Проблема исследования – поиск архитектурно-художественных и непространственных методов, позволяющих интегрировать материальное и нематериальное наследие во вновь создаваемую городскую ткань. Современный мегаполис сочетает элементы как целостной и однородной исторической застройки, так и элементы культурного наследия, нуждающиеся во включении в современный градостроительный, социальный и культурный контекст. В статье представлен актуальный подход к сохранению и приспособлению ОКН в городской среде.
Цель – охарактеризовать кейс «Екатеринбург-СИТИ» как вариант реализации механизмов сохранения ценностей исторической среды в современном мегаполисе. Используются методы монографического и сравнительного градостроительного анализа, графическая реконструкция, анализ современной практики охранного градорегулирования.
Автор рассматривает квартал улиц Ельцина – Челюскинцев – Октябрьской революции – Боевых дружин. Этот участок характеризуется максимальной утратой исторической среды, но обладает признаками социокультурной ценности для Екатеринбурга. Алгоритм сохранения ценностей в условиях максимальной утраты объектов материальной культуры следующий: 1. Изучение истории земельного участка (архивная работа, работа с фотодокументами, антропологические изыскания – городские легенды и пр.) с целью обоснования набора ценностей территории. 2. Построение градостроительных связей с целью проектирования современных функциональных потребностей в условиях сохранения исторических объектов. 3. Анализ историко-культурного значения земельного участка с целью формирования перечня нематериальных ценностей – люди и группы людей, профессиональные или иные объединения, существовавшие на территории и пр. 4. Формулирование социокультурных смыслов / кодов территории в условиях утраченной среды. 5. Выбор средств сохранения выявленных ценностей и смыслов с учетом всех доступных вариантов – для ОКН: реставрация, приспособление, цитирование, прямое использование, воссоздание; для современных решений: интерактивные информационные технологии, геймификация и пр.
Благоустройство «Екатеринбург-СИТИ» с учетом выбранных ценностей и смыслов может включать баланс охранных зон и современного подхода к трафику пешеходов и удовлетворения потребностей горожан, использование натурального мощения, аутентичных покрытий, уложенных историческими способами или в современной интерпретации (габионы), применение исторического кирпича с аутентичными клеймами, создание музейных фрагментов (на основе творчества Олега Елового) и использование интерактивных технологий для представления истории места (QR-коды).
Идентификаторы и классификаторы
Сохранение культурного наследия представляется возможным как в виде объектов материальной культуры (в частности, памятников архитектуры), так и в форме нематериального наследия культурных кодов, и их интеграции в современную застройку. Специфика внедрения современной архитектуры в немногочисленно сохранившуюся историческую городскую ткань актуальна для большинства российских городов (и Екатеринбург находится в их числе), так как в период ХХ – начала XXI веков, интенсивно развиваясь, города утрачивали однородность пространства, складывавшуюся в досоветские времена и отражавшую социальный уклад городов до первой трети XX века.
Список литературы
[1] Культурное многообразие: конфликт и плюрализм. Всемирный доклад по культуре 2000+. М. ЮНЕСКО, 2002. 413 с.
[2] Рыцарев К. В. Европейская культура рубежа тысячелетий и сохранение наследия // Архитектурное наследие на рубеже XX и XXI веков: проблемы реставрации и охраны наследия / под. ред. А. С. Щенкова. 2-е изд. М.: ЛЕНАНД, 2014. С. 42-57.
[3] Агеев С. А. Сохранение локальных исторических комплексов методами градостроительного регулирования: специальность 18.00.04: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры. М., 2005. 24 с.
[4] Глазычев В. Л. Город без границ. М.: Территория будущего, 2011. 400 с.
[5] Агеев С. А. Как сохранить историю архитектуры в старом городе // Проект Россия. 2005. № 34. С.121-124.
[6] Рябов А. Культура/Дизайн. Начало XXI века. М.: Новое литературное обозрение, 2021. 248 с.
[7] Зорина Л. И., Слукин В. М. Улицы и площади старого Екатеринбурга. Екатеринбург: Издательство «Баско»,2005. 288 с.
[8] Бубнов Е. Н. Русское деревянное зодчество Урала. М.: Стройиздат, 1988. 189 с.
[9] Главы городского самоуправления Екатеринбурга: исторические очерки / авт. колл. под общ. ред. Е. С. Тулисова. 2-е изд., доп. Екатеринбург: ИД «СОКРАТ», 2008. 248 с.
