В статье рассмотрены визуальные формы рекламы компании «Зингер и Ко» в Российской империи (1900-е – 1914 гг.) в контексте истории формирования образов и представлений о русскости (национальный и исторический костюм, феминная персонификация России). Впервые осуществлено выявление различий образов с логотипами «Зингер», не принадлежащих художнику В.А.Табурину, хотя часто приписываемых ему. На основании сравнения различных видов рекламной продукции (плакаты, постеры, открытки) с главной рекламной афишей, выполненной Табуриным, реконструированы основные особенности репрезентации национального в этих изображениях. Приводится аргументация гипотезы о том, что в женских образах рекламы Зингера был представлен аллегорический образ России, выполненный на основе сложившихся в культуре визуальных стереотипов.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 93/94. История
Продукция американской компании по производству швейных машин «Зингер и Ко» (“Singer company”) основана в 1851 г. под названием Мануфактурной компании «Зингер») продавалась на российском рынке с 1870-х гг., представительские конторы в крупнейших городах Империи были учреждены в 1895 г., а акционерное общество компании — с 1901 г. (фабрика в Подольске начала работать с 1902 г.) [1. С. 283‒286]. Не будем углубляться в вопросы истории т.н. «малых форм рекламы» (этикетки, открытки, бланки, вкладыши, календари и пр.) и маркетинговой стратегии, благодаря которой «Зингеру» удалось завоевать европейский, азиатский и российский рынки; отметим только, что одним из применявшихся ею приемов было активное использование этнических/национальных костюмных образов, с которыми должен был ассоциировать себя потенциальный потребитель.
Список литературы
[1] Potkina, I. V. The Singer Company in Russia, 1897–1917 // American Firms in Europe. Strategy, Identity, Perception and Performance (1880–1980) / ed. by H.Bonin, F. de Goey. ‒ Geneva, 2009. ‒ P. 283-298.
[2] Matrioshka. Рекламные карточки швейных машин «Зингер» XIX века // Livejournal.com : [сайт] ‒ URL: https://moyarozochka.livejournal.com/460810.html (дата обращения: 25.05.2020).
[3] Орлова, И. Рекламная продукция фирмы «Зингер» // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. ‒ 2004. ‒ № 18. ‒ С. 25-31.
[4] Кислуха, Л.Ф. Народный костюм Русского севера XIX – XX вв. в собрании Государственного Музейного объединения «Художественная культура Русского Севера». ‒ Москва : Север. Паломник, 2006. ‒ 272 с.
[5] Мадлевская, Е. Л. Женский головной убор кокошник : Из собрания РЭМ. ‒ Москва : Бослен, 2022. – 333 с.
[6] Беловинский, Л. В. Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII – начало XIX в. / под ред. Н. Ерёминой. ‒ Москва : Эксмо, 2007. ‒ 783 с.
[7] Кирсанова, Р. М. Портрет неизвестной в синем платье. ‒ Москва : Кучково поле, 2017. ‒ 543 с.
[8] Шмелева, М. Н. Русская одежда // Русские : [монография] / кол. авт.; отв. ред.: В.А.Александров [и др.]. ‒ Москва: Наука, 1999. ‒ С. 316-353.
[9] Маслова, Г. С. Народная одежда русских, украинцев, белорусов в XIX – нач. XX вв. // Восточнославянский этнографический сборник. Очерки народной материальной культуры русских, украинцев и белорусов в XIX – нач. XX вв. Т. XXXI / отв. ред.: С.А.Токарев. ‒ Москва : изд-во Акад. наук СССР, 1956. ‒ С. 543-790.
[10] Лебедева, Т. А. Русский плакат: от наивного рисунка до художественного плаката // Реклама и искусство : Сб. науч. трудов : в 2 т. / под ред. Т.А. Дьяковой. ‒ Воронеж : Воронеж. гос. ун-т, 2011. ‒ Т. 2. ‒ C. 7-100.
[11] Ростовцев, Е. А., Сосницкий, Д. А. Русское средневековье в коммерческой рекламе: постановка проблемы и перспективы исследования (вторая половина XIX начало – XXI вв.) // Палеоросия. Древняя Русь во времени, в личностях, в идеях. ‒ 2017. ‒ Вып. 7. ‒ С. 398-416.
[12] Бабурина, Н., Артамонова, С. Образ женщины в русском плакате // Женщины в русском плакате / сост.: А.Скопков, П.Скопков, А.Шклярук. ‒ Москва : Контакт-Культура, 2001. ‒ С. 5-12.
[13] Лескинен, М. В. Русское зеркало. Феминные персонификации России XVIII – XX в. ‒ Москва, 2024 (в печати).
[14] Collection Shabelskaya: Une Russie Fin de Siècle: Portraits de Femmes en Costume Traditionel / ed. by V.Grousman, K.Solovieva, E.Madlevskaia. ‒ Paris: Éditions de la Martinière, 2010. ‒ 127 p.
