Работа содержит краткий анализ официальной позиции Китая по теме геополитического противостояния между Россией и странами Запада в 2022-2024 годах. На базе китайских первоисточников приводятся данные о развитии и изменении этой позиции в связи с событиями в период после начала специальной военной операции РФ по сравнению с предыдущим периодом. Сделан вывод о том, что за трехлетний период с 2022 г. «нейтралитет» КНР становился все более дружественным России. Также обрисованы основные точки зрения в экспертном сообществе Китая и в общественном мнении на российско-западное противостояние, роль в нем Китая и перспективы развития внешней политики страны в меняющихся геополитических условиях. Выявлены и показаны различия между официальным внешнеполитическим курсом Пекина и мнением ряда социальных групп и экспертов по российско-китайским и китайско-американским отношениям. Сделан вывод о том, что, несмотря на наличие в китайском общественном дискурсе двух полярных мнений по поводу российского-американского противостояния и роли в нем Китая, в целом баланс между ними постепенно смещается в сторону России.
Идентификаторы и классификаторы
В современном мире КНР является единственной из трех сверхдержав, не вовлеченной напрямую в вооруженный конфликт. Эта позиция делает Китай ключевым игроком на геополитическом поле.
Список литературы
1. Бабаев К. В. Мирная инициатива по Украине в контексте внешней политики Китая // Пути к миру и безопасности. 2023. № 1(64). С. 48-57. DOI: 10.20542/2307-1494-2023-1-48-57 EDN: AEBTLQ
2. Люй В. Перспективы сотрудничества России и Китая на фоне масштабной экономической агрессии стран Запада против России // Научный аспект. 2022. Т. 3. № 3. С. 345-348. EDN: IQYWIK
3. Тань М. Отношения Китая и России в контексте санкционной войны Запада // Научный аспект. 2022. Т. 3. № 1. С. 320-325. EDN: QUCCON
4. Вэй Цзунъю, Тан Цзе. Конфликт в Украине, новое развитие стратегии США в Индо-Тихоокеанском регионе и международный порядок // Исследования России, Восточной Европы и Центральной Азии [韦宗友, 汤杰. 俄乌冲突、美国印太战略新发展与国际秩序 // 俄罗斯东欧中亚研究]. 2024. № 1. C. 17-40, 162-163. DOI: 10.20018/j.cnki.reecas.2024.01.001
5. Дин Чунь. Влияние российско-украинского конфликта на Европу // Российские исследования [丁纯. 俄乌冲突对欧洲的影响 // 俄罗斯研究]. 2023. № 1 (спецвыпуск): Конфликт России и Украины и международная ситуация: обзор и перспективы [俄乌冲突与国际局势: 回顾与展望]. С. 44-49.
6. Ли Гуаньцюнь. Анализ концепции “российской исключительности” в современных международных отношениях - на основе структурного реализма // Идеи и теории [李冠群. 当代国际关系概念中的“俄罗斯例外论“辨析- 基于结构现实主义的视角 // 思想理论战]. 2023. Т. 2. № 3. C. 99-108, 141. DOI: 10.13231/j.cnki.jnip.2023.03.013
7. Ли Цзэ. Анализ отношений больших держав США, Китая и России с точки зрения теории стратегического треугольника // Внешняя политика [李泽. 战略三角理论视角下中美俄大国关系论析 // 外交评论(外交学院学报)]. 2024. Т. 41. № 2. С. 24-52, 165-166. DOI: 10.13569/j.cnki.far.2024.02.024
8. Лю Фэнхуа. Направление российско-американских отношений в новых условиях // Исследования международных проблем [柳丰华.新形势下的俄美关系走向 // 国际问题研究]. 2024. № 3. C. 38-59, 131-132.
9. Мэн Цзин. Расширение США и НАТО в Индо-Тихоокеанском регионе на фоне конфликта в Украине и его влияние на Китай // Российские исследования [门镜. 俄乌冲突背景下美国及其主导的北约在“印太“的扩张和对中国的影响 // 俄罗斯研究]. 2023. № 6. С. 70-91.
