Статья посвящена изучению метафоры со сферой-источником «семья» в процессе моделирования деятельности БРИКС в дискурсе стран - участниц объединения. Аксиологический фундамент, на котором строится многостороннее сотрудничество в рамках БРИКС, дает основание анализировать данную структуру с точки зрения лингвокультурного и лингвистического подходов.
Равенство, невмешательство, взаимная выгода, уважение интересов партнера - это то, что характеризует семью как общественный институт, и то, чем руководствуются страны - члены БРИКС в своей деятельности.
В статье характеризуются семейные и родственные отношения с общечеловеческой и культурно-специфичной точек зрения. Архетипичные образы, связанные с семейной иерархией, часто используются в политической риторике, так как данные сообщения опираются на ценности и смыслы, знакомые каждому человеку.
Востребованность семейной метафоры также обусловлена биологической детерминированностью социальных явлений и положительными коннотациями вокруг образа семьи в обыденном языковом сознании. Семейная метафора активно эксплуатируется акторами политического дискурса и изучается в многочисленных исследованиях российских (Н. В. Багичева, Л. В. Балашова, Т. Ю. Быкова, Н. А. Сегал, О. А. Солопова, А. П. Чудинов и др.) и зарубежных дискурсологов (K. L. Adams, D. C. Barker, G. Lakoff, Cha Oona, A. Zibin и др.).
Информационные ресурсы на пяти языках (португальском, русском, хинди, китайском и английском), являющихся официальными в странах - членах БРИКС, позволяют выявить историю возникновения и современное состояние указанной метафоры.
В статье дается лингвистическая интерпретация акронима БРИКС, представлена частотность вхождений ключевого словосочетания «семья БРИКС» по годам и странам, указываются периоды активизации семейной метафоры.
Концептуальное развертывание метафоры семьи в масс-медийном политическом дискурсе стран БРИКС обусловлено экстралингвистическими факторами: в период общей мировой турбулентности «семья» государств - членов объединения сплачивается с целью противостояния внешним угрозам.
Идентификаторы и классификаторы
Семья и семейные ценности — это то, что принадлежит аксиологическим доминантам каждого человека независимо от его гендерных, социальных, национальных и других характеристик. Семья — это общественный институт, репрезентирующий антропоцентрический, гендерно маркированный, биоморфный коды. Семья как малая социальная группа отражает экономические, политические и культурные характеристики, бытующие в обществе. Несмотря на то, что семейные и родственные отношения являются универсальными ориентирами в поведении людей вне зависимости от их национальной принадлежности, каждая культура формирует свой образ семьи, вербализованный средствами языка на понятийном, образном и ценностном уровнях. Социальные, нравственные и этические представления о семье трансформируются в зависимости от временного и культурного факторов.
Список литературы
1. Багичева, Н. В. (2016). Семейные мифы в советском политическом дискурсе. В Политическая лингвистика: проблематика, методология, аспекты исследования и перспективы развития научного направления (с. 20-23). Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет. EDN: YMFOOL
2. Балашова, Л. В. (1998). Метафора в диахронии (на материале русского языка XI-XX веков). Саратов: Издательство Саратовского университета. EDN: RSVNPZ
3. Гасанов, Б. В. (2022). Экспликация и стереотипизация образа семьи в медийном дискурсе политиков (кандидатская диссертация). Ставрополь. EDN: EPSNUS
4. Джиоева, А. А., Стрельникова, О. Ф. (2016, а). Глобальность метафоры семья в политическом дискурсе. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика, 1, 83-90. EDN: VPBDBD
5. Джиоева, А. А., Стрельникова, О. Ф. (2016, б). Универсальное и этноспецифичное в языковой репрезентации концепта семьи (на материале английского языка). Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 3, 23-29. EDN: WHBPVX
6. Джиоева, А. А., Стрельникова, О. Ф. (2017). Репрезентация метафорического концепта семьи в англоязычном политическом дискурсе как отражение реальных процессов в мире. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика, 8(2), 377-383. DOI: 10.22363/2313-2299-2017-8-2-377-383 EDN: YTONLN
7. Сегал, Н. А. (2016). Семантико-прагматические особенности метафоры семья в русскоязычных политических СМИ (на материале текстов 2014-2016 гг.). В Политическая лингвистика: проблематика, методология, аспекты исследования и перспективы развития научного направления (с. 184-186). Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет. EDN: YMFPIL
8. Хурматуллин, А. К (2011). Метафорика и фразеология татарского политического дискурса (на примере информационных интервью) (кандидатская диссертация). Казань. EDN: QFDANH
9. Чудинов, А. П. (2001). Россия в метафорическом зеркале: Когнитивное исследование политической метафоры (1991-2000). Екатеринбург: УрГПУ. EDN: QCNXBJ
10. Adams, K. L. (2009). Conceptual Metaphors of Family in Political Debates in the USA. In K. Ahrens (Ed.), Politics, Gender, and Conceptual Metaphors (pp. 184-206). Basingstoke, New York: Palgrave MacMillan.
