В статье на основе компаративного анализа исследования российской элиты внимание обращено на актуальные теоретические и практические проблемы, связанные с условиями и процессами, характеризующие деятельность элиты. Предметом рассмотрения стало: уточнение понятия «элита», оценка устойчивости состояния и наличие элементов структурной трансформации элит; раскрытие особенностей формирования советской, постсоветской элит, механизмов их обновления на основе плутократизации, профессионализации, закрепления синтетического типа мобильности, готовности к изменениям. В работе сделан акцент на понимание элиты как социальной общности с признаками ментальности, мировоззрения, идеологии. Выявляется роль консервативной, либеральной идеологии в формировании государственной идеологии и ее значения для российской элиты в условиях противостояния коллективному Западу. Ключевые слова: советская, постсоветская элиты, обновление элит, ментальность, консервативная идеология, либеральная идеология, государственная идеология.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.56654/ROPI-2024-2(11)-106-125
Элита, в свою очередь, смогла за короткий срок мимикрировать в трансформирующемся обществе. Социальный состав и характеристики элиты формировались типичным способом на всей территории страны на основе общих для всех статусных позиций и функциональных особенностей деятельности и поэтому не отличались особой спецификой. В исследовании П. А. Меркулова был описан алгоритм создания постсоветской элиты, который включал следующие элементы: половина глав администраций были назначены из числа бывших руководителей органов исполнительной или представительной власти, приблизительно пятая часть – из работников советского аппарата более низкого уровня и только треть – из новых кадров (директоров предприятий, работников научных организаций и других представителей неполитической сферы).
Список литературы
1. Гаман-Голутвина О.В. (2000), Определение основных понятий элитологии [Defining the basic notions of the elites theory]. Полис. № 3. С. 97-103.
2. Горелов А.А. (2017), Цивилизационный фактор русской революции. Знание. Понимание. Умения [Civilizational factor of the Russian revolution]. № 3. С. 102-122.
3. Даугавет А.Б., Дука А.В., Тев Д.Б. (2016), Региональные властные группы: основные социально-структурные характеристики и инновационный потенциал [The regional power groups: main sociostructural characteristics and innovation potential].Власть и элиты. Т.3. С.121-186.
4. Дестют де Траси A.-Л.-К. (2013), Основы идеологии. Идеология в собственном смысле слова. M: Академический проект; Альма Матер.
5. Зиновьев А.А. (1995), Посткоммунистическая Россия [PostCommunist Russia]. Публицистика. М.: Республика.
6. Карабущенко Н.Б. (2014), Элитоориентированное мировоззрение представителей различных типов элит [Elite-oriented worldview of the representatives of various types of elites]. Историческое обозрение. № 15. С. 15-24.
7. Крыштановская О.В. (2005), Анатомия российской элиты [Anatomy of the Russian Elite]. М.: Захаров.
8. Меркулов П.А. (2016), Особенности формирования административно-политических элит в условиях трансформации Российского общества [Features of formation of administrative and political elite in conditions of the russian society transformation]. Власть. № 11. С. 22-27.
9. Покатов Д.В. (2022) Мобильность российской политической элиты: особенность, формы и этапы [Russian political elite mobility: specifics, forms and stages]. № 5. С. 5-18.
10. Римский В.Л. (2014), Социальные факторы выстраивания политических карьер и неэффективности управления в регионах и муниципальных образованиях [Social factors of the political careers building and of the ineffective management of the regions and municipalities]. Власть и элиты. Т. 1. 318-329.
11. Селезнёва А.В. (2016), Российское общество в постсоветский период: динамика ценностных изменений элиты и граждан [Russian society in the Post-Soviet period: dynamics of value changes of the elite and citizens ]. Политическая наука. Спецвыпуск. С. 149-169.
12. Соловьев А.И. (2015), Правящая элита России: к вопросу о механизмах и технологиях политического господства [Russian ruling elite: the mechanisms and the technologies of political domination]. Власть и элиты. № 2. С. 152-170.
13. Соловьев А.И. (2021), Очерки теории и методологии [Notes on Theory and Methodology]. Монография. М.: Издательство «Аспект-Пресс».
14. Сорокин П.А. Социальная мобильность [Social Mobility]. М. Academia LVS.
15. Титова Л.Г., Титова О.Н. (2019), Политическая элита в эпоху трансформаций [Political elite in the era of transformation]. Социальнополитические исследования. № 1. С. 16-24.
16. Тихонов А.В. (2017), Реформирование работы органов власти и управления как неотложная национальная проблема [The reform of authorities and management as an urgent national problem]. Научный результат. Социология и управление. Т. 3, № 4. С.70-106.
