Статья посвящена великому ученому Петру Яковлевичу Гальперину, революционный подход которого к построению системы психологических знаний коренным образом изменил понимание предмета психологии. Опираясь на научные труды его учеников и последователей, авторы оценивают глобальность его мышления, обусловившего создание новой парадигмы психологической науки. В работе обосновано ведущее положение теории поэтапного формирования умственных действий и понятий в научном наследии П. Я. Гальперина.
Идентификаторы и классификаторы
Имя Петра Яковлевича Гальперина известно как в нашей стране, так и за рубежом. Его отличали благородные манеры, красивое лицо, удивительная деликатность, доброжелательность, чуткость и скромность. И вместе с тем он является ученым мировой величины, выдающимся мыслителем в области теории и истории психологии, педагогики, детской психологии, патопсихологии, психиатрии, физиологии мозга. Всемирную известность П. Я. Гальперин завоевал, прежде всего, в связи с созданной им теорией поэтапного формирования умственных действий и понятий.
Список литературы
1. Бужина А. С. Формирование исследовательских умений как педагогическая проблема / Проблемы современной экономики и прикладные исследования: молодежные проекты: материалы i Всерос. молодеж. науч.-практ. конф. Владимир, 13 апр. 2017 г. / Рос. университет кооп., Владим. фил. [ред. кол.: М. А. Шумилина и др.]. Владимир: Аркаим, 2017. С. 24 - 32.
2. Гальперин П. Я. Лекции по психологии: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Книжный дом “Университет”: Высш. шк., 2002. 400 с. EDN: QXLFYF
3. Гальперин П. Я. О предмете психологии (доклад на заседании московского отделения общества психологов 23 ноября 1970 г.) // Вопросы психологии. 2002. № 5. С. 4 - 13.
4. Гальперин П. Я. Ответы на вопросы корреспондента журнала “Estudiosdepsichologia” // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1992. № 4. С. 3 - 10.
5. Гальперин П. Я. О формировании умственных действий и понятий // Культурно -историческая психология. 2010. Т. 6. № 3. С. 111 - 114. EDN: MUNIHJ
6. Гальперин П. Я., Талызина Н. Ф. В основе - управление процессом усвоения знаний // Вестник высшей школы. 1965. № 6. С. 19 - 24.
7. Ждан А. Н. П. Я. Гальперин как теоретик и методолог психологической науки // Национальный психологический журнал. 2012. № 2 (8). С. 14 - 18. EDN: SBPFQT
8. Ждан А. Н. Теория и практика в психологическом наследии П. Я. Гальперина // Национальный психологический журнал. 2017. № 3 (27). С. 33 - 39. EDN: ZIOXHH
9. Зинченко В. П. Психологическое наследие / ред.-сост. Н. Д. Гордеева, науч. ред. А. И. Назаров. М. спб.: Центр гуманитар. инициатив, 2019. 896 с.
10. Зинченко В. П. Петр Яковлевич Гальперин (1902 - 1988). Слово об учителе // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 89 - 92.
11. Зинченко В. П. П. Я. Гальперин: от действия с заданными свойствами к свободной мысли // Вопросы психологии. 2002. № 5. С. 120 - 134.
12. Зинченко В. П. Мои учителя и заслуженные собеседники (из коллективной монографии “Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания) [Электронный ресурс] / Национальный психологический журнал. 2012. № 2. url: https://cyberleninka.ru/article/n/moi_uchitelya_i_zasluzhennyesobesedniki_iz_kollektivnoy_monografii_stil_myshleniya_problema_istoricheskogoedinstva_nauchnogo_znaniya(датаобращения:13.12.2023).
13. Кудрявцев В. Т. О том, как Пётр Яковлевич Гальперин помог мне объяснить пятилетнему ребенку, что такое психика [Электронный ресурс] / Вести образования. 2022 г. 3 дек. url: https://vogazeta.ru/articles/2022/10/3/psychology/20902-o_tom_kak_pyotr_yakovlevich_galperin_pomog_mne_obyasnit_pyatiletnemu_rebenku_chto_takoe_psihika(датаобращения:10.12.2023).
14. Обухова Л. Ф. Петр Яковлевич Гальперин. Учитель из плеяды мудрецов // Выдающиеся психологи Москвы / под общ. ред. М. Г. Ярошевского. М., 2007. С. 309 - 320.
