СТЕПНЫЕ ЭРГОНИМЫ СТЕПНОЙ СТОЛИЦЫ: АНАЛИЗ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА ГОРОДА ОРЕНБУРГА (2024)
Статья посвящена изучению степных эргонимов города Оренбурга, который признан степной столицей Северной Евразии. В Оренбурге существует единственный в мире Институт Степи УроРАН, успешно развивается Оренбургская школа степеведения под руководством академика А. А. Чибилёва. Оренбургская область рассматривается как модельный степной регион, где сохранились уникальные объекты историко-культурного и природного наследия степей. Исследование выполнено в рамках гуманитарной составляющей степеведения. Была проведена классификация степных эргонимов города Оренбурга, согласно их происхождению, структуре, семантическим особенностям и реализуемым функциям. Выдвигаем рабочую гипотезу, что изучение эргонимов поможет детально разобраться во всех тенденциях и закономерностях связи между природой, экономикой и культурой степной столицы, а также предоставит ценную информацию об истории, традициях и взаимодействии с другими народами. Изучение степных эргонимов становится все более актуальным в связи с недостаточным уровнем исследований в этой области, динамичным характером языковых процессов и сложностью материала для изучения. Сейчас все более заметно влияние современных тенденций использования степной лексики, что требует комплексного и многоаспектного анализа. Также важным является выявление причин предпочтения определенных средств номинации объектов городской инфраструктуры и определение степени изученности данной темы в русской ономастической науке. Практически полное отсутствие исследований, посвященных степным эргонимам, делает эту область особенно интересной для изучения. В процессе проведения исследований по эргонимии была создана база данных, которая может быть использована в качестве источника для последующих научных изысканий и послужит основой для разработки терминологических словарей и справочников, которые будут посвящены названиям коммерческих предприятий города Оренбурга. Полученные результаты могут быть использованы для разработки образовательных программ, научных исследований, а также для создания туристических маршрутов и привлечения внимания к степным регионам.
Идентификаторы и классификаторы
В повседневной жизни эргонимы играют важную роль, они являются неотъемлемой частью нашего окружения коммуникации. Эргоним – это «собственное имя делового объединения людей», в том числе союза, организации, учреждения, корпорации, предприятия, общества, заведения, кружка» [2, с. 151].
Список литературы
1. Алистанова Ф. Ф. Эргонимы современного русского языка как микросистема : авто-реф. дис. … канд. филол. наук : 10.02.01 / Алистанова Фарида Фажрудиновна. Махач-кала, 2011. 23 с.
2. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. [М.]: Либроком, 2014. 606 с.\3. Большой медицинский энциклопедический словарь / под ред. В. Бородулина. М.: РИПОЛ классик, 2007. 960 с.
4. Бутакова Е. С. Эргонимы иноязычного происхождения в коммуникативном пространстве города : автореф. дис. … канд. филол. наук : 10.02.01 / Бутакова Екатерина Серге-евна. Томск, 2013. 26 с.
5. Емельянова А. М. Эргонимы в лингвистическом ландшафте полиэтнического города : дис. … канд. филол. наук : 10.02.19 / Емельянова Аксана Михайловна. Уфа, 2007. 170 с.
6. Кондратова А. В. Функции эргонимов в аспекте их классифицирующей характеристи-ки // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 9 (87), ч. 1. С. 105–108.
7. Крысин Л. П. Иноязычные слова в современной жизни // Русский язык конца XX столетия. М.: Яз. рус. культуры, 1996. С. 35–50.
8. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 2000. 1536 с.
9. Курбанова М. Г. Эргонимы современного русского языка в коммуникативно-прагматическом аспекте // Гуманитарные исследования. 2012. № 1. С. 29–35.
10. Новожилова Т. А. Номинация современных коммерческих предприятий : автореф. дис. … канд. филол. наук : 10.02.19 / Новожилова Татьяна Александровна. Ростов-на-Дону, 2005. 24 с.
11. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М.: Мир и Образование, 2013. 1376 с.
12. Прокутина Е. В. Языковая игра как способ образования нестандартной лексики русского языка на базе английских заимствований // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 7 (188). С. 123–127.
13. Романова Т. П. Проблемы современной эргонимии // Вестник Самарского госуниверситета. Сер.: Филология. 2008. № 1. С. 82–90.
14. Оренбург // 2ГИС : справочный портал. URL: https://2gis.ru/orenburg (дата обращения: 10.01.2024).
15. Суперанская А. В. Общая теория имени собственного. М.: URSS, 2007. 366 с.
16. Щитова О. Г. Неисконная лексика в русской разговорной речи Среднего Приобья XVII века : монография. Томск: Изд-во ТГПУ, 2008. 480 с.
17. Ивановка // Яндекс.Карты : картографический портал. URL: https://yandex.ru/ maps/?ll=55.195653%2C51.719572&z=14 (дата обращения: 10.01.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Антропологический вектор современного развития гуманитарных наук актуализирует исследования в сфере лингвокультурологии и когнитивной лингвистики. Изучение колыбельных песен как текстов особой дискурсивной формации позволяет посредством описания когнитивных структур рассматривать процесс развития концептуальных смыслов в рамках национального и индивидуального лингвосознания. Данное исследование посвящено проблеме репрезентации архетипа «Ребенок» в текстах традиционных и авторских колыбельных. Анализ фольклорного и литературного материала позволил выявить наличие в смысловом пространстве текста колыбельной таких архетипических характеристик, как заброшенность, гермафродитизм и непреодолимость. Исследование показало, что смысловая наполненность описываемых архетипических компонентов модифицируется вместе с изменением коммуникативных задач создающегося текста. Так, смысловой компонент архетипа заброшенность в народных колыбельных сингармонирует с мотивом беззащитности ребенка, подверженности опасности со стороны внешнего мира. Однако в литературной колыбельной происходит деактуализация архетипического смысла, что связано с отсутствием в прагматике художественного текста апотропеической семантики. Онтологической «бесполостью» (гермафродитизм, по К. Г. Юнгу) концепта «Ребенок» обусловлено появление в фольклорной колыбельной ярко выраженных гендерно ориентированных установок, которые определяют будущую трудовую деятельность адресата. Авторская колыбельная не транслирует стереотипы гендерного поведения, в чем сохраняет единство с архетипической моделью. Результатом исследования становится утверждение о том, что национальное лингвосознание, как и индиви-дуально-авторское, способно трансформировать архетипическую модель концепта «Ребенок» согласно педагогическому, ценностно-ориентированному и апотропеическому потенциалу текста. Инвариантность смысловых компонентов архетипа транслируется в таких особенностях восприятия роли ребенка в славянском мировидении, как беззащитность и подверженность опасности, несформированность личности, надежда окружающих на счастливое будущее младенца.
В статье рассматривается специфика проявления семантической категории оценочности в аннотациях к научным статьям. Материалом для анализа послужили 105 русскоязычных аннотаций к лингвистическим статьям, опубликованным в 2020 – 2023 гг. в журнале «Жанры речи». В исследовании использовались методы дискурсивного и лингвопрагматического анализа, компонентного анализа лексемы и высказывания, а также элементы статистического метода. Выявлено, что субъектом оценки в аннотациях к научным статьям выступает автор научной статьи, а объектом оценки – пропозитивное содержание компонентов эпистемической ситуации, представленных в первоисточнике. Главным образом оценке в аннотациях подвергается новое знание, поскольку компонент старого знания в жанре практически не представлен в силу своего предметного содержания. Анализ демонстрирует, что для аннотаций характерно проявление только рациональной оценки, которая выражается преимущественно с помощью различных слов, содержащих оценочные семы в структуре значения (качественных прилагательных, наречий, существительных). Примеров с выражением иррациональной оценки не обнаружено, так как в аннотациях актуализируется объективированная позиция исследователя и в текст не включается эмоционально-оценочный компонент. В аннотациях доминирует позитивная рациональная оценка, поскольку в них представлено объективно-предметное формулирование научных результатов, полученных исследователем самостоятельно и к которым он не может выражать негативное отношение. Немногочисленные примеры негативной рациональной оценки были выявлены только относительно оценки старого знания. В конечном итоге специфика проявления оценки в аннотациях позволяет авто-рам-исследователям наиболее успешно достигать своей коммуникативной цели: репрезентовать проблему, объективно представить новые научные результаты и наметить перспективу развертывания текста научной статьи.
