Модель формирования готовности будущих педагогов к проектированию психологически безопасной среды (2024)
В период парадигмальных изменений в жизни общества нарастает тенденция неопределенности, детерминирующая эмоциональную напряженность, повышение уровня агрессии и тревожности. Динамизм и транзитивность социальных процессов обусловливают выбор стратегии социального поведения и развития человека в ситуации непредсказуемости и сложности. На этом фоне особую значимость приобретает проблема создания психологически комфортных условий для всестороннего развития индивида, его защищенности в ситуации взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса, что требует от педагогов готовности к проектированию и созданию психологически безопасной образовательной среды. В связи с этим проблема исследования заключается в научном обосновании и практической разработке модели формирования готовности будущих педагогов к проектированию психологически безопасной среды. Цель исследования заключается в разработке модели формирования готовности будущих педагогов к проектированию психологически безопасной среды. Методологическая база исследования представлена комплексом методов анализа, моделирования, проектирования, эксперимента.
Результаты исследования: проанализированы различные подходы к содержанию готовности будущего педагога к проектированию психологически безопасной образовательной среды; выявлены структурные компоненты готовности, определены критерии и показатели ее сформированности; разработана модель формирования готовности будущего педагога к проектированию психологически безопасной образовательной среды.
Ключевые выводы: актуальность проблемы формирования готовности к проектированию психологически безопасной среды в процессе профессиональной подготовки будущих учителей обусловлена современными социальными преобразованиями; модель формирования готовности к решению этой задачи представляет собой совокупность целевого, содержательно-процессуального, технологического и оценочно-рефлексивного компонентов, ориентирована на формирование мотивации в педагогической деятельности, совершенствование проектировочной компетентности будущих учителей, развитие личностно-профессиональных качеств будущих педагогов.
Идентификаторы и классификаторы
Безопасность личности является одной из важнейших ее потребностей. Проблема психологической безопасности детей и взрослых в образовательных учреждениях обусловлена возросшими потребностями общества и государства в здоровой, устойчивой личности, способной успешно справляться со всеми вызовами современного мира: информационными, социальными, психологическими угрозами. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 No 273-ФЗ (с посл. изм. и доп.) определено требование к деятельности педагога, предполагающее в качестве целевой характеристики наряду с формированием у обучающихся интеллектуальной, духовно-нравственной, физической, экономической, политической культуры, также развитие культуры безопасного образа жизни [1]. Создание психологически комфортных условий для всех участников образовательного процесса с учетом комплекса факторов риска в условиях нарастающих негативных внешних угроз обеспечивает возможность поддержания высокого уровня познавательной активности обучающихся, динамики развития личности, конструктивности общения и взаимодействия, а также появления интеллектуальной, физической и психоэмоциональной напряженности (И.А. Баева, Е.Н. Волкова, Г.С. Корытова, Я.А. Ветрова, В.И. Рерке, С.И. Бубнова и др.).
Список литературы
1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ: [принят Государственной думой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года] [ред. от 04.08.2023] // СПС КонсультантПлюс. М., 2023.
2. Баева И.А., Тарасов С.В. Готовность педагогов к реализации инноваций в профессиональной деятельности и ее взаимосвязь с психологической безопасностью и комфортностью образовательной среды // Психологическая безопасность образовательной среды региона: теоретические основы и практика создания. СПб.: Гос. ин. экономики, финансов, права и технологий, 2019. С. 158-163.
3. Горнышева А.А. Сущностная характеристика ключевых понятий исследования проблемы формирования социокультурного пространства учреждения дополнительного образования детей // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 4. С. 128-131.
4. Чумичева Р.М., Куликовская И.Э., Поддубная Т.Н. Культура безопасности жизнедеятельности как педагогическая проблема // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2023. Т. 15, № 3. С. 99-107.
5. Бичева И.Б., Филатова О.М. «Безопасность образовательной среды» как категория современного социально-педагогического знания // Вестник Мининского университета. 2017. № 1 (18).
6. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.
