Данное исследование рассматривает два ключевых коррупционных скандала в Бразилии - дела Odebrecht и JBS - с целью анализа функционирования патрональных сетей и их влияния на политическую и экономическую системы страны.
В исследовании используется теоретическую модель Г. Хейла для демонстрации того, как неформальные сети экономической и политической элит поддерживают системную коррупцию посредством таких механизмов, как теневые системы бухгалтерского учёта (caixa dois), офшорные финансовые потоки, и специализированные государственные органы, используемые для дачи взяток.
Выделены три ключевых механизма патрональных сетей. Эти механизмы позволяют корпорациям оказывать значительное влияние на политические процессы, усугубляя неравенство и подрывая доверие общества к институтам.
Выводы исследования выходят за рамки Бразилии, предлагая ценные инсайты для других стран, сталкивающихся с системной коррупцией и слабыми институтами. Дело Odebrecht, раскрытое в ходе расследования Lava Jato («Автомойка»), и скандал с JBS демонстрируют, как крупные корпорации могут институционализировать коррупцию для получения выгодных контрактов, влияния на политику и поддержания лояльности властей.
Очевидно, что эти случаи иллюстрируют симбиотическую связь между бизнесом и политикой, где финансовые ресурсы обмениваются на политические преференции. Это подрывает прозрачность, подотчетность и демократическое управление.
Работа предлагает дорожную карту для борьбы с коррупцией и укрепления демократической подотчетности в развивающихся демократиях.
Идентификаторы и классификаторы
Charles de Gaulle once said about Brazil: “This is the country of the future… and it will remain so forever.” This statement, in my opinion, very well describes Brazil — a country with great potential but also many issues of socio- economic and political nature, that stop it from moving forward. Brazil is a compelling case for studying political corruption as a resources rich country with big inequality and concentration of power. One of conceptual frameworks, which can help researchers to analyze this case is patronal politics, a system where economic elites and political actors merge together in what we call “patronal networks”, that is, informal networks build around exchange of resources.
Список литературы
1. Avritzer, L. (2020). Democracy and the Public Space in Latin America. N.J.: Princeton University Press.
2. Agência Brasil (2018, November 29). Extraordinary minister Denies he Received Money from JBS in 2012. Retrieved from https://agenciabrasil.ebc.com.br/en/politica/noticia/2018-11/extraordinary-minister-denies-he-received-money-jbs-2012.
3. Batista, J. (2017). JBS and the Corruption of Brazilian Politics. Folha de S. Paulo.
4. Burdett, C. (2015). Shadow Campaigns: The Role of Informal Finance in Brazilian Elections. Journal of Latin American Studies, 47(3), 567-589.
5. Campos, N., Giovannoni, F. (2007). Lobbying, Corruption, and Political Influence. Public Choice, 131(1-2), 1-21.
6. Chatfield, T. (2020). Qualitative Methods in Political Science Research. UK: Sage Publications.
7. Dowbor, L. (2020). Inequality and Politics in Brazil: Bolsa Familia and Beyond. Economics and Business Review, 6(4), 7-26. DOI: 10.18559/ebr.2020.4.2 EDN: ITFAOX
8. Fearnside, P. M. (2006). Emerging Threats to Tropical Forests. Chicago: University of Chicago Press.
9. Ferreira, R., Couto, F., Vilela, B. (2024). Estratégia de Influência e o modus operandi: análise dos casos de JBS e Odebrecht. Papel Político, 29, 22. DOI: 10.11144/Javeriana.papo29.eimo EDN: YMVHOG
10. Food Safety News. (2023). JBS Admits to Paying $180 Million in Bribes. Retrieved from https://www.foodsafetynews.com/2023/12/brazilian-judge-cuts-2-1-billion-off-jbs-owners-bribery-fines.
11. Folha, de S. Paulo. (2017). JBS and the Corruption of Brazilian Politics. Retrieved from https://www1.folha.uol.com.br.
