В статье рассматриваются некоторые положения нового методологического подхода к изучению классического евразийства на примере книги историка русской философии Рустема Вахитова «Евразийство: Логос. Эйдос. Символ. Миф». Отмечается, что в своем исследовании автор книги выявляет недостатки существующих подходов евразийствоведения с точки зрения определения сути внутренней целостности философии классического евразийства и применяет новую методологию с опорой на диалектику и историко-философский инструментарий А. Ф. Лосева. Делается вывод, что вопросы, поставленные отечественными мыслителями более века назад, остаются актуальными. В свете этого обоснован интерес к изучению того, какой может быть оптика исследования философского наследия евразийцев сегодня.
Идентификаторы и классификаторы
Новая книга Рустема Вахитова «Евразийство: Логос. Эйдос. Символ. Миф» представляет собой оригинальный философский ключ к раскрытию смысла евразийства, базисом которого выступают ранние сочинения Н. С. Трубецкого и П. Н. Савицкого. Столь неширокий спектр выбранных имен и евразийских текстов самим автором характеризуется как «упрощение», однако, на наш взгляд, не сказывается на корректности и глубине исследования. Книга представляет интерес в первую очередь для тех, кто знаком с корпусом текстов евразийцев и сможет вместе с автором книги примерить к ним различные исследовательские оптики, которым посвящена первая глава «Евразийствоведение в тупике. Модели евразийства и “парадокс исчезновения евразийства”». Этот подход в структуре изложения работает также и в обратную сторону: знание о существовании противоположных оценок и трактовок евразийства (трактовок не столько сути, как показывает автор, сколько целей евразийства) может сформировать у читателя живой интерес к самостоятельному изучению евразийства как особого явления в истории русской философии.
Список литературы
1. Вахитов Р.Р. Евразийство: Логос. Эйдос. Символ. Миф. СПб.: Владимир Даль, 2023. 239 с. EDN: EFSKAA
2. Ларюэль М. Идеология русского евразийства, или Мысли о величии империи: Пер. с фр. М., 2004. EDN: QOWFOD
3. Маслин М.А. Евразийство как пореволюционное идейное течение // Историко-философский ежегодник’2011. М.: Канон+, 2012. С. 362-380. EDN: PXALTV
4. Wiederkehr S.: Die eurasische Bewegung. Wissenschaft und Politik in der russischen Emigration der Zwischenkriegszeit und im postsowjetischen Russland. Köln, Weimar, Wien: Böhlau, 2007.
5. Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев. Кн. 1. София, 1921.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В настоящей статье авторами предпринимается попытка осмысления «традиционного» и «традиционных ценностей» как научных категорий. Основной исследовательский фокус связан с определением смыслового наполнения рассматриваемых категорий. Внимание также уделяется различным подходам к эмпирическому изучению традиционных ценностей. Авторы приходят к выводу, что «традиционное» следует рассматривать в рамках функционального подхода, что позволяет избавить его от идеологической нагрузки и снимает проблему отсутствия конкретных не спекулятивных критериев включения чего-либо в. Кроме того, функциональный подход позволяет увидеть в исследуемой категории социально-объединяющую функцию, что позволяет под «традиционным» понимать то, что выполняет функцию преемственности, объединения и сохранения культуры и воспроизводства идентичности во временном измерении.
В статье представлены итоги статистического анализа результатов голосования избирателей Воронежской области на шести выборах Президента России в период 2000-2024 гг. Данные электоральной статистики с официального сайта ЦИК РФ были агрегированы по типу территории: городская и сельская. Доказано, что тип территории значительно влияет на результаты выборов, уровень явки и степень протестного голосования. Результаты изложены в следующем порядке: по показателям явки, доли голосов за различных кандидатов, связи явки и голосования, а также динамики протестного голосования и поддержки инкумбентов и/или системной оппозиции. Зафиксирована тенденция: победители выборов набирают электоральные очки и увеличивают отрыв от соперников за счет избирателей сельских территорий. При этом, электоральные настроения в сельских округах, хотя и консервативнее городских, но также отражают протестные тенденции и подвержены влиянию внешних факторов. Выборы 2024 показали самый большой разрыв в поддержке действующего Президента. Сельские территории продемонстрировали максимум лояльного голосования в то время, как поддержка горожан снизилась, а доля испорченных бюллетеней сильно возросла. В то же время, тенденции 2024 года нельзя назвать значительными на фоне масштабной электоральной поддержки инкумбента.
