АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ БУДДИЗМА КАК КУЛЬТУРНО-РЕЛИГИОЗНОЙ ТРАДИЦИИ В ДРЕВНЕЙ И СРЕДНЕВЕКОВОЙ ТОРЕВТИКЕ ЮГА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (2024)
Статья посвящена обобщению и анализу археологических источников, отражающих влияние культурной и религиозной буддийской традиции на территории юга Западной Сибири. Основным предметом изучения являются образцы торевтики широкого хронологического спектра от рубежа эр до эпохи средневековья. Такой широкий временной охват позволяет проследить не только динамику проникновения этой восточной традиции на сибирские территории, но и его постепенную внутреннюю и внешнюю трансформацию. Под внутренней трансформацией подразумевается развитие самой буддийской традиции, которая происходила с рубежа I в. до н. э. - II в. н. э., а затем появление ее различных толков, включая манихейство. Внешняя трансформация заключается не только в широком территориальном распространении внешних символов буддизма, но и их влиянии и адаптации в местных сибирских культурах. Признаки таких буддийских символов представлены в изображении причесок («кробилоса»), нимбов («мандорла»), налобных украшений («бинди»), декора в виде мотивов «пылающей жемчужины», «цветущей смоквы», «узла бесконечности». Наряду с этим в рамках интерпретаций учитывается, что ранний период существования и распространения косвенного влияния буддизма протекал формате активного взаимодействия с другими религиозными традициями - зороастризмом, митраизмом, христианством несторианского толка. Указанная особенность позволяет рассматривать все вышеперечисленные признаки в качестве косвенных и опосредованных при передаче буддийской религиозной традиции на территорию юга Западной Сибири. Необходимо также подчеркнуть, что в рамках общесибирского и дальневосточного регионов наблюдается явное территориальное своеобразие распространения элементов декора, связанных с буддийской традицией, обусловленных территориальными особенностями культурных связей.
Идентификаторы и классификаторы
Иконография пылающей жемчужины в торевтике Саяно-Алтая достаточно вариативна, однако этот феномен скорее всего не отражает хронологию стилизации этого изобразительного мотива. Поскольку все варианты изображений сосуществуют в рамках одного периода [14, с. 64, рис. 1, с. 66, рис. 2, с. 67]. Для Южной Сибири появление бляшек с изображением пылающей жемчужины связывается с походами уйгуров во второй половине VIII в. н. э. [16, с. 246, 248]. В Минусинскую котловину предметы с манихейской торевтикой могли попасть в 795 г. Отдельные предметы с манихейской торевтикой могли попасть в Минусинскую котловину и позднее в ходе успешной для кыргызов войны 820–840 гг. К началу XI века «манихейская» орнаментация исчезает из
кыргызской торевтики [12, с. 149].
В целом предметы торевтики с пылающей жемчужиной на территории юга Западной Сибири представлены как в погребальных комплексах с кремацией (Ник-Хая; Дрокино-1), кладах (Тюхтятский клад), так и среди случайных находок (Чингисы, Юрга, Минусинская котловина) (рис. 7)
Список литературы
1. | Тюляев С. И. Искусство Индии. III тыс. - VII век н.э. - М.: Искусство, 1988. - 344 с. | |
---|---|---|
2. | Bactrian Gold from the excavations of the Tillya tepe necropoiis in northers Afganistan. - Leningrad: Aurora, 1985. - 260 p. | |
3. | Древнейшие государства Кавказа и Средней Азии. Археология СССР. - М.: Наука, 1985. - 496 с. | |
4. | Мкртычев Т. К. Буддийское искусство Средней Азии (I-X вв.). - М.: ИКЦ “Академкнига”, 2002. - 286 с. | |
5. | Бородовский А. П. Предмет восточной торевтики из окрестностей г. Новосибирска // Вестник НГУ. Серия: История, филология. - 2021. - Т. 20, № 5: Археология и этнография. - С. 96-103. DOI: 10.25205/1818-7919-2021-20-5-82-90 EDN: GRWHTB | |
6. | Гусева Н. Р. Художественные ремесла Индии. - М.: Наука, 1982. - 238 с. | |
7. | Кызласов Л. Р. История Южной Сибири в средние века. - М.: Высшая школа, 1984. - 166 с. | |
8. | Кызласов Л. Р., Король Г. Г. Декоративное искусство средневековых хакасов как исторический источник. - М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1990. - 216 с. EDN: SXNBNB | |
9. | Нечаева Л. Г. Погребения с трупосожжениями могильника Тора-Тал-Арты // Труды Тувинской комплексной археолого-этнографической экспедиции 1959-1960 гг. - Т. 2. - М.;Л., 1966. - С. 108-142. | |
10. | Евтюхова Л. А. Археологические памятники средневековых кыргызов (хакасов). - Абакан, 1948. - 109 с. | |
11. | Киселев С. В. Древняя история Южной Сибири. - М., Л.: Изд-во АН СССР, 1949. - 364 с. (Материалы и исследования по археологии СССР, № 9). | |
12. | Худяков Ю. С. Орнамент наборных поясов из погребений Ник-Хая // Пластика и рисунки древних культур. - Новосибирск, 1983. - С. 144-153. | |
13. | Король Г. Г. Неизвестное в известном: коллекция случайных находок средневековой торевтики малых форм из Минусинской котловины // Проблемы истории, филологии, культуры. - 2021. - № 2. - С. 101-127. DOI: 10.18503/1992-0431-2021-2-72-101-127 EDN: LJKOYC | |