[10] Кудрявцева И. В. Еловой и окрестности: научный каталог выставки в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. Екатеринбург, ЕМИИ, 2021. 48 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В 2021-2023 гг. в Екатеринбурге издано 3 тома авторских очерков, посвященных развитию сферы культуры столицы Урала. Выпуск обзорных текстов инициирован Управлением культуры Администрации Екатеринбурга. На 864 страницах с использованием архивных материалов, уникальных исторических и современных фотографий представлен «дух развития искусств» – музыки, театра и кино в Томе 1, скульптуры, живописи и архитектуры в Томе 2, литературы, художественного образования и системы просвещения – в Томе 3. Выбранный жанр – авторские очерки – оригинален и продуктивен. Тексты являются формой подведения итогов, фиксации успехов в развитии екатеринбургской/свердловской сферы культуры. Трехсотлетний юбилей Екатеринбурга (научно можно категоризировать город как региональную или периферийную столицу), прошедший в 2023 году, – повод для рефлексии и дальнейшего планирования.
Богато иллюстрированные, подарочного вида книги глубоки и оригинальны с точки зрения аналитики развития сферы культуры. Авторами стали ведущие академические исследователи и сотрудники крупнейших культурных институций Екатеринбурга – Свердловского областного краеведческого музея, УрФУ имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Музея истории Екатеринбурга, Свердловского музыкального училища имени П. И. Чайковского.
С использованием общенаучных методов исследования – критического метода, методов синтеза и анализа – в тексте рецензии дан краткий обзор всех трех томов очерков, охарактеризованы достоинства издания, дана критика.
С учетом возросшего интереса к социальным сетям, подтвержденного данными ВЦИОМ за 2023 год (86% опрошенных россиян, пользующихся социальными сетями, проводят в них время практически ежедневно), в статье исследуются сообщества музыкальных и художественных образовательных учреждений Екатеринбурга, Смоленска и Нижнего Новгорода в социальной сети «ВКонтакте». В них структурно и содержательно изучаются объединяющие их черты: визуальное оформление, наличие основных данных об учреждении, наличие информационных блоков для целевых аудиторий. Цель исследования – анализ сообществ учреждений дополнительного художественного образования детей для выработки рекомендаций по улучшению площадок этих учреждений в социальной сети «ВКонтакте».
Использованы методы и результаты: 1. проведено сравнение данных ресурсов со страницами коммерческих учреждений «ВКонтакте», предлагающих услуги обучения музыке, рисованию, пению, на основании сравнения приведены отличия в оформлении и контенте; 2. сообщества художественных и музыкальных образовательных учреждений анализируются и в области регулярности публикации контента, основных его тематик и инструментов социальной сети; 3. выявлены приемы, которые используются, чтобы привлечь внимание к деятельности учреждений (графическое оформление сообществ, присутствие основной информации о месте, времени работы, способы оставить обратную связь; 4. определена специфика ведения страниц (унифицированная информация на важные общественные темы, например, профилактика ВИЧ-инфекции, отчеты о прошедших событиях в ДШИ, недостаток полезного контента в сравнении с информационным) и обнаружены зоны улучшения качества продвижения в социальных сетях.
Сформулированы рекомендации по ведению страниц в социальных сетях на основании имеющихся типичных практик продвижения подобных учреждений, а также форматов продвижения коммерческих учреждений, развивающих подобные направления образования: ориентироваться на «внешнюю» аудиторию не только в публикациях, но и в оформлении страниц; установить каналы оперативной связи по острым вопросам внутри сообщества; утвердить единый фирменный стиль или цвета при оформлении страницы, а также четкий график публикаций. Также рекомендуется ввести развлекательный и полезный контент, использовать разные форматы контента, предлагаемые социальной сетью, использовать хештеги. Фотоальбомы следует использовать не только для отчетности, но и для визиток педагогов, размещения отзывов о ДШИ и основной наглядной информации об учреждении.
В статье рассмотрены история возникновения Международного фестиваля-практикума киношкол «Кинопроба», стратегии превращения локального анимационного фестиваля в масштабный городской проект международного уровня, привлекающий внимание различных региональных, федеральных и международных сообществ: бизнес-сообществ, студенческих, профессиональных кинематографических, образовательных, художественных, медийных и др.
Фестиваль рассматривается в контексте социокультурных практик, проблем ивент-менеджмента, а также как феномен творческой индустрии. Быть творческой индустрией означает производить интеллектуальный продукт на основе эксплуатации способностей, умений субъектов социокультурной деятельности, отсюда важный для рассмотрения функционирования фестиваля социально-психологический момент – формирование команды, работа в команде, коммуникация с различными сообществами (авторами, экспертами, представителями СМИ, агентами и т. п.). Поскольку творческие индустрии всегда связаны с коммерческим и правовым дискурсами, то в статье обращается внимание на экономические и правовые аспекты фестиваля (финансирование, договоры со студиями и авторами и т. п.).