11. Ahrens, K. (Ed.) (2009). Politics, Gender, and Conceptual. Basingstoke and New York: Palgrave MacMillan.
12. Albtoush, M. A., Ang, P. S. (2021). Marriage and Family Metaphors in Online Jordanian Sociopolitical Editorials. Journal of Modern Languages, 31(1), 22-43. DOI: 10.22452/jml.vol31no1.2 EDN: XTHBFB
13. Barker, D. C. (2005). Values, Frames, and Persuasion in Presidential Nomination Campaigns. Political Behavior, 27, 375-394. DOI: 10.1007/s11109-005-8145-4 EDN: MCNRHL
14. Barsalou, L. W. (2008). Grounded Cognition. Annual Review of Psychology, 59, 617-645. DOI: 10.1146/annurev.psych.59.103006.093639
15. Casasanto, D. (2009). Embodiment of Abstract concepts: Good and Bad in Right- and Left-Handers. Journal of Experimental Psychology, 1383, 351-367. DOI: 10.1037/a0015854
16. Charteris-Black, J. (2019). Happy Families and Special Relationships. In Metaphors of Brexit (pp. 197-232). Palgrave Macmillan, Cham. DOI: 10.1007/978-3-030-28768-9_7
17. Cheru, F. (2020). Harnessing South-South cooperation: A BRICS perspective on regional developmentalism. In S. Adejumobi, C. Obi (Eds) Developmental Regionalism and Economic Transformation in Southern Africa (pp. 204-228). London: Routledge.
18. Chilton, P., Ilyin, M. (1993). Metaphor in Political Discourse: The Case of The “Common European House”. Discourse & Society, 4(1), 7-31. Режим доступа: http://www.jstor.org/stable/42887835. EDN: VJVHSZ
19. Eaton, M. (2020a). Duelling Commonwealth Family of Nations Metaphors and Britain’s Post-Brexit Global Identity. International Journal of Politics, Culture, and Society, 33(3), 283-307. DOI: 10.1007/s10767-019-09326-7 EDN: DQNDZQ
20. Eaton, M. (2020b). ‘We are All Children of the Commonwealth’: Political Myth, Metaphor and the Transnational Commonwealth ‘Family of Nations’ in Brexit Discourse. British Politics, 15, 326-348. DOI: 10.1057/s41293-019-00117-4
21. Feinberg, M., & Wehling, E. (2018). A Moral House Divided: How Idealized Family Models Impact Political Cognition. PLoS ONE, 13(4), Article e0193347. DOI: 10.1371/journal.pone.0193347
22. Gachigua, S. (2019). Conceptual Metaphor of the Nation-state in Newly-independent Africa: Kenyatta’s Regime State-as-a-family Metaphor in Kenyan Parliamentary Discourse. Linguistics and the Human Sciences, 12(2-3), 223-242. DOI: 10.1558/lhs.36992
23. Gibbs, R. W. (2006). Embodiment and Cognitive Science. Cambridge, UK: Cambridge University Press.
24. Graham, J., Haidt, J., Nosek, B. (2009). Liberals and Conservatives Rely on Different Sets of Moral Foundations. Journal of Personality and Social Psychology, 96(5), 1029-1046. DOI: 10.1037/a0015141
25. Hayden, S. (2003). Family Metaphors and the Nation: Promoting Politics of Care through the Million Mom March. Quarterly Journal of Speech, 89(3), 196-215. DOI: 10.1080/0033563032000125313
26. Hellström, A. (2009). Europeisk familjelycka: Om användandet av familjemetaforen i EU / The re-unification of a Family of Nations: Usages of the Family Metaphor in the EU. Sociologisk Forskning, 46(1), 46-66. Режим доступа: http://www.jstor.org/stable/20853642.
27. Heuer, J. N. (2007). The Family and the Nation: Gender and Citizenship in Revolutionary France, 1789-1830. Ittaca, NY: Cornell University Press.