10. Сюй Минци. Динамика военного конфликта на Украине и его влияние на мировую экономику // Российские исследования [徐明棋. 俄乌军事冲突的走势及对世界经济的影响 // 俄罗斯研究]. 2023. № 1 (спецвыпуск): Конфликт России и Украины и международная ситуация: обзор и перспективы [俄乌冲突与国际局势: 回顾与展望]. С. 39-43.
11. Фэн Шаолэй. Перспективы конфликта на Украине и реагирование на новые проблемы // Российские исследования [冯绍雷. 俄乌冲突的前景和新问题的应对 // 俄罗斯研究]. 2023. № 1 (спецвыпуск): Конфликт России и Украины и международная ситуация: обзор и перспективы [俄乌冲突与国际局势: 回顾与展望]. С. 35-38.
12. Чжао Лун. Продолжительность украинского кризиса и дальнейшая адаптация китайско-российских отношений // Российские исследования [赵隆. 乌克兰危机持久化与中俄关系再调适 // 俄罗斯研究]. 2023. № 1 (спецвыпуск): Конфликт России и Украины и международная ситуация: обзор и перспективы [俄乌冲突与国际局势: 回顾与展望]. С. 55-61.
13. Ян Цзэмянь. Стратегия и меры СШАвконтексте российско-украинского конфликта и их влияние на современную международную обстановку // Российские исследования [杨洁勉. 美国在俄乌冲突中的战略和举措以及对当前国际形势的影响 // 俄罗斯研究]. 2023. № 1 (спецвыпуск): Конфликт России и Украины и международная ситуация: обзор и перспективы [俄乌冲突与国际局势: 回顾与展望]. С. 29-34.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Принятие военных решений Китаем во времена кризисов и конфликтов. Под ред. Р. Д. Кампхаузена. – Сиэтл: Национальное бюро азиатских исследований, 2023. 178 стр.
Автоссерр С. На переднем крае борьбы за мир: Руководство для внутреннего пользователя по изменению Мир. – Оксфорд: Оксфордский университет Издательство, 2021. 368 с.
Джамал А. С., Мэйли У. Упадок республиканского Афганистана. – Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2023. 352 стр.
Али А. М. Крах государства, расширение власти и баланс сил на Ближнем Востоке. – Чам: Пэлгрейв Макмиллан, 2023. 283 с.
Реальность единого государства: что такое Израиль/Палестина? Под ред. М. Барнетта, Н. Дж. Брауна, М. Линча, Ш. Телами. – Итака: Издательство Корнеллского университета, 2023. С. 372
“Газа: расследование причин ее мученичества” - это всеобъемлющее исследование американского политолога Нормана Финкельштейна, состоящее из четырех глав, каждая из которых посвящена военным действиям Израиля в секторе Газа, особенно во время операции “Литой свинец” (2008 2009) и “Нерушимая скала” (2014). Книга, первоначально опубликованная издательством Калифорнийского университета в 2018 году, была переиздана в 2021 году из-за ее значительного вклада в изучение израильско-палестинского конфликта. Хотя книга охватывает период времени, предшествовавший последней, нынешней эскалации кризиса в Газе в 2023-2024 годах, она показывает, что ни один из затронутых вопросов не является новым.
