МЕЖДУ ИНДЕКСАЛЬНЫМ И ИКОНИЧЕСКИМ: ФОТОГРАФИИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ НЕЙРОННЫХ СЕТЕЙ (2024)
Стремительное развитие технонауки ставит под вопрос привычные способы восприятия и традиционные практики анализа информации, в частности, одним из вызовов для коммуникационного общества стало развитие искусственного интеллекта, способного создавать изображения, почти неотличимые от живописных и фотографических, это хорошо заметно по тем дискуссиям, которые развиваются сегодня вокруг фотографии и подталкивают нас к рассуждению о семиотическом сдвиге, происходящем в этом поле. В настоящей статье рассматривается три способа работы фотографа с нейросетями, каждый из которых имеет свои границы применимости: обработка снимков, создание изображений на основе стиля знаменитого фотографа, генерация образа «с нуля». Анализируются ключевые примеры нейросетей, находящихся в распоряжении фотографов и художников, указываются их особенности и выразительные возможности, а также те эстетические и этические вопросы, которые актуализирует внедрение искусственного интеллекта в фотографическую практику. По итогам исследования авторы приходят к выводу, что происходящие в поле фотографии семиотические сдвиги бросают вызов традиционным формам репрезентации и оказывают принципиальное воздействие на то, как могут пониматься категории авторства и зрительства в современном социокультурном процессе.
Идентификаторы и классификаторы
Н.Б. Маньковская, характеризуя неклассическую эстетику, отмечает, что категорию возвышенного заменило «удивительное»: «Такие технико-эстетические проекты, как аудиовизуальная модель человека Л. Левина, воспроизводящая ток крови, сердцебиение, движение мускулов и т.д.; инсталляции Р. Кребса, создающие световые скульптуры с помощью зеркал и лазерных лучей красного неона и сине-зеленого аргона; эксперименты М. Эшера с лентой Мёбиуса, символизирующие жизнь знака в пространстве; использование математических моделей и образов информатики в творчестве Б. Вене свидетельствуют о постепенном превращении артефакта в хэппенинг, художника – в оператора» [Маньковская, 2000, с. 224]. Именно в качестве оператора предстает сегодня художник, сделавший нейросеть своим медиумом, и в настоящей статье будет показано, какие семантические сдвиги происходят вследствие этого:
-
смещение фотографии от индексального знака к иконическому был проблематизирован уже при появлении цифровых камер, а с возникновением нейрофотографии это становится новой нормой;
-
гиперреалистичность изображений, созданных искусственным интеллектом, требует ревизии зрительского восприятия фотографии в «режиме истины»;
-
требует системного переосмысления искусствоведческая категория стиля, а также понятие авторства. Таким образом, легко заметить, что образы, создаваемые искусственным интеллектом на основе огромных баз фотографического материала, оказываются близки фотографии в плане языка, но семиотически их правильнее отнести к графике, поскольку эти изображения создаются по авторскому замыслу вне прямого контакта с реальностью. Диегетический мир нейрофотографии не является отпечатком действительного.
Список литературы
1. Бадью А. Малое руководство по инэстетике. - Санкт-Петербург: Изд-во Европейского университета в СПб., 2014.
2. Дашевский М.А. “Документальный импрессионизм” как метод фотографии психологии окружающей жизни // Новое искусствознание. 2019. №4. С. 98-111.
3. Дубина И.Н. К вопросу о соотношении понятий “Креативная экономика”, “Инновационная экономика” и “Экономика знаний” // Креативная экономика. 2009. №6. С. 109-117. EDN: KVJSZL
4. Дубовицкий В.В. Фантазм во фрейдовском и в эстетическом бессознательном // Философия и культура. 2017. № 5. С. 36-52. DOI: 10.7256/2454-0757.2017.5.20621 EDN: YSYZXF
5. Коттон Ш. Фотография как современное искусство. - Москва: Ад Маргинем Пресс, Музей современного искусства “Гараж”, 2021.
6. Краусс Р. “Путешествие по северному морю”: искусство в эпоху постмедиальности. - Москва: Ад Маргинем Пресс, 2017.
7. Латур Б. Надежды конструктивизма // Социология вещей / под ред. В.С. Вахштайна. - Москва: Территория будущего, 2006. - С. 365-389. EDN: TMXZDH
8. Левитин Д. Путеводитель по лжи: Критическое мышление в эпоху постправды / Перевод Ольги Терентьевой. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2018.
9. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. - Санкт-Петербург: Алетейя, 2000.
10. Пирс Ч.С. Что такое знак? / Перевод А.А. Аргамаковой под редакцией Е.В. Борисова // Вестник томского государственного университета. Серия Философия. Социология. Политология. 2009. №3(7). С. 88-95. EDN: LALUPH
11. Руйе А. Фотография между документом и современным искусством. - Санкт-Петербург: Клаудберри, 2014.
12. Флюссер В. За философию фотографии / пер. с нем. Г.Р. Хайдаровой. - Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУ, 2007.
13. Шувалова А.С. Дематериализация арт-объекта концептуального искусства в свидетельствах Люси Липпард // Артикульт. 2013. №2 (10). С. 40-57. EDN: RDTBNL
14. Greenberg C. Modernist Painting // Art in Theory 1900-1990: An Anthology of Changing Ideas. - Hoboken, Wiley-Blackwell Publ., 1993. - P. 754-760.
15. Krauss R.E. Perpetual Inventory. - The MIT Press, 2010.
16. Manovich L. The paradoxes of digital photography // Photography after Photography. Exhibition catalog. - Münhen: Verlag der Kunst, 1995. - P. 58-66.
17. Weir L. The Concept of Truth Regime // The Canadian Journal of Sociology / Cahiers canadiens de sociologiе. 2008. Vol. 33. No. 2. P. 367-389.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье впервые проведен комплексный анализ социальных, дискурсивных, идеологических и композиционных особенностей городского парка спального района г. Санкт-Петербурга с учетом акторно-сетевой теории. Хронологические трансформации парка Интернационалистов показывают динамику культуры и истории района, а имплицитные ценности разных акторов, включая нечеловеческих (non-humans), выявляют сети, практики и нарративы, которые при сосуществовании вызывают конфликты и напряженности из-за незавершенных потребностей акторов. В статье анализируются элементы ансамбля парка в оптике акторно-сетевой теории как нечеловеческие акторы со своими аффордансами. Парк рассматривается как актор сети культурного воспроизводства и конструирования идентичностей. Парк с его агентностью выполняет в основном функцию рекреации в экологичном аутентичном месте и сцены спорадических мероприятий, формируя метафоры деревенского сада и мобильной сцены для незапланированных встреч. Сетевая топология парка состоит из разнородных элементов, составляющих диспозитивный ансамбль. Вещи и идеи рассмотрены как действующие акторы, формирующие сети отношений. Все объекты сетевого пространства (узлы сети) могут быть реконструированы из медийного дискурса и без остатка систематизированы в концептуальной модели взаимодействия акторов. Предложены улучшения по удовлетворению потребностей на основе экологической модели парка, идентифицирующей точки напряжения в парке как структурированной сети акторов.
Статья посвящена проблеме репрезентации ужаса в одном из ключевых произведений постхоррора - кинокартине «Маяк» Р. Эггерса. Анализ поэтики и символики фильма производится с привлечением категориального аппарата феноменологии ужаса, философских концепций «корпореальности» и «мира-без-нас» Д. Тригга и Ю. Такера. Это позволяет выявить характерные сюжетные и стилевые решения, апеллирующие к темам отвращающей телесности, жуткого двойничества и ужаса немыслимого, и сделать вывод о том, что эстетизация ужасного в «Маяке» производится посредством изображения «субъекта, становящегося нечеловеческим» и «лакуны, указывающей по ту сторону кажимостей». Постхоррор, рассмотренный через призму актуальной спекулятивной философии, предстает попыткой передать «нуминозный» опыт ужаса современными экранными средствами.
Баба-Яга - персонаж славянского фольклора, однако она широко известна западной аудитории. Схожесть с образом «злой ведьмы» позволила ей закрепиться в популярной культуре в качестве антагониста и стать персонажем комиксов, сериалов и даже настольных игр, откуда она перешла и в видеоигры, причем ее образ - это не просто условный противник, а полноценный NPC (от англ. non-player character (неигровой персонаж) - персонаж ролевой игры, который не контролируется игроком), с проработанной квестовой веткой. В статье рассматривается постепенная трансформация внешнего вида персонажа, его функция в сюжете игры. Как и в фольклорных сказках, образ Бабы-Яги довольно неоднозначен, и она может играть роль как антагониста, так и стража или помощника в сюжете игры. Поэтому в анализе необходимо принимать во внимание не только внешний облик персонажа, но и ее роль в общем сюжете. Затрагивается влияние на нее существующего в западной культуре образа «злой ведьмы» и то, как его переосмысление сделало игровую Бабу-Ягу ближе к своему фольклорному прообразу.