28. Jim O’NeilI (2001). Building Better Global Economic BRICs. Global Paper, 66. Retrieved from https://www.goldmansachs.com/pdfs/insights/archive/archive-pdfs/build-better-brics.pdf.
29. Kövecses, Z. (2017). Metaphors for the Concept of Nation in Hungarian. Retrieved from https://www.academia.edu/34858665/Metaphors_for_the_concept_of_nation_in_Hungarian.
30. Lakoff, G. (2002). Moral Politics: How Liberals and Conservatives Think (2nd ed.). University of Chicago Press. DOI: 10.7208/chicago/9780226471006.001.0001
31. Leonardi, B. (2018). Introduction: The Family Metaphor. In B. Leonardi (Ed.) Intersections of Gender, Class, and Race in the Long Nineteenth Century and Beyond. Palgrave Studies in Nineteenth-Century Writing and Culture. Palgrave Macmillan, Cham. DOI: 10.1007/978-3-319-96770-7_1
32. McAdams, D. P., Albaugh, M., Farber, E., Daniels, J., Logan, R. L., Olson, B. (2008). Family Metaphors and Moral Intuitions: How Conservatives and Liberals Narrate Their Lives. Journal of Personality and Social Psychology, 95, 978-990. DOI: 10.1037/a0012650
33. Namusoke, E. (2016). A Divided Family: Race, the Commonwealth and Brexit. The Round Table, 105(5), 463-476.
34. Nelson, T. E., Garst, J. (2005). Values-based Political Messages and Persuasion: Relationships among Speaker, Recipient, and Evoked Values. Political Psychology, 64, 489-515. 10.1111/J.1467-9221.2005.00428. X. DOI: 10.1111/J.1467-9221.2005.00428.X
35. Oona, Cha (2009). ‘가족으로서의 국가’ 은유가 사회적 정의 판단에 미치는 영향 / Are “Strict Fathers” Harsher on Those in Need?: How Priming Nation-as-Family Metaphors Affects Judgement on Social Justice. Korean Journal of Culture and Social Issue, 15(3), 447-467.
36. Perrez, J., Reuchamps, M. (2014). Deliberate Metaphors in Political Discourse: The Case of Citizen Discourse. Retrieved from https://www.metaphorik.de/sites/www.metaphorik.de/files/journal-pdf/25_2014_perrez-reuchamps.pdf.
37. Rifkin, M. (2024). The Politics of Kinship: Race, Family, Governance. New York, USA: Duke University Press. DOI: 10.1515/9781478059004
38. Trojahn Ehle, D., & Rodrigues Leite, J. E. (2023). Motivações conceptuais da moral conservadora: uma análise semântico-cognitiva. Prolíngua, 17(2), 86-102. EDN: IYCCNV
39. Wehling, E. (2013). A Nation under Joint Custody. How Conflicting Family Models Divide US-politics. Doctoral Thesis. University of California, Berkeley.
40. Zibin A., Solopova O. A. (2024). Metaphors across Languages, Cultures and Discourses: A Research Agenda. Russian Journal of Linguistics, 28(1), 7-32. DOI: 10.22363/2687-0088-37837 EDN: LRWDXE
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются форматы и практики корпоративной социальной ответственности (КСО), реализуемые в отношении молодёжи старшей возрастной группы (30-35 лет) как механизмы развития субъектности бизнеса в сфере молодёжной политики.
Роль бизнес-структур в реализации ГМП в настоящее время менее значима, чем это позволяет его потенциал. При этом бизнес обладает уникальными возможностями и ресурсами взаимодействия с работающей молодёжью, а также потенциалом влияния на развития территорий своего пребывания.
В научных исследованиях данная проблематика в настоящее время представлена ограниченно и фрагментировано. Эмпирическую базу исследования составляли данные, полученные на основе сочетания качественных (экспертное интервью, фокус-групповое интервью, анализ документов) и количественных (анкетирование) методов.
В ходе исследования выделены основные направления реализации социальной ответственности бизнеса в отношении указанной возрастной группы: социально-экономическое, экологическое, гражданско-патриотическое и др.
Также выявлены имеющиеся расхождения между потребностями бизнес-структур (поддержка профессионального развития и роста в рамках компаний) и работающей молодёжи (стремление к активному саморазвитию, в том числе и за пределами компаний, с которыми работники связаны в настоящее время).
