Архив статей журнала
В статье рассматривается проблема дифференцированного воздействия комплекса факторов, включающем выраженность компонентов межличностной чувствительности, на восприятие и оценки красоты телосложения и влияние комплекса факторов, состоящего из идентификации телосложения с определенным типом, из оценки соответствия представления о своем телосложении телосложению красивой женщине, из самооценок красоты телосложения.
На эмпирическом уровне данная проблема решалась в процессе выполнения трехэтапного исследования. В нем приняли участие 217 молодых женщин - студенток, в возрасте от 17 до 23 лет (Мвозраста =19,25; SD = 1,514).
Методики исследования: «Опросник Межличностной чувствительности», разработанный Ф. Бойсом, Г. Паркером в адаптации А. Ю. Разваляевой, Н. А. Польской (2021); опросник: «Восприятие своего тела», созданный Д. В. Погонцевой (2019).
Математические процедуры: описательные статистики; процедура рангового преобразования, с помощью которой определялись уровни выраженности компонентов межличностной чувствительности, показателей восприятия и оценки красоты телосложения (низкий, средний; высокий), соответствующие выборке участников исследования; One-Way ANOVA; корреляционный анализ.
В результате выполненного исследования был сделан вывод о том, что интенсивность воздействия изучаемых переменных определяется набором зависимых и не зависимых переменных; выявлены три комплекса факторов, отличающихся интенсивностью воздействия.
Наиболее сильное воздействие оказывают оценки студентками красоты своего телосложения на выраженность страха отвержения в межличностных отношениях (F =14,613, Р = 0,000) и оценки соответствия представления о себе представлению о красивой женщине (F =13,219, Р = 0,000), интегральный показатель выраженности межличностной чувствительности на оценки девушек красоты своего телосложения (F = 12,952, Р = 0,000).
Заключение. Подтверждена гипотеза о дифференцированном по интенсивности влиянием компонентов межличностной чувствительности на восприятие и оценки красоты телосложения и дифференцированным воздействием на выраженность межличностной чувствительности восприятия и оценок красоты телосложения.
Актуальность темы исследования определяется неизбежностью и разнообразием кризисов в жизни человека.
Отмечена роль межличностных отношений, как одного из механизмов переживания и преодоления жизненных кризисов. В качестве одного из факторов, оказывающих влияние на межличностные отношения, обозначен механизм аффилиации.
Представлен анализ теоретических подходов к пониманию данного феномена, к его определению.
Отмечено, что проблематика аффилиации, и, в частности, роль аффилиации в переживании стрессовых ситуаций, жизненных кризисов не является в настоящее время достаточно разработанной. Отмечен значительный теоретический и прикладной потенциал исследования мотива аффилиации в контексте переживания жизненных кризисов.
Представленное исследование направлено на анализ изменений выраженности потребности аффилиации при переживании личностью жизненных кризисов.
В исследовании проверялась гипотеза о взаимосвязи уровня выраженности потребности аффилиации и временной дистанции между актуальным жизненным периодом и местом кризисного события в темпоральном пространстве жизненного пути личности.
Представлены данные контент-анализа из 390 определений, которые были использованы респондентами для описания кризисных событий в своей жизни. На основе содержательного анализа выделены преобладающие семантические единицы, описывающие центральную проблему жизненного кризиса респондентов.
Установлено, что наиболее остро переживаются сложные обстоятельства, связанные с профессиональной деятельностью; события, связанные со сложностями в семейных отношениях; переменами в жизни; событиями, связанными с проведением СВО; острые финансовые затруднения; болезнь близкого человека.
Обозначены специфичные темпоральные диапазоны переживания кризисных событий. Проведена диагностика состояния потребности в аффилиации, на основании которой совокупная выборка дифференцирована на подгруппы с высоким, средним, низким уровнями стремления к принятию.
Проведено сравнение уровня аффилиации у респондентов с разной темпоральной характеристикой переживаемых жизненных кризисов.
Отмечена динамика потребности к принятию в зависимости от темпоральных показателей кризисных событий. По мере возрастания остроты переживаемого жизненного кризиса вероятность снижения потребности в аффилиации возрастает. Чем ближе по времени кризис, тем меньше сформирована потребность в аффилиации.