[15] Зеленин, Д. К. Женские головные уборы восточных (русских) славян : В 2 ч. ‒ Praha : Ceska graficka Unia, 1927.
[16] Соснина, Н., Шангина, И. Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия. ‒ Санкт-Петербург : Искусство-СПБ, 2006. ‒ 399 с.
[17] Глинтерник, Э. М. Эволюция российской рекламы в середине XIX – начале XX века // Глинтерник, Э. М. Реклама в России XVIII – первой половины XX века: опыт иллюстрированных очерков. ‒ Санкт-Петербург : Аврора, 2007. ‒ С. 52-207.
[18] Центральный Государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга (ЦГАКФФД Санкт-Петербург).
[19] Государственный музей истории Санкт-Петербурга : [сайт]. ‒ URL: https://www.old.spbmuseum.ru/funds/368/ (дата обращения: 23.05.2023).
[20] Лескинен, М. В. Категория «русскости» и ее реализация в визуальных образах массовой культуры в России (1900‒1917) // Русская культура на перекрестках истории. Дальний Восток, близкая Россия. Вып. 4. / под обще ред. В.Гречко, Хе Хён Нам [и др.]. ‒ Белград : Логос, 2021. ‒ С. 26-47.
[21] Календарь «Семья» на 1914 год. – Москв а: Тип. И.Д.Сытина, 1913.
[22] Много лет тому назад // Информ-биржа // [сайт]. ‒ URL: http://ibirzha.kz/mnogo-let-tomu-nazad/ (дата обращения: 28.04.2024).
[23] Табурин, В. А. Россия // Литфонд. Аукционный дом : [сайт]. ‒ URL: https://www.litfund.ru/auction/62/110/ (дата обращения: 25.09.2023).
[24] Вашик, К., Бабурина, Н. Искусство русского плаката ХХ века. Реальность утопии / пер. с нем. К.Левинсон. ‒ Москва : Прогресс-Традиция, 2004. ‒ 415 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Новая книга доктора исторических наук Е.А.Окладниковой посвящена исследованию одной из самых загадочных и интригующих археологических находок XX века в Арктике – стоянкам русских мореходов XVII века на Восточном Таймыре. Несмотря на важность «Таймырской находки», остаются нерешенными вопросы о маршруте, целях экспедиции, ее судьбе и составе. Книга предлагает новые данные, полученные из неопубликованных источников, а именно – археологического отчета А.П.Окладникова и документов Архива РАН, анализируются интерпретации археологических находок, некогда единого комплекса, разбитого на ряд коллекций в различных музеях страны. Автор предлагает концепцию, согласно которой следы на острове Фаддея Северный и в заливе Симса могут принадлежать двум или нескольким экспедициям, что требует дополнительного анализа и обсуждения. Книга Е.А.Окладниковой важна для понимания истории русского мореплавания в Арктике и стимулирует дальнейшие исследования «Таймырской находки».
Культурный ландшафт города представляет собой систему расширения процесса сопряженного центрирования и концентрации системы от ядра к периферии, в котором которой наблюдается диссипация развития. В качестве основных подходов выделяются такие подходы, как: геоэкологический; феноменологический, ландшафтоведческий, антропологический, аксиологи-ческий и системный, частью которого является коэволюционный подход. Обосновывается продуктивность применения системного подхода к анализу динамики культурного ландшафта города. В его рамках культурный ландшафт определяется через понятие иерархичной сложноорганизованной системы. Коэволюция в системе культурного ландшафта города есть переход от синхронизации культурного пространства со структурными новообразованиями как естественному пути его развития к несинхронности развития сфер и подсистем культурного ландшафта и культурной среды при сохранении стабильности его ядра. В динамике культурного ландшафта выявились горизонтальная и вертикальная эволюционирующие плоскости, находящиеся в состоянии коэволюции. Это позволило обосновать коэволюционный подход к исследованию городского культурного ландшафта. При этом характеристика коэволюции дана на основе исходного значения культурогенома, находящегося в основании сопряжения линий в «треугольниках вертикальной и горизонтальной коэволюции», в пространстве которого выявлены основания культурного маркирования, который выступает интегратором социокультурных элементов городской культурной среды, способом сохранения и передачи культурной информации, ориентированной на воспроизводство прошлых образцов культуры и общественной жизни.
Анализируются культурные практики в полиэтнической республике Карачаево-Черкесия в рамках выполнения Государственной программы по культуре. Нацеленная на формирование региональной и российской идентичности, Государственная программа отличается высокой степенью обобщенности. Показаны расхождения между декларируемыми официальными установками нормативно-правовых документов, планируемыми мероприятиями и культурными практиками по их реализации. Отмечено формирование специфических списков праздников и памятных дат для различных этногрупп региона. Рекомендовано соответствующим властным структурам активно содействовать культурным практикам, направленным на добрососедство и сотрудничество народов Карачаево-Черкесской Республики, формированию «законов памяти», нацеленных на их единение и согласие. Одновременно показано, что игнорирование, избегание или невнимание к этнокультурным мероприятиям народов республики чревато проявлением различного рода рисков.
