Статья: ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ НЕЙРОСЕТЕЙ НА ЖИЗНЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ИТ-НАПРАВЛЕНИЯ СПБГЭТУ «ЛЭТИ») (2025)

Читать онлайн

Введение. Статья посвящена анализу развития и внедрения систем искусственного интеллекта, в частности нейросетей, в жизнь студенческой молодежи. Их использование может как открывать новые горизонты, так и ставить серьезные этические вопросы, особенно в контексте влияния на молодежь и их образовательные траектории. Подчеркивается двойственность восприятия технологий молодежью, где, с одной стороны, их применение вызывает большой энтузиазм, с другой, существует обеспокоенность по поводу рисков манипуляции и распространения дезинформации. Методология и источники. Рассматривается современное понимание искусственного интеллекта как комплекса технологий, способных имитировать когнитивные функции человека, включая самообучение. Обсуждаются концепции ученых: Э. Тоффлера, М. Кастельса и некоторых других, подчеркивающих значение информации и знаний в процессе общественного развития и возрастание автономии пользователей в цифровую эпоху. Акцентируется внимание на междисциплинарном подходе в изучении искусственного интеллекта. Обсуждаются его возможности в образовательном процессе, основанные на этических принципах человекоориентированного подхода (А. В. Резаев, Н. Д. Трегубов). Результаты и обсуждение. Проведена социологическая диагностика студентов факультета компьютерных технологий СПбГЭТУ «ЛЭТИ» для изучения влияния нейро- сетей на принятие ими жизненно важных решений. Опрос охватил 487 респондентов. Результаты показали, что большинство студентов (59,2 %) положительно оценивают использование нейросетей, при этом 85,1 % респондентов используют их в образовательных целях. Значительная часть опрошенных выразила опасения по поводу этических вопросов, связанных с использованием нейросетей, включая потерю автономии при принятии решений и недостаток человеческого взаимодействия. Проведен анализ ответов нейросети ChatGPT-3.5 на вопросы, касающиеся решения этических дилемм, что удостоверило способность нейросети к эмоциональному анализу и учету этических аспектов. Заключение. Авторы акцентируют внимание на широком потенциале использования нейросетей для принятия важных решений, но также подчеркивают риск потери субъектности и возрастания значимости нейросетей в качестве отдельной ценности для личности. Для обеспечения этического и безопасного использования данных технологий рекомендуется повышать прозрачность алгоритмов, проводить обучение пользователей, разработать этические стандарты и нормативное регулирование их применения.

Introduction. The article is devoted to the analysis of the development and implementation of artificial intelligence systems, in particular neural networks, in the life of students. Their use can both open up new horizons and raise serious ethical questions, especially in the context of influencing young people and their educational trajectories. The article highlights the ambivalence of young people’s perception of technology, where, on the one hand, their use arouses great enthusiasm, on the other, there is concern about the risks of manipulation and the spread of misinformation. Methodology and sources. The modern understanding of artificial intelligence as a complex of technologies capable of imitating human cognitive functions, including selflearning, is considered. The concepts of А. Toffler, M. Castells and some other researches are discussed, emphasizing the importance of information and knowledge in the process of social development and the increasing autonomy of users in the digital age. The article focuses on an interdisciplinary approach in the study of artificial intelligence. Its possibilities in the educational process based on the ethical principles of a human-oriented approach are discussed (A. V. Rezaev, N. D. Tregubov). Results and discussion. A sociological diagnosis of the students of the Faculty of Computer Technology of ETU was carried out to study the influence of neural networks on their vital decision-making. The survey covered 487 respondents. The results showed that the majority of students (59.2 %) positively assess the use of neural networks, while 85.1 % of respondents use them for educational purposes. A significant portion of the respondents expressed concerns about ethical issues related to the use of neural networks, including loss of autonomy in decision-making and lack of human interaction. The analysis of the responses of the ChatGPT-3.5 neural network to questions related to solving ethical dilemmas was carried out, which confirmed the ability of the neural network to emotionally analyze and take into account ethical aspects. Conclusion. The authors focus on the wide potential of using neural networks to make important decisions, but also emphasize the risk of losing subjectivity and increasing the importance of neural networks as a separate value for the individual. To ensure the ethical and safe use of these technologies, it is recommended to increase the transparency of algorithms, provide user training, and develop ethical standards and regulations for their use.

Ключевые фразы: искусственный интеллект, нейросеть, chatgpt-35, студенты ит-направления, этические аспекты, СУБЪЕКТНОСТЬ, человекоориентированный подход
Автор (ы): Курапова Анна Сергеевна
Соавтор (ы): Курапов Сергей Владимирович, Державина Анна Дмитриевна, Шатило Назар Владимирович
Журнал: ДИСКУРС

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
316.473. Социальное восприятие, например:
Для цитирования:
КУРАПОВА А. С., КУРАПОВ С. В., ДЕРЖАВИНА А. Д., ШАТИЛО Н. В. ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ НЕЙРОСЕТЕЙ НА ЖИЗНЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ИТ-НАПРАВЛЕНИЯ СПБГЭТУ «ЛЭТИ») // ДИСКУРС. 2025. Т. 11 № 3
Текстовый фрагмент статьи