Старший дошкольный возраст - это период стремительного становления индивидуальности, когда сферы чувств и умственных способностей едины, что позволяет проявлять самостоятельность и уникальность ребенка в разных видах деятельности. Старший дошкольник, владеющий выразительными средствами языка, чувствует себя более раскованно и уверенно в любой обстановке благодаря тому, что может адекватными средствами выразить мысли и эмоции, показать свою творческую индивидуальность.
В данной статье выявлены противоречия между необходимостью формирования выразительности у старших детей и недостаточной изучением возможностей театрализованной деятельности в этом процессе. Автором статьи определяется уровень формирования выразительности у старших детей, проводится описание методик, описываются результаты исследования. На основании исследования авторами предлагается педагогический проект, направленный на развитие выразительности старших детей через театральную активность. В статье представлены примеры занятий, заложенные в педагогическом проекте. Делаются выводы о возможности совершенствования выразительности речи дошкольников старшего возраста средствами театрализованной деятельности.
Идентификаторы и классификаторы
В настоящее время российское образование активно изменяется, что связано с необходимостью разработки новых педагогических форм, которые будут соответствовать запросам общества.
Список литературы
1. Зимина, И. Театр и театрализованные игры в детском саду / И. Зимина. - Текст: непосредственный // Дошкольное воспитание, 2005. - № 4. - С.78-81.
2. Маханева, М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду / М. Д. Маханева. - Москва: ТЦ Сфера, 2007. - 128 с. - Текст: непосредственный.
3. Петрова, Т. И. Театрализованные игры в детском саду. Разработка занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями / Т. И. Петрова, Е. А. Сергеева, Е. С. Петрова. - Москва: изд. “Школьная Пресса”, 2000. - 125 с. - Текст: непосредственный.
4. Погосова, Н. М. Погружение в сказку. Коррекционно-развивающая программа для детей / Н. М. Погосова. - СПб: Речь; Москва: Сфера, 2008. - 208 с. - Текст: непосредственный.
5. Фурмина, Л. С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх / Л. С. Фурмина. - Текст: непосредственный // Художественное творчество и ребенок. - 2018. - № 7. - С. 153-157.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В данной статье изучаются возможности использования различных технологий искусственного интеллекта в практике обучения иностранному языку. Отмечены достоинства и недостатки использования данных технологий в образовании, а именно - в условиях средней общеобразовательной школы. Рассмотрены существующие на сегодняшний день ресурсы, использующие технологии искусственного интеллекта, которые могут быть использованы с целью изучения иностранного языка и повышения уровня владения иностранным языком. Более подробно в статье рассмотрен чат-бот ChatGPT, разработанный на основе технологий искусственного интеллекта, изучен его потенциал для повышения эффективности преподавания иностранного языка в условиях средней школы за счет усиления интерактивности и индивидуализации учебного процесса.
В XXI веке выявлена тенденция на повышение количества детей с ограниченными возможностями здоровья, включая лиц с психическими расстройствами, среди которых возможна задержка развития.
Проблема развития мышления у детей с задержкой психического развития остается актуальной, и требует постоянного изучения и разработки новых методик и подходов. Работа специалистов в области детской коррекционной педагогики и специальной психологии играет важную роль в помощи этим детям в их развитии и успешной адаптации в обществе.
В статье были рассмотрены подходы некоторых педагогов и психологов к понятию «наглядно-образное мышление», таким образом был сделан вывод, что при наглядно-образном мышлении используются образы и представления для восприятия и понимания информации. В нашем исследовании мы рассматриваем особенности развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, что часто сопровождается рядом сложностей: необходимостью осознания и выявления проблематичных ситуаций, анализом и поиском эффективных способов их решения, передачей усвоенного опыта на новые ситуации, а также трудностями в понимании задач, требующих визуального восприятия.
В ходе изучения проблемы и полученных результатов исследования, нами были выделены несколько методов, способствующих развитию наглядно-образного мышления у старших дошкольников, имеющих задержку психического развития: дидактическая игра, рисование, конструирование.
Актуальность темы настоящей статьи заключается в том, что она затрагивает значимую проблему, связанную с низкой финансовой грамотностью в России, и исследует возможности дидактической игры как механизма формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Повышение финансовой грамотности населения, в том числе с детского возраста, соответствует государственной политике повышения качества финансового образования граждан и Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.
Современная жизнь устанавливает свои стандарты, нормы и правила. Финансовая грамотность в любом возрасте - залог успеха личности в рыночной экономике. В этой связи, именно в дошкольном возрасте закладываются основы формирования представления о денежных средствах и о том, как их тратить.
Экономическая грамотность в нашей стране находится на низком уровне, поэтому нам необходимо усилить работу по обучению экономической грамотности. Начинать эту работу нужно с детских садов, которые являются первым звеном в системе непрерывной образовательной деятельности. Получение знаний о деньгах и финансовых продуктах в дошкольном возрасте позволяет детям внести вклад в свое экономическое здоровье.
Практическая ценность исследуемой темы состоит в том, что в статье обобщается отечественный опыт использования дидактической игры, способствующей формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. В этой связи статья может дать полезные рекомендации педагогам дошкольных и школьных образовательных организаций по организации и проведению дидактических игр, способствующих формированию финансовой грамотности у детей.