15. Подольский А. И. Научное наследие П. Я. Гальперина и вызовы xxi века // Национальный психологический журнал. 2017. № 3 (27). С. 9 - 20. EDN: ZIOXGN
16. Степанова М. А. Нить Ариадны в лабиринте психической жизни (комментарии к выступлению П. Я. Гальперина) // Культурно -историческая психология. 2010. Т. 6. № 3. С. 115 - 122. EDN: MUNIHT
17. Степанова М. А. Психолог, медик, философ: вехи научной биографии П. Я. Гальперина // Национальный психологический журнал. 2017. № 3 (27). С. 21 - 32. EDN: ZIOXGX
18. Степанова М. А. Психотехнический подход к практической психологии образования: школа П. Я. Гальперина: дис.. доктора психол. наук: 19.00.01 / Степанова Марина Анатольевна. Моск. гос. университет им. М. В. Ломоносова. М., 2022. 336 с. EDN: DNSVUI
19. Степанова М. А. Чтения памяти П. Я. Гальперина. Теория П. Я. Гальперина и современная наука [Электронный ресурс] / Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2023. № 2. url: download/elibrary_54181147_40113198.pdf(датаобращения:13.12.2023). EDN: ZOONOL
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья раскрывает результаты исследования отношения студентов и школьников к речевой агрессии (№ = 149). В содержании представлены достоверные отличия результатов, полученных в выборках учащихся и студентов владимирских вузов и характеризующих представления о причинах вербальной агрессии, ее формах, ситуациях проявления и частоте персонального использования.
Для изучения актуального состояния информационной компетентности личности автор разработал и апробировал в образовательном процессе ведомственных организаций многофункциональный диагностический комплекс, который включает в себя субъективные (анкета и тест) и относительно -объективную (компетентностно -ориентированное задание) методики. С целью обоснования авторских подходов к диагностике и валидности результатов показан «механизм» его разработки и использования на констатирующем этапе опытно -экспериментальной работы, обобщены и систематизированы количественные и качественные данные, вскрыты дефициты в овладении курсантами информационной компетентностью и намечены пути корректировки материалов спецкурса для формирующего этапа ОЭР.
В статье поднимается проблема использования школьного учебника по отечественной истории в условиях воспитательной деятельности. Автор рассматривает структуру современного учебника, выделяет критерии для определения потенциала современных учебников по истории Отечества при осмыслении опыта гражданского служения Отечеству и проводит их анализ.
В статье на основе анализа структуры и основного содержания учебников педологии начала 1930-х гг. выявляются противоречия между этим содержанием и задачами, поставленными Наркомпросом. Автор видит в этом противоречии одну из причин гонений на педологию в 1930-е годы.
Цель представленного в статье исследования - выявление эффективности работы в коррекции тревожности у несовершеннолетних заключенных. Видео - терапия и арт - терапия может обладать высоким психолого-педагогическим потенциалом. В статье используется эта особенность в определении числа наиболее эффективных способов психокоррекционного воздействия на личность несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных, были разработаны и внедрены тренинговые занятия по фильмо - терапии, основанные на использовании видеотехник. Данный метод психокоррекционного воздействия является достаточно приемлемым в условиях камерной системы следственного изолятора. При сравнении криминально активных личностей наиболее значимые различия обнаружились в их ценностно -мотивационной сфере.
В статье анализируются современные исследования отечественных и зарубежных авторов, направленные на изучение временной перспективы личности во взаимосвязи с личностным благополучием и субъективной удовлетворенностью жизнью. Рассмотрены основные подходы к пониманию временной перспективы личности. Показано, что сбалансированная временная перспектива играет важную роль в эффективной организации жизнедеятельности, а нарушения основных характеристик временной перспективы ведут к снижению уровня удовлетворенности жизнью. Обосновано дальнейшее изучение временной перспективы личности в рамках феномена жизнеспособности.