Фестиваль подобно организму проходит разные стадии развития – от зарождения к зрелому стабильному существованию. В статье рассмотрены необходимые и достаточные условия рождения и функционирования фестиваля: место, в данном случае, город рождения, сообщества, среда. Екатеринбург – постиндустриальный город с развивающейся экономикой впечатлений и сохранением памяти об индустриальном прошлом (Уралмаш и Свердловская киностудия к моменту создания фестиваля имели одинаковые коннотации – память о былом величии). При этом именно в Екатеринбурге сохранилось уважение к мастерству (от бажовского Данилы-Мастера до Мастеров искусства). Мастерская, класс, павильон – определяющие пространства творческих вузов и творческих индустрий, в которых возникла идея фестиваля, ориентированного на учебу, практику, а не только на демонстрацию успехов. Приглашенные известные Мастера и их мастер-классы – символический капитал «Кинопробы».
Технологии усиления и расширения практической составляющей фестиваля, позволяющие «Кинопробе» сохранять свою нишу в фестивальном ландшафте, – питчинги (публичные защиты будущих проектов перед продюсерами, воркшопы (многодневные мастер-классы, результатом которых становятся мини-фильмы), мастерские, лаборатории, на которых отрабатываются практические навыки разных профессий – от сценариста до кинокритика.
Функционирование социокультурной деятельности напрямую связано с прагматикой. Жизнь фестиваля не может быть полноценной без осознания его целевых аудиторий. Одна из стратегических установок фестиваля «Кинопроба» – расширение сегментов целевых аудиторий – зрителей и молодых ученых. Полимедиальность как черта современных творческих индустрий исследуется на научно-практических конференциях фестиваля.
Успешность фестиваля напрямую связана с его управленческим потенциалом, способностью устанавливать коммуникацию с различного рода субъектами, в частности, с субъектами государственной власти местного и федерального уровня, творческими институциями города, области, страны.
Формирование городского имиджа является не только одним из ключевых моментов туристического маркетинга, маркером инвестиционной привлекательности, но и важным фактором городского управления. Авторы статьи рассматривают проблему формирования социальных стереотипов восприятия города и его ценностей, анализируя ее на стыке двух понятий: брендинга как процесса создания и продвижения имиджа города; и городской идентичности как совокупности смыслов, которые обеспечивают идентификацию горожан через отождествление с городом при помощи символических средств.
Исследуя историю возникновения и трансформации эмоциональной наполненности слогана «Город бесов», который стал необычайно популярным после известных событий в Екатеринбурге, авторы используют символический подход, в основе которого лежит концепция «культурных кодов», предложенная в работах философов, культурологов, семиотиков, в том числе Ролана Барта, Умберто Эко, Юрия Лотмана.
В 2022 году авторами статьи было проведено исследование о восприятии Екатеринбурга его жителями и гостями методом онлайн-анкетирования. В исследовании приняло участие 170 респондентов: коренные жители города и гости Екатеринбурга. Результаты проведенного опроса показали, что на втором месте неофициальных названий города стоит вариант «Город бесов», а также его перифраз «Город храбрых».
В отличие от официальных, ангажированных городскими властями слоганов, «Город бесов» возник стихийно в процессе культурно-политического спора вокруг событий, связанных с построением храма в городском сквере, и из случайно брошенной фразы превратился в прецедентный образ, подхваченный самыми разными слоями населения: от предпринимателей до художников, в результате чего стал не только популярной торговой маркой, брендом, но и элементом культурного кода города.
Анализ слогана как кода проводится при помощи контент-анализа материалов постов во ВКонтакте за 2021-2024 гг. Также исследователи рассматривают изменение эмоциональной окрашенности образа «Город бесов». Первоначальная интенция заключалась в выражении оскорбления, негативной оценки екатеринбуржцев, но в процессе освоения жителями города произошло наращивание дополнительных смыслов, соответствующих интересам и запросам непосредственно екатеринбуржцев, и на сегодняшний день слоган «Город бесов» приобрел статус элемента гражданского кода городской идентичности, символа активной гражданской позиции жителей города в обсуждении общегородских вопросов, знаком права на город, которым гордятся екатеринбуржцы.
