ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО СОДЕРЖАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА (2024)
Складывающаяся в последнее время ситуация развития современного общества, его культуры, влечет за собой необходимость исследования вопросов ценностных оснований происходящих изменений. Закономерно исследуются вопросы духовно-нравственного возрождения и сформированности духовно-нравственные ценностей современной личности. Проблема становится междисциплинарной. Данным проблемам уделяется особое внимание в нормативно-правовых документах, исходящих от государства. В аспекте важных аксиологического и культурологического подходов нами были проанализированы исследования в области решения проблемы формирования ценностных оснований культуры современной личности и показаны практические решения, оказывающие влияние на развитие ценностного поля средствами искусства.
Идентификаторы и классификаторы
Исследование разворачивается в контексте, прежде всего, аксиологического и культурологического подходов. С позиции аксиологического подхода нравственное и эстетическое ценностные основания являются основополагающими в становлении личности.
С точки зрения культурологического подхода поле духовных оснований культуры представлено как основная среда для становления развитой духовно-нравственной личности (В. А. Сластенин, Ш. А. Амонашвили и др.). Именно ценностные основания духовной культуры являются условием гармонизации внутренней духовной сущности человека с окружающим его миром и, особенно – с самим собой (С. Т. Шацкий).
В аспекте важных аксиологического и культурологического подходов нами были проанализированы исследования в области решения проблемы формирования ценностных оснований культуры современной личности и показаны практические решения, определяющие влияние на развитие ценностного поля средствами искусства.
Список литературы
1. | Гордеева Т. О., Гижицкий В. В., Сычев О. А., Гавриченкова Т. К. Мотивация самоуважения и уважения другими как факторы академических достижений и настойчивости в учебной деятельности // Психологический журнал. - 2016. - Т. 37, № 2. - С. 57-68. - URL: item.asp?id=26002058. EDN: VXABVN | |
---|---|---|
2. | Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Факторы, определяющие развитие когнитивных способностей в условиях цифровизации процессов образования: обзор текущих исследований // Science for Education Today. - 2022. - Т. 12, № 6. - С. 111-136. DOI: 10.15293/2658-6762.2206.05 EDN: XNXLWE | |
3. | Федина Н. В., Дормидонтов Р. А., Елисеев В. К. Основные тенденции и приоритеты в исследованиях когнитивных и некогнитивных предикторов академической успешности в России и за рубежом // Science for Education Today. - 2022. - Т. 12, № 6. - С. 7-31. DOI: 10.15293/2658-6762.2206.01 EDN: RIZTKH | |
4. | Allphin M. A. Meta-analysis on Non-Cognitive Predictors of College Student Academic Performance // Academic Advising Commons. - 2020. - Vol. 1090. - URL: https://ideaexchange.uakron.edu/honors_research_projects/1090. | |
5. | Тавстуха О. Г., Ганаева Е. А., Муратова А. А., Шавшаева Л. Ю., Матвиевская Е. Г. Обзор исследований способов преодоления учебной неуспешности учащихся // Science for Education Today. - 2022. - Т. 12, № 6. - С. 32-54. DOI: 10.15293/2658-6762.2206.02 EDN: IKFZGR | |
6. | Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Специфика информационного и коммуникационного развития образования: аналитика ценностных изменений до и после 2020 (критический обзор) // Science for Education Today. - 2021. - № 6. - С. 96-119. DOI: 10.15293/2658-6762.2106.06 EDN: LLROXV | |
7. | Мудрик А. В., Никитская Е. А. Воспитание в контексте социализации человека: ретроспектива и педагогическая реальность // Образование. Наука. Научные кадры. - 2021. - № 2. - С. 224-230. 10.24411/2073-3305-2021-2-224-230. - URL: item.asp?id=46126369. DOI: 10.24411/2073-3305-2021-2-224-230.-URL EDN: YPNRZS | |
8. | Лаврентьева О. А., Скрыпникова Е. М., Дейч Б. А., Лаврентьева З. И. Деятельность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными организациями: оценка ожиданий и потенциала совершенствования воспитательной работы с обучающимися // Science for Education Today. - 2023. - Т. 13, № 6. - С. 7-36. DOI: 10.15293/2658-6762.2306.01 EDN: MIOVXH | |
9. | Савченков А. В., Уварина Н. В. Определение содержания мотивационно-ценностного компонента готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности // Science for Education Today. - 2021. - № 2. - С. 55-79. DOI: 10.15293/2658-6762.2102.03 EDN: PAIIXH | |
10. | Лаврентьева З. И., Кохан Н. В., Мурзалимова А. Ж., Ромм Т. А. Научно-методическое сопровождение подготовки классных руководителей в современной системе образования: оценка изменений и перспектив // Science for Education Today. - 2023. - № 4. - С. 77-99. DOI: 10.15293/2658-6762.2304.04 EDN: VXYKEW | |
11. | Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 “Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей”. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_430906/(дата обращения: 09.01.2024). | |
12. | Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года”. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/(дата обращения: 09.01.2024). | |
13. | Указ Президента РФ от 21 июля 2020 № 474 “О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года”. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357927/(дата обращения: 09.01.2024). | |
14. | Тен В. Х. Цифровое искусство в формировании ценностей молодежи: исторические аспекты проблемы // Культурно-антропологические исследования. - 2023. - № 2. - С. 16-21. EDN: MBUEBP | |
Выпуск
Другие статьи выпуска
Педагогические и научные заслуги юбиляра
Автором исследуется проблема трансформационных изменений, которые происходят с социальным капиталом в современных условиях повсеместной цифровизации социальной коммуникации. Цель статьи - провести анализ свойств социального капитала, которые формируются в условиях цифровизации. Задачи статьи - определить, насколько обосновано выделять цифровой социальный капитал как самостоятельную научную концепцию, а также проанализировать позицию ученых по тому, как соотносятся социальный капитал в онлайн- и офлайн-средах. Для достижения поставленной цели автором применяются методы анализа и обобщения современных исследований по проблеме формирования социального капитала в цифровой среде. На основе обобщения данных источников выявляется содержание понятия «цифровой социальный капитал», описаны его основные отличительные характеристики на уровне структуры, процессов формирования и видов. Автором отмечается, что социальный капитал в онлайн-пространстве в редких случаях является автономным по отношению к социальному офлайн-капиталу, а чаще соотносится с ним как медиатизированный, дополняющий. В заключение автором обобщаются специфичные для цифрового социального капитала свойства.
