Настоящая публикация является продолжением исследований автора, посвященных рецепции музыки Иоганна Себастьяна Баха в творчестве Альфреда Гарриевича Шнитке. Проблема рассматривается на основе наименее изученной области наследия композитора - его музыки к анимационным фильмам Андрея Юрьевича Хржановского (род. 1939). Показано, что наряду с цитированием конкретных произведений выразительными средствами художественного диалога с творчеством и эпохой И. С. Баха для Шнитке служили такие композиционные приемы, как квазицитата и стилизация. В статье выявлены основные идеи и формы усвоения стиля лейпцигского мастера, прослежена эволюция этого пути, приведшая к органичному претворению многих его композиторских приемов и переосмыслению символики баховских мотивов. Работа построена на анализе автографов партитур Шнитке, хранящихся в нотной библиотеке Российского государственного симфонического оркестра кинематографии, и архивных источников, на воспоминаниях композитора и режиссера о создании кинолент, а также интервью с Хржановским в беседах с автором статьи в январе 2023 г.
Идентификаторы и классификаторы
В своем выступлении на авторском вечере 1979 г., говоря о монограмме BACH, Альфред Гарриевич Шнитке подчеркивал важность художественного наследия Иоганна Себастьяна Баха во всеобщей истории музыки.
Список литературы
1. Бедерова 2022 - Бедерова Ю. А. Книга о музыке. Москва: ACT: Corpus, 2022. 768 с.
2. Берков 1971 - Берков В. О. Формообразующие средства гармонии. Аккорд. Лейтгармония. Секвенция. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Советский композитор, 1971. 343 с. EDN: CKCQQU
3. Ивашкин 2015 - Беседы с Альфредом Шнитке / сост. А. В. Ивашкин. Москва: Классика - XXI, 2015. 320 с.
4. Ляхова 1978 - Ляхова Т. Л. Сарабанда // Музыкальная энциклопедия / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Москва: Советская энциклопедия; Советский композитор, 1978. Т. 4. С. 848-850.
5. Нейман 2014 - Нейман М. Ф. История одного интервью // Альфред Шнитке. Статьи, интервью. Воспоминания о композиторе / авт.-сост. А. Ю. Хржановский. Москва: Arcadia, 2014. С. 371-377. 6. Нитта-Ханья 2021 - Нитта-Ханья М. Б. Л. Яворский и А. Швейцер в баховедении: На основе записей С. Н. Ряузова // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2021. № 4 (14). С. 71-77.
7. Стравинский 1988 - Стравинский И. Ф. И. Стравинский - публицист и собеседник / ред.-сост. В. П. Варунц. Москва: Советский композитор, 1988. 504 с.
8. Ханья 2023 - Ханья М. Музыка А. Г. Шнитке для фильма А. Ю. Хржановского “В мире басен”: К проблеме полистилистики // Временник Зубовского института. 2023. № 2 (41). С. 9-31.
9. Ханья 2024 - Ханья М. И. С. Бах - А. Г. Шнитке: Цитата как форма диалога в музыке анимационного кино // Opera musicologica. 2024. Том 16. № 1. С. 76-97. DOI: 10.26156/operamus.2024.16.1.004 EDN: DHZWBQ
10. Хржановский 1999 a - Хржановский А. Ю. На пути к Пушкину // Тайны пушкинского слова / сост. А. Р. Романенко. Москва: Московский детский фонд, Тид Континент-Пресс, 1999. С. 208-221. 11. Хржановский 1999b - Хржановский А. Ю. Продолжение жизни // Искусство кино. 1999. № 2. С. 72-85.
12. Хржановский 2014 - Хржановский А. Ю. Он прилетал лишь однажды // Альфред Шнитке. Статьи, интервью. Воспоминания о композиторе / авт.-сост. А. Ю. Хржановский. Москва: Arcadia, 2014. С. 356-367.
13. Чигарева 2017 - Архивные материалы. Из архива В. С. Ценовой // На пересечении прошлого и будущего: Сборник статей / ред.-сост. Е. И. Чигарева. Москва: Научно-издательский центр “Московская консерватория”, 2017. С. 205-212.
14. Шабалина 1999 - Шабалина Т. В. Рукописи И. С. Баха: Ключи к тайнам творчества. Санкт-Петербург: Logos, 1999. 438 с. EDN: QXWQGB
15. Шабшаевич 2019 - Шабшаевич Е. М. Лейтмотивная система в анимации: Метод Шнитке // Музыка в системе культуры: Научный вестник Уральской консерватории. 2019. № 18. С. 56-63. EDN: KXUINU
16. Швейцер 2016 - Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах / пер. с нем. Я. С. Друскина и Х. А. Стрекаловской. 4-е изд. Москва: Классика - XXI, 2016. 816 с. EDN: VMXTYP
17. Шнитке 1988 - Шнитке А. Г. Полистилистические тенденции современной музыки // Музыка в СССР. 1988. Апрель - июнь. С. 22-24.
