Обоснование. Каждый первокурсник медицинского вуза с нетерпением и интересом ждет первой медицинской дисциплины — анатомии человека, которая является основанием и базой для будущих врачебных знаний. Понимание этой фундаментальной дисциплины необходимо не только в дальнейшей учебе, но и в формировании клинического мышления, которое очень важно в работе любого врача. Вместе с тем помимо интереса к анатомии студенты передают из поколения в поколение информацию о том, какой это сложный, объемный и трудно изучаемый предмет. В настоящее время существует потребность в инновационных методах преподавания с целью расширить взгляд, облегчить понимание и разнообразить учебный процесс.
Цель исследования. Оценка влияния самостоятельной работы студентов с помощью интерактивного анатомического 3D-атласа PIROGOV ANATOMY на процесс изучения анатомии человека. Материал и методы. Проведен анализ вовлеченности студентов в учебную деятельность на примере участия в научно-практическом инновационном проекте «3D-интерактивная олимпиада «Пироговский марафон»
Результаты. По окончании 8 нед проведения марафона все участники высказались о повышении интереса к учебе, лучшем усвоении материала и показали глубокое представление о системных и топографо-анатомических взаимосвязях в анатомии.
Заключение. Инновационный проект «3D-интерактивная олимпиада «Пироговский марафон» не только интересен для изучения студентами, но и позволяет преподавателям выйти на новый уровень подачи информации, а также предоставляет неограниченные возможности для научных исследований.
Идентификаторы и классификаторы
Каждый первокурсник медицинского вуза с нетерпением и интересом ждет первой медицинской дисциплины — анатомии человека, которая является основанием и базой для будущих врачебных знаний. Понимание этой фундаментальной дисциплины необходимо не только в дальнейшей учебе, но и в формировании клинического мышления, которое очень важно в работе любого врача. Вместе с тем помимо интереса к анатомии студенты передают из поколения в поколение информацию о том, какой это сложный, объемный и трудно изучаемый предмет. В настоящее время существует потребность в инновационных методах преподавания с целью расширить взгляд, облегчить понимание и разнообразить учебный процесс.
Список литературы
1. Якимов А.А. Инструментальные, методические и технологические возможности виртуального сопровождения учебной деятельности по анатомии человека с использованием информационно-коммуникационной предметной среды. Инновации в обучении и воспитании: траектория развития педагогических технологий кафедры анатомии человека. 2017;38-59. Jakimov AA. Instrumental’nye, metodicheskie i tekhnologicheskie vozmozhnosti virtual’nogo soprovozhdeniya uchebnoj deyatel’nosti po anatomii cheloveka s ispol’zovaniem informatsionno-kommunikatsionnoj predmetnoj sredy. Innovatsii v obuchenii i vospitanii: traektoriya razvitiya pedagogicheskikh tehnologij kafedry anatomii cheloveka. 2017;38-59. (In Russ.).
2. Pettersson AF, Karlgren K, Al-Saadi J, Hjelmqvist H, Meister B, Zeberg H, Silén C. How students discern anatomical structures using digital three-dimensional visualizations in anatomy education. Anat Sci Educ. 2023;16(3):452-464. https://doi.org/10.1002/ase.2255
3. Спирина Г.А. Традиции преподавания учебной дисциплины «Анатомия человека». Инновации в обучении и воспитании: траектория развития педагогических технологий кафедры анатомии человека. 2017:24-37. Spirina GA. Traditsii prepodavaniya uchebnoj distsipliny «Anatomiya cheloveka ». Innovatsii v obuchenii i vospitanii: traektoriya razvitiya pedagogicheskikh tehnologij kafedry anatomii cheloveka. 2017:24-37. (In Russ.).
4. Малыхина В.В., Яковлев Г.Е. Методы изучения анатомии: со времен Пирогова до наших дней. Вестник оперативной хирургии и топографической анатомии. 2020;1(1):42-47. Malyhina VV, Jakovlev GE. Metody izucheniya anatomii: so vremen Pirogova do nashikh dnej. Bulletin of Operative Surgery and Topographic Anatomy. 2020;1(1):42-47. (In Russ.).