17. Чирикова А.Е., Ледяев В.Г. (2018), Муниципальная власть: мотивация акторов и практики взаимодействия с регионалами [Municipal power: motivation of actors and practices of interaction with regionals]. Власть и элиты. Т. 5. С. 263-292.
18. Чичерин Б.Н. (1998), Что такое охранительные начала . Философия права [What are Protective Principles. Philosophy of Law]. СПб.: «Наука»: С.-Петерб. изд. фирма. С. 443, 445.
19. Челенкова И.Ю. (2023), О ценностном концепте идеологии в российском государстве [On value concept of ideology in the Russian state]. Социально-гуманитарные знания. №1. С.59-63.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются основные характеристики и особенности российской политики содействия международному развитию. В рамках теоретической части представлена характеристика этого явления, а также основные мнения российских ученых по поводу содержания и направленности предоставления помощи иностранным государствам. Дополнительно в статье анализируется Концепция СМР. Авторами делается акцент на представление содействия международному развитию как одного из проявлений внешнеполитического курса, а также отражения национальных интересов Российской Федерации. В основной части статьи представлены результаты анализа содержания комплексной государственной программы «Содействие международному развитию», проведенного по открытым данным. По результатам указанного анализа, авторами делается вывод о недостаточности представленных данных для формирования полной картины сущности, состава и содержания содействия международному развитию. При этом отмечается возможность выделения основных направлений оказания международной помощи и проблемных моментов.
В статье рассматриваются особенности происходящих в арктическом регионе процессов в контексте его возрастающего значения в мировой политике и экономике. Арктика обладает богатыми ресурсами, в ее недрах находится около трети всех мировых запасов природного газа и до 13% - нефти, огромные запасы угля, золота, меди, никеля, олова, платины, марганца. Рост зависимости мировой экономики от энергоресурсов подвигает зарубежные страны к продвижению своих интересов в этом регионе. Россия занимает уникальное геополитическое положение в Арктике. Арктическая зона России выделена в особый объект государственной политики на основании ее особой роли в сферах геополитики, экономики, экологии, науки, обороны и обеспечения национальной безопасности. Развитие взаимовыгодного международного сотрудничества в Арктике отвечает интересам России, ее социальноэкономическому развитию. На международное сотрудничество в Арктике оказывает большое влияние противоречивость тенденций в современных международных отношениях. В результате развязанной странами Запада конфронтации против России произошло значительное усложнение отношений внутри арктического сообщества. Западные арктические государства заблокировали выработку общих подходов к решению важнейших для региона вопросов современной Арктики. В этих условиях Россия выстраивает многовекторную политику в регионе, которая принесла положительные результаты по привлечению дружественных нам государств в партнерское сотрудничество в российской арктической зоне.
Статья посвящена изучению концептуального образа Южно-Курильских островов в ведущих англоязычных СМИ Японии после начала СВО ВС РФ на Украине. Актуальность исследования объясняется сохранением очага военно-политической напряженности у дальневосточных границ России, который проявляется в территориальных претензиях Японии на южную часть Курильской гряды, приобретших после 24 февраля 2022 года ярко выраженный вербализованный идеологический сдвиг. Выявление концептуальных характеристик образа островов (и тесно связанных с ним образов России/СССР) проведено с помощью методов контент-анализа, когнитивно-дискурсивного анализа, когнитивной интерпретации, когнитивного моделирования, а также элементов когнитивно-матричного анализа.
В статье рассмотрены проблемы интеграции нового региона – Донецкой Народной Республики в экономическое поле РФ. Приведены основные задачи, которые необходимо решать на освобождаемых территориях. Предложено сформировать государственную программу, направленную на решение этих проблем. Выявлено, что одной из ключевых проблем, ограничивающих дальнейший экономический рост, наравне с продолжающимися военными действиями, является отток трудоспособного населения. В качестве стратегической цели социально-экономического развития Республики на ближайшие 10 лет предложено восстановление инфраструктуры, модернизация промышленности и структурное реформирование экономики, повышение численности населения, а также качества и продолжительности жизни. Для достижения поставленной цели рассмотрены три направления: формирование и накопление человеческого капитала; создание пространства для развития человеческого капитала; создание соответствующей экономической среды. Выделены этапы для реализации целей и задач. Определено, что основу экономики возрождающегося Донбасса должна составлять промышленность. Необходимо развивать обрабатывающие отрасли промышленности, наукоемкие, сложные производства. Принципиальное значение имеет повышение качества экономического роста – встраивание и продвижение по цепочкам поставок и создания стоимости от первых звеньев, с низким удельным весом добавленной стоимости в цене товара, до следующих звеньев, с более высоким удельным весом добавленной стоимости. Определены приоритетные отрасли Республики. Отмечено, что активизация экономического развития не может осуществляться без реформирования сложившейся в Республике системы государственного управления. Важной задачей является перевод функционирования органов государственной власти на технологию стратегического и программно-целевого планирования и бюджетирования.