Статья посвящена исследованию тропов с пространственной семантикой на материале статей журнала «Коммерсантъ Власть» за 2000 – 2005 гг. В начале 2000-х годов данное издание представляло собой один из наиболее распространённых источников актуальной экономической и социально-политической информации в стране. Цель работы ‒ выявление особенностей метафорической репрезентации пространственного кода культуры в политическом дискурсе. Рассматривается определение термина «троп» с точки зрения когнитивного подхода, а также определение термина «код культуры». Анализируется связь языковой системы индивида с культурой. Изучение термина «код культуры» в его связи с пространством позволяет рассматривать термин «пространственный код культуры» в исследуемом материале. Устанавливается, что пространственный код культуры ‒ это элемент процесса метафоризации пространственных отношений. Анализируются особенности языковой репрезентации про-странственного кода культуры в тропах в политическом дискурсе. Устанавливается, что троп с пространственной семантикой ‒ это результат когнитивного механизма метафоризации, но его форма в политическом дискурсе не ограничивается метафорой. В ряде заголовков происходит объединение нескольких видов тропов. Исследуется роль аллюзии в заголовках рассматриваемых статей. Проведённый автором анализ позволяет сделать вывод о том, что она вы-ступает одним из знаменательных элементов создания образа. Рассмотрение особенностей формирования тропа с пространственным значением в политическом дискурсе на материале статей журнала «Коммерсантъ Власть» за 2000 – 2005 гг. позволило прийти к выводу, что од-ной из наиболее распространенных референтных областей является литература.
Речь идет об анализе объектов регионального городского стрит-арта с применением методологического инструментария лингвистической дискурсологии, предполагающего изучение роли экстралингвистических факторов в процессе восприятия смыслов и их интерпретации. Исследование строится на экспериментальном материале, полученном в результате проведения социологического опроса в форме интернет-анкетирования. В качестве эмпирической базы исследования выступают шесть образцов современного стрит-арта, функционирующего в пространстве Томска ‒ одного из городов Западной Сибири, известного центра науки, студенчества, средоточия многочисленных национальных культур и полиязычия, края с суровым климатом и уникальной природой. Отправной точкой исследования выступает тезис о том, что городской стрит-арт воплощает многогранные проявления образа города, сложившегося в сознании горожан и гостей Томска, является средством трансляции культурных смыслов ‒ и универсальных, и свойственных для понимания своеобразного облика Томска, включая аксиологически значимые компоненты. Объекты искусства, гармонично вписанные в городское пространство, определяются также в качестве еди-ниц, формирующих определенные фрагменты картины мира носителей современной националь-ной лингвокультуры в ее региональном варианте. Результаты эксперимента продемонстрировали важность для понимания их культурной и концептуальной значимости, а также многослойности содержания, порождающих варианты интерпретации таких дискурсивных факторов, как символика места их расположения в городском пространстве, изменчивость / статичность визуального облика, наличие скрытых смыслов, в том числе имеющих аксиологическую ценность, множественность вариантов интерпретации содержания, взаимосвязь с элементами культурного кода города в целом. В целом исследование показало целесообразность рассмотрения обозначенной проблематики для углубления представления о современной национальной культуре и национальной картине мира в ее региональном дискурсивном варианте функционирования.