Родительство рассматривается с точки зрения со-бытийного подхода, который позволяет изучить семью в координатах: совместности, пространства и времени.
Представлена концептуальная модель деятельности приемного родительства, устойчивость которой определяется временной перспективой, включающей представления о взаимодействии в диаде «приемный родитель - приемный ребенок».
Целью исследования было изучение представления о временной перспективе у приемных родителей. В исследовании приняли участие 40 приемных родителей (20 женщин и 20 мужчин) и 41 кровный родитель (19 женщин и 22 мужчины). Для достижения цели исследования был использован метод мотивационных индукторов Ж. Нюттена в адаптации А. Д. Леонтьева.
Результаты выявили особенности перспективы будущего у приемных родителей по сравнению с кровными, они опираются преимущественно на ближнюю перспективу. В открытом настоящем приемные родители выражают направленность на психологическое самосохранение, эгоизм, максимальное стремление и неудовлетворенность положением дел.
В ближней перспективе приемные родители выражают стремление к развитию способностей, познанию и интересу, в отличие от кровных, направленных на свою профессиональную деятельность и учебу ребенка.
В дальней перспективе у приемных родителей преобладает значимость познания и интереса, мотивации достижения, активности, направленность на учебную деятельность (свою и ребенка), в то время как у кровных родителей возрастает направленность на ребенка, на развитие характера, черт личности, способности и учебную деятельность.
Были сделаны выводы о представлении образа приемной семьи у приемных родителей и о наличии у них сценария отложенной жизни.
Выдвинуто предположение о необходимости обучения приемных родителей с упором на развитие навыков выстраивания перспективы будущего и формирование целостного образа их деятельности.
В условиях транзитивного общества, характеризующимся повышенными рисками кризиса идентичности крайне мало системных исследований, позволяющих выявить закономерности формирования личностной идентичности у субъектов разных возрастных групп.
Большая часть исследований идентичности традиционно проведена на выборках подросткового и юношеского возрастов, но в настоящее время кризисы идентичности проявляются и у взрослых, и у пожилых людей. Информация о специфике идентичности, ее развитии в зрелом возрасте фрагментарна, разрознена, базируется на различных методологических основаниях.
Целью работы стало выявление особенностей содержания личностной идентичности респондентов разных возрастов.
В исследовании использовалась методика диагностики личностной идентичности (Макаревская, Рябикина, 2023), которая позволяет наряду с общим индексом идентичности диагностировать уровень проявления (актуализации) её содержательных элементов и факторов. Описанные в статье взаимосвязи личностной идентичности с возрастом респондентов раскрывают закономерности проявления содержательных компонентов личностной идентичности от подросткового возраста до старости.
Показано, что во все возрастные периоды присутствует согласованность структурных компонентов личностной идентичности, однако содержание идентичности носит динамический характер в части выраженности элементов.
В результате исследования было установлено, что принадлежность респондентов в определенной возрастной группе является существенным фактором, определяющим особенности содержания их личностной идентичности.
Показана стабильность структуры личностной идентичности респондентов во всех возрастных группах.
Изменившиеся в ХХ в. научные представления о детерминизме повлияли на формирование новых взглядов в психологической науке. Непознаваемые причины многих событий и ситуаций в мире человека стали рассматриваться не как случайные, а как закономерные. Сегодня, после работ И. Пригожина, М. Н. Эпштейна и других учёных, стало очевидно, что в мире человека, включающем природу, существуют как минимум два типа законов.
Одни направлены на объяснение необходимого, того, чего не может не быть, другие - возможного, того, чего нет в действительности: оно может быть, а может и не быть. Неопределенность мира человека относится к двум видам величин: тех, которые есть, реально существуют, но неизвестны познающему субъекту, и тех, которых пока нет, но они возможны.
В статье на основании научных представлений Д. Бома, В. Гейзенберга и других выдающихся ученых развивается точка зрения, согласно которой объективная случайность и неопределенность мира отражает скрытый порядок, существующий в природе и психике человека.
Его проявлением является ненаблюдаемое, имплицитное в поведении и психике. Как проявления скрытого порядка рассматриваются психологические исследования понимания людьми невидимой угрозы при травматическом стрессе или опасном для жизни заболевании, неявные опасности как компоненты больших систем, латентные психосемантические факторы многомерного сознания, невыразимый опыт как психологическое основание понимания невозможного, непостижимого и немыслимого.