В статье исследуется эволюция военно-промышленного комплекса (ВПК) двух ведущих государств Европейского Союза - ФРГ и Франции - под влиянием украинского конфликта в 2022-2024 годах. Авторы рассматривают развитие ВПК на трех уровнях: доктринальном, экономическом (бюджеты и тенденции модернизации вооруженных сил) и промышленном (развитие ряда направлений военного производства). Показано, что Германия и Франция частично заимствуют опыт ведущихся боевых действий на Украине, но о полноценной трансформации их армий речи не идет. Изучение военных бюджетов и модернизации вооруженных сил двух стран демонстрирует увеличение военных расходов, а также рост закупок вооружений и военной техники и их модернизацию, но говорить о масштабном их наращивании также пока не приходится. Анализ развития ВПК двух стран по ряду ключевых направлений (средства противовоздушной оборон (ПВО), бронетехника, артиллерия, артиллерийские снаряды и авиация) подтверждает ранее обозначившиеся тенденции. Сделан вывод о том, что хотя по отдельным видам вооружений (бронетехника, ПВО, артиллерия) можно говорить об усилиях по наращиванию производств, в целом они носят «косметический», а не качественный характер. Наращивание масштабов производства идет медленно, поскольку в Берлине и Париже по разным соображениям пока не видят оснований для долгосрочных военных заказов. Выявлено, что, несмотря на совместные инициативы, Германия и Франция, скорее, разделяют специализацию, чем объединяют мощности в сфере ВПК.
Применение беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в ходе специальной военной операции РФ с 2022 г. приняло массовый характер с обеих сторон конфликта. В статье на базе открытых источников проведен обзор достаточно широкой номенклатуры тактических беспилотников, поставлявшихся США Украине в ходе военных действий в 2022-2024 годах. Рассмотрены основные тактико-технические характеристики, функции и сравнительные преимущества соответствующих систем БПЛА. Вооруженный конфликт на Украине позволяет США испытывать беспилотники в условиях реальных боевых действий, и некоторые типы американских БПЛА уже прошли или проходят модернизацию с учетом их применения в ходе военных действий на Украине. Хотя поставки тактических БПЛА из США на Украину в рассматриваемый период только расширялись, администрация Дж. Байдена воздерживалась от поставок тяжелых высотных и средневысотных беспилотников из-за возможных издержек принятия такого решения. Среди таких издержек в статье выявлены опасения США по поводу возможного получения российской стороны к чувствительным компонентам на беспилотниках в случае их захвата, серьезная инфраструктура, требующаяся для их развертывания, а также уязвимость таких БПЛА к атакам российских систем противоракетной обороны и радиоэлектронной борьбы, в т. ч. с учетом больших потерь среди тяжелых беспилотников турецкого производства.
В 2021 г. прекратилось действие большинства соглашений по контролю над вооружениями, что привело к серьезному кризису системы международной безопасности. Сложившаяся ситуация в значительной степени обусловлена действиями американской администрации президента Дж. Байдена. В статье исследуется политика США в области ядерных вооружений и стратегических сил в 2021-2024 годах и рассматриваются целесообразность и необходимость восстановления традиционного контроля над вооружениями. Анализируется экспертный потенциал и политические приоритеты администрации Байдена в этой сфере, а также ее планы, задачи и шаги по таким направлениям, как противоспутниковая угроза, ядерная модернизация и сдерживание, гиперзвуковое оружие. Сделан вывод о том, что, несмотря на первоначальные планы Дж. Байдена внести существенные корректировки в американскую стратегию в отношении ядерного оружия, в итоге курс его администрации по одному из ключевых направлений политики безопасности США существенно не отличался от линии предыдущей администрации Д. Трампа. Также оцениваются российско-американские отношения в сфере безопасности и контроля над ядерными вооружениями. Хотя Россия готова к диалогу по вопросам стратегической стабильности и международной безопасности, а также по проблематике стратегических наступательных вооружений в том случае, если у США появится готовность учитывать законные российские озабоченности и ключевые интересы ее национальной безопасности, показано, насколько сложным окажется такой возобновленный переговорный процесс.