Статья продолжает серию работ авторов, продвигающих концепцию понятного языка (plain language) как особой формы стиля коммуникации государства с гражданами, рас-считанного на гармонизацию общения и снижение социального напряжения. Взаимодействие органов власти с гражданином предполагает, что основная задача такой коммуникации – помочь ему решить его проблемы, опираясь на законодательство и соблюдая все необходимые требования. В данном исследовании анализируются проблемные зоны такого важного пара-метра официально-деловой коммуникации, как фактор адресата, структурно вербализованный прежде всего разнообразными фатическими средствами. Базовая синтаксическая и этикетная единица, эксплицирующая фактор адресата, – обращение. Анализ накопленного на протяжении многих лет большого массива ответов государственных служащих гражданам Российской Федерации, а также информационных сообщений официальных структур в виде разнообразных объявлений, позволяет выделить такие потенциально агональные зоны официальной коммуникации, как замена обращения приветствием, обобщенное обращение, деперсонализация, необоснованный повтор обращения и многое другое. В работе также описываются и такие типы нарушения реализации фактора адресата, как смешение Вы- и вы-регистров, некорректное оформление обращений при использовании новых технологий коммуникации, неудачные подписи авторов (исполнителей) ответов. В конце статьи приведены актуальные, недавно возникшие в письменной коммуникации государственных организаций и граждан тенденции, напрямую связанные с реализацией фактора адресата. Некоторые из них можно оценить как положительные (использование в официальных сообщениях мы-инклюзивного), некоторые – как амбивалентные (упразднение обращений).
Статья посвящена исследованию военных слоганов в лингвокультурологическом ракурсе. Военный слоган рассматривается как лингвокультурный знак, характеризующийся информативной, аттрактивной, прагматической и когнитивной функциями, отличи-тельными особенностями которого также являются информативность, экспрессивность, компрессионность, императивность, многозначность, ритмичность, образность восприятия и высокая частота воспроизведения.
В рамках настоящего исследования военный слоган трактуется как емкая содержательная формулировка, которая направлена на привлечение внимания, сообщение информации, формирование и закрепление в сознании целевой аудитории определенно задаваемых установок. Слоганы в лаконичной форме отражают суть продвигаемой идеи, обладают акустически оптимальной речевой оболочкой, легко воспринимаются и запоминаются.
На примере современных российских военных слоганов рассматриваются семантические аспекты гибридных (контаминационных) графических структур (графодериватов) с использованием кириллицы и латиницы, проводится оценочный анализ места и роли военного слогана как элемента лингвокультурного кода в контексте межкультурной коммуникации.
Исследование представляется актуальным с точки зрения рассмотрения лингвокультурной специфики и экстралингвистических причин, послуживших основой формирования образного содержания военных слоганов в современных социокультурных условиях. Целью данной работы становится денотативный и, в особенности, коннотативный объем знаний, заключенный в военных слоганах с наложением латинских графем на кириллическую основу, которые послу-жили материалом исследования. Основными методами, используемыми авторами в статье, являются лингвокультурологическая интерпретация военных слоганов, компонентный анализ, анализ сочетаемости языковых знаков как представителей семиотической системы, анализ лингвокультурного кода.
