В статье анализируются различные подходы к классификации областей научного знания. На основе изучения классификаций, предложенных исследователями, и классификаций, закреплённых в документах ЮНЕСКО, а также национальном российском законодательстве, показано, что наиболее приемлемой является классификация по предмету изучения.
Идентификаторы и классификаторы
Изучению различных классификаций областей научного знания посвящён ряд работ (см. напр.: [2]). Одно из наиболее обстоятельных исследований проблемы систематизации научных дисциплин и эволюции классификаций было проведено Б. М. Кедровым [3]. Ниже мы обратимся к работам, выводящим современную классификацию областей научного знания.
Список литературы
1. Алексеев И.С. Наука // Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. - Москва: Советская энциклопедия, 1983.
2. Бармин А.В. К проблеме классификации науки // История науки и техники в системе современных знаний: материалы науч. конф., посвящённой 10-летию кафедры истории науки и техники УГТУ - УПИ (г. Екатеринбург, 14 декабря 2009 г.). - С.41-46.
3. Денисова Л.В. Систематика знания и модели классификации наук // Научный вестник Омской академии МВД России. - 2012. - № 1. - С.60-64. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistematika-znaniya-i-modeli-klassifikatsii-nauk (дата обращения: 20.06.2024). EDN: TGNYEN
4. Четвериков А.О. Основные подходы к классификации науки в национальном, международном и европейском праве. 4.I: Целевая (телеологическая) классификация // Вестник Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). - 2020. - № 4 (68). - С.170-176. EDN: RREOYN
5. Четвериков А.О. Основные подходы к классификации науки в национальном, международном и европейском праве. 4.II: Предметная (отраслевая) классификация. Классификация по другим критериям //Вестник Университета им. О.Е. Кутафина. - 2021. - № 7 (83). - С.34-42. EDN: VUWYJR
6. Кедров Б.М. Классификация наук: в 3 кн. - Москва: Мысль, 1961 (“Энгельс и его предшественники”), 1965 (“От Ленина до наших дней”), 1985 (“Прогноз К. Маркса о науке будущего”). EDN: SFWOXR
7. Юлов В.Ф. История и философия науки: учеб. пособие. - Киров, 2007. EDN: QWSFUD
8. Леднёв В.С. Содержание общего среднего образования: Проблемы структуры. - Москва: Педагогика, 1980.
9. Гордон Б.Г. Нормативная классификация наук // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. - 2019. - № 2-2. - С.890-895. EDN: HQTRFE
10. Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры: акты Генеральной конференции. Т.1: Резолюции. Двадцатая сессия (г. Париж, 24 октября - 28 ноября 1978 г.). - Париж: ЮНЕСКО, 1978.
11. Организация Объединённых Наций по вопросам образования нации и культуры: акты Генеральной конференции. Т.1: Резолюции. ХХ сессия (Париж, 24 октября - 28 ноября 1978 г.). - Париж: ЮНЕСКО, 1987.
12. Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются учёные степени, и внесении изменения в Положение о совете по защите диссертаций на соискание учёной степени кандидата наук, на соискание учёной степени доктора наук, утверждённое Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.11.2017 № 1093: приказ Минобрнауки России от 24.02.2021 № 118 (ред. от 24.07.2023). -URL: http://pravo.gov.ru.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Избыток различных правовых актов создавал сложности в определении лучших практик проведения внутреннего финансового аудита, сравнении моделей внутреннего финансового контроля (далее - ВФК) и внутреннего финансового аудита (далее - ВФА), а также проводимого анализа осуществления ВФА Главным администратором бюджетных средств (далее - ГАБС (АБС)).
Негативная динамика демографических показателей, уменьшение числа абитуриентов и потребность рынка труда в кадрах приводят к необходимости подготовки кадров в рамках среднего профессионального или дополнительного образования.