Начало конфликта на Украине изменило глобальный энергетический ландшафт, не только подтвердив сохраняющуюся значимость углеводородов для мировой экономики, но и подчеркнув важность ускоренного развития возобновляемых источников энергии для национальной энергетической безопасности. На этом фоне в статье рассматриваются вызовы и возможности для сотрудничества между Россией и странами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) в условиях ускоряющегося четвертого энергетического перехода. Продолжающийся глобальный сдвиг в сторону возобновляемой энергетики несет значительные риски для экономик, зависящих от углеводородов, включая снижение спроса на нефть, усиление конкуренции в Азии и волатильность нефтяного рынка. В то время как страны ССАГПЗ используют текущие высокие цены на нефть для продвижения своих программ экономической диверсификации, долгосрочное ускорение энергетического перехода, особенно в Азии и Европе, требует дальнейшей адаптации. Активное участие России в ОПЕК+ и ее готовность координировать сокращение добычи подчеркивают стратегический характер этого партнерства, обеспечивая согласование интересов в смягчении последствий глобальных экономических сдвигов. Сделан вывод о том, что синергия между Россией и странами ССАГПЗ, основанная на общих уязвимостях и стратегических целях, может сыграть ключевую роль в преодолении неопределенностей глобального энергетического перехода, создавая основу для прочного экономического и геополитического сотрудничества. Также подчеркивается важная роль ОПЕК+ как платформы для сотрудничества между Россией и странами ССАГПЗ, позволяющей им стабилизировать цены на нефть и согласовывать стратегии для поддержания экономической устойчивости.
Развал биполярного миропорядка после «холодной войны» и сложности в построении новой мировой системы привели к трансформации и адаптации внешнеполитических стратегий развивающихся «средних держав», в т. ч. Турции. В ходе этого процесса Турция проявила себе как одна из держав с наиболее явным стремлением к региональному лидерству, чему способствовали ее географическое положение и тесные отношения как со странами Запада, так и с Россией. Одной из основ стратегии развития Турции и ее региональных амбиций стал избранный ею сбалансированный, осторожный и прагматичный подход в условиях обостряющейся напряженности между Россией и Западом в так называемом ближнем зарубежье РФ и, прежде всего, в черноморском регионе. Тот факт, что Турция, с одной стороны, является членом НАТО и кандидатом на вступление в Европейский Союз, а с другой стороны, развивает обширные двусторонние отношения с Россией, делает стратегию Турции, принятую на фоне напряженности, переросшей в пока опосредованное военное противостояние между западными державами и Россией, важным предметом исследования в области международных отношений. В статье рассматриваются эволюция, перспективы и проблемы политики Турции, которую она проводит в свете событий, усиливших напряженность между Россией и западными державами на современном этапе, включая расширение НАТО и ЕС в сторону границ России, «цветные революции» в «ближнем зарубежье» России, конфликт между Россией и Грузией в 2008 г., протесты Евромайдана на Украине 2013–2014 годов, кризис вокруг Крыма 2014 г. и вооруженный конфликт между Россией и Украиной. Исследование в основном базируется на анализе оценок турецких академиков и экспертов по внешней политике Турции, а также официальных материалов и дискурса высокопоставленных турецких политиков. В заключении подчеркивается растущее значение Турции для обеих сторон продолжающегося российско- украинского конфликта и более широкого противостояния между Россией и Западом. Сделан вывод о том, что, если в краткосрочной перспективе стратегия Турции в отношении растущей напряженности между Россией и Западом останется сбалансированной и прагматичной, то в среднесрочной перспективе она может измениться в пользу Запада, если удастся преодолеть проблемы взаимного доверия между Турцией и западными странами и если они поддержат Турцию в решении стоящих перед ней проблем в сфере безопасности.
