Лингвоментальный комплекс казачьего номадизма: обзор номадической культуры в песнях казаков Ставрополья и Кубани в конце XIX в. (2024)
Цель статьи – анализ особенностей влияния культуры образа жизни сообществ Ставрополья и Кубани на трансформацию лингвоментального комплекса казаков в конце XIX в.
Использованы функциональный, структурный, стилистический и сравнительный методы, построенные на сочетании методов лингвистики и исторической науки в рамках диахронического подхода.
В ходе исследования анализируется проблема мозаичность сообществ кубанцев и малой части представителей первых казачьих общин Ставрополья при формировании особой языковой культуры и образа мышления, а также прямая взаимосвязь комплиментарности и лингвоментального комплекса казаков на примере песенных традиций.
Песенно-обрядовая черта и фольклор исследуемой группы были проникнуты полубродячим образом жизни и военной повседневностью, что повлияло на тягу в песнях к «старому доброму времени». Данный гиперсимволизм заменил исходный культурный код, по которому казачьи сообщества существовали вплоть до заселения территории Ставропольской губернии. Перспектива дальнейших исследований по данной тематике выражена в потенциале данного исследования как в лингвистическом, так и диахроническом направлении: большая часть этнических систем народов Кавказа совпадают с их языковыми общностями, что заметно облегчает диахронный анализ для лингвиста.
Идентификаторы и классификаторы
Лингвоментальным комплексом в лингвистике принято называть сложившиеся языковые и песенные традиции, отражающие картину мира тех или иных народов. Главный представитель данного направления П. Верт считал, что в случае с языковыми общностями, проживающими в условиях фронтира, исследователю следует обращать внимание на: 1) актуализм – повседневные занятия общности; 2) природно-географический детерминизм; 3) особенности мифопоэзии и ризомы (совокупность традиций, обусловленных характером жизни общности в unus mundus) [14, c. 114].
Список литературы
- Werth P. At the Margins of Orthodoxy. Missions, Governance, and Confessional Politics in Russia s Volga-Kama Region, 1827‒1905. Paul W. Werth. Ithaca: Cornell University Press; 2002. 275 р.
- Minahan J. One Europe, Many Nations: A Historical Dictionary of European National Groups, Kuban Cossacks. Westport: Greenwood Publishing Group; 2000. 800 p.
- Сказки седого Терека: сборник казачьих сказок, записанных в станицах Терека и Кубани: для детей старшего возраста. Сост. и ред. И.Ю. Щербакова; худож. В.С. Поляков.Ставрополь: Полиграфпром; 2014. 303 c.
- Долговая Е.И. История Ставрополья в отчетах губернаторов (1804‒1914 годы): Сборник документов.Под ред. Е.И. Долговой. Ставрополь: Бюро новостей; 2013. 504 с.
- Исторические песни малорусского народа с объяснениями В. Антоновича, М. Драгоманова. Киев; 1874. Т. 1. 336 с.
- Песни казаков Кубани. Заполнение и подготовка к печати И.Ф. Варравы. Ред. В.М. Сидельникова. Краснодар: Краснодарское Кн. изд-во; 1966. 326 с.
- Томарчевский И.И. Песни казаков. Москва: Изд. В. Секачев; 1911. 336 с.
- Ставропольская книга 1853–1917 гг. (Материалы к репертуару дореволюционной книги Ставрополья 1853–1917 годов). Сост. М.В. Агарков, Т.Ю. Кравцова. Ред. Ю.В. Николаев. Ставропольская государственная краевая универсальная научная библиотека им. Лермонтова. Ставрополь; 2002. 272 с.
- Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков. Т. 1. Песни линейных казаков. Ред. В.Г. Захарченко Краснодар: Советская Кубань; 1995. 449 с.
- Якоби Л.А. Ставропольские напевы. Ставрополь: КЦНТ, ГП ИПФ Ставрополье; 1998. 80 с.
- Якоби Л.А. Русские народные песни, записанные на Ставрополье. Сост. Л.А. Якоби. Ставрополь: Кавказский край; 1997. No 27.