18. Шульгин 2014 - Шульгин Д. И. Годы неизвестности Альфреда Шнитке. Беседы с композитором. Москва: Директ-Медиа, 2014. 101 с.
19. Этингер 1963 - Этингер М. А. Гармония И. С. Баха. Москва: Музгиз, 1963. 109 с.
20. Яськов 2011 - Яськов К. Е. Метод полистилистики как системный объект: Структура и элементы // Наука в современном мире: Материалы V Международной научно-практической конференции (22 марта 2011 г.): Сборник научных трудов / науч. ред. Г. Ф. Гребенщиков. Москва: Спутник+, 2011. С. 55-59.
21. Bach 1956 - Bach J. S. Hohe Messe in h-Moll. BWV 232 / Klavierauszug von G. Rösler. Leipzig: Peters, 1956. 166 S.
22. Gstrein 1998 - Gstrein R. Sarabande // Die Musik in Geschichte und Gegenwart: allgemeine Enzyklopädie der Musik / Hrsg. von L. Finscher. 2. Ausgabe. Kassel; Stuttgart: Bärenreiter; Metzler, 1998. Sachteil 8. S. 991-1002.
23. Marshall 1972 - Marshall R. L. The Compositional Process of J. S. Bach: A Study of the Autograph Scores of his Vocal Works. Princeton: Princeton University Press, 1972. Vol. 1. 272 p.
24. Mattheson 1713 - Mattheson J. Das neu-eröffnete Orchestre, oder Universelle und gründliche Anleitung/ wie ein Galant Homme einen vollkommnen Begriff von der Hoheit und Würde der edlen Music erlangen/ seinen Gout darnach formiren/ die Terminos technicos verstehen und geschicklich von dieser vortrefflichen Wissenschafft raisonniren möge. Hamburg: B. Schillers Wittwe, 1713. 338 S. 25. Little 2002 - Little М. E. Sarabande 2 (ii). France and Germany // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by S. Sadie. 2nd ed. London; New York: Macmillan; Grove’s Dictionaries, 2002. Vol. 22. P. 276-277.
26. Walther 1732 - Walther J. G. Musicalisches Lexicon oder Musicalische Bibliothec <…>. Leipzig: Wolffgang Deer, 1732. 659 S.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В рецензии выделено значение источниковедческих открытий выдающегося исследователя, профессора Санкт-Петербургской государственной консерватории Татьяны Васильевны Шабалиной. Рецензируемый труд стал результатом многолетних поисков неизвестных ранее и хранящихся в РНБ в Санкт-Петербурге первоисточников (в основном текстовых), относящихся к наследию Иоганна Себастьяна Баха (1685-1750) и его современников. Рецензент обращает внимание читателя на необычный научный жанр двухтомного немецкого издания. Помимо исследовательских глав, этот труд содержит ценный каталог редких изданий (всего 998 позиций), считавшихся утерянными, но сохранившихся в Петербурге. Акцент сделан и на трудностях научного поиска, ведь среди тысяч книг XVII-XVIII вв., зарегистрированных в библиотечном каталоге того же времени (а другого пока нет) именно музыкальные издания не были обозначены специально. Исследователю оставалось либо заказывать из хранения в читальный зал всё подряд (а на это не хватит и целой жизни), либо требовать отдельные источники, руководствуясь лишь собственной интуицией и догадками по аналогии. В рецензии показана также естественная научная связь между аналитическими и собственно источниковедческими разделами издания.
Публикуемые впервые пять писем выдающегося российско-американского музыканта - пианистки-исполнителя и педагога Розины Левиной - уникальные документы конца 1950-х гг., связанные с беспрецедентным успехом ее воспитанника Вана Клиберна (Вэна Клайберна) на Первом международном конкурсе имени П. И. Чайковского и последующим выходом в свет посвященной Клиберну монографии Софьи Хентовой. Они дают возможность уточнить ряд важных деталей, связанных с процессом создания книги.