Идиостилевая специфика художественных текстов исследуется не только в рамках стилистики, но и когнитивной лингвопоэтики, изучающей механизмы и интенции формирования художественных смыслов. В объективе данного исследования находится про-номинативный эпитетный комплекс в прозе М. Цветаевой. Эпитетный комплекс является основной единицей языка текстов М. Цветаевой, а эпитет понимается ею в качестве единственного, точного слова. Гиперконцепт «Качество» является универсальным способом освоения действительности, позволяющим многоаспектно выразить многообразие мира и авторского отношения к нему. Данный гиперконцепт находит свою разнообразную вербализацию в текстах М. Цветаевой. Эпитетная парадигма, включающая в себя совокупность эпитетных комплексов, репрезентирующих тот или иной когнитивный признак гиперконцепта, представлена нестандартными типами эпитетных слов, имеющими идиостилевую специфику. В работе про-изводится анализ части эпитетной парадигмы, представляющей отрезок вербализации гиперконцепта Качество когнитивного признака «принадлежность + качественность». В прозаических текстах М. Цветаевой наблюдается авторская рефлексия над словом; эпитетные комплексы попадают в центр внимания поэта. Отмечается, что прономинативный эпитетный комплекс представляет собой неузуальное явление, семантика которого подчеркнуто антропоморфна, а формальная выраженность идиолектно специфична. Частотной эпитетации подвергаются притяжательные местоимения, которые имеют в прозе М. Цветаевой графические средства выделения (курсив), окказиональную форму степени сравнения, что свидетельствует о рефлексии поэта над прономинативными эпитетами и качественной характеристикой объекта. Исследуемые эпитетные комплексы репрезентируют окказиональную составляющую языка М. Цветаевой, вербализуют стремление поэта к обновлению языка, языковому эксперименту.
В статье выявлены, проанализированы, описаны основные методологические подходы к проблеме визуализации исторического знания. Сформулированы следующие исследовательские вопросы: может ли визуальный ряд, а не текст быть формой презентации исторического знания? может ли аффективное, а не когнитивное быть средством научного познания прошлого? может ли игровое кино быть историческим источником? На основе сравнения и теоретического осмысления текстов исследователей, принадлежащих к разным сферам науки (историков, культурологов, киноведов) выстроено междисциплинарное дискуссионное поле. Мнения авторов представлены в сочетании хронологического и тематического принципов с соблюдением методологической вариативности. Рассмотрены идеи Марка Ферро, Пьера Сор-лена, Роберта Розенстоуна, Дэвида Херлихи, Хейдена Уайта и других теоретиков истории. В качестве выводов отмечено, что вопрос о правомерности визуальной формы презентации исторического знания был поставлен в 1970-е гг. и к настоящему времени большинством исследователей решен положительно. Историческое познание в визуальном формате всегда оперирует не только когнитивными, но и аффективными стратегиями, адресуется как интеллектуальной, так и к эмоциональной сфере личности человека. В этом контексте игровое кино может быть историческим источником наряду с кино документальным. Однако, в отличие от хроник, художественный фильм фиксирует не столько факты, сколько представления о них. В этом смысле он несомненно является документом эпохи, но его чтение и интерпретация требуют от профессионала специфических умений на стыке исторической критики и visual studies.
Целью данной работы является анализ деятельности полицейских урядников. Круг их обязанностей согласно инструкции был чрезвычайно широк, а, учитывая значительные размеры их участков, вряд ли в полном объеме выполним. В связи с этим для понимания специфики их службы периодическая печать приобретает не меньшее значение, чем нормативно-правовая документация. В качестве базы исследования была выбрана Оренбургская губерния. В ходе анализа сообщений о деятельности полицейских урядников, публиковавшихся на страницах местного официального издания в 1879 г., были получены следующие выводы. На первом месте для полицейских урядников стояла борьба с преступностью, прежде всего кражами. В связи со спецификой Оренбургской губернии почти половину хищений составляли кражи лошадей. На втором месте для оренбургских урядников была пожарная безопасность. Среди сообщений преобладала информации о расследованиях уже произошедших пожаров, хо-тя меры к их предотвращению также принимались. На третьем месте – борьба с нарушением санитарных правил. Прежде всего, речь шла о наблюдении за очисткой селений и берегов рек от мусора, навоза и прочих нечистот. На четвертой позиции стоял паспортный контроль. На пятой – соблюдение правил торговли. Преобладали сообщения о протоколировании «беспатентной» торговли, хотя боролись и с другими нарушениями, например, с использованием «неклеймленных» мер и весов. Разумеется, были и другие явления, которые протоколировались полицейскими урядниками. Однако, судя по газете «Оренбургские губернские ведомости», они не играли в их деятельности значительной роли.