Целью статья стало сопоставление субъектно-бытийного подхода к личности с другими подходами в отечественной психологии. Анализ сопоставления был реализован в 2023 г. в коллективной монографии «Научные подходы в современной отечественной психологии». Однако, к сожалению, не все подходы вошли в данную монографию.
Восполняя пробел, был проанализирован субъектно-бытийный подход и проведено сравнение с релевантными для него подходами. Обоснование выделения координат сравнения различных подходов потребовало анализа представлений разных авторов: возможность интеграции всех подходов (В. А. Мазилов, В. А. Янчук) или возможность сравнения научных подходов (Е. А. Сергиенко, А. В. Юревич).
Были выделены следующие координаты сравнения: ведущее понятие, конкретизирующие понятия, методологические принципы и ведущие методы. Показано, что в качестве ведущего понятия в субъектно-бытийном подходе становится личность, конкретизирующими понятиями - субъект, бытие, методологическими принципами - личностный, субъектный, деятельностный, коммуникативный, основными методами, которые мы классифицировали по Б. Г. Ананьеву, - интерпретационные, эмпирические (эксперимент, психодиагностика).
Сравнение подходов выявило взаимопересечения ведущих, конкретизирующих понятий, методологических принципов субъектно-бытийного подхода с деятельностным подходом, субъектно-деятельностным, субъектно-аналитическим, системно-субъектным, динамическим подходом Л. И. Анцыферовой, экзистенциальным и экопсихологическим подходами. Субъектно-бытийный подход становится расширением, с одной стороны понятия, личности, а с другой - понимания субъекта как личностной реализации.
Разработано понятие бытия как психологического концепта. Введение понятия субъекта расширяет поиски единства био-психо-социо-культурных координат, что дополняет понимание развития психического, делая акцент не на универсальных, а на индивидуальных вариантах психической организации и функционирования.
Представляется, что субъектно-бытийный подход к личности отвечает приметам современной методологической науки, способствует дальнейшему взаимопроникновению разных парадигм, что расширяет возможности психологической науки.
В статье рассматриваются научные походы к психологическому анализу развития личности: субъектный (С. Л. Рубинштейн), динамический (Л. И. Анцыферова), субъектно-бытийный (З. И. Рябикина с коллегами). Раскрывается содержание процессуального подхода к проблеме трудных жизненных ситуаций.
Цель исследования состоит в обосновании положения о природе человеческой жизни, типично проявляющей себя в разнообразии одновременно и / или последовательно переживаемых личностью трудных жизненных ситуаций.
Показано, что трудная ситуация представляет собой процесс, который состоит из нескольких, сопряженных между собой этапов, связан с прошлым опытом переживания жизненных трудностей, является маркером актуально решаемых субъектом задач, ориентирован на достижение новых целей в будущем.
К отдельным составляющим ситуации относятся: противоречие между потребностями и внешними требованиями, причины, вызвавшие это противоречие, возможности и ресурсы личности, план разрешения ситуации, наличие / отсутствие прогноза ее последствий - негативных и позитивных. В стратегиях совладания с трудностями отражены реальные способы их преодоления и перспективные задачи развития личности.
Приведены аргументы в пользу достоверности процессуального подхода и возможности его применения и к анализу повседневных, и к изучению экстремальных стрессоров; показано, что даже в случае появления регрессивных изменений в поведении человека, пережившего психотравмирующее событие, не происходит нарушения личностной динамики; выражается мнение относительно необходимости исследования специфики личностного развития в условиях влияния интенсивных стрессоров и тех возможностей и ресурсов, которые обеспечивают изменение темпов развития, приводят к улучшению самочувствия и реинтеграции субъекта в социум.
В качестве познавательных процедур исследования применены методы анализа, синтеза и аналогии, которые позволили подтвердить правомерность рассмотрения трудной жизненной ситуации как онтологической основы психического развития личности.
В заключении отмечено, что исследования коллег из Кубанского государственного университета (кафедра психологии личности и общей психологии) и сотрудников Института психологии РАН имеют общие методологические основания, при этом теоретико-эмпирические исследования отражают разные стороны многогранной проблематики психологии личности и психологии субъекта.
