧНОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ДИСКУРСА (2025)

Читать онлайн

Введение. Актуальность исследования обусловлена возрастающим интересом лингвистики к академическому дискурсу как ключевому типу коммуникации в современном обществе, где наука и высшее образование играют центральную роль. Вступительное собеседование, как жанр, находящийся на пересечении учебного, педагогического и научного общения, остается недостаточно изученным, что подчеркивает научную новизну работы. Цель исследования - выявить и описать лингвокультурный сценарий вступительного собеседования на английском языке как жанра академического дискурса, определив его этапы и соответствующие типы речевых действий. Методология и источники. В работе использовались методы дискурсивного и интерпретативного анализа. Эмпирической базой исследования послужили скрипты вступительных собеседований в высшие учебные заведения, объемом 70 тыс. слов, что помогло детально изучить жанровые особенности. Результаты и обсуждение. Исследование выявило структурно-содержательные характеристики жанра, включая лингвокультурный скрипт, состоящий из шести этапов, объединенных в две группы речевых действий: метадискурсивную (инициирующий, ориентирующий, завершающий этапы) и идеационную (тестирующий, резюмирующий, оценивающий этапы). Метадискурсивные действия регулируют диалог, создавая рамки общения, тогда как идеационные фокусируются на содержании, проверке знаний и оценке компетенций кандидата. Каждый этап характеризуется специфическими тактиками, отражающими институциональную природу жанра и его ориентацию на академические ценности. Заключение. Выполненный анализ подтвердил, что вступительное собеседование представляет собой многоуровневый жанр, сочетающий традиционные академические функции (оценка знаний, критического мышления) с современными коммуникативными практиками (диалогичность, интерактивность). Результаты исследования уточняют место жанра в системе академического дискурса, подчеркивая его уникальность по сравнению с другими типами интервью (например, при приеме на работу), где акцент смещен на опыт, а не образовательный потенциал. Предложенная методика анализа этапов и речевых действий обогащает теорию жанров, предоставляя инструмент для изучения других устных интерактивных жанров, и способствует пониманию их структурной и содержательной специфики в контексте социокультурных норм. Полученные выводы имеют практическое значение для подготовки к академическим собеседованиям и дальнейшему развитию лингвокультурных исследований.

Introduction. The growing interest of linguistics in academic discourse, a pivotal communication type in contemporary society where science and higher education are central, underscores the relevance of this study. The admissions interview, a genre intersecting educational, pedagogical, and scientific communication, remains underresearched, highlighting the study’s scientific novelty. This research aims to identify and delineate the linguacultural script of the English-language admissions interview as an academic discourse genre, specifying its stages and corresponding speech act types. Methodology and sources. The study employed discursive and interpretive analysis methods. The empirical data comprised 70,000 words of admissions interview transcripts from higher education institutions, enabling a detailed examination of genre characteristics. Results and discussion. The research revealed the genre’s structural and content-related features, including a six-stage linguacultural script categorized into metadiscursive (initiating, orienting, concluding) and ideational (testing, summarizing, evaluating) speech act groups. Metadiscursive acts regulate dialogue, framing communication, while ideational acts focus on content, knowledge assessment, and candidate competency evaluation. Each stage exhibits specific tactics, reflecting the genre’s institutional nature and orientation towards academic values. Conclusion. The analysis confirms the admissions interview as a multi-layered genre, integrating traditional academic functions (knowledge assessment, critical thinking) with contemporary communicative practices (dialogicity, interactivity). The findings refine the genre’s position within academic discourse, emphasizing its uniqueness compared to other interview types (e. g., job interviews), which prioritize experience over educational potential. The proposed methodology for analyzing stages and speech acts enriches genre theory, offering a tool for exploring other oral interactive genres and enhancing understanding of their structural and content-related specificities within sociocultural norms. The study’s conclusions have practical implications for academic interview preparation and the advancement of linguacultural research.

Ключевые фразы: дискурс, АКАДЕМИЧЕСКИЙ ДИСКУРС, ЖАНР, вступительное собеседование, английский язык
Автор (ы): Теплыгина Ирина Михайловна
Журнал: ДИСКУРС

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
81. Лингвистика. Языкознание. Языки
Для цитирования:
ТЕПЛЫГИНА И. М. СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВСТУПИТЕЛЬНОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ КАК ЖАНРА АНГЛОЯЗЫЧНОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ДИСКУРСА // ДИСКУРС. 2025. Т. 11 № 3
Текстовый фрагмент статьи