- Freeze G. The Parish Clergy in nineteenth-century Russia: Crisis, reform, counter-reform. New Jersey: Princeton University Press; 1981. 508 p.
- Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков. Т. 2. Песни линейных казаков. Ред. В.Г. Захарченко Краснодар: Советская Кубань; 1995. 530 с.
- Прозрителев Г.Н. Песня Стеньки Разина. Этнографический набросок из записной книжки народника семидесятых годов. Ставрополь: Тип. Окриздата; 1925. 8 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Социальный запрос на развитие городской среды как пространства эффективного взаимодействия культур, влияющего на качество жизни и мировоззрение современного человека, задал уровень сложности решаемых задач и определил приоритеты в концепции дизайна общественных пространств. Сегодня уделяется особое внимание эргономике навигационных систем, имеющих прямое отношение к уровню средовой доступности. Актуальность исследования в области дизайна современных систем визуального ориентирования обусловлена поиском универсальных средств в дизайн-проектировании, способных решить общественный запрос. Цель статьи – дать анализ культурной составляющей социализации индивидуума, в частности, выявить факторы, влияющие на ориентирование человека в городской среде с целью определения приоритетного инструментария для проектирования систем навигации, связанных со спецификой поликультурного общества на Юге России.
Актуальность темы обусловлена необходимостью пересмотра контента понятий, потребностью совершенствования средств философского анализа современных социокультурных процессов. Цель статьи — уточнение возможностей методологических подходов, способствующих углубленному пониманию культуры, теории и практики образования.
Важную роль в современных общественно политических процессах России играют религиозные, в частности, исламские духовные лидеры. В этом отношении интерес для исследователя представляет фигура председателя Координационного центра мусульман Северного Кавказа муфтия Карачаево-Черкесской республики Исмаила-хаджи Бердиева, принимавшего активное участие в религиозных процессах, начиная с конца 1980-х гг. и по нынешний день.
Современное общество характеризуются глобальными преобразованиями, которые происходят во всех сферах социальной и духовной жизни, как никогда актуализируя проблему образования. От ее решения зависит, какие приоритеты, ценности выберет человечество. На современном этапе развития России образование утверждается в качестве одного из первостепенных факторов в решении проблем как собственно национального, так и глобального характера.
Состояние информационной среды общества оказывает весьма существенное влияние на состояние психики людей, стереотипы их поведения в обществе, на их моральные нормы, нравственные критерии и духовные ценности. Задача исследования – проанализировать возрастающую тенденцию распространения Internet, которая влечёт за собой формирование открытого пространства, трансформацию личности в Internet-социуме, конструирование новых социальных практик и элементов коммуникации, виртуализацию социальных институтов.
Рассматриваются некоторые аспекты глобализации, которые определяют новую парадигму социо-культурного развития. Термин «глобализация» обычно используется для характеристики процессов интеграции и дезинтеграции планетарного масштаба в сфере политики, экономики, культуры, а также антропогенных изменений окружающей среды, которые по форме имеют всеобщий характер, а по содержанию затрагивают интересы всего человечества.
В современном обществе Интернет является неотъемлемой частью жизни человека. Идет процесс формирования особого типа культуры и моделей поведения. Интенсивность этих процессов определяет их неупорядоченность, хаотичность и рискогенность. Целью данного исследования является выявление социальных рисков виртуального мира Интернета как сферы осуществления жизненных практик человека.
Статья посвящена острому социально-философскому вопросу — трансформации аксиосферы современного общества, получившему особую актуальность в настоящее время в связи с изменениями условий социализации, сменой парадигмы восприятия технических устройств, изменением образа жизни «цифрового поколения».
Издательство
- Издательство
- ДГТУ
- Регион
- Россия, Ростов-на-Дону
- Почтовый адрес
- 344003, ЮФО, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1
- Юр. адрес
- 344003, Ростовская обл, г Ростов-на-Дону, пл Гагарина, зд 1
- ФИО
- Месхи Бесарион Чохоевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- reception@donstu.ru
- Контактный телефон
- +8 (800) 1001930
- Сайт
- https://donstu.ru