Автором исследуется проблема идентификации/идентичности посредством потребления в современном обществе и особенности демонстративного потребления. Целью является анализ демонстративного потребления/потребительства в контексте идентичности/идентификации и его роль в развитии общества и культуры. Методологическую базу составили 1) концепция принятия роли «Другого» Дж. Мида; 2) теория сходств и различения П. Бурдье. В ходе проведенного исследования автор дает определение демонстративного потребления, идентичности/идентификации, устанавливает связь между ними, выявляет различия между демонстративным потреблением в сословном обществе второй половины XIX века и современным, которое стало индикатором идентификации на уровне разного рода показателей: пола, возраста, профессии, религии и т. д. В заключение автором обобщаются основные выявленные аспекты понятия «демонстративное потребление», его мотивы и особенности на протяжении от сословного общества к современному, основанному на более мягких способах различения.
В рамках настоящего исследования был проведен культурно-исторический анализ, в котором китайская медицинская культура принята в качестве объекта исследования, а также описано ее системное развитие. В данной статье нами было доказано, что традиционная китайская медицина в Китае - это не только наука, которая помогает вылечить людей от болезней и спасти жизнь, но также имеет богатый культурный подтекст и философские идеи. В китайском языке существует большое количество фразеологизмов, связанных с традиционной китайской медициной, которые также являются важными проявлениями культурной системы традиционной китайской медицины.
В статье рассматриваются различные аспекты формирования художественной культуры в художественно-творческой деятельности личности. Художественная культура представляет собой особую область культуры, направленную на образно-творческое воспроизведение части окружающего мира. Одной из наиболее важных функций художественной культуры является обеспечение сохранения создаваемых художественных ценностей, их передача от одного поколения к другому. Важной функцией художественной культуры является также формирование в процессе художественно-творческой деятельности эстетического сознания личности. Становление художественной культуры личности является процессом сложным, выстраивающимся в определенном порядке. С одной стороны, такая деятельность складывается как стихийный процесс, а с другой - как целенаправленное творчество с заданными условиями художественно-творческой деятельности. Культурно-образовательная среда, создаваемая педагогическим коллективом ДАХТиД, имеет вектор такого целенаправленного воздействия на личность школьника. Реализация художественно-творческой деятельности позволяет старшему школьнику в художественном образовании раскрыть свои индивидуальные способности и сформировать творческие качества и компетенции.
Статья посвящена обобщению и анализу археологических источников, отражающих влияние культурной и религиозной буддийской традиции на территории юга Западной Сибири. Основным предметом изучения являются образцы торевтики широкого хронологического спектра от рубежа эр до эпохи средневековья. Такой широкий временной охват позволяет проследить не только динамику проникновения этой восточной традиции на сибирские территории, но и его постепенную внутреннюю и внешнюю трансформацию. Под внутренней трансформацией подразумевается развитие самой буддийской традиции, которая происходила с рубежа I в. до н. э. - II в. н. э., а затем появление ее различных толков, включая манихейство. Внешняя трансформация заключается не только в широком территориальном распространении внешних символов буддизма, но и их влиянии и адаптации в местных сибирских культурах. Признаки таких буддийских символов представлены в изображении причесок («кробилоса»), нимбов («мандорла»), налобных украшений («бинди»), декора в виде мотивов «пылающей жемчужины», «цветущей смоквы», «узла бесконечности». Наряду с этим в рамках интерпретаций учитывается, что ранний период существования и распространения косвенного влияния буддизма протекал формате активного взаимодействия с другими религиозными традициями - зороастризмом, митраизмом, христианством несторианского толка. Указанная особенность позволяет рассматривать все вышеперечисленные признаки в качестве косвенных и опосредованных при передаче буддийской религиозной традиции на территорию юга Западной Сибири. Необходимо также подчеркнуть, что в рамках общесибирского и дальневосточного регионов наблюдается явное территориальное своеобразие распространения элементов декора, связанных с буддийской традицией, обусловленных территориальными особенностями культурных связей.
Издательство
- Издательство
- НГПУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- Юр. адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- ФИО
- Герасёв Алексей Дмитриевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@nspu.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 2441161
- Сайт
- https://nspu.ru/