7. Силаева О.А., Кисляков П.А. Подходы к проектированию здоровьеориентированной образовательной среды // Проблемы качества физкультурно-оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений: материалы VI Международной научно-практической конференции / под общ. ред. Н.В. Третьяковой. Екатеринбург, 2016. С. 120-125.
8. Основы проектирования психологически безопасной образовательной среды в современной школе [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.Л. Федотенко [и др.]. Тула: ТГПУ им. Н.Л. Толстого, 2013. 132 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24293614 (дата обращения: 20.10.2022).
9. Джабатырова Б.К., Крафт Н.Н., Мустафина А.А. Педагогические условия формирования проектировочной компетентности у будущих педагогов // Материалы итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. СПб., 2021. С. 156-159.
10. Бегидова С.Н., Джабатырова Б.К., Бегидов В.С. Проектирование образовательных технологий // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 8(151). С. 4-8.
11. Akimоvа L.A., Chikeneva I.V. Safe educational environment as an object of pedagogical design // Humanities and Social Sciences Reviews. 2019. Vol. 7, No. 5. P. 510-515.
12. Turlo E.M., Alyabieva A.Yu. Technology of forming competence of pedagogical design in graduate and postgraduate programs // Integrating Engineering Education and Humanities for Global Intercultural Perspectives. Proceedings of the Conference «Integrating Engineering Education and Humanities for Global Intercultural Perspectives». «Lecture Notes in Networks and Systems». 2020. P. 904-913.
13. Savolainen T.A Safe learning environment from the perspective of Laurea University of applied sciences safety, security and risk management students and staff // Heliyon. 2023. Vol. 9. P. e12836.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Вопрос сохранения культурных кодов в этнических сообществах в эпоху глобализации является актуальным. Уход большей доли социальных взаимодействий в цифровое информационное пространство вызывает потребность включения в него элементов традиционных форм культуры с целью сохранения и укрепления этнокультурной идентичности сообществ, особенно в полиэтничных регионах. Наиболее действенным средством трансляции и усвоения культурных кодов как основы идентичности, как среди членов локальных социокультурных общностей, так и среди большого общества российской нации, являются художественные практики. Целью исследования является выявление роли электронных СМИ региона в актуализации культурных кодов и формировании комплекса идентичностей населения. В качестве метода исследования был использован метод контентанализа – выборка телепередач о художественных практиках за определенный временной период с последующей классификацией и обобщением. Было выявлено, что главной формой репрезентации художественной жизни являются фрагменты новостных блоков, касающихся выставок, фестивалей, конкурсов, театральных представлений и пр., в которых были представлены: показ традиций народного искусства местных жителей – адыгов, казаков, русских; освещение художественных акций героико-патриотического содержания; рассказ о привлечении детей к деятельности в сфере академического искусства (скульптура, музыка). В совокупности и возникает картина устойчивой системы художественной жизни региона, внутри которой формируется среда для сохранности культурных кодов и гармоничный баланс этнолокальной и общенациональной идентичности.
Актуальность. Первоначальные проявления доверия зафиксированы в политической философии Древней Греции и Древнего Китая, на основе которого мыслители определяли взаимосвязь и взаимообусловленность отношений между властью и обществом. Далее развиваясь в русле политической социологии, доверие как принцип «fides» («вера») из римского права осмысливается М. Вебером как «эмоциональный продукт» социального контракта, нарушение условий которого не несет в себе санкций, за исключением утраты деловой репутации. Категория доверия существенно обогатилась в период развития социологии XX – начала XXI вв., в которой благодаря трудам П. Штомпки, Ф. Фукуямы обрела осмысление условий устойчивого развития общества в условиях неопределенности, при котором индивид исходит из «кредита» уверенности в добропорядочном поведении другого и абсолютной уверенности в собственных действиях. В последние годы фиксируется «кризис доверия» к науке как социальному институту в современном обществе.
Проблема исследования заключается в выявлении особенностей понимания категории «доверия» классиками социологической науки и их применимости в современной науке.
Целью данной работы является исследование взаимосвязи динамики доверия в социологии к научному сообществу и к науке как социальному институту в целом.
В качестве методологической основы исследования выступает системный подход и общие методы научного познания, такие как анализ, синтез, обобщение.