Определены имеющие противоречия между преимущественной ориентацией бизнеса на различные форматы внутренней социальной ответственности, и необходимостью развития территории пребывания (в том числе для решения проблем работающей молодёжи).
Сформулированы практические рекомендации для бизнес-структур, работающих в г. Краснодаре, и муниципальных органов власти, реализация которых на практике позволит активизировать деятельность бизнеса как субъекта молодёжной политики и развития городских территорий на основе практик социальной ответственности.
В статье рассматриваются вопросы участия детей в принятии решений в семье. Материалом послужили данные, полученные в ходе организации сетевой дискуссии на трех русскоязычных форумах в Интернете: Vladmama. ru, Littleone. ru, Материнство. ру.
Стимулом к дискуссии послужило описание исследователем, скрывающимся под ником, придуманной проблемной ситуации, связанной с участием ребенка в решении внутрисемейных вопросов. Всего было собрано 304 сообщения от 109 пользовательниц.
Методом анализа текстов сообщений был выбран критический дискурс-анализ в интерпретации Джи. Семь исследовательских задач, обозначенных Джи, помогают нам ответить на три ключевых исследовательских вопроса: Как родители интерпретируют участие детей в решении семейных вопросов? Какие практики включения используют? Как родительские интерпретации детского участия вписаны в общероссийский контекст / политику?
Мы используем дискурс-анализ в интерпретации Джи, в частности его семь исследовательских задач (значение; деятельность (практики); идентичности (роли); взаимоотношения; политика (распределение социальных благ); связи; знаковые системы и знания).
Он позволяет не только провести комплексный анализ дискурса, но и выявить модели властных отношений, на основании которых можно сделать вывод о наличии некоторой двойственности подхода родителей к проблеме участия детей в процессе принятия решений.
Этот подход характеризуется декларативной демократичностью и фактической авторитарностью, что соотносится со ступенями «декорирования» и «манипулирования» лестницы участия Роджера Харта. Причем родители сами часто не осознают этого противоречия. Практики участия детей варьируются в зависимости от вида решаемых вопросов.
Общим делением является деление вопросов на личные (детские), общие (семейные) и взрослые. Практики участия формируются в отношении первых двух.
В заключении сделан вывод о том, что родительский дискурс участия детей в решении вопросов семейной повседневности является отражением общероссийского дискурса протекционизма и доминирования мира взрослых по отношению к детству.
Современные условия развития российского общества характеризуются масштабными преобразованиями в экономической и социально-политической жизни общества. В такой ситуации происходят изменения в функционировании института семьи, формировании у молодежи, в том числе студенческой, готовности к браку и семейной жизни: одобряемое отношение к сожительству до заключения брака, установки на «отложенное супружество и родительство» и др.
В связи с этим в практической реализации демографического поведения студенческой молодежи важное значение приобретает готовность юношей и девушек к семейно-брачным отношениям, основу которой составляют социальный, психологический и правовой компоненты. Каждый из этих компонентов включает когнитивные, аффективные и поведенческие характеристики.
В рамках междисциплинарного подхода (социологического, психологического, правового) изучена социальная, психологическая и правовая готовность студенческой молодежи к семейно-брачным отношениям. Объектом исследования выступили студенты разных направлений подготовки Ивановского государственного университета (n = 193).
На основе анализа эмпирического материала авторами сделаны выводы о том, что студенты, понимая значимость семьи, имея объективное представление об ее функционале, важных качествах и навыках, необходимых для построения успешных семейно-брачных отношений, демонстрируют низкий уровень правовой информированности.
Зафиксировано стереотипное негативное отношение у студентов к созданию собственной семьи и рождению детей в период обучения, обусловленное экономическими и социально-психологическими факторами. Юноши и девушки считают, что в условиях экономической нестабильности и отсутствия собственной финансовой независимости преждевременно думать о создании семьи и рождении детей.
В качестве психологического барьера, препятствующего созданию семьи, студенты называют недостаточный уровень психологической подготовки.
Установлено, что у студентов сформирована мотивация к созданию семьи и заключению брака, однако более половины респондентов выбирают стратегию отложенного во времени супружества и родительства.
Несмотря на невысокий уровень готовности молодежи к заключению брака в период обучения в вузе, значительная доля опрошенных намерены участвовать в тренинговой программе, направленной на формирование навыков ответственного отношения к созданию семьи и рождению детей.
