Статья: МУЗЫКА В РОМАНЕ ТРУМЕНА КАПОТЕ "ДРУГИЕ ГОЛОСА, ДРУГИЕ КОМНАТЫ" (2024)

Читать онлайн

Статья посвящена роману американского писателя Трумена Капоте «Другие голоса, другие комнаты» (1948), в котором содержится множество музыкальных отсылок. Каждый герой имеет свой «голос», охарактеризован каким-либо музыкальным инструментом или пением. Музыкальность проявляется в описании места действия романа, свое звучание приобретает старый особняк, заброшенный сад, природа американского Юга. Насыщенность музыкальными образами сочетается с поэтикой готического романа, с его вниманием к таинственному и призрачному. Музыка с ее способностью выражать быстрые и прихотливые смены настроений становится в романе проводником в мир детства - в сферу ярко переживаемого, но часто невысказанного. Писатель прибегает к таким проявлениям музыкальности, которые воплощаются на уровне формы романа. В статье рассматриваются примеры столкновения сцен, контрастирующих именно звуковым оформлением. Обращает на себя внимание работа со сквозными музыкальными мотивами, то есть отсылками, которые проявляются в романе неоднократно, подвергаются развитию, сталкиваются и «контрапунктируют» друг другу. Особенно интересно в этом отношении появление мотива приглашения белого ребенка в церковь «цветных» и совместное слушание молитвенного пения. Мотив становится сквозным в контексте всего творчества писателя и даже в целом для американской литературы ХХ в. Капоте воплощает связи музыки и слова на разных уровнях художественного языка. Музыка расширяет ассоциативное поле романа, становится выразителем эмоционального подтекста повествования.

Ключевые фразы: трумен капоте, музыкальная метафора в литературе, СИНТЕЗ ИСКУССТВ, МУЗЫКА И СЛОВО, литература американского юга
Автор (ы): Красикова Наталья Борисовна
Журнал: OPERA MUSICOLOGICA

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
78.01. Общие вопросы. Теории. Эстетика и философия музыки
Для цитирования:
КРАСИКОВА Н. Б. МУЗЫКА В РОМАНЕ ТРУМЕНА КАПОТЕ "ДРУГИЕ ГОЛОСА, ДРУГИЕ КОМНАТЫ" // OPERA MUSICOLOGICA. 2024. Т. 16 № 3
Текстовый фрагмент статьи