В статье рассматриваются основные характеристики и особенности российской политики содействия международному развитию. В рамках теоретической части представлена характеристика этого явления, а также основные мнения российских ученых по поводу содержания и направленности предоставления помощи иностранным государствам. Дополнительно в статье анализируется Концепция СМР. Авторами делается акцент на представление содействия международному развитию как одного из проявлений внешнеполитического курса, а также отражения национальных интересов Российской Федерации. В основной части статьи представлены результаты анализа содержания комплексной государственной программы «Содействие международному развитию», проведенного по открытым данным. По результатам указанного анализа, авторами делается вывод о недостаточности представленных данных для формирования полной картины сущности, состава и содержания содействия международному развитию. При этом отмечается возможность выделения основных направлений оказания международной помощи и проблемных моментов.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.56654/ROPI-2024-2(11)-223-247
Одной из форм предоставления помощи может также выступать прямая финансовая поддержка, через которую могут продвигаться национальные интересы страны-донора (к примеру, направление получаемых средств на развитие конкретной отрасли экономики) (17, с. 66). Вместе с тем надо учитывать активность соперников России в сфере международной помощи, продвигающих свои собственные интересы (14, с. 43). Ярким примером такой конкуренции может выступать латиноамериканский регион, государства которого подвержены непосредственному воздействию США и стран Европы. Тем не менее даже в такой ситуации развитие отношений в сфере содействия развитию вполне возможно (20, с. 46–52).
Список литературы
1. Артамонова У.З. (2021), Направления и формы реализации публичной дипломатии [Fronts and Forms of Public Diplomacy]. Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН. № 2. С. 49-56.
2. Багликов С.В. (2023), Секьюритизация международной помощи Европейского Союза [Securitization of the EU’s Foreign Aid]. Азимут научных исследований: экономика и управление. № 4. С. 82-88.
3. Бартенев В.И. (2023), Содействие международному развитию и политические риски для внешнеэкономической деятельности: логика сопряжения тем [International Development Cooperation and Political Risks for Transnational Business: Linking Research Topics]. Вестник Московского университета. № 1. С. 133-163.
4. Белецкая М.Ю. (2015), Российское содействие международному развитию: оценки и перспективы [Russia’s International Development Assistance: Assessment and Prospects]. Научные труды: Институт Народнохозяйственного Прогнозирования РАН. Т. 13. С. 138-155.
5. Борисов А.В. (2022), Гуманитарная система ООН: за пределами гуманности [The UN Humanitarian System: Beyond Humanity]. Вестник дипломатической академии МИД России. Россия и мир. № 4. С. 22-35.
6. Великая А.А. (2020), Проблемы и перспективы развития гуманитарного сотрудничества на постсоветском пространстве [Problems and Prospects of the Humanitarian Cooperation of the PostSoviet States]. Постсоветские исследования. Т. 3, № 3. С. 235-241.
7. Гавров С.Н.. Востряков Л.Е. (2018), Международное культурное сотрудничество как часть государственной культурной политики России [International Cultural Cooperation as Part of the State Cultural Policy of Russia]. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. № 3 (83). С. 152-160.
8. Гололобова М.А., Кузьмина В.М. (2023), Анализ партнёрских отношений России и ПРООН [Analysis of Partnership Relations between Russia and UNDP]. Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития. С. 155-159.
9. Дегтерёв Д.А. (2012), Содействие международному развитию как инструмент продвижения внешнеполитических и внешнеэкономических интересов [International Development Assistance as a Tool for Promoting Foreign Policy and Foreign Economic Interests]. ВЕСТНИК МГИМО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (23). С. 47-58.
10. Дегтерёв Д.А. (2012), Участие предпринимательских структур в программах международной помощи интересов [Business Participation in the Programs of International Development Assistance as a Form of Entry into Foreign Markets]. Российский внешнеэкономический вестник. № 11. С. 25-33.
