Этнокультурная компетентность педагога: теоретико-методологический аспект междисциплинарных исследований (2024)
Современное общество характеризуются глобальными преобразованиями, которые происходят во всех сферах социальной и духовной жизни, как никогда актуализируя проблему образования. От ее решения зависит, какие приоритеты, ценности выберет человечество. На современном этапе развития России образование утверждается в качестве одного из первостепенных факторов в решении проблем как собственно национального, так и глобального характера.
Идентификаторы и классификаторы
Традиционное образование ориентировано прежде всего на усвоение человеком определенных, заранее выбранных образцов (знаний, умений, форм поведения, идеологических установок). В таких условиях довольно сложно проявиться индивидуальности человека, его неповторимым способностям, ибо самореализация,
творчество предполагают выход за пределы заданных образцов, сформировавшихся стереотипов. Человек выступает в роли объекта, а отнюдь не субъекта образования, «способного вырабатывать собственную стратегию в меняющихся обстоятельствах жизни» [1, с. 15–19].
Список литературы
- Говердовская Е.В., Димидова М. А., Телицына И.В. Формирование профессиональной успешности преподавателя как средство оптимизации воспитательного процесса. Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2014;3:15–19.
- Ивушкина Е.Б., Дашкова Е.В., Щербакова В.М. Межкультурная коммуникативная компетентность в подготовке специалистов индустрии туризма. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2016;86(1):25–28.
- Гончаров В.Н., Попова Н.А. Духовно-нравственные ценности в системе общественных отношений. Фундаментальные исследования. 2015;2‒7:1566–1569.
- Несмеянов Е.Е., Колосова О.Ю. Информационная культура в контексте глобальных процессов. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2014;3:5–7.
- Руденко А.М., Греков И.М., Камалова О.Н. Теоретико-методологические и философские аспекты исследования творчества. Гуманитарные и социальные науки. 2014;4:109–119.
- Бакланов И.С., Бакланова О.А., Ерохин А. М. Эпистемологические и лингвистические исследования в аналитической философии науки: семантика конструктов. Вестник СевКавГТИ. 2015;21(2):156–159.
- Склярова Е.К., Камалова О.Н. История фармации. Ростов-на-Дону, 2017.
- Матяш Т.П., Несмеянов Е.Е. Православный тип культуры: идея и реальность.Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015;82(3):39–44.
- Корчак К.И., Иванова К.Р. Педагогические технологии в контексте современного научного развития. Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2023;1:62–66.
- Kuleshin M., Nemashkalov P., Andreeva E. Historicism in modern ethnic processes: methodological aspects of research. Научный альманах стран Причерноморья. 2021;25(1):44–50.
- Петрова Н.П., Котов С.В., Клушина Н.П. Современные тенденции развития высшего профессионального образования. Ростов-на-Дону; 2016.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Социальный запрос на развитие городской среды как пространства эффективного взаимодействия культур, влияющего на качество жизни и мировоззрение современного человека, задал уровень сложности решаемых задач и определил приоритеты в концепции дизайна общественных пространств. Сегодня уделяется особое внимание эргономике навигационных систем, имеющих прямое отношение к уровню средовой доступности. Актуальность исследования в области дизайна современных систем визуального ориентирования обусловлена поиском универсальных средств в дизайн-проектировании, способных решить общественный запрос. Цель статьи – дать анализ культурной составляющей социализации индивидуума, в частности, выявить факторы, влияющие на ориентирование человека в городской среде с целью определения приоритетного инструментария для проектирования систем навигации, связанных со спецификой поликультурного общества на Юге России.
Цель статьи – анализ особенностей влияния культуры образа жизни сообществ Ставрополья и Кубани на трансформацию лингвоментального комплекса казаков в конце XIX в.
Использованы функциональный, структурный, стилистический и сравнительный методы, построенные на сочетании методов лингвистики и исторической науки в рамках диахронического подхода.
В ходе исследования анализируется проблема мозаичность сообществ кубанцев и малой части представителей первых казачьих общин Ставрополья при формировании особой языковой культуры и образа мышления, а также прямая взаимосвязь комплиментарности и лингвоментального комплекса казаков на примере песенных традиций.
Песенно-обрядовая черта и фольклор исследуемой группы были проникнуты полубродячим образом жизни и военной повседневностью, что повлияло на тягу в песнях к «старому доброму времени». Данный гиперсимволизм заменил исходный культурный код, по которому казачьи сообщества существовали вплоть до заселения территории Ставропольской губернии. Перспектива дальнейших исследований по данной тематике выражена в потенциале данного исследования как в лингвистическом, так и диахроническом направлении: большая часть этнических систем народов Кавказа совпадают с их языковыми общностями, что заметно облегчает диахронный анализ для лингвиста.
Актуальность темы обусловлена необходимостью пересмотра контента понятий, потребностью совершенствования средств философского анализа современных социокультурных процессов. Цель статьи — уточнение возможностей методологических подходов, способствующих углубленному пониманию культуры, теории и практики образования.
Важную роль в современных общественно политических процессах России играют религиозные, в частности, исламские духовные лидеры. В этом отношении интерес для исследователя представляет фигура председателя Координационного центра мусульман Северного Кавказа муфтия Карачаево-Черкесской республики Исмаила-хаджи Бердиева, принимавшего активное участие в религиозных процессах, начиная с конца 1980-х гг. и по нынешний день.
Состояние информационной среды общества оказывает весьма существенное влияние на состояние психики людей, стереотипы их поведения в обществе, на их моральные нормы, нравственные критерии и духовные ценности. Задача исследования – проанализировать возрастающую тенденцию распространения Internet, которая влечёт за собой формирование открытого пространства, трансформацию личности в Internet-социуме, конструирование новых социальных практик и элементов коммуникации, виртуализацию социальных институтов.
Рассматриваются некоторые аспекты глобализации, которые определяют новую парадигму социо-культурного развития. Термин «глобализация» обычно используется для характеристики процессов интеграции и дезинтеграции планетарного масштаба в сфере политики, экономики, культуры, а также антропогенных изменений окружающей среды, которые по форме имеют всеобщий характер, а по содержанию затрагивают интересы всего человечества.
В современном обществе Интернет является неотъемлемой частью жизни человека. Идет процесс формирования особого типа культуры и моделей поведения. Интенсивность этих процессов определяет их неупорядоченность, хаотичность и рискогенность. Целью данного исследования является выявление социальных рисков виртуального мира Интернета как сферы осуществления жизненных практик человека.
Статья посвящена острому социально-философскому вопросу — трансформации аксиосферы современного общества, получившему особую актуальность в настоящее время в связи с изменениями условий социализации, сменой парадигмы восприятия технических устройств, изменением образа жизни «цифрового поколения».
Издательство
- Издательство
- ДГТУ
- Регион
- Россия, Ростов-на-Дону
- Почтовый адрес
- 344003, ЮФО, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1
- Юр. адрес
- 344003, Ростовская обл, г Ростов-на-Дону, пл Гагарина, зд 1
- ФИО
- Месхи Бесарион Чохоевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- reception@donstu.ru
- Контактный телефон
- +8 (800) 1001930
- Сайт
- https://donstu.ru