ВЕСТНИК МАЙКОПСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Архив статей журнала
В период парадигмальных изменений в жизни общества нарастает тенденция неопределенности, детерминирующая эмоциональную напряженность, повышение уровня агрессии и тревожности. Динамизм и транзитивность социальных процессов обусловливают выбор стратегии социального поведения и развития человека в ситуации непредсказуемости и сложности. На этом фоне особую значимость приобретает проблема создания психологически комфортных условий для всестороннего развития индивида, его защищенности в ситуации взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса, что требует от педагогов готовности к проектированию и созданию психологически безопасной образовательной среды. В связи с этим проблема исследования заключается в научном обосновании и практической разработке модели формирования готовности будущих педагогов к проектированию психологически безопасной среды. Цель исследования заключается в разработке модели формирования готовности будущих педагогов к проектированию психологически безопасной среды. Методологическая база исследования представлена комплексом методов анализа, моделирования, проектирования, эксперимента.
Результаты исследования: проанализированы различные подходы к содержанию готовности будущего педагога к проектированию психологически безопасной образовательной среды; выявлены структурные компоненты готовности, определены критерии и показатели ее сформированности; разработана модель формирования готовности будущего педагога к проектированию психологически безопасной образовательной среды.
Ключевые выводы: актуальность проблемы формирования готовности к проектированию психологически безопасной среды в процессе профессиональной подготовки будущих учителей обусловлена современными социальными преобразованиями; модель формирования готовности к решению этой задачи представляет собой совокупность целевого, содержательно-процессуального, технологического и оценочно-рефлексивного компонентов, ориентирована на формирование мотивации в педагогической деятельности, совершенствование проектировочной компетентности будущих учителей, развитие личностно-профессиональных качеств будущих педагогов.
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что средневековая утопическая гуманистическая педагогическая мысль в Волжской Булгарии, отраженная в поэме «Кыйссаи Йусуф» просветителя Кул Гали, до сих пор не раскрыта полностью. В связи с этим проблема исследования заключается в раскрытии личностных характеристик правителя гуманного общества, которая интересовала людей всех времен, но нашла решение лишь в утопии средневековых просветителей.
Целью настоящего исследования является раскрытие гуманных личностных качеств, необходимых правителю в организации утопического гуманистического общества, о котором мечтали средневековые просветители и описали в своих дидактических произведениях, среди которых и булгарский поэт Кул Гали. Методологическая база исследования представлена применением методов сравнения, сопоставления, индукции и дедукции, анализ и синтез, обобщение и абстрагирование.
Результаты исследования: в исследовании раскрыты особенности утопической гуманистической педагогической мысли, в центре которой строительство справедливого общества, для чего необходима личность, которая обладает рядом положительных качеств, которых подробно описал поэт-просветитель Кул Гали в своей поэме «Кыйссаи Йусуф».
Ключевые выводы: утопическая гуманистическая педагогическая мысль в Волжской Булгарии, описанная средневековым поэтом-просветителем Кул Гали в поэме «Кыйссаи Йусуф», неразрывно связана с положительными личностными характеристиками правителя, благодаря которым в обществе царит справедливость, законность, равноправие, уважение, любовь, милосердие, достаток продуктов питания и т. д.