11. Зайцев Ю.К. (2020), Новые вызовы для российской внешней помощи в контексте достижения целей устойчивого развития [New Challenges for Russiaʼs Foreign Aid and its Contribution to the Sustainable Development Goals]. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. Т. 15. № 1. С. 63-83.
12. Изотов В.С., Соколовская А.В. (2023), Достижение ЦУР на уровне региональных интеграционных объединений: постановка проблемы и императивы действий [Achieving the SDGs at the Level of Regional Integration Associations: Problems and Imperatives of Action]. Устойчивое развитие в неустойчивом мире: объединяя усилия регионов, городов и компаний. С. 23-51.
13. Исхаков Р.Л. (2015), Концепция гегемонии Антонио Грамши для современной России [Antonio Gramsci’s Concept of Hegemony for Modern Russia]. Гуманитарная дипломатия: личность, социум, мир, права человека. С. 130-135.
14. Курбатова А.Г. (2021), Деятельность зарубежных институтов содействия международному развитию в странах ближнего зарубежья: вызовы для России [Activities of Foreign Institutions for Promoting International Development in the Countries of the Middle Abroad: Challenges for Russia]. Человеческий капитал. № 3. С. 35-50.
15. Лихачев В.Л., Лихачева Е.В. (2023), Энергетическая безопасность и устойчивое развитие в регионе СНГ [Energy Security and Sustainable Development in the CIS Region]. Устойчивое развитие в неустойчивом мире: объединяя усилия регионов, городов и компаний. С. 58-66.
16. Одибоев К.М. (2023), Российский бизнес и содействие международному развитию Республики Таджикистан [Russian Business and Assistance to the International Development of the Republic of Tajikistan]. Международный аспект. № 2. С. 26-39.
17. Осадчев Д.Н. (2022), Проекты развития как инструмент нанесения ущерба национальной финансовой безопасности зарубежной страны [Development Projects as a Tool for Damaging the National Financial Security]. Цифровая экономика в контексте национальной безопасности: материалы IV Международной научно-практической конференции. С. 62-68.
18. Пиковская К.Б. (2013), Политика России и стран Европы в сфере содействия международному развитию: сравнительный анализ [Policy of Russia and European Countries in the Field of International Development Assistance: Comparative Analysis]. Вестник молодых ученых и специалистов Самарского государственного университета. № 3. С. 45-51.
19. Раева А.С., Козыкина Н.В. (2023), Содействие международному развитию: советское наследие VS современный подход России [International Development Assistance: Soviet Heritage VS Russia’s Modern Approach]. Сборник научных статей и сообщений по материалам международной научной конференции. С. 116-129.
20. Смирнова А.С. (2023), Международное сотрудничество Перу для обеспечения гуманитарной безопасности и место России в нём [Peru’s International Cooperation to Ensure Human Security and Russia’s Place in It]. Известия Иркутского государственного университета. Серия: «Политология. Религиоведение». Т. 46. С. 38-54.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются особенности происходящих в арктическом регионе процессов в контексте его возрастающего значения в мировой политике и экономике. Арктика обладает богатыми ресурсами, в ее недрах находится около трети всех мировых запасов природного газа и до 13% - нефти, огромные запасы угля, золота, меди, никеля, олова, платины, марганца. Рост зависимости мировой экономики от энергоресурсов подвигает зарубежные страны к продвижению своих интересов в этом регионе. Россия занимает уникальное геополитическое положение в Арктике. Арктическая зона России выделена в особый объект государственной политики на основании ее особой роли в сферах геополитики, экономики, экологии, науки, обороны и обеспечения национальной безопасности. Развитие взаимовыгодного международного сотрудничества в Арктике отвечает интересам России, ее социальноэкономическому развитию. На международное сотрудничество в Арктике оказывает большое влияние противоречивость тенденций в современных международных отношениях. В результате развязанной странами Запада конфронтации против России произошло значительное усложнение отношений внутри арктического сообщества. Западные арктические государства заблокировали выработку общих подходов к решению важнейших для региона вопросов современной Арктики. В этих условиях Россия выстраивает многовекторную политику в регионе, которая принесла положительные результаты по привлечению дружественных нам государств в партнерское сотрудничество в российской арктической зоне.