14. | Король Г. Г., Фокин С. М. Новые варианты буддийского мотива в средневековом декоре (Средний Енисей) // Российская археология. - 2020. - № 3. - С. 63-78. EDN: JUJEOW | |
15. | Маршак Б. И. История восточной торевтики III-XIII вв. и проблемы культурной преемственности. - СПб.: Академия исследования культуры, 2017. - 736 с. EDN: UGZIXD | |
16. | Худяков Ю. С., Хаславская Л. М. О пламявидном орнаменте в южносибирской торефтике // Рериховские чтения 1984 год. - Новосибирск, 1983. - С. 244-249. | |
17. | Скобелев С. Г. Подвески с изображением древнетюркской богини Умай // Советская архитектура. - 1990. - № 2. - С. 226-233. | |
18. | Шишкин В. А. Варахша. - М.: Изд-во АН СССР, 1963. - 250 с. | |
19. | Гюль Т. И. О династийном культе правителей Бухарского Согда в раннем средневековье (к трактовке росписей дворца Варахши) // Вестник археологии, антропологии и этнографии. - 2021. - № 2 (53). - С. 28-39. DOI: 10.20874/2071-0437-2021-53-2-3 EDN: QAMHSK | |
20. | Степи Евразии в эпоху средневековья. Археология СССР. - М.: Наука, 1981. - 302 с. | |
21. | Кубарев В. Д. Древнетюркские изваяния Алтая. - Новосибирск: Наука, 1984. - 230 с. | |
22. | Кубарев В. Д., Кубарев Г. В. Новые древнетюркские изваяния Алтая // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий: Материалы итоговой сессии Института археологии и этнографии СО РАН 2009 г. - Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2009. - Т. XV. - C. 307-311. | |
23. | Miller A. R. V., Wilkin S., Bayarsaikhan J., Ramsøe A., Clark J., Byambadorj B., Vanderwarf S., Vanwezer N., Haruda A., Fernandes R., Miller B., Boivin N. Permafrost preservation reveals proteomic evidence for yak milk consumption in the 13th century // Communications Biology. - 2023. - Vol. 6. - Article number: 351. EDN: YMKKYU | |
24. | Знаменский А. “Белая вера” в Горном Алтае: тибетский буддизм, Монголия и Ойротское пророчество (1880-е - 1920-е гг.) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2020. - № 1 (38). - С. 123-151. EDN: ZLQPUC | |
25. | Козьмин В. К. Влияние монгольского буддизма на формирование и развитие бурханизма на Алтае // Этнографическое обозрение. - 2005. - № 4. - С. 45-64. | |
26. | Данилин А. Г. Бурханизм: из истории национально-освободительного движения в Горном Алтае. - Горно-Алтайск: Ак-чечек, 1993. - 206 с. | |
27. | Потапов Л. П. Очерки по истории алтайцев. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1953. - 444 с. | |
28. | Сагалаев А. М. Мифология и верования алтайцев: Центрально-азиатские влияния. - Новосибирск: Наука: Сиб. отд-ние, 1984. - 121 с. EDN: TRHAAV | |
29. | Сагалаев А. М. Алтай в зеркале мифа. - Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1992. - 176 с. | |
30. | Дьяконова В. П. Алтайцы: материалы по этнографии теленгитов Горного Алтая. - Горно-Алтайск: Юч-Сумер, 2001. - 221 с. | |
31. | Виноградов А. Феномен “белой веры” в Южной Сибири // Антропология и археология Евразии. - 2007. - № 45 (3). - С. 73-88. | |
32. | Насонов А. А. Распространение ламаизма на территории Алтае-Саянского региона (конец XIX - первая треть XX в.): автореф. дис. … канд. ист. наук. - Томск: Томский гос. университет, 2011. - 19 с. EDN: ZOHRZB | |
33. | Арзютов Д. В. Социальная сеть религиозного движения (к проблеме понимания современного Ак-Jаҥ на Алтае) // Культура как система в историческом контексте: опыт западносибирских археолого-этнографических совещаний. - Томск: Аграф-Пресс, 2010. - С. 92-94. | |
34. | Знаменский А. На северной периферии буддизма: мессианское движение “Амурсаны” в западной Монголии и “белая вера” на Алтае // Буддизм в контексте диалога культур. - Улан- Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2015. - С. 261-328. | |
35. | Шерстова Л. И. Бурханизм в Горном Алтае. Истоки национальной идеологии и тенденции ее развития // Народы Сибири: Сибирский этнографический сборник. - М.: Изд-во ИАЭ РАН, 1997. - Кн. 3, вып. 8. - С. 171-215. EDN: WJYDUB | |
36. | Шерстова Л. И. Бурханизм: истоки этноса и религии. - Томск: Томский государственный университет, 2010. - 287 с. EDN: RUUCXH | |
37. | Михайлов Д. А. Идеологема возрождения и конструирование алтайских национализмов // Антропологический форум. - 2016. - № 31. - С. 63-85. EDN: ZAOJKL | |
38. | Михайлов Д. А. Алтайский национализм и археология // Этнографическое обозрение. - 2013. - № 1. - С. 37-51. EDN: PWYHUB | |
39. | Тадина Н. Два взгляда на Бурханизм у Алтай-кижи // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2013. - № 4. - С. 159-166. EDN: RRRJDB |
Выпуск
Другие статьи выпуска
Педагогические и научные заслуги юбиляра