В статье рассмотрен процесс переселения немецкого населения из Калининградской области в советскую зону оккупации Германии осенью 1947 г., явившийся одним из заключительных элементов интеграции бывшей германской провинции Восточная Пруссия в состав СССР. На основе ранее не введенных в научный оборот документов, находящихся на хранении в Управлении МВД России по Калининградской области, проанализирована подготовка выселения, его организация, а также его результаты.
Статья посвящена рассмотрению военно-профессионального воспитания нижних чинов и офицеров как составной части воинского воспитания в русской армии первой половины XIX в. Подчеркивается, что оно представляло собой достаточно сложный и противоречивый процесс, который находился в зависимости от принципов боевой подготовки русской армии и ее тактики на поле боя, обеспечивался существовавшим на тот момент войсковым режимом и взглядами императоров Александра I и Николая I. В статье сформулирован вывод, что русская армия исследуемого периода представляла собой грозную силу несмотря на то, что вектор военно-профессионального воспитания, с точки зрения современных представлений, был выбран неверный. В армии первой половины XIX в., вобравшей в себя вековой опыт боевых побед и повседневной военной службы мирного времени, служили профессионалы военного дела.
В статье рассматривается законодательная база в основе государственной культурной политики в сфере сохранения и использования недвижимого материального культурного наследия в России. Подчеркивается значимость совместных усилий государства и общества в решении проблем, связанных с охраной и освоением культурного наследия, и приводятся примеры успешных практик в этой сфере. Одновременно отмечаются наиболее острые проблемы, связанные с сохранением объектов культурного наследия, которые, по мнению автора, необходимо решать в самое ближайшее время. В этой связи особенно актуальным становится вопрос о мерах поддержки граждан, компаний, общественных объединений, которые готовы вкладывать свой труд, время и средства в восстановление объектов культурного наследия.
В данной статье защита государственного суверенитета и цивилизационной идентичности выделяются в качестве ключевых целей Стратегии государственной культурной политики, которая является неотъемлемой частью Стратегии национальной безопасности России. Совершенствование государственной культурной политики в условиях глобализации предлагается осуществлять посредством анализа и оценки геополитических изменений в международном пространстве, включая прогнозирование, целеполагания и планирование со стороны акторов системы глобального управления.
В ходе исследования обосновывается необходимость возведения государственной культурной политики России до компонента политической сферы, что позволит превратить ее в интеллектуальное оружие по защите суверенитета, открывающее каналы экспансии исторического опыта развития российской цивилизации и культурных схем деятельности в международное пространство. Исследования опираются на индуктивный метод познания английского философа Ф.Бэкона, который позволяет обнаружить закономерности между различными явлениями, опираясь на факты и эмпирические данные.
В настоящее время все большее число гуманитариев приходит к выводу, что Россия стоит перед необходимостью перехода к новой парадигме развития, в которой культуре отводится решающая роль. Именно это определяет необходимость проведения научно обоснованной и последовательной культурной политики, органично увязанной с главными целями и задачами, стоящими перед Российским государством. В последнее десятилетие создается новая, адекватная современным реалиям модель государственной культурной политики, в выявлении концептуальных основ которой состоит цель проводимого исследования. Для определения ее особенностей авторы считают необходимым проанализировать предшествующие модели, относящиеся к периоду позднего социализма и времени либеральных реформ. Устанавливается, что существенным пунктом различия этих двух моделей является роль государства в формировании и проведении культурной политики. Делается вывод, что новая модель вбирает в себя позитивные моменты двух предшествующих моделей посредством трансформаций, понимаемых как снятие в гегелевском смысле, а не полное и радикальное перечеркивание. Этим определяются возможности и границы деятельности государства в сфере культуры.
Статья посвящена рассмотрению эволюции государственной культурной политики в советской и постсоветской России. Авторами выделены особенности взаимоотношения государства, институционализированного культурного сектора и самой культуры на разных этапах её развития и обозначены возможности и первые достижения современной, ценностно ориентированной модели государственной культурной политики в обеспечении противодействия социокультурным угрозам и укреплении национальной безопасности страны.
Издательство
- Издательство
- ИНСТИТУТ НАСЛЕДИЯ ИМЕНИ Д.С. ЛИХАЧЕВА
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 129366, Москва, ул. Космонавтов, д. 2
- Юр. адрес
- 119072, г Москва, р-н Якиманка, Берсеневская наб, д 18-20-22 стр 3
- ФИО
- Аристархов Владимир Владимирович (ДИРЕКТОР)
- E-mail адрес
- sfrik@list.ru
- Контактный телефон
- +7 (381) 2268858