В статье рассматривается, как появляются новые объекты исследования в алгоритмической эстетике – танц-перформанс и арт-практика. Появление цифровых коммуникативных практик способствует созданию новых способов формализации партитуры танца, которые на сегодняшний день имеют разные технологические решения, в том числе и алгоритмические. Классическая эстетика не способна описать технологическую модернизацию художественного творчества, поэтому автор статьи предлагает рассматривать танц-перформанс и арт-практику в рамках алгоритмической эстетики.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.25205/2541-7517-2024-22-1-82-95
Л. Манович назвал переход к цифровым средствам коммуникации «языком новых медиа» – это новая фаза развития, связанная с цифровыми технологиями [Манович, 2018, с. 37]. В цифровой культуре компьютерные технологии репрезентируют и конструируют реальность одновременно. Цифровые произведения состоят из нескольких частей: интерфейса (то, что мы видим в распечатанном виде или на мониторе или слушаем в наушниках), электронного файла в двоичном коде и описания работы. Творческие люди, как и всё информационное общество, являются частью процесса цифровизации и вовлечены в новые способы коммуникации. Творческий человек становится «мультизадачным», он может быть техником, программистом, перформером, композитором или хореографом.
Список литературы
1. Бычков В. В. Постнеклассическая философия искусства. Система основных понятий // Искусствознание. 2010. № 3-4. С. 487-519.
2. Бычков В. В. Эстетика: учебник. М.: КНОРУС, 2012.
3. Вайбель П. Медиаискусство: от симуляции к стимуляции // Логос. 2015. Т. 25. № 4. С. 135-162.
4. Гордеева Т. В. Художественная коммуникация в российском танцевальном перформансе рубежа ХХ-XXI веков: Научная специальность 5.10.1. Теория и история культуры, искусства: дис. канд. иск. СПб.: Акад. Русс. балета им. А.Я. Вагановой, 2022.
5. Гуревич П. Конфигурация могущества // Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М.: АСТ, 2003. С. 8-17.
6. Жаринова Е. В. Введение понятия стохастической хореографии // Границы танца в современной культуре: думаем, пишем, обсуждаем. Материалы VIII Междунар. студ. науч.-практ. конф. (с междунар. участием) фак. совр. танца Гуманит. ун-та / Под ред. Н.В. Курюмовой. Екатеринбург: Гуманит. ун-т, 2018. С. 7-13.
7. Каннингем М. «Гладкий, потому что неровный…» / Под ред. Л. Жаклин. М.: Арт Гид; Музей совр. иск-ва «Гараж», 2019.
8. Кириллова Н. Б. Инфоэстетика современной медиакультуры: к постановке проблемы // Изв. Урал. фед. ун-та. Cер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2020. Т. 26. №1. С. 96-100.
9. Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М.: Акад. Проект, 2006.
10. Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Николаева. М.: Кучково поле, 2018.
11. Манович Л. Язык новых медиа. М.: Ад Маргинем, 2018.
12. Меньшиков Л. А. Терминология отечественного хореоведения в сфере современного танца, или О том, что делать с его современностью // Междунар. журн. исследований культуры. 2022. № 22. С. 6-15.
13. Мигунов А. С. Эстетика, искусство и современные гуманитарные технологии // Вестн. Моск. гос. ун-та. Сер. 7. Философия. 2011. № 3. С. 3-24.
14. Мигунов А. С., Ерохин С. В. Алгоритмическая эстетика. СПб.: Алетейя, 2010.
15. Петров О. А. На стороне танца. Екатеринбург: Кабинетный учёный, 2021.
16. Петров О. А. Танец Тьерри Маландэна, или Может ли ожить старое дерево. Екатеринбург: Изд. дом «Афтограф», 2010.
17. Пигулевский В. О. Искусство и арт-практика. Харьков: Гуманит. центр, 2019.
18. Пименова Ж. В. Танцевальная коммуникация в эпоху цифровых технологий // Науч. вестн. МГТУ ГА. 2015. № 215. С. 122-126.
19. Савостьянова Ю. С. Импровизация в хореографических VR-экспериментах // Вестн. Акад. Русс. балета им. А. Я. Вагановой. 2022. № 6 (83). С. 19-28.
20. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М.: АСТ, 2003.
21. Фуллер Л. Пятнадцать лет моей жизни / Л. Фуллер; пер. с франц. О.В. Михнюк. СПб.: Планета музыки, 2017.
22. Frimat F. Qu’tst-ce que la dance contemporaine? : Politiques de l’hybride. P.: Presses Universitaires de France, 2010.
23. Katan-Schmid E. Improvisieren: Playing with Virtual Realities. A Practice based Research Experiment in Dancing with Technolog // S. Marguin, H. Rabe, W. Schäffner, F. Schmidgall (Eds.). Experimentieren: Einblicke in Praktiken und Versuchsaufbauten zwischen Wissenschaft und Gestaltung. Bielefeld: Verlag, 2019. P. 93-106.
24. Ladenheim K., McNish R., Rizvi W., LaViers A. Live Dance Performance Investigating the Feminine Cyborg Metaphor with a Motion-activated Wearable Robot // Proceedings of the 2020 ACM/IEEE International Conference on Human - Robot Interaction (HRI ‘20). Association for Computing Machinery, 2020. P. 243-251.
25. Laraba S., Tilmanne J. Dance performance evaluation using hidden Markov models // Computer Animation and Virtual Worlds. 2016. Vol. 27. №. 3-4. С. 321-329.
26. Manovich L. AI Aesthetics. M.: Strelka Press, 2018.
27. Sagasti F. Information Technology and the Arts: The Evolution of Computer Choreography during the Last Half Century // Dance Chronicle. 2019. Vol. 42. № 1. P. 1-52.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Ключевой момент когерентистской концепции обоснования эмпирического знания Лоуренса Бонжура – когерентистская концепция наблюдения, которая а) постулирует существование особого класса когнитивно спонтанных убеждений, с которыми должны быть когерентны убеждения системы для того, чтобы считаться обоснованными; б) их достоверность определяется изнутри системы как следствие обобщения на множестве событий, когда убеждение появляется и оно с большой вероятностью истинно, и с большой вероятностью оно появится в ситуации, в которой оно будет истинным; и в) субъект обладает способностью рефлексивно схватывать в первом приближении содержание своей собственной системы убеждений. Среди основных источников вдохновения, которыми пользуется Л. Бонжур, можно обнаружить концепции «языкового перехода» У. Селларса и «истины-достаточности» У. Алстона. Большая часть материала посвящена аргументации в пользу построения решающего аргумента в пользу когнитивно спонтанных убеждений. Рецензия представляет собой детальный анализ второй части книги Л. Бонжура «Структура эмпирического знания» (гл. 5–6), посвященной разработке оснований когерентистской теории обоснования эмпирического знания.
В современной философии осмысляется как статус понятия вещи в себе, так и история его возникновения и трансформации. В данной статье рассматривается концептуальный сдвиг, который произошел с понятием «вещь в себе» в философии XIX века, поскольку это понятие до сих пор остается важным в контексте отношения к возможности познания реальности и статусу самой реальности. Рассматривается переосмысление вещи в себе в философии Шопенгауэра, Ницше, а также неокантианства марбургской школы (Когена, Кассирера, Наторпа). Сравнительный анализ работ всех рассматриваемых авторов позволяет сказать, что преимущественная ориентация у всех указанных авторов – на специфическую элиминацию понятия вещи в себе. Вещь в себе вне кантовской философии претерпевала изменения, связанные либо с попыткой избавиться от нее, либо определить ее таким образом, чтобы она не образовывала противоречивого для трансцендентальной философии трансцендентного полюса.
В статье анализируются процессы универсализации и локализации евразийского социокультурного пространства, факторы, определяющие транзитивное состояние культуры и социальности локальных сообществ. Процессы социально-экономической модернизации оказывают доминирующее влияние на формирование социокультурных смыслов и побуждений, формируемых в ходе эволюции и меняющих конструкцию жизнедеятельности локальных сообществ. В процессе взаимодействия и взаимовлияния локальности и глобальности образуется система социокультурных маркеров, архетипов, генерирующих нормы поведения, цели, основания, ценности, детерминируя противостояние традиции и новаций, процессы интеграции и дезинтеграции. Прогрессирующая унификация социокультурной среды становится превалирующей тенденцией развития локальных сообществ, отражаясь на эволюции социокультуры, программируя разрыв с традиционными нормами и смыслами и доминирование инноваций в социокультурном пространстве.