Статья посвящена классификации методов, используемых при проведении прикладных исследований в высшей школе, на примере обучения бакалавров по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение. В работе исследовательская деятельность обучающихся рассматривается в рамках проектного подхода, разработанного А. М. и Д. А. Новиковыми, по мнению которых, проект представляет собой завершённый цикл исследовательской деятельности. Прикладная учебно-научная работа является эмпирическим исследованием, которое осуществляется при помощи метода обследования как метода-действия.
В статье рассматриваются проблемы выбора профессии среди выпускников 9-х и 11-х классов школ г. Сыктывкара и Республики Коми. В процессе проведённого исследования среди проф-ориентологов Сыктывкарских школ на базе ГОУ ВО «Коми республиканской академии государственной службы и управления» выявлены наиболее типичные формы профориентации подростков в школе, а также установлены серьёзные ограничения профессионального выбора выпускников, которые имеют не только субъективный, но и объективный характер: касаются как системных ошибок планирования подростками карьеры, так и необратимости организационных профильных процессов в школе.
ОРГАНИЗАЦИЯ, ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА, ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ
Для формирования инвестиционного портфеля на основе как собственных, так и внешних привлечённых средств предприятию в рамках стратегии развития необходимо разработать ряд мероприятий, направленных на усиление своей инвестиционной привлекательности, который включает прежде всего её оценку - комплекс показателей, в который входят количественные и качественные характеристики деятельности фирмы, уровень конкурентоспособности, ориентированность фирмы на стремление удовлетворить ожидания потребителей. В работе определены меры по повышению инвестиционной привлекательности фирмы в рамках как общей, так и инвестиционной стратегий развития предприятия. Целью работы являются теоретический анализ и исследование форм и методов, обеспечивающих совершенствование и пути укрепления инвестиционной деятельности сельскохозяйственных предприятий. При исследовании были использованы следующие научные методы: анализ, синтез, моделирование, аналогия, дедукция, индукция, обобщение, классификация, формализация, аналогия.
Направления расходов бюджетов регионов в рамках госпрограмм классифицированы в соответствии с критерием поддержки развития реального сектора экономики. Выявлено, что северные регионы России лидируют по доле отраслей реального сектора в структуре экономики, но доля бюджетных расходов на поддержку реального сектора относительно низкая. Установлено, что отраслевая структура экономики оказывает определённое влияние на выбор структуры расходов региональных бюджетов северных регионов.
В статье рассматривается реализация региональной составляющей федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)» в Республике Коми в 2023 г. как показатель уровня цифрового развития отрасли здравоохранения в регионе.
В статье освещено положение фармацевтической службы в Республике Коми. Дана характеристика коммерческих и государственных аптечных организаций, состояния льготного лекарственного обеспечения, лекарственного обеспечения медицинских организаций. Показано кадровое обеспечение фармацевтической службы. Описана деятельность региональной общественной организации «Фармацевтическая ассоциация» Республики Коми. Авторами даны рекомендации по развитию фармацевтической службы в Республике Коми.
В статье рассматривается комплекс стратегических вызовов и проблем, стоящих перед современным государством, анализируются риски снижения управляемости государством. Раскрывается влияние неоглобализма и неоконсерватизма на принятые практики демократического управления. Выявлен комплекс рисков, существенно снижающих потенциал государства, его суверенитет. Отмечается влияние групп интересов, политических и бизнес-элит на практики государственного управления, подменяющие порой сам механизм государственного управления и демократическую форму правления.
Издательство
- Издательство
- КРАГСИУ
- Регион
- Россия, Сыктывкар
- Почтовый адрес
- Коммунистическая ул., д. 11, г. Сыктывкар, Республика Коми, 167982
- Юр. адрес
- Коммунистическая ул., д. 11, г. Сыктывкар, Республика Коми, 167982
- ФИО
- вашнёва Алёна Егоровна (и.о. ректора)
- E-mail адрес
- doc@krags.ru
- Контактный телефон
- +7 (821) 2302780