Результаты исследования. Классики социологической науки обогатили мотивационно-ценностные и политические смыслы концепта «доверие» в современной науке.
В современном мире появляются новые для населения форматы гражданского участия, связанные с применением инновационных технологий. Актуальной является проблема внедрения и развития цифровых сервисов в систему государственного управления на всех уровня власти. Эксперты утверждают, что цифровизация обеспечит повышение уровня эффективности предоставления и оказания государственных услуг населению. Проблемным полем исследования является уровень включенности населения во взаимодействие с властными структурами в цифровом пространстве. Для освоения информационной среды требуются определенные компетенции, которые формируются не сразу. Скорость овладения такими компетенциями зависит от многих факторов, в том числе и от понимания населением необходимости их постоянного использования. Целью работы является определение отношения к цифровым технологиям регионального населения, применяющимся для взаимодействия граждан с властными структурами.
На сегодняшний день требуются комплексные социологические исследования на данную тему. В работе над научной статьей были использованы методы социокультурного анализа, анализа документов, эмпирического сбора первичной информации в форме анкетирования. Основным выводом данного исследования является то, что для эффективного развития цифрового взаимодействия населения и власти необходимо не только внедрить, но и повысить уровень доверия граждан к цифровым ресурсам государства.
Данная статья раскрывает некоторые особенности формирования государственности Республики Беларусь и роли культуры в данном процессе. Речь идёт о непростых исторических условиях, в которых шло становление государства, накопление материального культурного наследия, духовных ценностей, народных традиций, обычаев и обрядов. Современные проблемы давления на молодежь западной либеральной идеологии несут угрозы для формирования гражданской идентичности в Республике Беларусь. Актуализация роли традиционного культурного наследия белорусского народа становится важным фактором противостояния этому. Цель исследования – раскрыть особенности социокультурного строительства в республике на современном этапе. Применяется метод социально-исторического анализа. Выделяется особая роль советского периода общественного развития, когда культурная жизнь страны получила новое дыхание. Также отмечается, что в первой половине XXI века образование Союзного государства, экономический рост и культурное развитие страны сыграли огромную роль в формировании богатого материального и духовного наследия, воспитании у молодёжи гражданско-патриотических качеств личности. Представляется материал о повышении статуса учреждений культуры в республике. В заключении делается вывод, что важными факторами роста авторитета и признания Республики Беларусь на международной арене стали ее миролюбивая политика и стабилизация общественной жизни, принятие Конституции, государственных символов «гимн, герб и флаг», решений Народного собрания, указов президента и постановлений правительства.
В статье обоснована актуальность темы институционализации социального предпринимательства в сфере туризма, детерминированная наличием ряда противоречий, сопровождающих этот процесс в российском обществе. Целью статьи является изучение опыта зарубежных стран, в которых развивается социальное предпринимательство в сфере туриндустрии и появляются признаки его институциональных преобразований, что позволяет экстраполировать этот опыт на решение ряда задач в российской туристической сфере. Представлены результаты анализа научных публикаций, отражающих тему развития социального предпринимательства и его институционализации в развивающихся странах Азиатского Юга – Индии и Пакистана. Методом исследования является анализ документов – научных публикаций, в которых нашли отражение проблемы институционализации социального предпринимательства в сфере туризма. На основе анализа туризма этих стран учеными были выделены такие аспекты проблемы, связанные с институционализацией социального предпринимательства, как повышение уровня заинтересованности местных сообществ в развитии туризма, учет специфики туристической отрасли, тенденции устойчивости ее развития, ориентация на управление этой сферой и сотрудничество бизнеса и государства. По результатам исследования сделаны выводы о начальной стадии институционализации социального предпринимательства в этих странах, однако некоторые институциональные практики, такие как партнерство государства, общества и социально ориентированного предпринимательства в туриндустрии, привлечение населения для работы в сфере туризма, развитие народных промыслов и вовлечение в эту сферу туристов, могут быть использованы в российском турбизнесе.