Автором исследуется проблема трансформационных изменений, которые происходят с социальным капиталом в современных условиях повсеместной цифровизации социальной коммуникации. Цель статьи - провести анализ свойств социального капитала, которые формируются в условиях цифровизации. Задачи статьи - определить, насколько обосновано выделять цифровой социальный капитал как самостоятельную научную концепцию, а также проанализировать позицию ученых по тому, как соотносятся социальный капитал в онлайн- и офлайн-средах. Для достижения поставленной цели автором применяются методы анализа и обобщения современных исследований по проблеме формирования социального капитала в цифровой среде. На основе обобщения данных источников выявляется содержание понятия «цифровой социальный капитал», описаны его основные отличительные характеристики на уровне структуры, процессов формирования и видов. Автором отмечается, что социальный капитал в онлайн-пространстве в редких случаях является автономным по отношению к социальному офлайн-капиталу, а чаще соотносится с ним как медиатизированный, дополняющий. В заключение автором обобщаются специфичные для цифрового социального капитала свойства.
Автором исследуется проблема идентификации/идентичности посредством потребления в современном обществе и особенности демонстративного потребления. Целью является анализ демонстративного потребления/потребительства в контексте идентичности/идентификации и его роль в развитии общества и культуры. Методологическую базу составили 1) концепция принятия роли «Другого» Дж. Мида; 2) теория сходств и различения П. Бурдье. В ходе проведенного исследования автор дает определение демонстративного потребления, идентичности/идентификации, устанавливает связь между ними, выявляет различия между демонстративным потреблением в сословном обществе второй половины XIX века и современным, которое стало индикатором идентификации на уровне разного рода показателей: пола, возраста, профессии, религии и т. д. В заключение автором обобщаются основные выявленные аспекты понятия «демонстративное потребление», его мотивы и особенности на протяжении от сословного общества к современному, основанному на более мягких способах различения.
В рамках настоящего исследования был проведен культурно-исторический анализ, в котором китайская медицинская культура принята в качестве объекта исследования, а также описано ее системное развитие. В данной статье нами было доказано, что традиционная китайская медицина в Китае - это не только наука, которая помогает вылечить людей от болезней и спасти жизнь, но также имеет богатый культурный подтекст и философские идеи. В китайском языке существует большое количество фразеологизмов, связанных с традиционной китайской медициной, которые также являются важными проявлениями культурной системы традиционной китайской медицины.
Складывающаяся в последнее время ситуация развития современного общества, его культуры, влечет за собой необходимость исследования вопросов ценностных оснований происходящих изменений. Закономерно исследуются вопросы духовно-нравственного возрождения и сформированности духовно-нравственные ценностей современной личности. Проблема становится междисциплинарной. Данным проблемам уделяется особое внимание в нормативно-правовых документах, исходящих от государства. В аспекте важных аксиологического и культурологического подходов нами были проанализированы исследования в области решения проблемы формирования ценностных оснований культуры современной личности и показаны практические решения, оказывающие влияние на развитие ценностного поля средствами искусства.
В статье рассматриваются различные аспекты формирования художественной культуры в художественно-творческой деятельности личности. Художественная культура представляет собой особую область культуры, направленную на образно-творческое воспроизведение части окружающего мира. Одной из наиболее важных функций художественной культуры является обеспечение сохранения создаваемых художественных ценностей, их передача от одного поколения к другому. Важной функцией художественной культуры является также формирование в процессе художественно-творческой деятельности эстетического сознания личности. Становление художественной культуры личности является процессом сложным, выстраивающимся в определенном порядке. С одной стороны, такая деятельность складывается как стихийный процесс, а с другой - как целенаправленное творчество с заданными условиями художественно-творческой деятельности. Культурно-образовательная среда, создаваемая педагогическим коллективом ДАХТиД, имеет вектор такого целенаправленного воздействия на личность школьника. Реализация художественно-творческой деятельности позволяет старшему школьнику в художественном образовании раскрыть свои индивидуальные способности и сформировать творческие качества и компетенции.
Издательство
- Издательство
- НГПУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- Юр. адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- ФИО
- Герасёв Алексей Дмитриевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@nspu.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 2441161
- Сайт
- https://nspu.ru/