В статье исследуются императивы, которые определяют позицию групп и сил, влияющих на принятие внешнеполитических решений в Индии, по украинскому кризису и усиленному им противостоянию по линии Россия-Запад. Последовательно анализируются восприятие украинского кризиса индийским обществом в целом и наиболее активной его частью - урбанизированным средним классом, экспертным сообществом и СМИ, а также военными, экономическими и политическими элитами. Отмечено, что начало конфликта оказалось шоком для всех социальных групп, рассматривавших Россию как дружественную Индии, но «угасающую» державу. Дефицит информации, отсутствие знаний о боеспособности и планах российской и украинской сторон привели к завышенным ожиданиям и последующему разочарованию. Выявлено постепенное изменение восприятия украинского конфликта в Индии по мере разрастания кризиса и ликвидации дефицита информации, а также его сравнительно незначительное влияние на внутриполитическую индийскую повестку. Сделан вывод о том, что ход конфликта на Украине вызывает наибольший интерес у военных и политических элит: если первые пытаются извлечь из него уроки, то вторые вынуждены прибегать к сложным маневрам на международной арене, пытаясь продолжать политику балансирования в условиях давления со стороны западных стран. Отказ индийского руководства от пассивной позиции в отношении украинского кризиса летом 2020 г. объясняется осознанием необходимости парировать вызовы, с которыми Индия сталкивается в экономической, внутри- и внешнеполитической сфере: возможный дефицит продовольствия, замедление программ развития в условиях сокращения прямых иностранных инвестиций, возможное снижение популярности премьер-министра Нарендры Моди и опасения в отношении растущей зависимости России от Китая.
Вспыхнувшая в октябре 2024 г. война между Израилем и «Исламским движением сопротивления» (ХАМАС) в палестинском секторе Газа вызвала широкий резонанс далеко за пределами Ближнего Востока. Одним из отголосков конфликта стал рост угроз, связанных с террористическими и экстремистскими проявлениями в странах Европы. В частности, был зафиксирован значительный рост ксенофобских (прежде всего, антисемитских и исламофобских) проявлений; представители специальных служб европейских государств заявляли о возможности террористических атак, спровоцированных событиями в Газе. События в секторе Газа стали как индикатором общественных настроений в Европе, далеких от идей всеобщей толерантности, пропагандируемых европейским истеблишментом, так и катализатором межобщинных противоречий. В каком-то смысле то «послание», которое несут в себе теракты для европейских стран, также может служить своеобразным напоминанием для их обществ о конфликтах, прежде всего, на Ближнем Востоке. В этом контексте бросаются в глаза различия в подходах стран Европы к конфликтам на Украине и в секторе Газа. Если в первом случае руководство почти всех европейских государств заняло бескомпромиссную антироссийскую позицию, включая не только санкции против РФ, но и бойкот всего русского, то во втором случае, наблюдается двойственный подход к жестким действиям Израиля, которые привели и ведут к массовым жертвам среди гражданского палестинского населения. Ритуальные призывы из Европы к Израилю сократить ущерб для мирного населения нередко сочетаются с открытой поддержкой Израиля - словом и делом - в его противостоянии с ХАМАС. В статье исследуются потенциальные и реальные угрозы, связанные с активностью террористов в Европе в этом контексте. С точки зрения террористической угрозы для Европы, проводятся параллели между ситуацией, связанной с израильско-палестинским конфликтом, и событиями последних десятилетий в других регионах мира (в частности, вторжением в Ирак, антитеррористической операцией в Афганистане, войной в Сирии). При этом отмечаются различия между конфликтами, в которые непосредственно были или остаются вовлечены европейские страны, и войной в Газе, в которую Европа напрямую не вовлечена. На основе исследования террористических проявлений со стороны различных акторов, как внутренних, так и внешних для Европы, сделан вывод о том, что из них основную угрозу для европейских стран представляют собой саморадикализовавшиеся экстремисты-одиночки.
В статье рассматривается процесс эволюции терроризма в мусульманских регионах Юго-Восточной Азии (ЮВА). Его активизация связана с вовлечением местных радикалов в международные террористические сети, что приводит к изменению террористического ландшафта в Юго-Восточной Азии, с сопутствующим ростом насилия и экстремизма. Это отвечает запросу части мусульманской общины на создание исламского халифата в регионе, управляемого по законам шариата. В статье анализируются причины превращения ЮВА в один из эпицентров международного терроризма, что влечет за собой ответные контртеррористические действия, повлиявшие на изменение стратегии и тактики террористических группировок. Их трансформация исследуется на примере крупнейших террористических структур «Джемаа Исламия» и «Джамаат Аншаруд Дауля». Выявлено, что на современном этапе наблюдается определенная фрагментация и автономизация террористических организаций. Хотя это снижает угрозу совершения крупных терактов, исключать эту вероятность нельзя в условиях продолжающегося процесса радикализации и религиозной индоктринации части мусульманской общины, сохраняющей уверенность в использовании насилия в качестве средства создания исламского государства в ЮВА. Рассматриваются факторы, способствующие распространению этого идеологического нарратива у части мусульманской общины, включая особую роль интернета и социальных связей в ее саморадикализации. Наиболее уязвимой группой является молодежь. Решение о самороспуске «Джемаа Исламия» является критическим моментом в борьбе с терроризмом в Юго-Восточной Азии. Несмотря на это, сделан вывод о том, что в условиях, когда основные социально-экономические и политические причины радикализации части мусульман не устранены, угроза терактов в регионе сохраняется на достаточно высоком уровне.
