Цель. Осуществить социально-философский анализ, обоснование и выявление специфики философии управления.
Процедура и методы. Автор использует системный и сравнительный подходы, позволяющие детально рассмотреть проблему исследования. Данная работа – развитие методологической базы социальной философии, теории управления для дальнейшего внедрения в управленческую деятельность, а также определения нового предметного поля философии управления – управленческого сознания менеджеров.
Результаты. Развитие философии управления как практической теории было рассмотрено как результат связи теории и практики управления с одной стороны, и социальной философии – с другой.
Теоретическая и/или практическая значимость работы заключается в раскрытии авторского подхода в определении философии управления. Практическая составляющая – это определение роли философии управления для теории управления и социальной философии, учитывающей значение антропологического подхода.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.18384/2949-5148-2025-2-58-65
В С Диев считает, что статус философии управления как науки должен опираться на научные методы исследования Автор приводит следующие подходы в изучении управления как науки: функциональный, бихевиористкий, рациональный и социальный подходы [12, с 25].
Список литературы
1. Розин В. М., Голубкова Л. Г. Философия управления. Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2010. 608 с.
2. Новиков Д. А. Философия и управление // Инновации в менеджменте. 2014. № 1. С. 6-15.
3. Ахромеева Т. С., Малинецкий Г. Г., Посашков С. А. Философия управления в междисциплинарном контексте // Философские науки. 2016. № (8). С. 54-66.
4. Кузин Д. В., Пономарёв П. В. Управленческое мышление в новой реальности // Мир новой экономики. 2021. № 15 (2). С. 107-117. https://doi.org/10.26794/2220-6469-2021-15-2-107-171.
5. Диев В. С. Философия управления // Личность. Культура. Общество. 2004. Вып. 3 (23). С. 295-316.
6. Диев В. С. Неопределённость, риск и принятие решений в междисциплинарном контексте // Сибирский философский журнал. 2019. Т. 17. № 4. С. 41-52. https://doi.org/10.25205/2541-7517-2019-17-4-41-52
7. Диев В. С. Философия управления в мире неопределённости и риска // Сибирский философский журнал. 2022. № 20 (1). С. 5-14 https://doi.org/10.25205/2541-7517-2022-20-1-5-14.
8. Петрова Г. И. Современная философия управления: становление и поиски объекта управленческой деятельности в условиях коммуникативной онтологии социальности // Проблемы управления в социальных системах. 2009. № 1. С. 56-65.
9. Сидоров Л. Г. Философия управления: между наукой и искусством // Вопросы философии. 2021. № 9. С. 37-48. https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-9-37-48.
10. Пржиленский В. И. Философия, управление и право в системе социального действия: моральные и инструментальные проблемы генетических исследований // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2024. Т. 28. № 1. С. 244-265. https://doi.org/10.22363/2313-2302-2024-28-1-244-259.
11. Власов Р. П. Аналитическая философия управления: методология. Омск: Сибирский институт бизнеса и информационных технологий, 2006. 271 с.
12. Диев В. С. Управление. Философия. Общество // Вопросы философии. 2010. № 8. С. 25-41.
13. Тутов Л. А. На пути к философско-методологическому осмыслению теории управления [Электронный ресурс] // Государственное управление. 2007. № 11. URL: https://spajournal.ru/index.php/spa/index (дата обращения: 23.01.2025).
14. Юдина А. А. Философия правления: теоретические и практические // Новая наука: проблемы и перспективы. 2015. № 1. С. 157-161.
15. Сигнаевская О. Р. Философия управления в России: противостояние двух цивилизационных парадигм // Устойчивое развитие России: вызовы, риски, стратегии: материалы XIX международной научной конференции Гуманитарного университета (Екатеринбург, 12-13 апреля 2016 г.) / под. ред. В. Е. Зак. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. С. 232-237.
16. Erkılıç T. A Study on Management Philosophy in the Context of Philosophy and Basic Concepts of Management // International Journal of society researchers. 2021. Vol. 8. P. 259-285. https://doi.org/10.26466/opus.886009.
17. Joullie J. The Philosophical Foundations of Management Thought // Academy of Management. 2016. Vol. 15. № 1. P. 157-179. https://doi.org/10.5465/amle. 2612. 0393
18. Sun P. Philosophical Foundations of Management Research: A Comprehensive Review [Электронный ресурс] // Journal of scientific reports. 2024. March. URL: https://www.ijsab.com/jsr-volume-6-issue-1/6605 (дата обращения: 23.01.2025).