Одним из основных региональных драйверов развития внутреннего туризма в нашей стране является Краснодарский край. С учетом стратегического развития индустрии до 2030 года имеет место существенный дефицит кадров для эффективного развития внутреннего туризма в Краснодарском крае. В результате можно сформулировать проблему исследования, обусловленную существенным разрывом между требованиями социально-экономического развития региона и существующим положением дел в сфере подготовки кадров для развития внутреннего туризма Краснодарского края.
Цель статьи: определить основные проблемы в процессе подготовки кадров для развития внутреннего туризма в Краснодарском крае и сформулировать основные направления оптимизации данного процесса. Методологическая база исследования обусловливается использованием таких методов научного исследования, как изучение научной литературы, анализ, обобщение, описание.
Результаты исследования: определено, что в настоящее время кадровый дефицит в отрасли внутреннего туризма по различным оценкам составляет от 30% до 40%. При этом имеют место ряд существенных проблем в системе подготовки кадров для развития внутреннего туризма в Краснодарском крае как фактора социально-экономического развития региона. Соответственно, необходимо осуществлять коррекцию процесса подготовки кадров для развития внутреннего туризма в Краснодарском крае.
Ключевые выводы: необходимо пересмотреть учебные планы подготовки в сторону их практико-ориентированности с учетом развития цифровых технологий, совершенствовать профориентационную работу, активнее привлекать представителей работодателей к составлению учебных планов, а также текущей и промежуточной аттестации.
Актуальность. Внедрение цифровых технологий в профессиональную сферу предопределило увеличение объема информации, необходимого для успешного становления в профессиональной деятельности, что предполагает развитие навыков поиска, анализа, систематизации и усвоения учебного материала у обучающихся.
Постановка проблемы исследования: каким образом можно оптимизировать взаимодействие визуального и внемодального каналов восприятия информации, чтобы процесс поиска, анализа, систематизации и усвоения профессионально-значимой информации у обучающихся высшей школы стал эффективным.
Цель статьи: обосновать эффективность применения картирования в качестве средства развития навыков поиска, анализа, систематизации и усвоения профессионально-значимой информации в процессе учебной деятельности.
Методами эмпирического исследования были определены: анкетирование на базе гугл-форм, беседа и тестирование, T-Test. В эксперименте задействованы студенты и преподаватели Кубанского и Адыгейского государственных университетов.
Результаты исследования состоят в уточнении содержания понятия «визуализация», установлении взаимосвязи между целью применения картирования и образовательным результатом, в выявлении потенциала картирования в повышении эффективности поиска, анализа, систематизации и усвоения учебного материала.
Ключевые выводы: Внедрение картирования в учебный процесс способствует: улучшению восприятия информации за счет визуализации изучаемого материала и внедрения «клипового» способа демонстрации информации; оптимизации времени при изучении нового материала за счет структурированности учебной информации; повышению вовлеченности в учебный процесс за счет оптимального сочетания в одном дидактическом инструментарии визуализации художественной привлекательности дизайна карты и структурно-логической схемы изучаемой информации.
Образование выступает индикатором глобальных трансформаций, происходящих в мире, и источником социального прогресса. Актуальность исследования обусловлена возникшим научным противоречием, требующим своего разрешения, между активным процессом цифровизации всех сфер жизнедеятельности человека и потенциальными возможностями института образования эффективно внедрять цифровые сервисы в учебно-воспитательный процесс. Проблема исследования заключается в поиске ответа на вопрос: каковы основные векторы цифровизации образования в современных условиях как культурной ценности? Цель исследования: раскрыть ключевые направления цифровизации образования как базовые ориентиры его качества в современных условиях. Методы исследования: анализ, дедукция, обобщение, опрос.
Результаты исследования: раскрыты доминирующие направления процесса цифровизации современного образования и определены ключевые тенденции цифровой трансформации образования; аргументирован спектр ИКТ в рамках учебных дисциплин в вузах по физической культуре и спорту; систематизированы факторы, препятствующие распространению цифровых образовательных технологий.
