Настоящая статья посвящена появлению, совершенствованию и практике применения целостной системы государственных природоохранных законов, определяющих степень ценности, способы защиты природных территорий и памятников природы. Авторами анализируются ключевые положения основополагающих властных предписаний со стороны государства, действовавших на разных этапах российской истории и стремившихся воспроизвести парадигму регулирования взаимоотношений «государство - общество - природа». В работе формулируются выводы о перспективах развития отечественного законодательства в исследуемой сфере.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 340. Право в целом. Пропедевтика. Методы и вспомогательные правовые науки
349.6. Правовые проблемы охраны окружающей среды - Префикс DOI
- 10.18287/2542-047X-2024-10-2-7-14
- eLIBRARY ID
- 68463124
Общественный разум осознал важность и значимость бережного отношения к окружающей природе, прочувствовал необходимость проведения реальной политики по защите ценных территорий и природных объектов.
Невозможно оспорить значимость памятников неповторимого природного и культурного наследия Российской Федерации во всемирной истории и при оценке важнейших достижений человеческой цивилизации. Углубленный интерес к определенным современным проблемам охраны природных земельных или водных пространств и объектов наследия с особым режимом предполагает понимание генезиса формирования отечественной системной структуры законов об особо охраняемых государством природных территориях и объектах высокой значимости.
Список литературы
1. Памятники русского права. Вып.1: Памятники права Киевского государства X-XII вв. / под ред. С. В. Юшкова. Москва: Госюриздат, 1952. 288 с. URL: https://azbyka.ru/otechnik/assets/uploads/pamjatniki-russkogo-prava/Pamyatniki_russkogo_prava-1_Yushkov_S_V.pdf.
2. Судебник царя Федора Иоанновича. Москва: Типография Г. Лисснера и А. Гешеля, 1900. 57 с. URL: https://runivers.ru/lib/book19760/592924/.
3. Дулов А. В. Законодательство Российской империи как источник по исторической экологии России 1700-1860 гг. // Историко-экономические исследования. 2007. Т. 8, № 3. С. 119-133. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zakonodatelstvo-rossiyskoy-imperii-kak-istochnik-po-istoricheskoy-ekologii-rossii-1700-1860-gg?ysclid=lxn93qb0rk3870211. EDN: RWOKGZ
4. Указ Петра I 1712 г. “О запрещении рубить толстый сосновый лес в уездах Новгородском, Старорусском, Луцком и Торопецком..”. // Полное собрание законов. Т. 4. № 2607.
5. Указ Петра I от 17 июля 1719 г. № “О воспрещении рубки годного на кораблестроение леса, об охранении оного и о наказаниях за недозволенную порубку лесов” // Полное собрание законов. Т. 5. URL: https://kp.rusneb.ru/item/material/5ddedd8a7d52b05595d65f55?ysclid=lxoahsduhi169532746.
6. Законодательство Петра I / В. М. Клеандрова, Б. В. Колобов, Г. А. Кутьина, Т. Е. Новицкая; под ред. Т. Е. Новицкой, А. А. Преображенского. Москва: Юрид. лит., 1997. 880 с. URL: https://docs.historyrussia.org/ru/nodes/322416-zakonodatelstvo-petra-i.
7. Боголюбов С. А. История формирования законодательства об охране земель и других природных ресурсов // Аграрное и земельное право. 2016. № 6 (138). С. 24-32. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-formirovaniya-zakonodatelstva-ob-ohrane-zemel-i-drugih-prirodnyh-resursov/viewer. EDN: WFLMEP
8. Кожевников Г. А. О необходимости устройства заповедных участков для охраны русской природы // Труды Всероссийского Юбилейного Акклиматизационного съезда 1908 г. в Москве. Москва, 1909.
9. Бородин М. П. Охрана памятников природы // Труды Ботанического сада Юрьевского ун-та. 1910. Т. Х1, вып. 4. URL: https://www.alexandra-goryashko.net/choise_book/zapoved_books/borodin_oxrana_1914.pdf.