12. Garay, J., Macias Fernandez, G., Guerra Villamizar, N., Rojas, L. et al. (2018). The “Lava Jato” Network: Corruption and Money Laundering in Brazil. DOI: 10.13140/RG.2.2.18911.15523
13. Geddes, B., Neto, A. R. (1992). Institutional Sources of Corruption in Brazil. Third World Quarterly, 13(4), 641-661. DOI: 10.1080/01436599208420302
14. Hale, H. (2015). Patronal Politics: Eurasian Regime Dynamics in Comparative Perspective. Cambridge University Press.
15. Hunter, W., Power, T. (2008). Rewarding Lula: Executive Power, Social Policy, and the Brazilian Elections of 2006. Latin American Politics and Society, 50(1), S. 1-30.
16. Junior, C. (2020). Odebrecht and the Institutionalization of Corruption in Brazil. Brazilian Journal of Political Science, 39(2), 45-67.
17. Leal, V. N. (2009). Coronelismo: The Municipality and Representative Government in Brazil. Cambridge University Press.
18. Medeiros, L. (2021). The Bribery Ledger: How JBS Used Shadow Accounting to Influence Politics. Revista Brasileira de Ciência Política, 45(3), 78-95.
19. Ministério Público Federal (MPF). (2025). Operação Lava Jato: Documentos e Relatórios. Retrieved from https://www.mpf.mp.br.
20. Melo, M. A., Pereira, C. (2024). Why Didn’t Brazilian Democracy Die? Latin American Politics and Society, 66(4), 1-27. DOI: 10.1017/lap.2024.4
21. Paula, L., Moura, R. (2021). A Operação Lava Jato e as Mudanças na Gestão da Petrobrás: Uma avaliação dos impactos econômicos gerais e locais. In Operação Lava Jato: crime, devastação econômica e perseguição política (pp. 113-145). São Paulo: Expressão Popular.
22. Peters, B. G., Filgueiras, F. (2022). Introduction: Looking for Governance: Latin America Governance Reforms and Challenges. International Journal of Public Administration, 45(4), 299-307. DOI: 10.1080/01900692.2021.2020905 EDN: VWKZDA
23. Power, T. J., Taylor, M. M. (Eds) (2011). Corruption and Democracy in Brazil: The Struggle for Accountability. Notre Dame: University of Notre Dame Press. DOI: 10.2307/j.ctv19m61t1
24. Reuters (2017, May 31). Brazil’s J&F Agrees to Pay Record $3.2 Billion Fine in Leniency Deal. Retrieved from https://www.reuters.com/article/us-brazil-corruption-jbs-idUSKBN18R1HE.
25. Samuels, D. (2003). The “Gubernatorial Coattails Effect”: Federalism and Congressional Elections in Brazil. In Ambition, Federalism, and Legislative Politics in Brazil (pp. 79-108). Cambridge: Cambridge University Press.
26. Transparency International (2022). Corruption Perceptions Index 2022. Retrieved from https://images.transparencycdn.org/images/Report_CPI2022_English.pdf.
27. U. S. Department of Justice (2016). Odebrecht and Braskem Plead Guilty and Agree to Pay at Least $3.5 Billion in Global Penalties to Resolve Largest Foreign Bribery Case in History. Retrieved from https://www.justice.gov/opa/pr/odebrecht-and-braskem-plead-guilty-and-agree-pay-least-35-billion-global-penalties-resolve.
28. U. S. Department of Justice (2016). Two Bank Executives Charged with Conspiring to Launder Hundreds of Millions of Dollars Through U. S. Financial System. Retrieved from https://www.justice.gov/opa/pr/two-bank-executives-charged-conspiring-launder-hundreds-millions-dollars-through-us-financial.
29. World Inequality Database (2022). Income Inequality in Brazil. Retrieved from https://wid.world/country/brazil.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье на примере личности медицинского работника проведено эмпирическое обоснование технологии математического моделирования в прогнозе психологических ресурсов проактивного совладания.
Проверялась гипотеза: проактивное совладание в системе копинг-стратегий выступает предиктором психологических ресурсов устойчивости личности к развитию эмоционального (профессионального) выгорания, что может быть подтверждено с помощью технологии математического моделирования и разработанной модели прогностической диагностики. На выборке, представленной 250 медицинскими работниками, исследованы проявления симптомов профессионального выгорания.