В 1920-е гг. между РСФСР и УССР проходил пересмотр границ. В 1924 г. УССР предъявила претензии на южные уезды Воронежской губернии, где проживала значительная часть украиноязычного населения. Тогда же проходили наиболее активные обсуждения вопроса разграничения между республиками. В статье этот локальный территориальный спор рассматривается через взаимодействие акторов разного уровня. В дискуссию помимо центральных акторов, представителей союзных республик, были включены и губернские власти. Они собирали материал для центральных комиссий и принимали участие в их заседаниях. Кроме того, воронежские власти определяли, как освещать вопрос на местах. Помимо губернских властей в обсуждения были вовлечены и другие местные акторы, в том числе украинские активисты и крестьянство. Участники дискуссии часто ссылались на мнение населения и указывали противоположные сведения о желаниях местных жителей. Несколько акторов (воронежские власти, украинские власти и местные украинские активисты) пытались воздействовать на мнение населения спорных уездов губернии напрямую. В конце ноября – начале декабря воронежские власти провели в губернии волостные собрания и сельские сходы по вопросу претензий УССР. Таким образом, местные акторы участвовали в процессе обсуждения вопроса о границе. Однако итоговое решение осталось за Политбюро.
В данной статье делается попытка анализа социально-политических взглядов великого российского писателя Николая Васильевича Гоголя (1809 – 1852), дается краткий обзор историографии вопроса, выявляются основные узлы противоречий в литературе по дан-ной проблематике. Стоит отметить также периодические изменения подходов в литературе к творчеству Н. В. Гоголя. При этом акценты советского времени, в целом, были направлены на критические стороны гоголевской сатиры в «Ревизоре» и «Мертвых душах», оставляя часто в стороне его пассажи насчет крепостного права в «Выбранных местах из переписки с друзьями». Сегодня же маятник историографии качнулся в сторону его по преимуществу консервативных воззрений, несмотря на стремление многих авторов защитить доброе имя великого писателя. При этом автор данной работы дает свое понимание происхождения этих споров в литературе вопроса. В статье также достаточно подробно рассматриваются разные стороны мировоззрения Н. В. Гоголя, выявленные в его переписке, в публицистике и в художественных произведениях разного типа – прозе и драматургии. Наряду с его воззрениями в отношении самодержавия и религии рассмотрена особо ключевая проблема – его отношение к решению крестьянского вопроса – важнейшего вопроса общественно-политической жизни России пер-вой половины XIX в. При этом отмечен его доминирующий консерватизм в данном отношении (что проявлялось и в отношении других сфер его мировоззрения), что противоречит традиционным представлениям на сей счет массового сознания в нашей стране. Великий писатель не всегда является великим мыслителем, тем более прогрессивным, – таков вывод автора статьи.
Обеспечение граждан минимальным количеством продовольствия, необходимого для выживания в годы Великой Отечественной войны, – важная исследовательская задача. По многочисленным тыловым регионам СССР по сей день данная тема изучена не в полной мере. Система нормированного снабжения населения долгое время рассматривалась отечественной историографией как наиболее удачный способ решения продовольственного вопроса в условиях дефицита продуктов питания. Владимирская и Ивановская области относились традиционно к потребляющим регионам страны, а потому централизованное распределение продовольствия было особенно важно для местного населения. Для написания исследования были использованы партийные документы региональных архивов означенных регионов, а также источники личного происхождения, однозначно указывающие на продовольственный вопрос как основную проблему всех граждан, переживших войну. В статье осуществлена попытка выявить значение карточного снабжения для городских жителей обоих регионов в годы военного лихолетья, а также проследить динамику получаемого гражданами данным способом продовольствия. Выявлены основные продукты, которые полагались людям по нормирован-ной системе снабжения. Показаны основные нарушения в ходе данного процесса, а также их влияние на местное население. В частности, в документах местных горкомов и райкомов со-хранилось значительное количество вопросов, которые были заданы в разные годы войны партийным инструкторам и партийным секретарям на собраниях с рабочими и служащими предприятий и учреждений региона. Исследование обозначенной темы позволяет в очередной раз не только констатировать остроту продовольственной проблемы, но и на примере изученных регионов подтверждает изъяны сложившейся в годы войны карточной системы, а также необходимость поиска местным населением и властями альтернативных источников для восполнения рациона.