Проблематика определения «устойчивого искусства» тесно связана с обширной дискуссией вокруг смены парадигмы экономического роста на концепцию «устойчивого развития» и сопутствующих проблемных вопросов, связанных с отношением человека и окружающей среды. В статье исследуется, как современное искусство может отражать проблемы «устойчивости». Статья исследует термин «устойчивое искусство» через экологический, социальный и культурный российский контекст. Автор подчеркивает значение искусства как инструмента для рефлексии, критического комментария и стимула к диалогу по вопросам устойчивости. В российском контексте вопросы «устойчивого» развития экономики, экологии и общества также осмысляются современным искусством, однако на сегодняшний момент эти практики не описаны как «устойчивое искусство». Специфика российских заповедных территорий позволяет рассматривать их как возможные модельные площадки для развития устойчивого искусства в России. Автор рассматривает художественные практики на российских заповедных территориях в 2011-2021 гг. в оптике «устойчивости».
В данной статье предпринята попытка анализа и интерпретации искусства художников «круга Глазго» начала XXI века с целью определения его уникальных черт и своеобразия. В качестве возможной теоретической рамки была выбрана философия Жиля Делёза в интерпретации таких авторов, как Саймон О’Салливан, Стефан Зепке и Мануэль Деланда. Первая часть статьи посвящена введению основных понятий и определению ключевых этапов нашего исследования. В основной части статьи представлен общий анализ произведений художников «круга Глазго», выявлен основной тип сегментации материи в их работах, а также рассмотрено создаваемое ими пространство. В заключительной части статьи мы исследуем ряд территориальных мотивов в произведениях конкретных художников из «круга Глазго», таких как Мартин Бойс, Клэр Барклей и Карла Блэк. Этот анализ позволяет нам увидеть, как именно работает абстрактная машина искусства этих художников и как создается эффект «загадочной грусти» и меланхолии, производимый их инсталляциями на зрителя. В качестве вывода мы даем определение абстрактной машины искусства этих художников как «внутреннего пейзажа».
В статье выявляется специфика интерпретации образов Востока в советском фарфоре 1920-х - 1940-х годов в рамках темы политической агитации. Художники-фарфористы откликаются на значимые события современности, связанные с Востоком. Кроме того, ими создаются произведения на востребованные в советском искусстве темы, такие как труд и отдых, материнство и детство, раскрепощение женщины, но окрашенные национальным колоритом. В эстетическом отношении интерпретация «восточной темы» трансформируется в рамках общей линии эволюции стиля советского фарфора: от образов «воображаемого Востока» в духе ориентализма до более реалистических композиций. Особое значение для нее имеет интернациональный стиль ар-деко, ярко и последовательно проявившийся в фарфоровой пластике 1920-х - 1930-х годов.
Центральной темой данного исследования стало размышление об эволюции философских представлений о взаимоотношениях моды и искусства от их зарождения на этапе Просвещения и до настоящего времени. Прослеживается процесс появления первых теорий моды, связывающих воедино моду и искусство, их направленность. Исследуется эволюция этих теорий и обусловленность этой эволюции различными социальными причинами и интеллектуальными тенденциями. Прослеживается трансформация теорий моды как вида искусства под влиянием современных художественных практик. Итогом исследования становится вывод, согласно которому отношения между искусством и модой в современном мире становятся все теснее. Круг вопросов, объединяющих искусство и моду, в современном мире довольно широк, и он постоянно меняется. Одна из причин этих изменений - изменение сущностных границ современного искусства.
Издательство
- Издательство
- РГГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 125047, г Москва, Тверской р-н, Миусская пл, д 6
- Юр. адрес
- 125047, г Москва, Тверской р-н, Миусская пл, д 6
- ФИО
- Логинов Андрей Викторович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rsuh@rsuh.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 2506118
- Сайт
- https://www.rsuh.ru/