Представлены результаты апробации специально разработанного комплекта диагностических кейсов для оценки профессионально-педагогической компетентности педагогических работников сферы профессионального образования ( n = 81; ноябрь 2022 г.). Выявлены статистически значимые корреляции в уровнях сформированности организационно-управленческих компетенций педагогов, в том числе следующие: между способностью организовывать и проводить занятия и способностью диагностировать образовательные потребности обучающихся; между способностью формировать образовательно-производственную среду, оснащая и модернизируя помещение, и способностью устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися. Сделан вывод, что с использованием апробированных кейсов могут быть выявлены профессиональные дефициты педагогов, на основе чего будет сформирован комплекс мероприятий по организации профессионального развития.
Идентификаторы и классификаторы
Повышение качества профессиональной подготовки, приближение содержания обучения к реалиям производства, усиление воспитательного компонента образовательного процесса – вот лишь некоторые из приоритетных направлений развития системы среднего профессионального образования (СПО) [1].
Список литературы
1. Соболевская О. В. Картотека: среднее профессиональное образование в России. Перезагрузка системы // Научно-образовательный портал IQ - Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”. URL: https://iq.hse.ru/news/782238459.html?ysclid=lguglk1mem111404833.
2. Индикаторы образования: 2023: статистический сборник / Н. В. Бондаренко [и др.]; под общ. ред. Н. Ю. Анисимова [и др.]; Высш. шк. экономики. М., 2023. 432 с. URL: https://issek.hse.ru/news/819337223.html.
3. Кичерова М. Н., Семенов М. Ю., Зюбан Е. В. Практики оценки квалификаций: новые возможности и ограничения // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 7. С. 71-98. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-7-71-98 EDN: MYNFJE
4. Gulikers J., Biemans H., Mulder M. Developer, teacher, student and employer evaluations of competence-based assessment quality // Studies in Educational Evaluation. 2009. Vol. 35, iss. 2-3. P. 110-119. DOI: 10.1016/j.stueduc.2009.05.002
5. Есенина Е. Ю., Сатдыков А. И., Коновалов А. А. Методология и инструментарий современной оценки профессиональной компетентности педагогических работников системы среднего профессионального образования // Мир психологии. 2022. № 4 (111). С. 116-133. DOI: 10.51944/20738528_2022_4_116 EDN: UKPKFB
6. Современные подходы к оцениванию квалификаций / В. И. Блинов [и др.] // Высшее образование в России. 2013. № 5. С. 100-106. EDN: QAUWYH
7. Кейс-метод как средство оценивания и развития терминологической компетентности будущего педагога / Н. В. Бордовская [и др.] // Интеграция образования. 2018. Т. 22, № 4 (93). С. 728-749. DOI: 10.15507/1991-9468.093.022.201804.728-749 EDN: YPUNCH
8. Скорова Л. В., Качимская А. Ю., Якушева Ю. А. Диагностический ресурс кейс-метода в оценке готовности будущих педагогов к обеспечению психологической безопасности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2021. Т. 23, № 2 (86). С. 456-465. https://doi.org/10121603/2078-8975-2021-2-456-465.
9. Колосова Н. Н. Использование кейс-тестинга в условиях дистанционного обучения педагогов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2020. Вып. 4 (45). С. 32-38. URL: https://ipk74.ru/upload/documents/jornal45.pdf?ysclid=lguhgvpauz442954841. EDN: FIAXOS
10. Galiakberova A. A., Grakhova S. I., Zakharova I. M. Application of case tasks in the assessment of professional competence of a future teacher // Revista Inclusiones. 2020. Vol. 7, № 4. P. 528-538. URL: https://revistainclusiones.org/index.php/inclu/article/view/1568. EDN: MIGKZQ
11. Шаповалов А. А. Педагогические задачи в структуре профессиональной подготовки учителя // Известия Алтайского государственного университета. 2012. Т. 2, № 2 (74). С. 40-42. URL: http://izvestia.asu.ru/2012/2-2/peda/10.ru.html. EDN: PXNOXB
12. Гутник, И. Ю. Педагогическая диагностика профессиональных дефицитов учителя в условиях трансформации современного образования / И. Ю. Гутник // Science for Education Today. - 2021. - Т. 11, № 4. - С. 33-45. DOI: 10.15293/2658-6762.2104.02 EDN: AJBJBA
13. Вертиль В. В., Кислов А. Г. В развитие методологических оснований оценки компетентности педагогов профессиональных образовательных организаций // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. Т. 10, № 4. С. 54-68. DOI: 10.52944/PORT.2022.51.4.002 EDN: EABGPP
14. Novice teachers’ appraisal of expert feedback in a teacher professional development programme in Chinese vocational education / X. Jin [et al.] // Teaching and Teacher Education. 2022. Vol. 112. P. 103652. DOI: 10.1016/j.tate.2022.103652 EDN: UYOKIY
15. Кубенова Ш. И., Кибатаева Н. К. В фокусе - “Орлеу”: инновационный опыт обучения педагогов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015. № 4. С. 31-36. EDN: UXNQCP
16. Hoekstra A., Kuntz J., Newton P. Professional learning of instructors in vocational and professional education // Professional Development in Education. 2018. Vol. 44, iss. 2. P. 237-253. DOI: 10.1080/19415257.2017.1280523
17. Гусева Е. В. Методическое сопровождение профессионального роста педагога // Педагогическое искусство. 2021. № 2. С. 33-36. EDN: HAHVBA
18. Beverborg A., Sleegers P., Veen K. Fostering teacher learning in VET colleges: Do leadership and teamwork matter? // Teaching and Teacher Education. 2015. Vol. 48. P. 22-33. DOI: 10.1016/j.tate.2015.01.015