19. Казакова Е. Д. Особенности ведения эффективной управленческой деятельности в организации [Электронный ресурс] // Вестник евразийской науки. 2021. Т. 13. № 6. URL: https://esj.today/issue-6-2021-economics.html (дата обращения: 23.01.2025).
20. Латфуллин Г. Р. Управленческая антропология // Вестник университета. 2015. № 6. С. 232-236.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Цель. Целью данного исследования является осмысление воплощения идей русского космизма в эргодизане среды жизнедеятельности.
Процедура и методы. Основные исходные научные знания автор почерпнул из исследований Брянской научно-философской школы социально-техногенного развития мира, используя междисциплинарный, системный, социотехноприродный, исторический и эргоцентрический подходы, а также общенаучные методы.
Результаты. Проведённый анализ показал, что русский космизм, представляющий собой уникальное философское направление, ориентированное на интеграцию человека с космосом и природой, оказал существенное влияние на формирование нового научного направления в проектировании среды жизнедеятельности – эргодизайна. Сегодня эргодизайн представляет собой подход, стремящийся к гармонизации взаимодействия человека с прочими элементами системы через создание удобных и безопасных условий жизни. Основная цель эргодизайна, основанного на идеях русского космизма, заключается в создании эргономичных, экологически сбалансированных пространств жизнедеятельности на глобальном, национальном и локальном уровнях, что, в свою очередь, способствует гармонизации общественных и природных процессов. Однако в условиях глобальных вызовов требуется переосмысление методологии эргодизайна. Его вектор должен сместиться в сторону проектирования не просто экологически сбалансированных пространств, а биосфероориентированной предметно-пространственной среды жизнедеятельности, в основе которой лежат природоподобные системы, изделия и технологии. Только такая трансформация эргодизайна способна привести к гармонизации общества, техносферы и биосферы. Статья исследует системные принципы эргодизайна, раскрывает его значение для современного проектирования и рассматривает его культурно-философские аспекты, а также особенности, делающие эргодизайн важным инструментом для гармонизации условий жизнедеятельности в сложном социотехноприродном мире.
Теоретическая и/или практическая значимость заключается в формировании социально философского подхода к осмыслению роли русского космизма в эргодизайне гармоничных предметно-пространственных социотехноприродных сред жизнедеятельности.
Цель. Выявление ценности, места и роли человека в проектной деятельности.
Процедура и методы. С точки зрения диалектического и аксиологического подходов проанализированы сущность и содержание социального проектирования. С целью выявления ценности человека в проектной деятельности использованы методы анализа и синтеза, дедукции и индукции. Применение методологии системно-интегративного подхода позволило рассмотреть проектную деятельность как целостный процесс, а ситуационного подхода – обнаружить особенности мотивации к проектной деятельности различных категорий её участников.
Результаты. С позиций аксиологического подхода дана характеристика социального проектирования и обосновано влияние на него ценности человека как высшей ценности-цели. Выявлено, что ключевыми смыслами проектной деятельности являются общественная польза и удовлетворение потребностей участников проектов, которые диалектически взаимосвязаны. При этом условиями успешного осуществления проектной деятельности выступают гармония между общественной пользой проекта и его ориентацией на потребности и цели участников проектной деятельности, а также признание человека в качестве ценности на протяжении всех этапов проектирования.
Теоретическая и/или практическая значимость заключается в обосновании ценностей человека и общества как аксиологических оснований проектной деятельности и их влияния на процесс и результаты социального проектирования на различных его этапах.
Цель. Выявить предпосылки и отправные идеи, которые позволили русскому учёному Н. А. Васильеву разработать одну из первых систем логической многозначности – воображаемую логику. Обосновать тезис о поэтических идеях казанского мыслителя как об эвристических подсказках, позволивших преодолеть инерцию традиционной логики и приспособить её нуждам и требованиям познания.
Процедура и методы. В основе работы – индуктивное обобщение фактов истории и культуры, сравнительно-исторический метод, общенаучный метод синтеза и анализа, биографический принцип, принцип трансцендентального единства сознания личности.