В статье рассмотрена история становления и развития субъектно-бытийного подхода к личности в Кубанском государственном университете.
Проведен обзор ведущих психологических концепций и теорий, повлиявших на возникновение и становление субъектно-бытийного подхода к личности в рамках субъектного подхода, более чем за 50-летний период существования кафедры психологии личности и общей психологии Кубанского госуниверситета.
Подчеркивается значимость вклада ученых советского периода (Б. Г. Ананьева, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А. В. Брушлинского, Л. И. Анцыферовой, К. А. Абульхановой, А. А. Бодалева) и тех, кто сегодня определяет оформление субъектного подхода (В. В. Знаков, Е. А. Сергиенко, Н. Е. Харламенкова), оказавшего мощное влияние на развитие современного методологического дискурса, в частности, на создание структурно-динамической модели личности как субъекта бытия.
Излагаются основные теоретико-методологические положения субъектно-бытийного подхода (субъектность, единство личности и ее бытия, стремление личности к аутентичности бытия и др.), обусловливающие панорамное видение изучаемой реальности и интерпретацию психологической феноменологии человека под определенным углом зрения - в аксиологическом и экзистенциальном контексте.
Постулируется, что главная функция человека - быть субъектом многообразных бытийных пространств, в реорганизации которых он утверждает себя как личность. Показано практическое воплощение субъектно-бытийного подхода к личности в исследованиях ученых Кубанского государственного университета, которые конкретизируют и развивают отдельные идеи психологии субъекта и гармонично вписывают объяснительные конструкты и новые теоретические модели в гуманистические традиции психологической науки.
Демонстрируются возможности субъектно-бытийного подхода для описания процессуальной природы разнообразной феноменологии.
Обосновывается перспективность данного подхода для решения ряда фундаментальных задач психологической науки и острых социальных проблем современности, актуализация которых связана с глобальными вызовами современности - бифуркационными процессами и социальной транзитивностью.
В статье рассматривается феномен городской идентичности в контексте принадлежности человека к пространству городской культуры. Городская культура - один из наиболее значимых факторов формирования привязанности человека к месту проживания, эмоциональной связи с городом, значимым фактором субъективного благополучия жителей.
Целью исследования является теоретическое обоснование категории «культурное пространство города» и эмпирическое исследование представлений респондентов о городском культурном пространстве.
Методы исследования: ассоциативный эксперимент, прототипический анализ П. Вержеса. Эмпирическая база исследования: 354 респондента, постоянно проживающих в г. Краснодаре.
Результаты. Обосновано с позиций субъектного подхода рассмотрение категории «культурное пространство города» как смысловой сферы, воплощенной в городском ландшафте. Ядро социальных представлений краснодарцев о городской культуре и культуре своего города характеризуется согласованностью, общими элементами являются городские учреждения культуры, парки, городские обычаи и традиции, а также культура быта.
Социальные представления о городской культуре характеризуются более расширенным ядром, включая как объекты материальной культуры, так и деятельностный аспект городской культуры.
Периферийная зона социальных представлений (СП) краснодарцев о городской культуре и культуре своего города значительно различается. В периферийную зону СП краснодарцев о городской культуре вошли категории, отличающие городскую среду от сельской (признаки урбанизации). В эту же зону - СП о культуре Краснодара: конкретные городские локации, городские культурные практики, особенности поведения и бытовой культуры горожан, общим элементом периферийной зоны СП является категория «жители города» («краснодарцы»).
Социальные представления об определенном городе (Краснодаре) наполняют эти элементы конкретным содержанием, определенным спецификой городской среды.
Социальный запрос на изучение физической культуры и спорта (массового и профессионального) социологическими методами существует в России уже более ста лет. Физкультура и спорт являются неотъемлемыми частями общественной, культурной, а также социально-политической жизни.
В разные исторические периоды на первый план выходили вопросы изучения ценностных ориентаций и мотивации, социализации через спорт, воспитания и оздоровления, отношения к физкультуре, проблематика олимпийского и массового спортивного движения и др.