В конце 2023 г. в структуре Министерства обороны Российской Федерации было создано особое подразделение - Африканский корпус (АК). Создание корпуса ознаменовало новый этап африканской политики России. К созданию АК политическое руководство РФ и командование российской армии побудил ряд серьезных обстоятельств. Это, прежде всего, изменение геополитической ситуации на африканском континенте и быстрое падение влияния Франции в странах Центральной Африки. Оно сопровождалось сокращением военного присутствия Пятой республики в регионе - завершением военной операции «Бархан» и фактическим выдворением французского экспедиционного корпуса из зоны прежнего никем не оспариваемого доминирования в странах, которые некогда были частью французской колониальной империи. В условиях активизации террористических атак боевиков радикальных исламистских объединений на дружественные России государства Сахеля и Центральной Африки, по просьбе правительств этих стран российские специалисты из числа бойцов частной военной компании (ЧВК) «Вагнер» приняли участие в борьбе с терроризмом и защите местного населения. Мятеж командования и части бойцов «Вагнер» в России сделал актуальной задачу замены относительно автономной ЧВК на подразделение российской армии, подчиненное единой политической воле и строгой военной дисциплине. Формирование АК призвано отстаивать геополитические и экономические интересы РФ на африканском континенте, содействовать противодействию терроризму и укреплению обороноспособности африканских стран, с которыми Россия заключила соглашения о военно-техническом сотрудничестве.
Сравнение «Исламского государства в Ираке и Сирии» (ИГИЛ) и батальона «Азов» – а также насильственного экстремизма салафитско–джихадистского толка и белого супрематизма/ультранационалистического экстремизма в целом – может показаться нетривиальным, так как их редко рассматривают вместе в рамках академического и экспертно-аналитического мейнстрима. Однако такое сравнение дает интересный ракурс для изучения не только потенциальных параллелей и сходств, но и различий между ними. Две террористические организации – ДАИШ и «Азов» – выбраны для анализа в этой статье, так как они являются одними из наиболее радикальных в своих идеологически-мотивационных категориях и выделяются по многим другим параметрам среди остальных вооруженных группировок в своих регионах – на Ближнем Востоке и в (Восточной) Европе, соответственно. И ИГИЛ, и «Азов» также стали ведущими региональными центрами притяжения для иностранных боевиков-террористов (ИБТ) и привлекли наибольший приток ИБТ в 2010-е годы. Примерно одновременно обе группировки также стали объектами крайней политизации на международном уровне. Цель статьи – дать обзор двух организаций и сравнить их, выявив аспекты и области сходства и расхождения, исследуя исторический контекст формирования этих группировок, как внутренний, так и региональный, а также их идеологические системы и использование ими иностранных боевиков.