Ключевые выводы: доминирующими направлениями процесса цифровизации образования выступают: внедрение цифровых программ для контроля успеваемости обучающихся, передачи информации, развитие онлайн-обучения, системы универсальной идентификации обучающегося, проектирование цифровых моделей учебных заведений; ИКТ, используемыми на занятиях по физической культуре и спорту, являются интерактивная доска, мультимедийный проектор, электронные учебники, подготовка и демонстрация видео тренировочного процесса и др.; факторами, препятствующими распространению цифровых образовательных технологий, являются востребованность разработки специальных методических материалов для методического сопровождения использования в учебном процессе цифровых ресурсов; консерватизм педагогов к цифровым инновациям и др.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что принципы воспитательного процесса по своей сути почти всегда взаимосвязаны, тем не менее обычно за основу берется какой-то отдельный принцип, в то время как установление взаимосвязи между принципами доброжелательности и благодеяния способствует значительно более глубокому осмыслению диалектики образовательных взаимодействий.
Постановка проблемы состоит в том, что: без чувства доброжелательности и благодеяния обучающиеся с меньшей вероятностью будут заинтересованы в размышлениях и действиях, отвечающих нуждам других людей.
Цель данной статьи заключается в проведении анализа современной литературы для выявления взаимосвязи между принципом доброжелательности и благодеяния, которые должны побуждать молодежь к знаниям о жизни других людей и конкретных обстоятельствах.
Объектом исследования в данной работе являются принципы доброжелательности и благодеяния как гуманитарные предпосылки морально-нравственного процесса, а предметом выступает воспитание индивида на данной основе.
Методом исследования выступает понятийный анализ, а также исследование отечественной и зарубежной литературы по данному вопросу. Отдельного внимания в данной работе заслуживает детальное рассмотрение представленных определений, формирующее четкое понимание об их сущности и содержании.
Выводы. Основным выводом данной статьи явилось выдвинутое предположение о том, что готовность подрастающего поколения использовать принцип доброжелательности зачастую развивается под созданием благоприятной педагогической среды. Для того чтобы понять, что именно способствует формированию основы для знакомства с различными точками зрения и мировоззрениями, а также со структурными причинами социальных проблем и потенциальными последствиями действий, предпринятых для их решения, были рассмотрены аспекты для возникновения данных принципов. Также в ходе детального изучения материалов, посвященных данной проблематике, был обнаружен и описан принцип справедливости и благотворительности в контексте связи между доброжелательностью и благодеянием. Отмечается, что использование принципа доброжелательности и благодеяния с учетом возрастных особенностей может стать одной из основ в определении механизмов реализации преемственности педагогического образования.
Результаты данного исследования могут быть использованы не только при обучении педагогов, но также могут быть полезны для специалистов в области психологии, культуры и т. д.
Использование технологий генеративного искусственного интеллекта в образовании обладает потенциалом революционизировать процессы обучения и оценивания образовательных результатов, персонализируя учебный процесс, обеспечивая немедленную обратную связь и улучшая общий опыт обучения.
Актуальность исследования обусловлена распространением технологий искусственного интеллекта, дефицитом практик формирующего оценивания учебных достижений в высшем образовании.
Постановка проблемы: существующие отечественные системы электронного обучения имеют ограниченный функционал, что затрудняет их использование в процессе формирующего тестирования.
Целью исследования является изучение возможности и эффективности использования технологий генеративного искусственного интеллекта в формирующем оценивании в высшем образовании.
Задачи исследования – рассмотреть теоретические основы использования инструментов генеративного искусственного интеллекта в оценивании знаний, умений и навыков, проанализировать собственный опыт применения больших языковых моделей в формирующем тестировании в вузе.
Методологическую основу исследования составляют анализ Интернет-ресурсов и литературных источников, методы математической статистики, синтез.
Результаты исследования: изучены возможности использования и эффективность технологий генеративного искусственного интеллекта в формирующем тестировании обучающихся вуза, проанализирован собственный опыт применения больших языковых моделей в формирующем тестировании, определены основные ограничения внедрения этих технологий в учебный процесс, даны рекомендации по организации формирующего тестирования с использованием больших языковых моделей.
Ключевые выводы: большие языковые модели могут быть интегрированы в учебный процесс для оценки формирующих и суммативных тестов, что позволит существенно снизить нагрузку на преподавателей, обеспечить более объективные результаты и, в конечном счете, повысить эффективность учебного процесса.