5. Guimarães B, Dourado L, Tsisar S, Diniz JM, Madeira MD, Ferreira MA. Rethinking Anatomy: How to Overcome Challenges of Medical Education’s Evolution. Acta Med Port. 2017;30(2):134-140. https://doi.org/10.20344/amp.8404
6. Колсанов А.В., Иванова В.Д., Гелашвили О.А., Назарян А.К. Интерактивный анатомический стол «Пирогов» в образовательном процессе. Оперативная хирургия и клиническая анатомия (Пироговский научный журнал). 2019;3(1):39-44. Kolsanov AV, Ivanova VD, Gelashvili OA, Nazaryan AK. A Pirogov interactive anatomical table in the educational process. Operativnaya khirurgiya i klinicheskaya anatomiya (Pirogovskii nauchnyi zhurnal). 2019;3(1):39-44. (In Russ.). https://doi.org/10.17116/operhirurg2019301139
7. Ершова Е.С. Внедрение цифрового обучения в дисциплину анатомии человека с применением трехмерного смоделированного атласа. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021;10:2(35):120-123. Ershova ES. Implementation of digital learning in the discipline of human anatomy using a three-dimensional modeled atlas. Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2021;10:2(35):120-123. (In Russ.).
8. Erolin C, Reid L, McDougall S. Using virtual reality to complement and enhance anatomy education. J Vis Commun Med. 2019;42(3):93-101. https://doi.org/10.1080/17453054.2019.1597626
9. Михайлов В.И., Андреева С.А., Карелина Н.Р., Яценко Е.В. Новый этап в изучении анатомии человека: проблемы и их решение с помощью современных методов визуализации. Forcipe. 2022;5(3):15-32. Mikhailov VI, Andreeva SA, Karelina NR, Yatsenko EV. Novyj etap v izuchenii anatomii cheloveka: problemy i ikh reshenie s pomoshch’yu sovremennykh metodov vizualizatsii. Forcipe. 2022;5(3):15-32. (In Russ.).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В феврале 2023 г. исполнилось 110 лет со дня рождения доктора медицинских наук профессора Татьяны Федоровны Лавровой.
Обоснование. Синдром «пылающего рта» (СПР) — заболевание, характеризующееся жгучей болью в языке и других участках слизистой оболочки рта в отсутствие видимых клинических проявлений. Основными клиническими симптомами СПР являются боль в области языка и слизистой оболочки рта, дисгевзия (расстройства вкуса) и ксеростомия. У больных с данной патологией отмечаются нарушения функции слюноотделения, чаще всего жалобы на сухость в полости рта и сниженное слюноотделение. Поэтому представляется актуальным подробное изучение проявлений ксеростомического симптома с целью разработки эффективных методов его коррекции, а также изучение особенностей pH и буферной емкости слюны.
Цель исследования. Оценка проявлений ксеростомического симптома, pH и буферной емкости ротовой жидкости у больных с СПР.
Материал и методы. Для оценки уровня саливации, pH и буферной емкости ротовой жидкости проведено обследование 30 пациенток в возрасте от 42 до 48 лет (средний возраст 45±2,1 года) с диагнозом СПР и 25 пациенток контрольной группы в возрасте 44±3,3 года с санированной полостью рта, не имеющих сопутствующей соматической патологии. У всех пациентов с СПР проводили сиалометрию по методу М. М. Пожарицкой, pH ротовой жидкости и буферную емкость стимулированной слюны определяли с помощью индикаторных полосок системы Saliva-Check Buffer. Статистическую обработку полученных данных проводили с помощью программы IBM SPSS Statistics 26.
Результаты. У больных с СПР уровень саливации, pH и буферная емкость слюны статистически значимо (p<0,0001) снижены по сравнению с соответствующими показателями у пациентов контрольной группы: уровень саливации — 0,32 и 0,48 мл/мин, pH — 6,8 и 7,4, буферная емкость слюны — 8 и 10 баллов соответственно.
Заключение. Объективная оценка уровня саливации, pH и буферной емкости слюны у больных с СПР проведена впервые. Это обосновывает необходимость разработки новых средств для уменьшения проявлений ксеростомии при данной патологии с целью увлажнения слизистой оболочки рта, коррекции pH и буферной емкости ротовой жидкости.
В статье описывается эволюция программы по топографической анатомии и оперативной хирургии на этапах развития учебной дисциплины. На каждом историческом этапе она должна соответствовать уровню развития медицины и задачам подготовки врачебных кадров. Это определяет необходимость периодического пересмотра и совершенствования программ учебной дисциплины. Настоящая научно-методическая статья имеет целью определение оптимального варианта структуры и содержания программы учебной дисциплины. Статья содержит сравнительный анализ 8 программ по учебной дисциплине «Топографическая анатомия и оперативная хирургия», начиная с программы 1941 г. и заканчивая программами для лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов 2015 г.