Результаты. В ходе исследования удалось определить место, занимаемое поэтическим творчеством в становлении логической и социально-философской концепции Н. А. Васильева. Обращение к поэзии позволило обнаружить истоки социальных и логико-философских взглядов Васильева. Символизм, будучи системой поэтического мышления, сформировал идеи, подтолкнувшие Васильева к созданию первой в истории неклассической многозначной системы логического исчисления.
Теоретическая и/или практическая значимость. Сделанные в статье выводы позволяют понять истоки логических открытий Н. А. Васильева, уточнить детали его творческой биографии.
Цель. Раскрытие экзистенциального смысла бытия как неповторимого события человеческого существования в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера в результате проведённого историко-философского анализа его творческого наследия.
Процедура и методы. Используются методы диалектического и герменевтического исследования во взаимосвязи со сравнительным и историко-философским анализом неклассической специфики философских оснований фундаментальной онтологии М. Хайдеггера.
Результаты. Основополагающим принципом существования бытия в его антропологическом исполнении является событие (Ereignis), осмысленное в качестве глубинного измерения времени, которое в каждом его мгновении проявляется в форме вот-бытия (Dasein). Уникальная специфика феномена человека фундаментальным образом проявляется через временность его существования в качестве основания обретаемой им через неё собственной подлинности в нетождественной форме самоопределения, позволяющая таким образом приобщиться к извечно сбывающемуся бытию. В связи с этим проведено различие между классическим пониманием в истории философии бытия как Sein и неклассическим как Seyn, обозначенным в рамках концептуальной позиции в фундаментальной онтологии М. Хайдеггером в качестве «бытiя», которое сутствует, олицетворяя собой бесконечное множество сбывающихся во взаимосвязи с друг другом различных событий. Метафизически статичная конструкция осмысления бытия как капитала проявляется в форме постава, который преодолевается через экзистенциальное переосмысление феномена человека и его образно идеализированного «я» как вместилища событийно складывающихся свершений в форме вот-бытия. Таким образом, событие в качестве просвета бытия объявляется источником неограниченной свободы человека, которая выстраивается из принятия им собственной смертности как фундаментального условия неповторимой единственности возникновения и обретения экзистенциальной ценности осмысленно выстраиваемой самости в процессе её безграничной индивидуации.
Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные результаты проведённого исследования могут быть использованы в качестве расширенного представления об экзистенциальном содержании феномена человека и его всевозможных отношений с бытием для дальнейшего углублённого теоретического осмысления неизведанных ранее горизонтов его уникальной самоактуализации. В том числе выявленные результаты исследования могут поспособствовать совершенствованию теоретических знаний в области истории философии, онтологии и антропологии, а также их прикладному использованию в области экзистенциальной психотерапии.
Цель. Выявить всесторонние особенности русского чувства и разума личного безсмертия в историко-философском контексте.
Процедура и методы. Логико-семантически и герменевтически проанализирован корпус текстов соответствующих авторов: от А. С. Пушкина до о. Сергия Булгакова и И. А. Ильина.
Результаты. Сделан вывод об антиномично-истинной специфике русского чувства и разума личного безсмертия в их метафизическом, социофилософском и антропологическом измерении.
Теоретическая и/или практическая значимость. Актуализирована традиционная отечественная ценность личного безсмертия в его православно-секулярном и особенно воительном аспекте.
Цель. Проанализировать вероятные перспективы небиологических живых систем, в частности сильного искусственного интеллекта, в конкурентной борьбе за различные экологические ниши в рамках биосферы Земли.
Процедура и методы. В основу исследования легли методы диалектики, системный и эволюционный подходы. Кроме того, использованы общенаучные методы, такие как анализ и синтез.
Результаты. В работе рассмотрены адаптивный потенциал небиологических форм жизни, а также перспективы взаимодействия сильного искусственного интеллекта и биосферы Земли.
Теоретическая и/или практическая значимость. Значимость заключается в подготовке среды для эффективного сотворчества человека и сильного искусственного интеллекта, переходу к новому мировоззрению, подходящему для построения партнёрских отношений с различными формами жизни, в том числе сильным искусственным интеллектом.
Издательство
- Издательство
- Просвет
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 141014, Московская область, г.Мытищи, ул.Веры Волошиной, д.24
- Юр. адрес
- 141014, Московская область, г.Мытищи, ул.Веры Волошиной, д.24
- ФИО
- Кокоева Ирина Александровна (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- info@guppros.ru
- Контактный телефон
- +7 (849) 5780094
- Сайт
- https://guppros.ru/