Сделан вывод о том, что именно в плане масштаба конечных целей, повестки дня и деятельности между двумя организациями наблюдаются наиболее сильные различия. Если ИГИЛ продвигало наднациональные, религиозные императивы и идеологию и руководствовалось ими, то «Азов» был сфокусирован на национальном и региональном уровнях через призму ультранационализма. В то время как население воображаемого «халифата» ИГИЛ должно было состоять из «братьев и сестер в исламе», равных независимо от расы, национальности, возраста и т. д., то «Азов», напротив, продвигает четкую социальную и расовую иерархию, в основе которой лежит вера в то, что люди по своей природе неравны. Однако эти две группировки демонстрируют интересное сходство по ряду параметров, включая некоторые идеологические параллели. В обоих случаях группа «избранных» должна «подавать пример», просвещать и мобилизовать массы на достижение конечной цели, а концепция перманентной борьбы, не допускающей возможности поражения, лежит в основе обеих идеологических систем. Хотя конечные политико–идеологические цели двух организаций совершенно различны, для обеих характерно активное привлечение иностранных боевиков–террористов и применение многих схожих террористических тактик, включая убийства и пытки гражданских лиц и их использование в качестве «живого щита».
После вывода из Афганистана в 2021 г. иностранных войск и прихода к власти режима талибов* в стране наблюдался значительный спад терроризма вплоть до самого низкого уровня за два десятилетия. Этот спад объясняется как общим снижением интенсивности вооруженного конфликта в Афганистане, так и усилиями талибов по противодействию терроризму и обеспечению базовой функциональности государственной власти. На этом фоне основным источником террористических угроз в Афганистане оставался афганский филиал ИГИЛ** (ИГИЛ-Хорасан), который также связывают с крупнейшим в РФ за 20 лет терактом 22 марта 2024 г. в подмосковном Крокус-Сити Холле. В статье выявляются основные тенденции террористической активности ИГИЛ-Хорасан в 2020-е годы. Среди них особого внимания заслуживают дальнейшая религиозно-идеологическая радикализация движения, сдвиг центра его активности в Пакистан, его финансовый кризис, переход в подполье и активизация онлайн. Исследуются также основные направления противодействия ИГИЛ-Хорасан при талибах, включая специальные и силовые контртеррористические операции, противодействие идеологии салафизма и борьбу с финансированием терроризма. Сделаны выводы о том, что ответ талибских властей на вызов ИГИЛ-Хорасан оказался более оперативным и эффективным, чем ожидалось, и в целом антитерроризм в Афганистане к середине 2020-х годов стал приобретать системный характер. Проведенный анализ открытых источников и статистики показывает, что теракт в подмосковном Крокус-Сити Холле выпадает из общих тенденций террористической активности ИГИЛ-Хорасан (и в целом игиловских терактов разного типа и масштаба, направленных против РФ и ее граждан внутри страны и за рубежом). В отличие от подавляющего большинства терактов ИГИЛ-Хорасан, в данном нападении не прослеживалось явной мотивации, напрямую связанной с перипетиями вооруженной борьбы в Афганистане и приграничных с ним районах; непосредственные исполнители не отличались достаточно высокой степенью религиозной радикализации и индоктринации, типичной для большинства терактов ИГИЛ против РФ и т. п. Сделан вывод о том, что главными реальными целями теракта были провоцирование обострения политической ситуации, дестабилизация общественных настроений и подрыв социально-политической стабильности в России. В то же время подчеркнут многофункциональный характер теракта, за которым мог стоять конгломерат разных сил и интересов. Так, его «вторичные» цели могли включать попытку «напомнить» России об угрозах, исходящих из ее «южного подбрюшья», включая Афганистан и Центральную Азию, обострить эти вызовы, повлиять на действия РФ на южном фланге СНГ и спровоцировать корректировку российского курса по Афганистану. Если теракт в Крокус-Сити Холле и его последствия и сказались на афганской политике России, то лишь в пользу дальнейшего роста заинтересованности РФ в укреплении функциональности центральной власти и стабильности в Афганистане и в диалоге и сотрудничестве с его действующими властями, особенно по вопросам борьбы с терроризмом.
Издательство
- Издательство
- ИМЭМО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
- Юр. адрес
- 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
- ФИО
- Войтоловский Федор Генрихович (И.о. директора)
- E-mail адрес
- imemoran@imemo.ru
- Контактный телефон
- +7 (499) 1205236
- Сайт
- http://www.imemo.ru