Результаты показали, что 59,2% респондентов не имеют выраженной симптоматики выгорания. Однако подтверждение склонности к формированию синдрома профессионального выгорания у 40,8% опрошенных обусловливает высокую востребованность поиска научно обоснованных направлений психологической поддержки субъектов данного вида деятельности.
Ресурсная база личности, не подверженной синдрому выгорания, определяется сглаженной конфигурацией личностного профиля со средним уровнем выраженности диагностируемых качеств. Субъекты общительны, уравновешены, ситуативны в активации экстра- и итроверсии. У значительной части респондентов проактивный копинг (ПРО) среднего уровня активности является ресурсным в преодолении стресса.
Также на среднем уровне развиты все виды рефлексии деятельности (ретроспективной, перспективной, актуальной, общения). Целостная система саморегуляции произвольной активности характеризуется преобладанием механизма моделирования внешних и внутренних значимых условий преодоления сложных ситуаций, их осознанностью, детализированностью и адекватностью.
На втором этапе исследования решалась задача проведения математического моделирования полученных структурно-динамических переменных и разработки модели прогностической диагностики психологических ресурсов противодействия рискам дезадаптации медицинских работников. Компонент «ПРО» получил статус результативного признака.
Пошагово для дальнейшего исследования были включены признаки, подтвержденные дисперсионным анализом как факторы: «маскулинность / феминность»; «рефлексивное совладание»; «Превентивное совладание»; «ретроспективная рефлексия деятельности»; «рефлексия будущей деятельности»; «самостоятельность»; «гибкость»; «программирование».
Для определения математической связи между результативным признаком и признаками-факторами методом наименьших квадратов было получено аналитическое уравнение (регрессионная модель).
На заключительном шаге для построения идеальной линии тренда были определены средние значения признаков как их математическое ожидание.
Показано, что сравнение значений у(среднего) и у(инд) позволяет определить, насколько велико в целом отклонение личностной траектории результативного признака (ПРО) от заданной, и что следует предпринять для их сближения.
В статье представлены результаты анализа основных дискурсивных модулей, выделяемых блогерами при помощи практик деконструкции игрового исторического кино. Отношение к прошлому производителей кинопродукции и реакция аудитории на ценностно-смысловые посылы в ней рассматриваются как часть исторической культуры, в которой историческое кино является одновременно и семиотическим кодом, и элементом символической массовой политики.
В статье игровое кино классифицируется с точки зрения объективности репрезентации исторического материала, указывается на развитие новых жанров.
Выделены этапы развития исторического кино в России XXI в. и сделан вывод о сохранении в нем сложившихся ранее тенденций при изменении формы подачи материала. Эмпирическая база исследования включает корпус авторских видеоматериалов блогеров в социальных медиа за период 2020-2025 гг., посвященных разбору российских исторических фильмов и сериалов. С помощью метода критического дискурс-анализа выявлены наиболее явные ценностно-смысловые точки противостояния производителей и потребителей исторического кино.
Установлено, что блогеры, которые являются лидерами и выразителями мнения потребителей, в обзорах российской исторической кинопродукции выделяют тенденции к деидеологизации, ретушированию соответствующих эпохе мотивов действий главных героев, к следованию трендам популярной психологии и др.
Принципиально важным выводом является утверждение о присутствии идеологически-мировоззренческой матрицы противостояния «производители - аудитория». Это касается прежде всего репрезентаций советского периода истории страны, а также параллелей с современной действительностью.
Ограничением исследования может служить воздействие на практики исторических блогеров эффекта пузырей фильтров и эхо-камер.
Основной целью данной статьи является выявление тенденций в выстраивании иерархии базовых идентичностей и оценки специфики национальной / этнической идентичности в общественном мнении населения сельский территорий российских регионов Прикаспия.
Статья написана на основе анализа результатов серии полевых социологических исследований, проводимых при поддержке РНФ в 2024 г. в российском Прикаспии (Астраханская область, Республика Дагестан, Республика Калмыкия) с использованием как количественных, так и качественных методов.