В статье сделана попытка найти ответы на вопросы, как представлен актуальный екатеринбургский паблик-арт в публикациях крупнейших городских СМИ и отражаются ли в журналистских текстах художественные особенности произведений искусства. Объектом статей стали произведения, созданные в рамках третьего сезона паблик-арт программы «ЧО» 2022 года: «Вытирайте ноги, проходите» анонимного автора, «Городские идолы» Натальи Пастуховой, «Техногенное гнездо» Веры Ишутиновой, «Самородок» Екатерины Рейшер, «Навсегда» Галины Беловой и Маргариты Хаак, «Визмут» арт-группы ХО ГУЙ, Wall_For_Scroll Олеси Ильенок, «Портал» Красила Макара, «Индустриальный младенец» арт-группы LKKL. Для работы были выбраны пять наиболее цитируемых СМИ Свердловской области согласно рейтингу компании «Медиалогия»: URA. ru, Е1. ru, «Комсомольская правда – Екатеринбург», «Европейскоазиатские новости», 66. ru. Всего было проанализировано 34 публикации.
Основным методом исследования стал семантический анализ текстов, позволяющий выделить их смысловое содержание. Авторы также рассматривали тексты на наличие маркеров, свидетельствующих о том, что журналисты рассматривали произведения искусства с точки зрения художественных особенностей последних: взаимодействие арт-объекта с городским пространством – с историческим контекстом места и его актуальным состоянием; технические и визуальные особенности работы – материалы, форма, колорит, фактура, масштаб, референсы внутри истории искусства. В результате проведенного анализа авторы статьи приходят к выводу, что подавляющее большинство текстов СМИ о паблик-арте носят информационный характер и в форме прямых или косвенных цитат передают читателям мнения художников – создателей арт-объектов, а также кураторов и организаторов фестивалей. В отдельные статьи интегрированы «кликбейтные» заголовки, журналисты описывают кейсы в связи с косвенными аспектами жизни художников. В рассмотренных текстах не встречается попытка проанализировать художественные особенности паблик-арт объектов, их связи с историческим и актуальным контекстом места не актуализируются, произведения не рассматриваются как инструменты работы с локацией. Отдельные тексты содержат информацию, связывающую актуальные паблик-арт-объекты с городской историей искусства или выделяющие отдельные художественные характеристики произведений – такие, как интерактивность или масштаб. Полученные результаты позволяют не только оценить текущую репрезентацию темы наследия в региональных интернет-СМИ, но и инициировать новые обсуждения механизмов работы с наследием и их роли в современной новостной повестке и жизни российских городов.
Цель исследования – выявить специфику описания архитектурного наследия крупных городов Урала (Екатеринбурга, Тюмени, Челябинска) в региональных СМИ. Задачи исследования – проанализировать контексты, в которых встречается понятие наследие, выявить основные оценочные маркеры, используемые авторами статей, посвященных изучаемому понятию, определить вербальные знаки, сигнализирующие о социальной значимости / важности / напряженности и пр. В исследовании предпринята попытка установить связь тематики публикаций с объективными реалиями рассматриваемых городов. Объект исследования – репрезентация понятия «архитектурное наследие» в материалах региональных СМИ Урала, предмет – контексты (или контекстное окружение), включающие данное понятие.
Эмпирическая база исследования – публикации региональных СМИ, предложенные поисковой системой по запросу «Екатеринбург наследие», «Тюмень наследие», «Челябинск наследие» по компоненте «новости». Основной метод исследования – контекстный анализ. Также используются методы сравнительного анализа, целевой выборки, логического сопоставления, количественный и исторический методы.
Исследование является логическим продолжением журналистской деятельности автора статьи. На протяжении нескольких лет исследуется проблематика работы с наследием, автор модерирует крупные профильные дискуссии, продвигает интегративный подход к работе с объектами культурного наследия и старыми пространствами без статуса. Нынешнему исследованию предшествовали публикации о значимости работы в публичном поле, об активности отдельных профильных ведомств в российских регионах, о значимости экономической составляющей архитектурного капитала и о важнейшей задаче работы власти с бизнесом, добровольно зашедшим в тему ОКН.
Проведенное исследование позволило сформировать актуальный медийный портрет понятия «наследие» в трех крупнейших уральских городах – Екатеринбурге, Тюмени, Челябинске, сопоставить медийный портрет с архитектурными реалиями этих муниципалитетов, выявить взаимосвязь тональности, содержания, профессионального уровня и специфики публикаций с особенностями работы с объектами культурного наследия в конкретном городе.
Полученные результаты позволяют не только оценить текущую репрезентацию темы наследия в региональных интернет-СМИ, но и инициировать новые обсуждения механизмов работы с наследием и их роли в современной новостной повестке и жизни российских городов.