Субъективация в геополитичесом дискуре обычно рассматривается как практика создания субъекта в результате навязывания и усвоения субъектной роли индивидом. Такому субъекту необходимо постоянно проявлять инициативу, принимать решения, и быть самостоятельным.
В качестве основных сред субъективации анализируют кино, литературу, видеоигры. При этом настольные игры, в частности военные, часто остаются за рамками анализа. Детские военные игры являются также одним из источников “одомашнивания” геополитики, за счет соединения в игре детей и элементов и отношений, ассоциируемых с геополитикой, что приводит к смешению домашнего и геополитического пространств.
Такое соединение в целое частей, которые не находятся друг с другом в иерархических отношениях, можно назвать “сборкой”. Основываясь на теории политического дискурса Эрнесто Лаклау и дискурсивно-материальном подходе Нико Карпентьера, мы провели анализ современных российских детских настольных военных игр “Битвы Fantasy”, “Бронепехота”, “Zverobots Battle”, “Robogear”.
В играх используются несколько видов текста. Это буклеты, объясняющие игрокам правила воображаемого пространства игры, игровые механики и “флафф”, тексты на внутриигровых объектах, таких как “карты магии” и надписи на упаковках, объясняющие, в совокупности, выигрышные стратегии и оговаривающие влияние удачи.
Изображения как элемент сборки помогают визуализировать воображаемое пространство в игре и познакомить игрока как с игровыми концепциями: как выглядят окрашенные фигурки или ландшафт, или как выглядит игровой процесс.
Наконец, материальными объектами в игре выступают фигурки солдатиков, оружие и военная техника и ландшафт. Эти части, во взаимодействии с игроком, как привилегированным элементом сборки, и производят субъекта геополитического дискурса.
Статья посвящена анализу репрезентаций образа семьи в цифровом пространстве на примере сообществ социальной сети «ВКонтакте».
Авторы исследуют динамику изменений содержания семейных образов в период с 2021 по 2024 г., уделяя внимание тематическим направлениям, тональности публикаций и специфике представления семейных ценностей в различных группах.
Цель исследования - выявление особенностей цифрового дискурса, связанного с восприятием и трансформацией образа семьи в современных условиях.
В ходе работы были проанализированы тексты и медиаконтент сообществ, ориентированных на родительство, религиозные ценности и практические рекомендации для семей. Результаты исследования показали, что в 2021 г. акцент в обсуждениях делался на традиционные семейные ценности: любовь, уважение к матери, воспитание детей и совместное времяпрепровождение.
В 2022 г. наблюдается усиление тематики эмоционального взаимодействия, поддержки и адаптации к изменяющимся условиям жизни. В 2024 году контент сообществ становится более прагматичным, с акцентом на практические аспекты семейной жизни, такие как организация досуга, образование детей и экологичный подход к потреблению.
Эмоциональная окраска публикаций преимущественно нейтральная, что подчёркивает информационно-прикладной характер цифрового дискурса. Тем не менее в религиозно ориентированных сообществах выявлено активное обсуждение духовных ценностей, традиционных ролей супругов и их связи с религиозными установками.
Таким образом, цифровое пространство социальной сети «ВКонтакте» отражает как сохранение базовых семейных ценностей, так и их адаптацию к современным реалиям, а также важность онлайн-дискурса для понимания социальных и культурных трансформаций института семьи в XXI в.
Статья посвящена анализу государственной семейной политике в современной России с акцентом на её институциональное, символическое и дискурсивное измерения. Авторы рассматривают текущую ситуацию в контексте демографических вызовов и необходимости сохранения традиционных ценностей, что приобретает особую актуальность в 2024 г., объявленном Годом семьи.
Исследование демонстрирует, что российская государственная семейная политика опирается на интеграцию усилий различных субъектов: государственных институтов, бизнеса и гражданского общества.
Институциональное измерение включает реализацию национальных программ, таких как «Семья» и «Крепкая семья», которые направлены на поддержку семей с детьми, повышение рождаемости и укрепление межпоколенческих связей. Особое внимание уделено образовательным инициативам, например, введению курса «Семьеведение», который способствует формированию у молодёжи позитивного отношения к семье.
В рамках символического измерения важную роль играют визуальные и риторические образы. Официальный логотип и гимн Года семьи, а также проекты, такие как «Книга семейных рекордов» и «Наши семьи - наши традиции», способствуют популяризации семейных ценностей и формированию эмоционального отклика у населения.