На основании впервые вводимого в научный оборот источникового материала (документы из фондов Научного архива РАО) и ранее опубликованных работ В. П. Кащенко рассматривается специфика воспитательного процесса единственного ребенка с учетом контекста развития взглядов на эту новую проблему для педагогической мысли первой трети XX века. Определены причины его исключительного положения в семье, факторы влияния семьи, родственников, друзей и других социальных групп. Обозначены основные принципы разумного воспитания таких детей (по мнению В. П. Кащенко), пути коррекции. Дана типологическая характеристика единственного ребенка с точки зрения психологии.
Целью данной статьи является историко-педагогическая рефлексия влияния белорусских педагогических периодических изданий на процесс самообразования педагога на разных исторических этапах; представленный содержательный анализ историографии развития педагогической периодики позволяет раскрыть многообразие и глубину не только различных форм самообразования педагога в процессе поиска дополнительного знания, но и содержания образования и педагогической мысли Республики Беларуси в исторической динамике в целом. В статье на основе изучения публикаций белорусской педагогической печати начала XX в. - по настоящее время раскрывается стимулирующее влияние прессы на совершенствование отечественной системы педагогического образования в этот период. В статье автор делает основной акцент на функциональном анализе белорусской научной педагогической периодики, определяя ее информационную (коммуникативную), стимулирующую, культуроформирующую, социально-ориентирующую или идеологическую функции. Также автором рассматривается ведущая роль самообразования и саморазвития педагога в процессе повышения педагогического мастерства, важность самостоятельного поиска, приобретения новой педагогической информации вследствие понимания ценности собственной деятельностной активности педагога, особенно в дореволюционный период, когда малочисленная периодика была зачастую единственным способом получения или актуализации дополнительного педагогического знания. Результатом историко-логического анализа является заключение о том, что педагогическая печать на разных исторических этапах вносила и продолжает вносить огромный систематический вклад в развитие как самообразованности педагога, так и системы дополнительного образования педагогических работников в целом, оказывая действенное влияние на читательскую аудиторию, и являясь своеобразным педагогическим «маяком», основной целью которого является своевременное улавливание назревающих тенденций в области современной педагогической практики.
В статье демонстрируются примеры применения инструментов анализа больших текстовых данных Google Books Ngram Viewer для выявления характеристик педагогов и демонстрации частоты упоминаний известных педагогов в корпусе русской литературы за период 1850-2019 гг. Показаны 10 самых частотных словосочетаний «прилагательное + существительное» для существительных «педагог», «учитель», «воспитатель», а также примеры дальнейшего применения найденных словосочетаний для выявления самых упоминаемых педагогов в выявленных микроконтекстах. Показаны примеры запросов в Google Books Ngram Viewer, возможности отображения частоты упоминаний как для всех найденных результатов, так и для отдельных запросов, возможности анализа полученных данных в историческом контексте, рассмотрены основные соответствующие компетенции для эффективного использования инструмента больших текстовых данных Google Books Ngram Viewer.
В статье показаны факты биографии и раскрыты прогрессивные педагогические идеи видного российского общественного деятеля, демократа, педагога-публициста второй половины XIX в. Николая Васильевича Шелгунова (1824-1891). Дается оценка его вклада в отечественную педагогическую мысль, раскрывается содержание некоторых его педагогических статей, таких как «Итоги 14-летней деятельности Д. А. Толстого в Министерстве народного просвещения», «По поводу земской школы», «Педагогическая путаница», «Письма о воспитании», «Чего не знают женщины» и др. Труды Шелгунова охватывают вопросы истории развития просвещения в России за последнее столетие, характеризуют современные явления в отечественном образовании, затрагивают основные направления педагогической мысли. В работах Н. В. Шелгунова дана научно обоснованная критическая оценка некоторых работ таких известных педагогических авторов, как Л. Н. Толстой и М. Б. Чистяков. Шелгунов характеризуется как продолжатель демократических традиций К. Д. Ушинского, Н. И. Пирогова, П. Г. Редкина в российской педагогике второй половины XIX в. Статья приурочена к 200-летию со дня рождения Н. В. Шелгунова.
Научный Совет является признанным и значимым центром развития отечественной историко-педагогической науки. Совет консолидирует деятельность ученых – историков педагогики из многих регионов России, а также Казахстана, Белоруссии и Китая.
Славной и прочной традицией отечественной педагогической науки является существование в ней различных научных школ. Не исключением в данном аспекте является и развитие историко-педагогического знания.
Если обратиться к последним десятилетиям ХХ века, то можно с полным основанием сделать вывод о продуктивной деятельности нескольких таких научных школ. Прежде всего, это научные школы академика РАО А. И. Пискунова (Москва), членов-корреспондентов АПН-РАО К. И. Салимовой (Москва), Ш. И. Ганелина (Ленинград), Е. Г. Осовского (Саранск), Ф. А. Фрадкина (Владимир), профессоров Л. А. Степашко (Хабаровск), В. В. Макаева (Пятигорск) и А. А. Фролова (Нижний Новгород).
В первом номере нашего журнала в 2024 году представлены содержательные публикации доктора педагогических наук, профессора, член-корреспондента РАО М. В. Богуславского о научной школе З. И. Равкина – М. В. Богуславского «История педагогики и образования». Также читатели журнала познакомятся с деятельностью Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки при отделении философии образования и теоретической педагогики РАО, являющегося признанным и значимым центром развития отечественной историко-педагогической науки. Совет консолидирует деятельность ученых – историков педагогики из многих регионов России, а также Казахстана, Белоруссии и Китая. В результате организующей и консолидирующей деятельности Совета на основе общих профессиональных ценностей сохранилось научное сообщество историков образования страны. Научный совет базируется в ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» в лаборатории сравнительного образования и истории педагогики.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/