Статья посвящена основным особенностям репрезентации городского пространства Екатеринбурга на примере киноновеллы Алексея Федорченко «Хроноглаз». Актуальность исследования состоит в том, что репрезентация образа современного мегаполиса, в частности, Екатеринбурга – это интерес не только ученых гуманитарных дисциплин, но и горожан. Потребность в отрефлексированном знании об истории города и его культурных особенностях подкрепляется материалами социальных медиа, которые также формируют образ города. Таким образом, фиксировать репрезентацию города в разных медиа – задача теоретиков и практиков (специалистов по брендингу).
Автор обращается к междисциплинарной традиции в изучении текста через теоретические понятия «образ города», «городской текст», «бренд города». Бренд города может задействовать сложившиеся в культуре образы города в целях повышения его известности, узнаваемости. Но важно, что образы пространств в литературе, кинематографе используются писателями и режиссерами как средство и способ донесения авторской идеи, смысла до зрителя и читателя. Художественные образы существуют по особым законам, они не направлены на формирование имиджа или бренда города. Образ города возникает как выражение его уникальности и идентичности. Несмотря на изученность темы, кинообраз Екатеринбурга пока не стал предметом всестороннего рассмотрения и до сих пор недостаточно изучен.
Объект исследования – образ Екатеринбурга в отечественном авторском кино; предмет исследования – режиссерская интерпретация образа Екатеринбурга, а также способы / средства создания образа города. Цель: проанализировать образ города в авторском кино на примере фильма Алексея Федорченко (киноновелла «Хроноглаз»), определить смысл обращения к образам городского пространства и их авторскую интерпретацию. В исследовании использованы следующие методы: теоретические (анализ, синтез, обобщение, классификация), эмпирические (описание, сравнение).
Автор приходит к выводу, что заброшенная телебашня в кадре режиссера выступает неким порталом, с помощью которого можно осуществить путешествие во времени. Телебашня становится помощником главного героя – ученого, который одержим этой идеей. Бетонное сооружение высотой в 232 метра в авторской интерпретации превратилось в мистический объект в центре мегаполиса. А. Федорченко, сохраняя узнаваемость облика современного Екатеринбурга, создает мифологизированный образ города, центром («осью») которого является телебашня. Анализ созданного в 2011 г. фильма не связан с фактом сноса телебашни в 2018 году, но анализ киноновеллы не теряет, а только обретает актуальность.
Популярность хореографического искусства неуклонно возрастает. Это фиксируется как по уровню заполняемости залов профильных театров, так и по конкурсам в школы и студии, специализирующиеся на обучении танцевальному искусству. При этом практически все такого рода учреждения сталкиваются с очевидным пределом в своем развитии, связанным с исчерпаемостью реализуемых демонстрационных хореографических практик. Часто таким пределом является отчетный концерт, реже – спектакль. Такая ограниченность объективно заставляет педагогические коллективы с каждым новым циклом воспроизводить уже устоявшиеся педагогические и хореографические клише. В это время реальная хореографическая жизнь уходит вперед, увеличивая разрыв между хореографией традиционной, «школьной» и современной, по определению связанной с профессиональным театром. Диспозицию разрыва усугубляет консерватизм в управлении муниципальными, государственными учреждениями дополнительного образования в сфере хореографии, связанный с излишней нормативной зарегулированностью.
Выход из ситуации просматривается в театрализации детского хореографического творчества через сочетание педагогики и театра. Это позволит реализовать потенциал темпорального воспроизводства, а также преодолеть разрывы хореографической школы и современности. Особенно интересен пример существования и длительного развития репертуарного детского балетного муниципального театра «Щелкунчик» (Екатеринбург).
В статье рассматривается проблема динамики репертуарного театра, который не только столкнулся с вызовами хореографической современности, но и с изменениями в сфере педагогики, а также с динамикой потребностей зрительской аудитории. Опыт «Щелкунчика» по осмыслению складывающейся ситуации в сфере хореографии, применению современных педагогических приемов, развитию репертуарной политики является единственным в своем роде. Особое внимание в статье уделяется рассмотрению спектакля «Антарктида», который является первой в истории детского балетного театра постановкой, маркированной 14+.
Представляется, что опыт детского репертуарного театра «Щелкунчик» является, хотя и уникальным, но практически идеалтипическим не только для репертуарных детских балетных театров, но всех хореографических студий и школ.
ёСтатья адресована руководящим, педагогическим и творческим сотрудникам хореографических кружков, школ, студий и театров, а также исследователям современного состояния детского танцевального творчества.
Издательство
- Издательство
- ЕАСИ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620012, Свердловская обл, г Екатеринбург, ул Культуры/Красных партизан, стр 3/9
- Юр. адрес
- 620012, Свердловская обл, г Екатеринбург, ул Культуры/Красных партизан, стр 3/9
- ФИО
- Ахьямова Инна Анатольевна (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______