Результаты исследования показали, что в общественном мнении большинства населения сельских территорий российского Прикаспия складывается определенная иерархия базисов (измерений) конструирования идентичности, где ведущим является гражданская идентичность, которую связывают, прежде всего, с рождением и проживанием на данной территории, и только потом с наличием гражданства.
Вторым по значимости измерением практически у большинства респондентов является национальная / этническая идентичность, которая главным образом, формируется посредством традиционных культурных ценностей, национального менталитета и языка.
При этом отличительные черты российского менталитета по мнению информантов из сельской местности - это открытость, щедрость, патриотизм, широта души, связанная прежде всего с огромными территориями.
Дополнительно были охарактеризованы территориальная самоидентификация и историческая память, где были зафиксированы различия в результатах как по региональному, так и по возрастному признаку.
Специфика исторических событий для каждого из регионов разная, начиная от педалирования травматического событий до отказа от советского прошлого.
Однако для более детальных результатов, требуется дополнительный пул исследований.
В статье рассматриваются практики передачи местного исторического наследия и социально-культурного опыта с помощью устной традиции, реализуемые в системе публичной политики, направленные на формирование локальной идентичности и коллективной памяти, на материалах деревни Катохи (муниципалитет Месолонгион) на западе Греции.
Методика исследования включала качественный социологический опрос (глубинное интервью), а также анализ данных СМИ, официальных сайтов, статистики.
Определено, что субъектами публичной политики памяти на местном уровне являются муниципальная власть и ее институты, авторы гражданского общества, представители СМИ, общественных организаций и движений, независимые активисты.
Устная традиция как способ передачи исторических знаний распространяется как в семье, среде родственников и знакомых, так и в образовательных учреждениях, через местные СМИ (в основном газеты, телевидение или Интернет), в ходе муниципальных мероприятий, церковных или официальных праздников.
Целями публичной политики памяти являются привлечение внимания местного общества к локальной культуре и традициям, укрепление исторической и культурной памяти местных жителей, защита местных интересов, увеличение политической лояльности, социальной солидарности и сплоченности населения, развитие гражданской активности в области сохранения историко-культурного наследия.
Выявлено, что большую роль в местной исторической памяти играют события античной мифологии, периода борьбы с турецким владычеством, обретения национальной независимости.
В ходе исследования определено, что местная устная традиция соответствует ценностям и символам национальной греческой идентичности, таким как античное наследие, борьба за независимость от турецкого владычества, а также православие.
Устная традиция способствует развитию публичных практик сохранения исторической памяти. Главная практика неотрадиции в районе Месолонгиона символически связана с трагическим событием исхода из Месолонгиона в период борьбы с турецким владычеством.
В статье характеризуется дискурс о внешнеполитической идентичности Беларуси в ходе президентских избирательных кампаний: как политические элиты воспринимают Россию и Европу, как идентифицируют себя в соотношении с внешнеполитическими силами.
Эмпирический материал представляют выступления, заявления, интервью ключевых политических авторов Беларуси.
Анализ проводится автором в соответствии с электоральными циклами, а именно выборами президента Беларуси, по 2 критериям: внешнеполитической ориентации на «своих» и противостоянии угрозам со стороны «других».
Методологическая новизна статьи заключается в ракурсе восприятия внешнеполитической идентичности, которая рассматривается автором сквозь призму дискурса альтернативных стратегий: преимущественной идентификации Республики с Россией или Европой, а также дискурс о восприятии Беларуси как отдельной цивилизации.
В статье выделяются этапы трансформации внешнеполитической идентичности Беларуси. Автор обосновывает смещение внешнеполитической идентичности Беларуси в сторону союза с Россией.
В статье показано, что актуализация европейского вектора идентичности во второй половине 2000-х гг. приводит к корректировке внешнеполитического позиционирования с акцентом на суверенность и независимость, угрозы которой видятся как с запада, так и с востока.
Сложившаяся система баланса Беларуси между Западом и Россией закрепилась через посредничество Минска в урегулировании украинского кризиса в 2014 г. В 2020-е гг. происходит слом системы внешнеполитического баланса Беларуси, которая «примыкает» к России, что признается политическими (оппозиционными) акторами и одновременно считывается ими как угроза. Руководство Беларуси, используя риторику враждебности Западу, стремится опереться на поддержку России, при этом сохраняя от нее некую автономность.
