Современные общественные процессы обусловливают объяснение приоритетов образования - всё большее значение приобретает поиск условий эффективного познавательного развития детей дошкольного возраста. В статье на основе изучения и анализа психолого-педагогической и методической литературы рассматриваются сущность и особенности познавательного развития старших дошкольников. В современных условиях необходимость применения в дошкольной образовательной организации экспериментирования продиктована быстро развивающимся техническим прогрессом, потребностью в соответствующем уровне обучения воспитанников. Экспериментирование соответствует вышесказанному, так как создает благоприятные условия для познавательного развития ребенка, его творческого потенциала и формирования предпосылок учебной деятельности. В данной публикации автор обращает внимание на то, что старший дошкольный возраст является важнейшим этапом становления познавательной культуры и образованности личности. Детское экспериментирование является одним из эффективных средств для познавательно развития ребенка старшего дошкольного возраста. Поскольку ребенок с самого рождения ведет себя, как маленький экспериментатор, познавая окружающий мир вокруг себя, ориентируясь на собственный интерес и любознательность. Важным умением для ребенка является самостоятельный поиск и нахождение информации, особенно в эру её изобилия, когда нас захватила всемирная информатизация. Поэтому среди различных педагогических инструментов именно экспериментирование в данном случае выходит на первый план, имея огромный потенциал.
В старшем дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим видом деятельности ребенка наравне с игрой. Существенным отличием детского экспериментирования от взрослых экспериментов является его связь с игрой, а также с манипулированием предметами, которые служат у детей важнейшими способами познания мира. В статье изучены возможности экспериментирования в познавательном развитии старших дошкольников. Автор пришел к выводу, что экспериментирование играет важную роль в процессе познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, а именно: способствует развитию познавательных процессов (восприятия, мышления, представления, памяти, внимания), интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формированию познавательных действий, представлений об окружающей действительности. Результаты данного исследования могут быть использованы в практике работы дошкольных образовательных организаций для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.