Статья посвящена проблеме развития торгового предпринимательства мещан в губернском городе Тула второй половины XIX в. Основу исследования составили массовые исторические источники – фискально-административная документация («Журналы генеральной поверки торговли и промышленных заведений»), созданные в результате проверок деятельности предпринимателей Тулы (административного и экономического центра провинции, сочетавшей в себе черты Центрально-Промышленного и Центрально-Земледельческого районов). Типовой формуляр Журналов позволил автоматизировать обработку больших массивов информации исторических источников путем создания источнико-ориентированной машиночитаемой базы данных (на основе СУБД Microsoft Access 2007) и ответить на вопросы: «В каких формах была организована предпринимательская деятельность представителей мещанства города Тула второй половины XIX в.?», «Насколько масштабным было вовлечение мещанства в сферу частной торговли по сравнению иными слоями населения города?», «Имеются ли устойчивые тенденции в сфере частного предпринимательства в пределах локального рынка губернского центра?». В результате исследования было установлено, что «мещанские» заведения составляли большинство стационарных торговых пред-приятий города (от трети до половины), причем большинство из них относилось к мелким формам торговли – палаткам и мелочным лавочкам. Массовые источники позволили выявить устоявшую модель хозяйствования, единую для мещанства города: стремление собственников (как мужчин, так и женщин) самостоятельно управлять заведениями, стратегию минимизации капиталовложений в коммерческую недвижимость, ориентацию на краткосрочную перспективу экономической активности, долгое отсутствие специализации торговых предприятий как способа диверсификации капиталов, способа минимизации рисков разорения. Настоящая работа предлагает модель изучения локальной общности провинциальных предпринимателей, которую возможно масштабировать относительно иных местностей Российской империи с последующей организацией историко-компаративных исследований.
Статья посвящена изучению истории сословной организации купечества в городе Уфе, окончательно оформившейся после 1870 г. Судьбы купеческих обществ затронуты в сравнительно небольшом количестве научных трудов в целом по России, на Южном Урале и в Среднем Поволжье в том числе. Главной проблемой является плохая сохранность архивных фондов. Лишь там, где имеются фонды купеческих старост, как в Самаре или Кирове, исследователи сумели провести анализ деятельности этих сословных структур. В Уфе архивная документация купеческого общества также не дошла до наших дней, но возглавлявший местное купеческое общество почти два десятка лет купец Н. К. Блохин издавал рекламную газету. В ней в начале 1900-х гг. были опубликованы три годовых отчета. В данной статье впервые привлекаются материалы прессы для изучения купеческого общества. Эти данные позволили увидеть стабильность сословной организации после введения закона 1898 г., разделившего предпринимательскую и сословную деятельность. Уфимское купечество не покинуло свое сословие. А купеческое общество Уфы показало свою эффективность в благотворительной поддержке обедневших купцов и различных структур города. Выплачивались индивидуальные ежегодные пособия вдовам и старикам, некоторые получали стабильные суммы, в других случаях была единоразовая помощь. Среди получателей встречались некогда известные в Уфе купеческие фамилии, как, например, В. В. Грен – бывший товарищ купеческого старосты. Эти данные показывают судьбу уфимских купцов в старости, что обычно не отражается в иных источниках. В целом можно утверждать, что сословное купеческое общество оставалось важной и необходимой структурой вплоть до революционных потрясений.