В статье представлено теоретическое исследование проблемы нравственного самоопределения российской молодежи в свете традиционных российских ценностей. На основе обзора исследований анализируются позитивные и неблагоприятные тенденции нравственного самоопределения молодежи. Определяется направленность выбора альтернативных ценностей и норм у современной российской молодежи. Оценивается состояние нравственного выбора старшеклассников и студентов, молодежи в целом в сфере семьи, труда и коллективных отношений. Представляются результаты анализа выбора молодежью альтернатив между традиционными духовно -нравственными ценностями, с одной стороны, прагматическими, эгоцентрическими и неолиберальными ценностями и смыслами - с другой.
В статье представлена реализация новых методов обучения. Методика (содержание и организация) батллекции с элементами дискуссии может обеспечить интерес к дисциплине «Физическая культура и спорт». Хатаконы - особая форма нового продукта совместной деятельности. По сути это концентрация мысли, «рождение проекта» с объективной или субъективной новизной. Совместная деятельность студентов в малых группах способна создавать уникальные проекты, если эта деятельность вызывает интерес. Студенческий научный кружок. Результаты педагогического эксперимента доказали эффективность реализованных методов и методики.
В настоящей статье рассматривается процесс создания и инкорпорации Комплексной целевой программы патриотического воспитания в систему работы с личным составом Краснодарского университета МВД России. Обобщен опыт реализации и апробации Комплексной целевой программы патриотического воспитания в образовательной организации МВД России.
В размышлениях о перспективах моделирования учебных пособий по региональной истории в 2020-е гг. авторы статьи опираются на свой теоретический и практический опыт изучения и создания таких книг в условиях двухкомпонентных образовательных стандартов (1990 - 2000-е гг.). Анализ новых педагогических и политических реалий (ФГОС ОО, возвращение к линейной структуре исторического образования школьников, «единый учебник» и др.), массовых и эксклюзивных практик подготовки в последнее десятилетие региональных пособий позволяет очертить амплитуду перспективных моделей и оценить их в свете требований к современному учебнику истории, значений и смыслов единого образовательного пространства федеративного государства.
В статье раскрывается понятие связной речи и ее значение в старшем дошкольном возрасте. Авторы рассматривают современное состояние речевой среды и преобразование составляющих ее условий в цифровом пространстве. Проводят анализ способов организации процесса формирования монолога ребенка посредством компьютерных игр, онлайн -сервисов, приложений, определяя трудности и возможности. По результатам проведенного анализа указывают на перспективы совершенствования цифровых внедрений в практику развития связной речи детей.
В статье обосновывается влияние педагогических идей ученых Русского Зарубежья на решение современных проблем воспитания. Показано значение и выделена иерархия ценностей в духовно -нравственном воспитании школьников. Особое внимание уделено вкладу В. В. Зеньковского и других представителей Русского Зарубежья на проблему становления свободной личности в условиях школьного образования.
В статье представлены результаты, полученные в ходе историко -педагогического исследования, связанного с рассмотрением образовательной деятельности, которую осуществляли педагоги в художественных мастерских Санкт-Петербургской Академии наук. В статье также рассмотрена учебная деятельность учеников, вовлечённых в выполнение художественных работ в художественных мастерских Академии. Особое внимание в статье направлено на осмысление значения образовательной деятельности педагогов и учеников художественных мастерских Санкт-Петербургской Академии наук в становлении отечественной системы художественного образования.
В статье анализируется проблема возможности применения нейроисследований в области образования, рассматриваются предпосылки становления и формирования нейропедагогики как отрасли педагогической науки. Автор определяет значение нейропедагогики как перспективного направления, ориентированного на повышение эффективности образовательного процесса. На основе анализа понятийно -терминологического аппарата нейропедагогики выявляется ее специфика как междисциплинарной области знаний, базирующейся на психологических, педагогических, когнитивных и нейронаучных исследованиях процесса обучения, определяются предмет нейропедагогики, ее цель и задачи.
Издательство
- Издательство
- ВлГУ
- Регион
- Россия, Владимир
- Почтовый адрес
- 600000, Россия, Центральный Федеральный округ, Владимирская область, г. Владимир, ул. Горького, дом № 87
- Юр. адрес
- 600000, Россия, Центральный Федеральный округ, Владимирская область, г. Владимир, ул. Горького, дом № 87
- ФИО
- Саралидзе Анзор Михайлович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@vlsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (492) 2532575
- Сайт
- https://ui.vlsu.ru