Дискурсивное измерение проявляется через акцент на традиционных ценностях в официальной риторике и медийных кампаниях. Обосновывается значимость семьи как основы национальной идентичности, а также её роль в воспитании будущих поколений. Статья подчёркивает необходимость координации усилий между различными субъектами, а также решения проблемы адаптации государственной семейной политики к реальным потребностям семей.
Авторы делают вывод о том, что укрепление семейных ценностей является не только задачей социальной политики, но и стратегическим приоритетом, влияющим на демографическую и культурную стабильность страны.
Статья отражает результаты одного из этапов проводимого исследования «Патриотические и семейные ценности как константы цивилизационного развития России». Рассматриваются репрезентация феноменов материнства и детства в современном российском публичном интернет-дискурсе.
Основные задачи изыскания - анализ современных социальных представлений о феноменах материнства и детства в аксиологической системе координат, экспликация связей материнства с другими ценностями, определение степени сопряжения социально-политических экспектаций в данной сфере с государственной политикой.
Авторы осуществили комплексный анализ основных теоретических направлений изучения материнства в отечественной и зарубежной науке, определили эвристические возможности сетевого анализа для выявления динамики социальных представлений россиян о ценности материнства в наиболее динамичном сегменте публичного дискурса - онлайн-сообществах.
Эмпирическая компонента исследования включала предварительный экспертный отбор ценностных дескрипторов, в наиболее рельефной форме отражающих семейные ценности, определение репрезентативных сообществ во «ВКонтакте» на основе данных дескрипторов, анализ контента пяти сообществ с последующим построением графов, что позволило выявить и визуализировать основные ценности и установки участников семейных онлайн-сообществ.
В результате выполненного исследования был сделан вывод о том, что феномен материнства описывается в российском публичном интернет-дискурсе как социальная ценность высшего порядка, роль матери превалирует над остальными. При этом материнство в большей степени для россиян самодостаточно и незначительно привязано к другим публичным сферам.
Сравнение онлайн-дискурса условно «светских» и «конфессиональных» сообществ позволило авторам отметить значительное ценностное смещение представлений о материнстве и семье в различных социальных группах.
Исследование современного материнства приобретает особую актуальность, если ракурс рассмотрения смещается с сугубо медицинских и психологических тем в сторону социально-политического анализа. Увидеть мать не только в качестве репродуктивной единицы или субъекта заботы о ребенке, но и как полноценного участника социальных отношений со своими специфическими потребностями, потенциалом и практиками означает сделать шаг в сторону адекватных мер поддержки российских женщин.
Обращение к концепту «госфеминизм» в качестве исследовательской оптики позволяет оценить дискурсивное наполнение официальной, доминирующей позиции по вопросу материнства в России. Конкретизация способов воплощения категории «материнство» в государственной политике и массовом сознании требует внимания к трем группам маркеров, которые позволяют изучить специфическую динамику этого явления: нормативный, публичный и научный дискурсы.
В результате установлено, что российский госфеминизм носит синкретический характер с точки зрения идеологических паттернов, которые определяют его содержание. Так, на нормативном уровне традиционалистские ориентации соседствуют с проблематизацией гендерной асимметрии, социал-феминистскими трендами.
Публичный дискурс обнаруживает несколько вариантов «гендерного контракта» или моделей взаимодействия женщин-матерей со своими детьми, большинство из которых формируют сложные социальные ожидания, ставящие женщину в трудное положение.
Научный дискурс чаще ориентирован на исследование демографических аспектов идентичности матерей, нежели на анализ их культурных, религиозных или психологических различий, включая миноритарные параметры телесности, сексуальности, гендерной идентичности. Далеко не всегда авторы стремятся изучать анализируемую реальность как сложную и гетерогенную, допуская редукционистские подходы.
В некоторых случаях теоретические материалы носят подчеркнуто схоластический или спекулятивный характер.
Можно сделать вывод о невозможности универсальной доктрины, которая бы выражала всеобщие интересы или претендовала на разрешение всех противоречий, что побуждает к дальнейшему анализу реальных социальных практик матерей как комплексной характеристики нестабильной персональной идентичности.
Издательство
- Издательство
- КУБГУ
- Регион
- Россия, Краснодар
- Почтовый адрес
- 350040, Краснодарский край, г Краснодар, ул Ставропольская, д 149
- Юр. адрес
- 350040, Краснодарский край, г Краснодар, ул Ставропольская, д 149
- ФИО
- Астапов Михаил Борисович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://kubsu.ru/