Актуальность исследования проблемы проведения олимпиад по иностранному языку состоит в том, что данная процедура создает базу для становления заинтересованности обучаемых к постоянному прогрессу в овладении иностранными языками (то есть повышает уровень мотивации к изучению иностранного языка), в систематизации и углублении знаний по иностранному языку. Проблематика данной работы – это рассмотрение и описание методики проведения олимпиад по иностранному языку в качестве фактора мотивации в обучении. Цель исследования – доказать положительное влияние такой процедуры, как проведение онлайн-олимпиады по иностранному языку, на мотивацию в обучении иностранному языку; задачи исследования: проанализировать опыт проведения олимпиад по иностранному языку, разработать практические советы по методике проведения подобного рода процедур. Методы, примененные авторами для освещения заявленной проблематики: сравнительный анализ источников по вышеупомянутой тематике, метод эксперимента, статистический математический метод обработки данных – Т-критерий Стьюдента. Результатом исследования послужило доказательство верности выдвинутой гипотезы о положительном влиянии проведения олимпиад на мотивацию в изучении иностранного языка посредством соответствующих научных методов исследования. Говоря о выводах, можно утверждать, что работа рекомендуется в качестве пособия для проведения олимпиад подобного рода как в вузе, так и на других уровнях образования.
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что средневековая утопическая гуманистическая педагогическая мысль в Волжской Булгарии, отраженная в поэме «Кыйссаи Йусуф» просветителя Кул Гали, до сих пор не раскрыта полностью. В связи с этим проблема исследования заключается в раскрытии личностных характеристик правителя гуманного общества, которая интересовала людей всех времен, но нашла решение лишь в утопии средневековых просветителей.
Целью настоящего исследования является раскрытие гуманных личностных качеств, необходимых правителю в организации утопического гуманистического общества, о котором мечтали средневековые просветители и описали в своих дидактических произведениях, среди которых и булгарский поэт Кул Гали. Методологическая база исследования представлена применением методов сравнения, сопоставления, индукции и дедукции, анализ и синтез, обобщение и абстрагирование.
Результаты исследования: в исследовании раскрыты особенности утопической гуманистической педагогической мысли, в центре которой строительство справедливого общества, для чего необходима личность, которая обладает рядом положительных качеств, которых подробно описал поэт-просветитель Кул Гали в своей поэме «Кыйссаи Йусуф».
Ключевые выводы: утопическая гуманистическая педагогическая мысль в Волжской Булгарии, описанная средневековым поэтом-просветителем Кул Гали в поэме «Кыйссаи Йусуф», неразрывно связана с положительными личностными характеристиками правителя, благодаря которым в обществе царит справедливость, законность, равноправие, уважение, любовь, милосердие, достаток продуктов питания и т. д.
Исследование посвящено вопросу преподавания нового, повсеместно введенного в программы вузов страны только с 2023 года курса «Основы российской государственности», что обусловливает его актуальность. Авторы стараются разрешить проблему: как пробудить в молодёжи чувство патриотизма, донести до нее ценности российской цивилизации и сделать это так, чтобы не вызвать отторжения или сопротивления?
Цель данного исследования состоит в поиске теоретического и методологического основания для деликатного, но при этом результативного преподавания дисциплины «Основы российской государственности» и демонстрации выбранной педагогической стратегии на примере изучения темы «Россия: испытания и герои».
Авторы статьи, используя методы семантического и структурного анализа, формируют идейный каркас и задают логику отбора материала, которые позволяют целенаправленно и упорядоченно подавать необходимую информацию в рамках выбранной темы.
Результатом исследования стали методические рекомендации и материалы к изучению темы «Россия: испытания и герои». Для того чтобы избежать нравоучительного тона, чрезмерного пафоса, авторы статьи предлагают придерживаться таких педагогических принципов и приёмов, как ориентация на диалог, опора на сформированные ранее знания и представления, поиск связи данной тематики с современностью и с актуальными для отдельных групп студентов профессиональными интересами.