Письма А. Н. Серова к председателю Русского музыкального общества А. А. Кирееву, подготовленные к публикации заведующей Отделом рукописей Ленинградской консерватории А. С. Ляпуновой, раскрывают обстоятельства взаимоотношений композитора с Обществом и различными музыкантами: Даргомыжским, Балакиревым, Рубинштейном, Стасовым и др. В текстах писем содержится информация о составленных Серовым программах сезона 1870-1871 гг. (а также, частично, и 1869-1870). Предисловие («Заметка») Ляпуновой воссоздает контекст и устанавливает причины обращений композитора к адресату: не будучи привлечен к участию в Русском музыкальном обществе, Серов заявляет о своем отрицательном отношении к нему. Критике подвергались также концертные программы и их исполнение - в репертуаре концертов русской музыке отводилось слишком мало места. Привлечение Серова к составлению новых программ грядущих сезонов означала конец «десятилетней вражде», «полное примирение и сотрудничество враждующих сторон».
Известным отечественным источниковедом и текстологом Анастасией Сергеевной Ляпуновой - заведующей Отделом рукописей Ленинградской консерватории - в 1940 г. были подготовлены к публикации письма А. Н. Серова, адресованные председателю Русского музыкального общества А. А. Кирееву. В настоящей статье освещаются этапы работы исследователя с документами, дается текстологическое описание источников, кратко характеризуется содержание писем А. Н. Серова и предпосланного им развернутого научного комментария А. С. Ляпуновой.
Мультиинструментализм (полиинструментализм) - явление в музыкальной исполнительской практике весьма распространенное, однако оно незаслуженно обделено вниманием в сфере профессионального обучения музыкантов-исполнителей и дирижеров. Между тем, освоение исполнителем очередного музыкального инструмента, познание до сих пор неисследованной им сферы музыкальной науки представляются наиболее эффективными способами погружения в музыкальное искусство, а вместе с тем и самовыражения личности. В статье рассматривается положительное влияние системы обучения мультиинструментализму на процесс становления руководителя оркестра или музыканта-исполнителя. На примере указанной проблемы в статье освещаются дополнительные векторы становления профессии военного дирижера.
Ло Чжунжун (1924-2021) вошел в историю китайской музыки как композитор, выдающийся педагог и ученый. Он подготовил плодотворную почву для молодых композиторов течения «Новой волны», способствовал более активному освоению музыкальных традиций западноевропейской культуры, провел колоссальную работу по переводу основополагающих теоретических трудов Арнольда Шёнберга, Пауля Хиндемита и других значительных для мировой музыкальной культуры авторов. Всю свою жизнь Ло Чжунжун не переставал изучать новое, реализуя полученные знания на практике. Его педагогическая и композиторская деятельность стали органичным продолжением научных интересов. В статье впервые в русскоязычном музыковедении представлен творческий портрет Ло Чжунжуна с характеристикой его многогранной деятельности в контексте музыкальной культуры Китая, в том числе освещены его собственные методико-педагогические труды. Предложена периодизация жизни и творчества музыканта, сопряженная с ключевыми событиями истории страны: время формирования эстетических и художественных ориентиров (до 1960-х гг.), период «культурной революции» и ограничения свободы в творчестве и жизни (начало 1960-х - 1970-е гг.), этап активных смелых экспериментов (конец 1970-х - 2010-е гг.).
Статья посвящена роману американского писателя Трумена Капоте «Другие голоса, другие комнаты» (1948), в котором содержится множество музыкальных отсылок. Каждый герой имеет свой «голос», охарактеризован каким-либо музыкальным инструментом или пением. Музыкальность проявляется в описании места действия романа, свое звучание приобретает старый особняк, заброшенный сад, природа американского Юга. Насыщенность музыкальными образами сочетается с поэтикой готического романа, с его вниманием к таинственному и призрачному. Музыка с ее способностью выражать быстрые и прихотливые смены настроений становится в романе проводником в мир детства - в сферу ярко переживаемого, но часто невысказанного. Писатель прибегает к таким проявлениям музыкальности, которые воплощаются на уровне формы романа. В статье рассматриваются примеры столкновения сцен, контрастирующих именно звуковым оформлением. Обращает на себя внимание работа со сквозными музыкальными мотивами, то есть отсылками, которые проявляются в романе неоднократно, подвергаются развитию, сталкиваются и «контрапунктируют» друг другу. Особенно интересно в этом отношении появление мотива приглашения белого ребенка в церковь «цветных» и совместное слушание молитвенного пения. Мотив становится сквозным в контексте всего творчества писателя и даже в целом для американской литературы ХХ в. Капоте воплощает связи музыки и слова на разных уровнях художественного языка. Музыка расширяет ассоциативное поле романа, становится выразителем эмоционального подтекста повествования.