В статье рассматриваются детерминанты, обуславливающие динамику современных международных отношений, их институциональные метаморфозы. Фокусируется внимание на акторах мировой политики и международных отношений, влияние которых может измеряться ресурсными возможностями и ограничениями. Анализ сопровождается эмпирическими данными, которые подчеркивают ряд аспектов, влияющих на уровень и масштаб международной субъектности. Делается попытка спрогнозировать будущее развитие современных международных отношений с учетом доминирующих тенденций.
В статье анализируется опыт применения онтологической модели конкретно универсального в системах всеединства английского и русского неогегельянства и русской религиозной философии. Объектом исследования являются системы всеединства Гегеля (в интерпретации Ильина), Брэдли, Соловьева и Флоренского. Предметом исследования - способ и результаты использования указанными авторами модели конкретно универсального для разрешения внутренних противоречий в монистической логике всеединства. Особое внимание уделяется сильным и слабым сторонам авторских решений с точки зрения увеличения эвристического потенциала логики всеединства для антропологических и социально-философских экспликаций. Также подробно разбирается ключевой эвристический переход от пантеистического к софиологическому гегельянству в рамках развития философии всеединства. Софиология Соловьева и Флоренского рассматривается как этап освоения и идейного преодоления гегелевского наследия в русской философии всеединства вообще и опыте использования модели конкретно универсального в частности. Метафизические и социально-философские элементы ключевых сочинений указанных авторов исследуются на основании историко-философского, компаративистского и герменевтического типов анализа процесса, логики и результатов размышления философов, а также основных экспликаций из них. Исследуемые в статье изменения логики всеединства, впервые рассматриваемые под углом применения гегелевской модели конкретно универсального, объясняются переходом, начиная с последней трети XIX в., к этической и антропологической, а после и к космологической проблематике как неогегельянцев, так и мыслителей, транслировавших логоцентризм Гегеля, несмотря на критическое отношение ко всей его системе в целом. Важнейшим аналитическим выводом является заключение о малой значимости модели конкретно универсального для разрешения противоречий в логике всеединства при одновременно высокой эвристической силе этой модели для задач практической философии. Основным историко-философским выводом, который отражает также и новизну результатов, являются утверждения о гегельянской природе одной из ключевых концепций всеединства в русской религиозной философии и о вторичности и «вынужденности» софиологических образов в философии Флоренского.
В статье рассматривается концепция нации итальянского политического мыслителя и революционера Дж. Мадзини (1805-1872) в контексте деятельности созданной им ассоциации «Молодая Италия» (“Giovine Italia”; 1831-1834). Ее главной целью было создание единого национального итальянского государства с республиканской формой правления и унитарным устройством. Несмотря на организационные успехи данной ассоциации на начальном этапе, она так и не сумела добиться скорейшего осуществления общенациональной революции на Апеннинском полуострове. В основных программных текстах «Молодой Италии» Мадзини сформулировал свою концепцию нации, намеченную еще в его ранней статье «О любви Данте к Отечеству» (1826). Исходившая из культурно-исторических особенностей Италии и основанная на принципах единства, независимости, свободы и республиканского правления, она предполагала равенство прав и обязанностей всех граждан, справедливое политическое представительство различных групп и социально ориентированную государственную политику. Благодаря тесной взаимосвязи нации и республики концепция Мадзини сыграла важную роль в развитии итальянской демократической мысли и общеевропейского республиканского движения.
В статье исследуется роль шотландского аристократа Пола Мензиса (Павла Гавриловича Менезия) (1637-1694) в деле раннего воспитания русского царя-реформатора Петра Алексеевича Романова. Прослеживается история появления молодого шотландца-северянина, получившего в Европе блестящее образование, в Московском царстве, его военная и дипломатическая карьера. Высказывается мнение, что особое место, занятое Павлом Менезием в старомосковской элите, было обусловлено не только безусловными интеллектуальными способностями, но, главным образом, близостью к «канцлеру» Артамону Матвееву и новому тестю царя Алексея Михайловича - К. П. Нарышкину и его семейству, в первую очередь, к матери Петра - Наталье Кирилловне Нарышкиной. Роль Мензиса-Менезия в становлении «северо-европейского» мироощущения молодого Петра Романова подтверждаются беспрецедентными почестями, которые были оказаны царем Петром при погребении Павла Менезия на «иноверческом» кладбище в Марьиной Роще в 1694 г.
Издательство
- Издательство
- ГАУГН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119049, г Москва, р-н Якиманка, Мароновский пер, д 26
- Юр. адрес
- 119049, г Москва, р-н Якиманка, Мароновский пер, д 26
- ФИО
- Промыслов Николай Владимирович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______