19. Gotwals A. W., Cisterna D. Formative assessment practice progressions for teacher preparation: A framework and illustrative case // Teaching and Teacher Education. 2022. Vol. 110. P. 103601. DOI: 10.1016/j.tate.2021.103601 EDN: USMRSK
20. Broad J. H. Vocational knowledge in motion: rethinking vocational knowledge through vocational teachers’ professional development // Journal of Vocational Education & Training. 2016. Vol. 68, iss. 2. P. 143-160. DOI: 10.1080/13636820.2015.1128962
21. Andriušaitienė D. Model of Organization of VET Teachers’ Technological Competences Development - The Lesson of Social Partnership // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 110. P. 647-657. DOI: 10.1016/j.sbspro.2013.12.909
22. Блинов В. И., Сатдыков А. И., Селиверстова И. В. Актуальное состояние взаимодействия профессиональных образовательных организаций и предприятий // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 7. С. 41-70. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-7-41-70 EDN: KKSUHJ
23. Есенина Е. Ю., Коновалов А. А. Модель формирования и совершенствования навыков педагогических кадров системы СПО на основании мониторинга образовательной сферы и рынка труда // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2022. № 4 (12). С. 17-31. DOI: 10.17853/2686-8970-2022-4-17-31 EDN: HTWGUK
24. Коновалов А. А., Лыжин А. И. Компетентностный портрет мастера 2.0 как основа развития кадрового потенциала Профессионалитета // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, № 2. DOI: 10.26795/2307-1281-2022-10-2-2 EDN: DPMJJC
25. Шаров, А. А. Универсальные компетенции педагогов профессионального образования: оценка и анализ взаимосвязей / А. А. Шаров, А. А. Коновалов // Science for Education Today. - 2022. - Т. 12, № 5. - С. 7-21. DOI: 10.15293/2658-6762.2205.01 EDN: NVCDZN
Выпуск
Другие статьи выпуска
Рассмотрен один из важных факторов, влияющих на профессиональное становление и развитие будущего специалиста, - воспитательная работа в образовательной организации. Раскрыто содержание профориентационного проекта -деловой игры «Четыре грани успешной карьеры: родитель, студент, педагог, работодатель…», предполагающей создание условий для успешной коммуникации всех участников образовательных отношений в вопросах получения профессионального образования и построения траекторий карьерного роста выпускников колледжа, а также помощь в развитии у них soft-компетенций. Эффективность проекта подтверждена результатами анкетирования участников.
Обоснована значимость применения проектного метода обучения в учебно-исследовательской деятельности студентов, получающих образование по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение. Дан краткий анализ термина «проект», рассмотрены виды проектов. Охарактеризованы основные виды учебно-исследовательских работ обучающихся (реферат, курсовая работа, выпускная квалификационная работа) с точки зрения поэтапного формирования элементов проектного обучения в ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», приведены критерии оценки учебно-исследовательской деятельности студентов.
С каждым годом число молодых людей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, увеличивается, поэтому сохранение и укрепление здоровья остается актуальной проблемой современности. Целью данного исследования является оценка эффективности применения образовательного терренкура на занятиях физической культурой для студентов среднего профессионального образования в качестве средства повышения мотивации к поддержанию двигательной активности. Проведена диагностика двигательно-деятельностного мотива у студентов ( n = 66), побуждающего их к занятиям физической культурой. Результаты исследования показали положительную динамику развития данного мотива: количество студентов с высоким уровнем потребности к движению увеличилось на 9 %.
Представлены результаты исследования практики применения интеллектуальных игр гражданско-патриотической направленности в процессе реализации основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению 44.05.03 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Актуализировано использование игровых технологий в образовательной деятельности учреждений высшего образования, определены отличительные черты интеллектуальных игр в целом и квестов, квизов в частности. Сформулированы методические рекомендации по проектированию интеллектуальных игр, предложены конкретные виды игровых заданий. Установлено, что вовлеченность студентов в игровой процесс и его организацию способствует созданию условий для формирования профессионально значимых компетенций и развития ценностей гражданского общества.
Рассмотрен китайский аналог федерального проекта «Профессионалитет» - «Luban Workshop» («Мастерская имени мастера Лу Бань»), который являет собой инновационный опыт, объединяющий академическое образование и профессионально-техническое обучение. Показана важная миссия данного проекта по продвижению интеграции между отраслевыми партнерами (предприятиями) и колледжами в целях оптимизации экономического развития страны на базе модернизации и реформирования профессионального образования. Исследуются вопросы истории реализации авторской китайской модели EPIP; выявляются особенности современной практики организации «Мастерской имени мастера Лу Бань» в разных странах мира. Сделан вывод о возможности и целесообразности проекции некоторых положений китайского опыта на область поисков траектории развития российского проекта «Профессионалитет».
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/