Все это можно обнаружить в научных публикациях отечественных социологов и других ученых социально-гуманитарного профиля. Между тем анализ социологических публикаций по данной тематике и их систематизация, за исключением работы отечественного социолога О. А. Мильштейна, практически не проводились.
В данной работе с помощью сравнительно-исторического и проблемно-хронологического подходов проведен научный анализ разнообразных источников: брошюр, статей и монографий, диссертаций и периодики.
В результате выявлены основные тематические направления социологических исследований физической культуры и спорта в России, особенности проведения социологических исследований в разные исторические периоды.
Процесс институционализации социологии спорта рассматривается в тесной связи с процессами институционализации российской социологии. Кроме того, авторы изучают преподавание в российских вузах учебных курсов по социологии физической культуры и спорта.
Этот процесс начался в 1920-е гг., а затем был прерван. Вновь к данным дисциплинам отдельные вузы стали возвращаться в конце 1960-х, а их широкое распространение началось в конце ХХ - начале ХХI в., что связано с признанием в стране социологии и общественным запросом на изучение спортивной тематики.
В 2000-2020-х гг. можно констатировать увеличение числа научных публикаций по социологии физической культуры и спорта, а также появление целого ряда учебных пособий по данному направлению.
В статье на основе результатов социологического исследования, проведенного в 2021-2023 гг. рассматривается функциональное пространство языка у армянских мигрантов в России.
Авторы предпринимают попытку определить специфический набор функций, которые выполняет язык (языки), показать, какие из них актуализируются в ситуации миграции, как осуществляется языковой выбор, как на него влияет языковая политика принимающего государства и каким образом это отражается на языковом сознании и идентичности мигрантов.
Отмечается, что миграция на новые территории, как правило, связана со значительными культурными изменениями, важнейшими из которых являются лингвистические. Для большинства мигрантов переезд связан с необходимостью освоение нового языка, что становится неотъемлемым условием успешной адаптации и интеграции в принимающее общество.
Анализ ситуации с мигрантами из Армении в России показывает, что функциональное пространство языка характеризуется сложной композицией выполняемых им функций.
В качестве наиболее актуализированных выступают: функция стимулирования и направления миграции, адаптационная функция, функция сохранения и воспроизводства этнической культуры, а также функция идентификации.
Эффективная реализация обозначенных функций языка способна обеспечить более комфортные условия для мигрантов в принимающем обществе и напрямую зависит от языковой политики, которая, с одной стороны, должна быть направлена на обеспечение необходимого уровня языковых компетенции мигрантов, а с другой - формировать у них чувство принадлежности к новому окружению с учетом их прежних привязанностей.
Вместе с тем необходимо учитывать, что чувство принадлежности напрямую зависит от миграционных планов: стремятся ли они осесть, закрепиться в стране или рассматривают ее как пункт временного назначения.
В статье реализуется комплексный подход, сочетающий современные концепции идентичности, миграции и социолингвистики.
Содержание и результаты процессов консолидации граждан России в условиях экзогенных геополитических рисков и угроз, а также внутреннего стратегического курса на развитие ответственного общества формулируют запрос на изучение факторов и детерминант гражданской солидарности.
Цель исследования - определить содержание и роль социально-психологического благополучия граждан в актуализации гражданской солидарности локальных сообществ.
Природа социально-психологического благополучия как нематериального ресурса развития определена как субъективное восприятие Себя и Других через когнитивные, эмоциональные и деятельностные оценки, конструируемое под влиянием усвоенных ценностей пространственно-территориальной идентичности, опыта социального взаимодействия, объективных факторов окружающей действительности.
В основу эмпирической части исследования интегрированы результаты экспертных интервью и онлайн-анкетирования жителей трех субъектов Юга России - Краснодарского края, Республики Адыгея и Республики Крым.
Выявлено, что субъективное восприятие гражданами благополучия и возможностей его приращения имеет персоналистский и прагматичный характер.
Одновременно военно-политическая напряженность, создающая значительные угрозы и риски для сообществ Юга России, определила трансформации в гражданских оценках и установках: чувство сопричастности к судьбам односельчан / горожан / сограждан, задействованным в проведении специальной военной операции России, и артикулируемая экспертами прямая зависимость между индивидуальным и коллективным (национальным) благополучием ложатся в основу практик взаимопомощи.
- 1
- 2