Ход полового нерва через ягодичную область имеет наибольшее клиническое значение. В этом месте нерв проходит позади крестцово-остистой связки. Подробное знание вариантной анатомии полового нерва и особенностей расположения последнего относительно крестцово-остистой связки имеет важное значение во многих клинических ситуациях. Анатомия полового нерва также важна при выполнении блокады полового нерва, при которой требуется установка иглы в его непосредственной близости. Вариантная анатомия полового нерва имеет основополагающее значение при выполнении оперативных вмешательств на самом нерве. Так, формирование анастомозов полового нерва выполняют с целью иннервации вновь сформированного сфинктера у пациентов, перенесших ректальное иссечение. Нередко для лечения недостаточности анального или уретрального сфинктеров выполняется электростимуляция полового нерва. В случае компрессии нерва осуществляются декомпрессия и невролиз последнего. Поиск источников литературы в базах данных PubMed, Medline, EMBASE, Cochrane Library и eLibrary продемонстрировал наличие единичных исследований, посвященных изучению вариантной анатомии полового нерва. При этом в указанных источниках сообщается об особенностях анатомии полового нерва в разрыве от различных клинических ситуаций, что и побудило нас к изучению настоящего вопроса.
Обоснование. Необходимость поиска новых методик вентропластики передней брюшной стенки, а также разработки и внедрения хирургических сетчатых имплантатов связана с повышением эффективности лечения пациентов с послеоперационными вентральными грыжами.
Цель исследования. Сравнительная оценка результатов протезирующей вентропластики синтетическими и биологическими материалами в эксперименте и клинике.
Материал и методы. Для достижения поставленной цели на биологических моделях выполнена вентропластика по следующим методикам: onlay, inlay и sublay. В качестве экспериментальных моделей использовались лабораторные животные — кролики массой 2000±50 г и крысы массой 400±50 г. В качестве имплантационного материала применялись хирургические сетчатые имплантаты Prolene и Reperen. Фиксация осуществлялась с помощью непрерывного шва. На 21-е сутки эксперимента был осуществлен забор материала для исследования его биомеханических и морфологических свойств. Оценка морфологических свойств выполнялась гистологическими методами окраски препарата гематоксилином и эозином и окраски пикрофуксином по Ван Гизону; оценка биомеханических свойств осуществлялось на разрывной машине Instron 5944.
Результаты. В ходе сравнения показателей биомеханических свойств брюшной стенки с максимальным значением нагрузки (Н), напряжения (Мпа) и модуля Юнга подтверждена зависимость биомеханических и морфологических свойств протезирующей вентропластики от методики подшивания сетчатого имплантата, а также обоснованы преимущества сепарационной вентропластики по технологии sublay.
Заключение. На основании результатов биомеханических и морфологических исследований показана совместимость биологических имплантатов и тканей передней брюшной стенки. Впервые в эксперименте на кроликах проведена сравнительная оценка особенностей интеграции выбранных хирургических сетчатых материалов. В ходе эксперимента подтверждена зависимость биомеханических и морфологических свойств протезирующей вентропластики от используемой методики подшивания сетчатого имплантата и обоснованы преимущества сепарационной вентропластики по технологии sublay.
Обоснование. Жировое тело щеки (ЖТЩ) активно применяется в хирургической практике, прежде всего для устранения дефектов челюстно-лицевой области, в том числе ороантрального соустья, но ограничение применения ЖТЩ вызвано опасением практикующих хирургов относитльено возможного изменения конфигурации лица при вытяжении ЖТЩ и его отростков.
Цель исследования. Оценка изменения конфигурации лица при моделировании операции по устранению ороантрального соустья с использованием ЖТЩ.
Материал и методы. Отобраны 30 анатомических объектов. Объекты были разделены на группы по критерию пола (14 мужчин и 16 женщин), возраста (пожилой — 13 объектов и старческий — 17 объектов), индекса массы тела (дефицит массы тела — 10 объектов, нормальная масса тела — 12 объектов, избыточная масса тела — 8 объектов) и типа лицевого черепа (эурипрозопы — 11 объектов, мезопрозопы —13 объектов и лептопрозопы — 6 объектов). Параметры конфигурации лица оценивали, определяя сумму трех длин до хирургического вмешательства и после каждого этапа вытяжения ЖТЩ: от угла нижней челюсти до угла глаза, от козелка до угла рта и от козелка до наиболее выступающей точки подбородка. Кроме того, определяли максимальное расстояние вытяжения ЖТЩ.
Результаты. У всех объектов удавалось осуществить вытяжение ЖТЩ более чем до середины альвеолярного отростка верхней челюсти. Отсутствовала статистически значимая разница между суммами длин до хирургического вмешательства и после вытяжения ЖТЩ до зоны клыка (p=0,486). Также отсутствовала значимая разница максимального расстояния вытяжения ЖТЩ внутри групп по полу (p=0,116), возрасту (p=0,448), индексу массы тела (p=0,316; p=0,844; p=0,720) и типу лицевого черепа (p=0,307; p=0,375; p=0,189).