Статья посвящена феномену “Icon in Sound” («икона в звуках» / «музыкальная икона» / «звуковая икона»), занимающему центральное место в миропонимании и практике зрелого периода творчества английского композитора Джона Тавенера (1944-2013). Оригинальный тип композиции, напрямую соотносимый с понятием иконы и характеризующийся религиозным типом содержания, стал результатом многолетних духовных поисков музыканта. К «иконе в звуках» Тавенер обращался с 1983 по 2000 г.: в девяти сочинениях слово «икона» фигурирует в названии, в четырех - в уточняющих авторских примечаниях. Каждая «икона» получает индивидуальное жанровое воплощение и исполнительский состав. Феномен «звуковой иконы» рассмотрен в статье на примере первого подобного опуса - «Иконы света» (1983), написанного для двойного хора и струнного трио. Произведение до сих пор не становилось предметом анализа в отечественной науке. В нем нашли отражение характерные черты данного типа композиции: опора на византийскую гимнографию, использование текстов на греческом языке, символизм мышления (тембровый, пространственный, числовой), симметрия, обращение к средневеково-ренессансным полифоническим принципам организации материала, экстатичность.
Расшифровка древнерусских церковных песнопений, записанных невменной нотацией, началась в XIX в. Основной корпус знаменного распева был издан св. Синодом в нотации, называемой киевской. Синодальные певческие книги использовались в церковной службе, примеры из изданий включались в учебники, формируя представления об истории русской музыки. Однако невменные рукописи содержали и некоторые песнопения других стилей. Стихиры путного роспева, приписываемые Ивану Грозному, записанные в рукописи Логина Шишелова с необычной нотацией, были обнаружены архимандритом Леонидом и расшифрованы И. А. Фортовым и Д. В. Разумовским. Последние читали знаки нотации Логина в соответствии с традицией знаменных и демественных знаков, существовавшей в XIX в. среди старообрядцев. В результате образец, приводимый многими исследователями, не относится к путевому стилю, а представляет собой фортовский вариант стихир. В начале XX в. А. Д. Кастальский расшифровал песнопения знаменного распева для хорового исполнения. Эти мелодии - скорее произведение композитора, нежели научная реконструкция. В обоих упомянутых случаях сохраняется структура древнерусского песнопения, но музыкальные интонации по стилистике напоминают о XIX в. Структура напева (повторение музыкальных формул, места мелизматических формул) является важной частью музыкального канона, сохраняющейся в различных стилистических и авторских или местных вариантах песнопений. Когда музыканты XIX в. расшифровывали средневековые невмы, фактически они создавали авторские варианты песнопений согласно законам средневекового композиторского творчества.
Статья посвящена неисследованному сюжету в биографии известного музыковеда Р. И. Грубера, состоявшего в близком родстве с петербургской семьей общественного деятеля, издателя, публициста И. В. Гессена. Круг творческой интеллигенции, частью которого были Гессены, сыграл до революции значительную роль в жизни будущего ученого. В статье представлены новые материалы, свидетельствующие о тесных контактах Романа Грубера с родственниками, эмигрировавшими в первые годы советской власти. Именно в петербургском салоне Гессенов, оставившем свой след в истории, состоялось неформальное знакомство Грубера с деятелями музыкальной культуры и, в частности, с авторитетным музыкальным критиком и композитором В. Г. Каратыгиным, вскоре ставшим его педагогом и, как известно, впоследствии оказавшим влияние на его профессиональное становление. К этому периоду относится и дебют ученого, выступившего с критическими заметками о текущих музыкальных событиях в газете «Речь», издававшейся И. В. Гессеном. Неопубликованные материалы, представленные в работе, проливают свет на некоторые обстоятельства его детства, переезда в Петербург, а также дают возможность «увидеть» его в близком семейном окружении в атмосфере первых лет революции. Помимо свидетельств личного происхождения, в работе привлекаются другие архивные источники, позволяющие восстановить и подтвердить утраченные и забытые факты.
При возобновлении оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила» на сцене Петроградского (Мариинского) театра 27 ноября 1917 г. Михаил Фокин осуществил постановку танцев. Работая над спектаклем, он создал балетмейстерскую разработку «Марша Черномора», которая в настоящее время хранится в архиве Фокина в Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеке. Статья посвящена рассмотрению этой раритетной рукописи. В ходе анализа документа автор приходит к выводу, что хореограф тщательно изучил партитуру «Марша» и выстроил танцевальную композицию в соответствии с музыкой Глинки. Статья содержит иллюстративные материалы.
Издательство
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 190068, г. Санкт-Петербург, ул. Глинки, д. 2, литер "А"
- Юр. адрес
- 190068, г. Санкт-Петербург, Театральная пл., д. 3, литер "А"
- ФИО
- Васильев Алексей Николаевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rectorat@conservatory.ru
- Контактный телефон
- +7 (812) 3122129