Рассматриваются философские основания постчеловеческой коммуникативистики – нового раздела науки о коммуникациях, нацеленного на изучение природы и строения технобиоматериальных взаимодействий, коммуникаций материальных и цифровых актантов, характерные для них механизмы и тенденции взаимовлияния сил и процессов (как человеческих, так и нечеловеческих), приводящих к обмену действиями, аффектами, эмоциями и смыслами, циркуляции энергийных сил и интенсивностей, материальному становлению и дискурсивному разнообразию, и, тем самым, к материальным изменениям – умножению возможного через реализацию конкретных его инвариантов. Анализируется ряд изменений, обусловливающих необходимость институализации постчеловеческой коммуникативистики: новое понимание «человеческого субъекта» (отказ от идеи картезианской субъектности); пересмотр понимания информации (информация как «формация» / процессуальная генерация, а не фиксированный набор данных); расширение специфики понимания процессов взаимодействия и коммуникации (от обмена информацией между субъектами к процессуальным становлениям и циркуляции аффектов между телами / объектами). Рассматривается ряд философских, научно-исследовательских и прикладных теоретических идей, повлиявших на формирование концептосферы постчеловеческой коммуникативистики.
Многие современные исследователи предлагают отвергнуть веберовский подход, связывающий формирование современного капитализма с протестантизмом, как полностью ложный. В частности они при этом указывают на ложность периодизации: капитализм возник, по их мнению, не в эпоху Реформации, а гораздо раньше. В статье обосновывается тезис, что попытка опровержения веберовского тезиса через указание на неверность его периодизации представляется неубедительной. Рациональный капитализм действительно возник после Реформации и именно там, где она достигла успеха, что дает определенные основания для гипотезы о связи Реформации и формирования рационального капитализма. Конечно, само по себе это не доказывает истинности веберовской гипотезы, но во всяком случае мы не можем считать ее заведомо неверной.
Парадокс «Логико-философского трактата» в статье выражен следующим образом: согласно завершающим тезисам Трактата, мы должны признать его предложения бессмысленными, но в то же время, несмотря на заключение о бессмысленности всего сказанного в Трактате, мы должны сохранить приверженность идеям, выраженным в теле Трактата, поскольку именно на основании этих идей мы признаем его предложения бессмысленными. Парадокс рассматривается с точки зрения двух конфликтующих интерпретаций – метафизического и решительного прочтений «Логико-философского трактата». Сторонники решительного прочтения настаивают на том, что обсуждаемый парадокс является следствием метафизической интерпретации Трактата и может и должен быть элиминирован. В статье показывается, что данный парадокс обнаруживается в каждом из рассмотренных прочтений.
В статье рассматривается тезис об эпистемической зависимости, проблематизирующий современные представления о природе знания, его исторические и методологические предпосылки, а также следствия для понимания эпистемической рациональности. Показаны как нежелательные следствия его некритического принятия (такие как возможный разрыв между знанием и пониманием), так и возможность его трактовки в более общем социальном контексте – как конфликта эпистемических интересов. Отмечена важность этого феномена для анализа коллективного знания и коллективной рациональности.
В статье на элементарных примерах показано, что оценка риска зависит как от вероятности будущих событий, так и от их результатов. Показаны и проанализированы различные подходы к интеграции вероятностей и численных оценок возможных исходов. Обоснован субъективный характер риска. Предложено междисциплинарное определение риска, не связанное с какой-либо наукой либо группой наук. В основе определения лежит представление о том, что риск является следствием решений, принятых субъектом, который и оценивает их последствия. Поставлен вопрос об ответственности за решения в условиях риска.
Издательство
- Издательство
- НГУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630090, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Пирогова, д. 1.
- Юр. адрес
- 630090, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Пирогова, д. 1.
- ФИО
- Федорук Михаил Петрович (Руководитель)
- E-mail адрес
- rector@nsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 3634000
- Сайт
- https://www.nsu.ru/