Цель. Выявить сущность процесса активного внедрения «искусственного интеллекта» в современном обществе, его цели и значение. Обосновать тезис, что идея создания «искусственного интеллекта», аналогичного человеческому разуму или превосходящего его, утопична, и, как всякая социальная утопия, разрушительна как для отдельного человека, так и для общества в целом, поскольку соответствует антигуманным целям тотальной конвергенции человека и машины.
Процедуры и методы. Сопоставлены принципы сторонников неолиберального глобализма – трансгуманизма и их критиков – представителей современной консервативной мысли.
Результаты. Авторы обосновывают тезис, что поиск ответов на вечные философские вопросы – как оставаться человеком и сохранять государство и его институты, что лежит в основании человеческого мышления и отличает его от человеко-машинных систем – относится к области религиозной и философской антропологии, утверждающих онтологизм человеческого интеллекта, существование двух уровней познания – рассудочного и разумного. ИИ – это инструмент, который может компилировать из того, что в него вложили. Выяснено, что главная задача при создании ИИ заключается не в превосходстве над естественным интеллектом человека, а в его разрушении и тем самым уничтожении человека. С консервативных позиций политика «новых западников» по всеобщей цифровизации рассматривается как угроза национальной безопасности и «второй фронт» борьбы за суверенитет.
Теоретическая и/или практическая значимость обусловлена необходимостью суверенизации и мобилизации сфер социальных наук и образования для осмысления проходящего в мире глубинного перелома и выбора правильных решений с опорой на принципы русской философской традиции.
Цель. Осуществить социально-философский анализ, обоснование и выявление специфики философии управления.
Процедура и методы. Автор использует системный и сравнительный подходы, позволяющие детально рассмотреть проблему исследования. Данная работа – развитие методологической базы социальной философии, теории управления для дальнейшего внедрения в управленческую деятельность, а также определения нового предметного поля философии управления – управленческого сознания менеджеров.
Результаты. Развитие философии управления как практической теории было рассмотрено как результат связи теории и практики управления с одной стороны, и социальной философии – с другой.
Теоретическая и/или практическая значимость работы заключается в раскрытии авторского подхода в определении философии управления. Практическая составляющая – это определение роли философии управления для теории управления и социальной философии, учитывающей значение антропологического подхода.
Цель. Раскрытие экзистенциального смысла бытия как неповторимого события человеческого существования в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера в результате проведённого историко-философского анализа его творческого наследия.
Процедура и методы. Используются методы диалектического и герменевтического исследования во взаимосвязи со сравнительным и историко-философским анализом неклассической специфики философских оснований фундаментальной онтологии М. Хайдеггера.
Результаты. Основополагающим принципом существования бытия в его антропологическом исполнении является событие (Ereignis), осмысленное в качестве глубинного измерения времени, которое в каждом его мгновении проявляется в форме вот-бытия (Dasein). Уникальная специфика феномена человека фундаментальным образом проявляется через временность его существования в качестве основания обретаемой им через неё собственной подлинности в нетождественной форме самоопределения, позволяющая таким образом приобщиться к извечно сбывающемуся бытию. В связи с этим проведено различие между классическим пониманием в истории философии бытия как Sein и неклассическим как Seyn, обозначенным в рамках концептуальной позиции в фундаментальной онтологии М. Хайдеггером в качестве «бытiя», которое сутствует, олицетворяя собой бесконечное множество сбывающихся во взаимосвязи с друг другом различных событий. Метафизически статичная конструкция осмысления бытия как капитала проявляется в форме постава, который преодолевается через экзистенциальное переосмысление феномена человека и его образно идеализированного «я» как вместилища событийно складывающихся свершений в форме вот-бытия. Таким образом, событие в качестве просвета бытия объявляется источником неограниченной свободы человека, которая выстраивается из принятия им собственной смертности как фундаментального условия неповторимой единственности возникновения и обретения экзистенциальной ценности осмысленно выстраиваемой самости в процессе её безграничной индивидуации.
Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные результаты проведённого исследования могут быть использованы в качестве расширенного представления об экзистенциальном содержании феномена человека и его всевозможных отношений с бытием для дальнейшего углублённого теоретического осмысления неизведанных ранее горизонтов его уникальной самоактуализации. В том числе выявленные результаты исследования могут поспособствовать совершенствованию теоретических знаний в области истории философии, онтологии и антропологии, а также их прикладному использованию в области экзистенциальной психотерапии.