Статья посвящена реконструкции идеальной модели женской городской повседневности в Советском Союзе в 1950-е гг. на материалах статей и заметок журнала «Советская женщина», одного из ведущих общесоюзных периодических изданий женской тематики. Актуальность исследования темы задают рамки современных трансформаций в сфере представлений о материнстве и детстве, тенденций глобализации и цифровизации, отвергающих традиционные модели семейно-брачных отношений и бытовых гендерных ролей. Предлагаемое междисциплинарное исследование находится на стыке женской истории, истории повседневности и городской антропологии. В качестве основного источника выступают материалы периодической печати; был проведен фронтальный просмотр всех номеров журнала «Советская женщина» за период с 1951 по 1960 гг. на предмет анализа статей и заметок, посвященных изменениям в городском социокультурном пространстве, а также женской повседневности и бы-те в данный период. Среди основных выводов – идеологическая риторика и конкретные публикации и репортажи свидетельствовали о нивелировании роли домохозяйки и повышении ответственности рабочей и производственной роли советской женщины. В конкретных публикациях муж и дети становились помощниками, но не полноправными хозяевами бытовой сферы дома. Их обязательное участие в домашних делах – залог освобождение времени женщины для собственных дел и поддержание доброжелательного климата в семье. В случаях, если женщине приходилось одной (без мужа) воспитывать детей, обязанности помощника ей в хозяйстве и воспитании (в идеальной модели) брал на себя коллектив. Социокультурная динамика развития советского города (создание сферы обслуживания, инфраструктуры соцкульт-быта) способствовала освобождению советской женщины от оков домашних обязанностей, с целью увлечения времени для профессионального роста, саморазвития, общественно значимой деятельности и досуга.
Регулярное употребление пищи является одной их базовых витальных потребностей человека. Поэтому обеспечение едой становится залогом устойчивой жизнедеятельности. При этом нахождение в дороге нередко создает некоторые затруднения в обеспечении путешественника едой. В настоящей статье говорится о типах и локации различных придорожных заведений питания, ассортименте блюд, которые предлагались тем, кто ездил по своим делам или путешествовал в различных направлениях от Москвы и иных регионах России.
В дальний путь человек отправляется по разным причинам: по личным или семейным обстоятельствам, по общественным и политическим делам, в служебные командировки, ради торговли или поиска работы, стремления увидеть новые достопримечательности, паломничества к святым местам и т. д. Параллельно складывалась и развивалась соответствующая инфраструктура, которая должна была удовлетворять потребности проезжающих в питании и крове. Качество обслуживания и приготовления пищи существенно различалось в зависимости от разряда заведения и его месторасположения. Ассортимент кушаний в основном состоял из блюд русской кухни, хотя кое-где наблюдались заимствования из европейской гастрономии.
В ряде населенных пунктов отдельные продукты, которые тут были в дефиците, закупали на стороне. Для некоторых категорий путешественников, в первую очередь людей богатых, в кое-каких трактирах существовали особые процедуры встречи, чтобы обеспечить привлекательность заведения и заставить гостей потратить больше денег.
Несмотря на наличие на дорогах пунктов питания, ряд ездоков предпочитал брать в дорогу еду, приготовленную дома. Тем самым перестраховывались от потенциальных неожиданностей, которые могли ограничить возможности нормально поесть в пути
Издательство
- Издательство
- ТГПУ им. Л.Н. Толстого
- Регион
- Россия, Тула
- Почтовый адрес
- 3300026, Тульская область, г. Тула, проспект Ленина, 125
- Юр. адрес
- 300026, Тульская обл, г Тула, Центральный р-н, пр-кт Ленина, зд 125
- ФИО
- Подрезов Константин Андреевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- info@tsput.ru
- Контактный телефон
- +7 (487) 2359162
- Сайт
- https://tsput.ru/