Выводы. Данная статья обладает чёткой практической направленностью. В ней представлены методические наработки, включающие, помимо прочего, и логически выстроенный план, и конкретные задания по теме «Россия: испытания и герои».
В статье представлен исторический обзор формирования и развития эфиромасличной отрасли. Основное внимание уделяется истории научных исследований эфиромасличных и лекарственных растений. Наши предки, возможно, инстинктивно выбирали определенные травы для лечения, так же как больные животные сегодня ищут растения, которые они обычно не едят. На основе анализа современного состояния обусловливается необходимость и формируются первоочередные задачи полномасштабного возрождения эфиромасличного производства в Российской Федерации.
Постановка проблемы: В республиках бывшего СССР выращивался ряд эфиромасличных растений: кориандр, лаванда, роза эфиромасличная, шалфей и другие. В 1970–80-х гг. площади возделывания растений эфироносов превышали 200 тыс. га. В то же время полностью спрос на эфирные масла и другую эфиромасличную продукцию не был удовлетворён. С распадом СССР эфиромасличная отрасль пришла в упадок. Зоны выращивания большей части эфиромасличных культур оказались на территории новообразованных независимых государств. Выращивание и переработка эфироносов в России значительно сократилась.
Цель работы: обоснование и получение знаний об истории возникновения и развития эфиромасличных растений, фитотерапии, действующих веществах как инструмента, обеспечивающего выработку общей проблемы и объединения научного, производственного и инновационного потенциалов всех заинтересованных сторон.
Методы исследования: источниковедческий, историко-типологический и биографический.
Результаты исследования: возможность познания новых знаний об истории возникновения и распространения эфиромасличных растений, о создании огромной пищевой базы для животных и людей.
В статье рассматриваются основные проблемы актуальных российско-китайских отношений в сфере культурных обменов и высшего образования России и Китая. Цель исследования – выявление исторических истоков становления сотрудничества двух стран в области высшего образования, возможностей развития системы межкультурных коммуникаций сферы образования России и Китая в современных условиях. Методология исследования включает в себя анализ культурологической, исторической, региональной и социальной компонент. Сравниваются основные направления слияния культурных областей данных стран. Подробно исследуется сотрудничество РФ и КНР на современном этапе и перспективы его развития в области образования. Пристальное внимание направлено на улучшение учебного процесса и развития межкультурных связей. Это сотрудничество рассматривается на примере нескольких вузов России и Китая. Изучается опыт организации партнерств между университетами через призму современной российской образовательной практики. После проведенного анализа следуют выводы о дальнейших перспективах развития, учитывая их потребности. В результате исследования автор резюмирует, что, несмотря на постоянные изменения современной геополитической обстановки в мире, взаимоотношения стран остаются стабильно дипломатическими. Делая выводы, автор отмечает, что основной первоочередной задачей внешней политики России в отношении Китая является развитие дипломатии и взаимного общения между двумя граничащими государствами, и предлагает собственные варианты решения поставленных задач, связывая их с изменением Россией своего внешнеполитического курса и направлением его на сотрудничество с Китаем – лидером стран Восточной Азии. Данные выводы определяют стремление современного общества к достижению взаимопонимания в области межкультурных коммуникаций России и Китая.
Одним из важнейших факторов эффективного развития здравоохранения в современном Российском государстве является удовлетворение возросших запросов медицинских учреждений в подготовленных врачах и средних медицинских работниках, обеспечение в этом социально значимом деле гендерного равноправия, особенно в его мусульманских регионах. Это обуславливает необходимость анализа и использования позитивного опыта предшествующих десятилетий. В этом контексте исключительный научно-теоретический и практический интерес представляет опыт многонационального Дагестана в развитии здравоохранения, в том числе увеличения его кадрового потенциала. В данном исследовании впервые в региональной историографии предпринята попытка анализа опыта деятельности органов власти республики по удовлетворению запросов и потребностей учреждений здравоохранения в кадрах медицинских работников в гендерном аспекте в 1960-е гг.
Статья опирается на принципы научной объективности и историзма, использованы описательный и системный методы исследования, которые позволили воссоздать полноценную картину исследуемой нами темы.