К середине 2020-х гг. доминирующей становится стратегия восприятия Беларуси как отдельной цивилизации, при сохранении стратегического союза с Россией. Ключевым официальным нарративом президентской избирательной кампании 2025 г. становится риторика сохранения мира для Беларуси.
В статье представлены результаты исследования гражданского общества в Ярославской области, проведенного в начале 2024 г.
В рамках исследования авторам удалось выявить основные закономерности восприятия и осуществления гражданской активности с точки зрения граждан, представителей некоммерческих организаций и сотрудников органов публичной власти Ярославской области.
Благодаря анализу собранных данных были выявлены ключевые тенденции осуществления гражданской активности в городской и сельской местности региона, в том числе с помощью сравнения статистики из исследований прошлых лет. Особое внимание уделяется анализу взаимодействия граждан с общественными организациями и оценке развития коммуникации между представителями некоммерческого сектора и органов власти.
В статье обозначена важность интернета в развитии гражданской активности, особенно посредством осуществления цифровой трансформации общественно-политических взаимодействий между властью и обществом.
Результаты исследования позволяют говорить о неоднозначности репрезентации гражданской активности в регионе, а также об отсутствии значимых изменений в последние годы.
Выявлено, что сельские НКО чаще взаимодействуют с муниципальными структурами, в то время как городские НКО ориентированы на более широкий спектр взаимодействий, включая региональные органы власти и университеты.
Зафиксировано, что сельские жители меньше доверяют НКО, чем городские. Кроме того, сельские НКО ощущают меньшую поддержку со стороны властей по сравнению с городскими, что указывает на неравномерное распределение ресурсов.
Указывается, что НКО, особенно сельские, демонстрируют больший оптимизм по сравнению с более сдержанными оценками органов власти. Тем не менее результаты могут быть полезны для органов власти, общественных организаций и других профильных учреждений, ведущих свою работу во взаимодействии с общественностью.
Статья содержит результаты опросов жителей Ярославской области и экспертных опросов представителей органов власти и некоммерческого сектора региона.
Внесение поправок в Конституцию РФ в 2020 г. дало старт реформе местного самоуправления. Основная цель этой реформы заключается в интеграции местного самоуправления в единую систему публичной власти России и сокращении числа муниципалитетов путем их объединения и преобразования в муниципальные и городские округа.
В статье рассмотрен проект Федерального закона № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» в свете категоричной реакции правительства Республики Татарстан на некоторые положения документа.
На основе экспертных интервью и анализа СМИ показано, что республиканская власть пытается донести до федерального центра позицию по возможности сохранения двухуровневой модели местного самоуправления в тех регионах, где она показывает свою эффективность и положительный результат (на примере Татарстана). В то же время республиканская власть согласна с необходимостью введения одноуровневой системы в тех субъектах Российской Федерации, где это оправдано.
Подчеркивается важность установления конкретного списка неотъемлемых и перераспределяемых полномочий, а также разработки системы критериев, которые будут обосновывать целесообразность их передачи между регионом и муниципалитетом. Обосновывается, что передача полномочий местного самоуправления государственным органам не повысит эффективность решения местных вопросов, поскольку не сократит расходы на их реализацию и количество управленческих кадров, а лишь изменит источник финансирования.
Аргументируется необходимость сохранения сельского депутатского корпуса и депутатских полномочий у избранного главы муниципалитета. Также поднимается вопрос о статусе сельских старост и органов территориального общественного самоуправления и необходимости повышения их положения от органов общественной самодеятельности до полноценных органов местного самоуправления.
Издательство
- Издательство
- КУБГУ
- Регион
- Россия, Краснодар
- Почтовый адрес
- 350040, Краснодарский край, г Краснодар, ул Ставропольская, д 149
- Юр. адрес
- 350040, Краснодарский край, г Краснодар, ул Ставропольская, д 149
- ФИО
- Астапов Михаил Борисович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://kubsu.ru/