Заключение. Независимо от пола, возраста, индекса массы тела и типа лицевого черепа объекта возможно осуществить вытяжение жирового тела щеки до середины стороны альвеолярного отростка верхней челюсти. Вытяжение жирового тела щеки до лунки клыка верхней челюсти при моделировании операции устранения ороантрального соустья не приводит к статистически значимым изменениям конфигурации лица у человека.
Новаторство работы. В отечественной литературе отсутствует информация об оценке конфигурации лица при вытяжении жирового тела щеки, а также нет данных о максимальном расстоянии вытяжения жирового тела щеки. Отсутствуют работы, описывающие взаимосвязь максимального вытяжения жирового тела щеки среди различных групп по полу, возрасту, индексу массы тела и типу лицевого черепа.
Обоснование. Одним из важных методов лечения химического поражения роговицы является раннее покрытие ее поверхности лоскутом амниотической мембраны.
Цель исследования. Подтвердить эффективность разработанной системы гистологической оценки толщины различных слоев роговицы, с ее помощью определить преимущества раннего покрытия поверхности глаза амниотической мембраной в сочетании с блефарорафией и комплексной консервативной терапией перед аналогичной тактикой без применения амниотической мембраны в эксперименте.
Материал и методы. Работа выполнена на крысах линии Wistar. Животные (n=32; 64 глаза) были разделены на четыре группы в зависимости от срока выведения из эксперимента. Ожог роговицы формировали при помощи аппликаторов из фильтровальной бумаги, пропитанных 1,0-молярным раствором NaOH. Затем на глазах опытной группы промывали ожоговую поверхность в течение 10 мин, в последующем ее покрывали лоскутом амниотической мембраны и выполняли раннюю блефарорафию. На глазах контрольной группы выполняли аналогичные манипуляции без покрытия амниотической мембраной. В дальнейшем в обеих группах применяли комплексную местную консервативную терапию. При выведении животных из эксперимента оценивали такие клинические признаки, как сохранность шва блефарорафии, реактивное воспаление вспомогательных органов глаза, состояние роговицы (степень эпителизации, обширной неоваскуляризации), суб атрофия и тонус глазного яблока. Затем из каждой группы случайным образом выбирали по 2 крысы, у которых удалялись глазные яблоки с последующей гистологической оценкой среза корнеосклерального лоскута. Степень патологических изменений оценивали исходя из объективного измерения толщины стромы роговицы и эпителия в множестве точек среза с последующей статистической оценкой полученных данных.
Результаты. В группе амниотической мембраны реже выявлялись такие клинические симптомы, как реактивное воспаление вспомогательных органов глаза, субатрофия глазного яблока, а гистологические изменения структуры и толщины эпителия и стромы роговицы были выражены в меньшей степени.
Заключение. Результаты проведенного клинического и гистологического исследования подтверждают преимущества использования в качестве раннего лечения щелочных химических ожогов роговицы глаза покрытие ожоговой поверхности нативной амниотической мембраной.
Актуальность. Паутинные оболочки широко и неравномерно распределены в полости черепа и резко различаются по внешнему виду и конфигурации. Понимание особенностей распределения и конфигурации внутричерепных паутинных оболочек необходимо для того, чтобы в полной мере использовать естественные анатомические ориентиры во время операций.
Цель исследования. Изучение особенностей эндоскопической анатомии распределения и конфигурации паутинных оболочек основания головного мозга.
Материал и методы. Эндоскопическая, микрохирургическая анатомия паутинных оболочек основания мозга, базальных цистерн, линия ската изучены на 20 кадаверных препаратах с предварительно окрашенными цветным силиконом сосудами.
Результаты. Базальное прикрепление мезэнцефального листка мембраны Лилиеквиста и его каудальное продолжение в виде препонтинной мембраны по обе стороны от основной артерии образуют U-образное утолщение (линию ската) на наружной паутинной оболочке, оно служит надежным ориентиром для рассечения окружающих паутинных оболочек во время эндоскопической вентрикулоцистерностомии дна III желудочка (ЭВЦС III). Предложенные 4 типа перфорационных механизмов в зависимости от анатомических изменений внутренних паутинных оболочек позволяют спланировать идеальное положение стомы, связанное с комплексом мембраны Лилиеквиста, что предопределяет долгосрочный успех операции.
Заключение. U-образное утолщение (линия ската) на наружной паутинной оболочке служит надежным ориентиром для рассечения окружающих паутинных оболочек во время ЭВЦС III.
Издательство
- Издательство
- МЕДИА СФЕРА
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- Издательство «Медиа Сфера», а/я 54, Москва, Россия, 127238
- Юр. адрес
- 127238, город Москва, Дмитровское ш, д. 46 к. 2 стр. 2
- ФИО
- Немцова Нина Валерьевна (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- E-mail адрес
- info@mediasphera.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 4824329