Анализ фактического материала позволил прийти к обоснованному выводу о том, что, несмотря на объективные трудности и нерешенные вопросы в экономическом и социально-культурном развитии Дагестана в рассматриваемое десятилетие, произошли существенные позитивные перемены в развитии здравоохранения, в том числе удовлетворении запросов и потребностей учреждений здравоохранения в кадрах с высшим и средним медицинским образованием. В этот период, несмотря на уменьшение доли женщин в составе врачебных кадров, они продолжали преобладать. Однако, как прослежено в работе, к концу анализируемого десятилетия в республике сохранялись значительные трудности и нерешенные вопросы в обеспечении потребностей учреждений здравоохранения во врачебных кадрах и средних медицинских работниках из числа женщин, прежде всего дагестанок, в сельской местности.
В настоящей статье рассматривается ход сражения полков Кавказской туземной конной дивизии с австрийскими частями за украинские села Цу-Бабино и Бринь. Придается большое значение изучению конкретных событий, происходивших на поле боя и взаимодействию полков дивизий Русской императорской армии. Важно, что история становления традиций боевого содружества народов не может быть раскрыта без рассмотрения процесса возрастания боевого мастерства офицеров и всадников полков Кавказской туземной конной дивизии.
Автором были использованы архивные материалы фондов Российского государственного военно-исторического архива и Центрального государственного архива Архивной службы Кабардино-Балкарской Республики, а также исследования зарубежных авторов и отечественных ученых, которые позволяют со всех сторон рассмотреть фактическое развитие этапов сражения у сел Цу-Бабино и Бринь. Применение принципа историзма дает возможность автору показать ход сражения в нарастающей динамике: от постановки приказа командующего 8-й армии Юго-Западного фронта на прорыв австрийских позиций и исполнения его командирами дивизий, полков и сотен до конкретных умелых и самоотверженных действий офицеров и всадников «Дикой дивизии».
Автор приходит к выводу, что возрастание боевого мастерства офицеров и всадников полков «Дикой дивизии», их умелое взаимодействие с частями Русской императорской армии наилучшим образом способствовало становлению традиций боевого содружества народов. При этом Великий князь Михаил Александрович всегда оставался особенным любимцем на фронте, и ведомая им «Дикая дивизия», вопреки скептическому мнению многих военных специалистов, становилась боеспособной частицей регулярной Русской императорской армии.
Цель данного исследования – проанализировать специфику быта крестьян-старожилов Тобольской губернии на основе информации, собранной во время полевых этнографических работ в Тюменской области. На основании привлеченных нарративных источников, таких как личные дневники, воспоминания, жизнеописания и пересказ воспоминаний предков потомственного крестьянина Матаева Н.Н., были изучены брачное поведение, детско-родительские отношения, взаимодействие между членами семьи в домашнем кругу и вне его, а также проанализирован уровень детской смертности и рождаемости и выявлены культурные особенности быта нескольких поколений одной семьи. Собранные записи в виде интервью, дневников и воспоминаний относятся к концу ХIХ века – началу ХХ века, то есть к периоду активных изменений и преобразований в образе жизни крестьянской деревни в России, что определяет актуальность данного исследования, поскольку тщательное изучение идентичности субэтноса сибиряков позволяет найти отличия в последствиях этих преобразований за Уралом и лучше понять историю Западной Сибири, а примененные принцип историзма и цивилизационный подход позволяют проследить этапы развития новых форм семейного уклада и преобразования крестьянского быта вследствие модернизации. Исследованные этнографические материалы позволяют более полно представить картину крестьянской повседневности и сделать выводы об особенностях жизненного цикла традиционной патриархальной крестьянской семьи и общины старожилов Тобольской губернии.
Издательство
- Издательство
- МГТУ
- Регион
- Россия, Майкоп
- Почтовый адрес
- 385000, Республика Адыгея, город Майкоп, Первомайская ул., д.191
- Юр. адрес
- 385000, Республика Адыгея, город Майкоп, Первомайская ул., д.191
- ФИО
- Куижева Саида Казбековна (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- info@mkgtu.ru
- Контактный телефон
- +8 (877) 2523131
- Сайт
- https://mkgtu.ru/