Статья посвящена анализу русофобии как инструменту создания искаженного образа России. Материалом для исследования являются публикации в российских средствах массовой информации, которые, с одной стороны, репрезентируют фальсифицированное восприятие коллективным Западом нашей страны, а с другой стороны, являются частью официального массмедийного дискурса по пропаганде общечеловеческих и государственных ценностей. Исследование выполнено в русле имагологической парадигмы, а основным методом анализа выступает моделирование, которое является способом изучения явлений действительности с учетом экзистенциональных, когнитивно-дискурсивных и аксиологических характеристик анализируемого объекта. Русофобия в работе рассматривается как дискурсивная практика со своими экзистенциональными, аксиологическими, лингвистическими характеристиками и содержательным наполнением, которые детерминированы особенностями современной геополитической ситуации. В результате анализа эмпирического материала выявляются следующие характеристики анализируемого феномена: русофобия – это, прежде всего, деятельность украинских властей; русофобия приравнивается к ксенофобии, национализму и нацизму; русофобия – это политическая технология борьбы с Россией. С лингвистической точки зрения русофобия обладает следующими характеристиками: воинствующая, оголтелая, маниакальная, пещерная, атрибутированная по определенному географическому названию. В работе представлен анализ метафорического наполнения русофобии в официальном массмедийном дискурсе, а также намечаются перспективы дальнейшего исследования.
Цивилизационный выбор современной России поставил перед нашим народом проблему поиска национальной идеи, выбора социально-политического строя, обеспечивающего выживание российского государства в условиях всемирного политического кризиса либеральной представительной демократии и вооруженного конфликта с Западом. Всеобщее гражданское соуправление и либертарный государственный социализм как народная инициатива, идущая из глубин сознания российского общества, может выступать в качестве ориентира для дальнейшего государственного строительства, способного обеспечить национальный путь развития страны, сохранить её самобытность и стать примером другим народам.
В статье проведен комплексный анализ природы теории «Москва – третий Рим». Особое внимание уделено событиям, ставшим ключевыми в развитии названной теории, государственным деятелям, способствовавшим её становлению, расцвету и забвению, а также тому влиянию, какое она оказала на отечественную политико-правовую мысль, имеющую свое проявление в конкретных действиях центральных действующих лиц исторической сцены. Автор приходит к следующим выводам: теория «Москва – третий Рим» оказала сильнейшее влияние на политико-правовую жизнь Российского государства периода от правления Ивана Грозного до правления Петра I: было принято решение о венчании Великого князя Московского на царство, для чего был разработан специальный обряд венчания на царство по византийскому образцу, Москва стала позиционировать себя как защитница православного населения, что привело, в частности, ко взятию Казани в 1552 году, на Руси сложилась византийская система «симфонии властей», государством фактически управляли царь как представитель светской власти и митрополит как представитель власти духовной, что воплотилось на практике в созывы Земских и Стоглавого соборов, имеющих одинаковую юридическую силу, на Руси было учреждено патриаршество, при этом интронизацию первого патриарха Руси провёл Константинопольский патриарх, для унификации церковных обрядов Руси и Византии была проведена реформа патриарха Никона, приведшая к расколу и появлению такого течения, как старообрядчество.
Российской государственности 21 сентября 2024 года исполняется 1162 года. Этот солидный возраст концептуально сопряжен с современным пониманием исторической эволюции от прошлого к настоящему в результате накопленного столетиями тезауруса знаний. Государственность России исторически изначально пошла из Великого Новгорода с 862 года, а не позднее с южных киевских окраин, что подтверждается не только известными летописями, трудами ученых, но и современными данными археологии. Устойчивое и независимое Новгородское государственное образование со времен прихода на управления князя Рюрика с 862 года просуществовало в целом более длительный период в истории, чем Киевская Русь. Историческое прошлое Российской государственности актуализируется сегодня в ходе специальной военной операции (СВО) России на Украине, в процессе глобального противостояния российской и западных цивилизаций США, Европы, санкций против экономики и населения России. Ключевые слова: российская государственность, славяне, Рюриково городище, викинги, «Украина — это Русь?»
Статья представляет собой вступительное слово главного редактора журнала “Россия: общество, политика, история” Комлевой Валентины Вячеславовны
Издательство
- Издательство
- ФМИ
- Регион
- Россия, Сыктывкар
- Почтовый адрес
- 167982, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Оплеснина, д. 4
- Юр. адрес
- 167982, Республика Коми, г. Сыктывкар, ГСП-2, ул. Коммунистическая, 24
- ФИО
- Сивков Виктор Николаевич (Директор)
- E-mail адрес
- svn@ipm.komisc.ru
- Контактный телефон
- +7 (821) 2391451