Статья посвящена изучению концептуального образа Южно-Курильских островов в ведущих англоязычных СМИ Японии после начала СВО ВС РФ на Украине. Актуальность исследования объясняется сохранением очага военно-политической напряженности у дальневосточных границ России, который проявляется в территориальных претензиях Японии на южную часть Курильской гряды, приобретших после 24 февраля 2022 года ярко выраженный вербализованный идеологический сдвиг. Выявление концептуальных характеристик образа островов (и тесно связанных с ним образов России/СССР) проведено с помощью методов контент-анализа, когнитивно-дискурсивного анализа, когнитивной интерпретации, когнитивного моделирования, а также элементов когнитивно-матричного анализа.
В статье рассмотрены проблемы интеграции нового региона – Донецкой Народной Республики в экономическое поле РФ. Приведены основные задачи, которые необходимо решать на освобождаемых территориях. Предложено сформировать государственную программу, направленную на решение этих проблем. Выявлено, что одной из ключевых проблем, ограничивающих дальнейший экономический рост, наравне с продолжающимися военными действиями, является отток трудоспособного населения. В качестве стратегической цели социально-экономического развития Республики на ближайшие 10 лет предложено восстановление инфраструктуры, модернизация промышленности и структурное реформирование экономики, повышение численности населения, а также качества и продолжительности жизни. Для достижения поставленной цели рассмотрены три направления: формирование и накопление человеческого капитала; создание пространства для развития человеческого капитала; создание соответствующей экономической среды. Выделены этапы для реализации целей и задач. Определено, что основу экономики возрождающегося Донбасса должна составлять промышленность. Необходимо развивать обрабатывающие отрасли промышленности, наукоемкие, сложные производства. Принципиальное значение имеет повышение качества экономического роста – встраивание и продвижение по цепочкам поставок и создания стоимости от первых звеньев, с низким удельным весом добавленной стоимости в цене товара, до следующих звеньев, с более высоким удельным весом добавленной стоимости. Определены приоритетные отрасли Республики. Отмечено, что активизация экономического развития не может осуществляться без реформирования сложившейся в Республике системы государственного управления. Важной задачей является перевод функционирования органов государственной власти на технологию стратегического и программно-целевого планирования и бюджетирования.
Статья посвящена анализу русофобии как инструменту создания искаженного образа России. Материалом для исследования являются публикации в российских средствах массовой информации, которые, с одной стороны, репрезентируют фальсифицированное восприятие коллективным Западом нашей страны, а с другой стороны, являются частью официального массмедийного дискурса по пропаганде общечеловеческих и государственных ценностей. Исследование выполнено в русле имагологической парадигмы, а основным методом анализа выступает моделирование, которое является способом изучения явлений действительности с учетом экзистенциональных, когнитивно-дискурсивных и аксиологических характеристик анализируемого объекта. Русофобия в работе рассматривается как дискурсивная практика со своими экзистенциональными, аксиологическими, лингвистическими характеристиками и содержательным наполнением, которые детерминированы особенностями современной геополитической ситуации. В результате анализа эмпирического материала выявляются следующие характеристики анализируемого феномена: русофобия – это, прежде всего, деятельность украинских властей; русофобия приравнивается к ксенофобии, национализму и нацизму; русофобия – это политическая технология борьбы с Россией. С лингвистической точки зрения русофобия обладает следующими характеристиками: воинствующая, оголтелая, маниакальная, пещерная, атрибутированная по определенному географическому названию. В работе представлен анализ метафорического наполнения русофобии в официальном массмедийном дискурсе, а также намечаются перспективы дальнейшего исследования.
В статье на основе компаративного анализа исследования российской элиты внимание обращено на актуальные теоретические и практические проблемы, связанные с условиями и процессами, характеризующие деятельность элиты. Предметом рассмотрения стало: уточнение понятия «элита», оценка устойчивости состояния и наличие элементов структурной трансформации элит; раскрытие особенностей формирования советской, постсоветской элит, механизмов их обновления на основе плутократизации, профессионализации, закрепления синтетического типа мобильности, готовности к изменениям. В работе сделан акцент на понимание элиты как социальной общности с признаками ментальности, мировоззрения, идеологии. Выявляется роль консервативной, либеральной идеологии в формировании государственной идеологии и ее значения для российской элиты в условиях противостояния коллективному Западу. Ключевые слова: советская, постсоветская элиты, обновление элит, ментальность, консервативная идеология, либеральная идеология, государственная идеология.
Цивилизационный выбор современной России поставил перед нашим народом проблему поиска национальной идеи, выбора социально-политического строя, обеспечивающего выживание российского государства в условиях всемирного политического кризиса либеральной представительной демократии и вооруженного конфликта с Западом. Всеобщее гражданское соуправление и либертарный государственный социализм как народная инициатива, идущая из глубин сознания российского общества, может выступать в качестве ориентира для дальнейшего государственного строительства, способного обеспечить национальный путь развития страны, сохранить её самобытность и стать примером другим народам.
В статье проведен комплексный анализ природы теории «Москва – третий Рим». Особое внимание уделено событиям, ставшим ключевыми в развитии названной теории, государственным деятелям, способствовавшим её становлению, расцвету и забвению, а также тому влиянию, какое она оказала на отечественную политико-правовую мысль, имеющую свое проявление в конкретных действиях центральных действующих лиц исторической сцены. Автор приходит к следующим выводам: теория «Москва – третий Рим» оказала сильнейшее влияние на политико-правовую жизнь Российского государства периода от правления Ивана Грозного до правления Петра I: было принято решение о венчании Великого князя Московского на царство, для чего был разработан специальный обряд венчания на царство по византийскому образцу, Москва стала позиционировать себя как защитница православного населения, что привело, в частности, ко взятию Казани в 1552 году, на Руси сложилась византийская система «симфонии властей», государством фактически управляли царь как представитель светской власти и митрополит как представитель власти духовной, что воплотилось на практике в созывы Земских и Стоглавого соборов, имеющих одинаковую юридическую силу, на Руси было учреждено патриаршество, при этом интронизацию первого патриарха Руси провёл Константинопольский патриарх, для унификации церковных обрядов Руси и Византии была проведена реформа патриарха Никона, приведшая к расколу и появлению такого течения, как старообрядчество.
Российской государственности 21 сентября 2024 года исполняется 1162 года. Этот солидный возраст концептуально сопряжен с современным пониманием исторической эволюции от прошлого к настоящему в результате накопленного столетиями тезауруса знаний. Государственность России исторически изначально пошла из Великого Новгорода с 862 года, а не позднее с южных киевских окраин, что подтверждается не только известными летописями, трудами ученых, но и современными данными археологии. Устойчивое и независимое Новгородское государственное образование со времен прихода на управления князя Рюрика с 862 года просуществовало в целом более длительный период в истории, чем Киевская Русь. Историческое прошлое Российской государственности актуализируется сегодня в ходе специальной военной операции (СВО) России на Украине, в процессе глобального противостояния российской и западных цивилизаций США, Европы, санкций против экономики и населения России. Ключевые слова: российская государственность, славяне, Рюриково городище, викинги, «Украина — это Русь?»
Статья представляет собой вступительное слово главного редактора журнала “Россия: общество, политика, история” Комлевой Валентины Вячеславовны
Издательство
- Издательство
- ФМИ
- Регион
- Россия, Сыктывкар
- Почтовый адрес
- 167982, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Оплеснина, д. 4
- Юр. адрес
- 167982, Республика Коми, г. Сыктывкар, ГСП-2, ул. Коммунистическая, 24
- ФИО
- Сивков Виктор Николаевич (Директор)
- E-mail адрес
- svn@ipm.komisc.ru
- Контактный телефон
- +7 (821) 2391451