10. Декрет ВЦИК “О лесах” от 27.05.1918 // СУ РСФСР. 1918. № 42. Ст. 522. URL: https://docs.historyrussia.org/ru/nodes/139190.
11. Декрет СНК РСФСР “О лечебных местностях общегосударственного значения” от 20.03.1919 // СУ РСФСР. 1919. № 19. Ст. 231. URL: https://docs.historyrussia.org/ru/nodes/139224-dekret-soveta-narodnyh-komissarov-o-lechebnyh-mestnostyah-obschegosudarstvennogo-znacheniya-20-marta-1919-g.
12. Куражковский Ю. Н. Заповедное дело в СССР. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1977. 158 с.
13. Декрет СНК от 16.09.1921 “Об охране памятников природы, садов и парков” // СУ РСФСР. 1921. № 65. Ст. 492. URL: https://docs.historyrussia.org/ru/nodes/350583.
14. Хрусталев В. М. Создание и деятельность системы государственных заповедников в РСФСР 1917-1937 гг.: диc. … канд. ист. наук. Москва, 1984. 242 с.
15. Реймерс Н. Ф., Штильмарк Ф. Р. Особо охраняемые природные территории. Москва: Мысль, 1978. 295 с. URL: https://reallib.org/reader?file=1504508&ysclid=lxoclnnq80893044199.
16. Лунева Е. В. Правовой режим земельных участков в особо охраняемых природных территориях. Москва: Статут, 2018. 157 с. URL: item.asp?id=44826233. EDN: FRTOUZ
17. Типовое положение о заповедниках, состоящих в ведении Наркомпроса // Еженедельник Наркомпроса РСФСР. 1929. № 14. Ст. 306. С. 33-37.
18. Положение о санитарной охране курортов и местностей лечебного значения (утв. СНК СССР 10.04.1940) // СП СССР. 1940. № 12. Ст. 28. URL: https://docs.historyrussia.org/ru/nodes/403292-postanovlenie-soveta-narodnyh-komissarov-ob-utverzhdenii-polozheniya-o-sanitarnoy-ohrane-kurortov-i-mestnostey-lechebnogo-znacheniya-10-aprelya-1940-g-locale-nil-500.
19. Закон РСФСР 1960 г. “Об охране природы в РСФСР” // Ведомости ВС РСФСР. 1960. 40. Ст. 586. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/Закон_РСФСР_от_27.10.1960_Об_охране_природы_в_РСФСР.
20. Галиновская Е. А. О правовых основах образования системы особо охраняемых природных территорий в России // Журнал российского права. 2010. № 5. С. 28-34. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-pravovyh-osnovah-obrazovaniya-sistemy-osobo-ohranyaemyh-prirodnyh-territoriy-v-rossii/viewer. EDN: NDLWZF
21. Постановление Совета Министров РСФСР от 5 июня 1962 г. № 769 “Об утверждении положения о государственных заповедниках РСФСР, находящихся в ведении Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР” // СП РСФСР. 1962. № 11. Ст. 61. URL: https://docs.cntd.ru/document/9014352?ysclid=lxodm1djg7165163012.
22. Лачина Е. А. Уголовно-правовая охрана памятников природы, истории и культуры: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Рязань, 2006. 26 с. URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01003304441.pdf?ysclid=lxodt1evw5615035482. EDN: NKHZTP
23. Благосклонов К. Н., Иноземцев И. А., Тихомиров В. Н. Охрана природы. Москва, 1967. 442 с.
24. Дулов А. В. Географическая среда и история России (конец XV - середина XIX вв.). Москва, 1983. 255 с. URL: https://djvu.online/file/AgfNnTnonafBu.
25. Дулов А. В. Законодательство Российской империи как источник по исторической экологии России // Историко-экономические исследования. 2007. Т. 8, № 3. С. 119-133. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zakonodatelstvo-rossiyskoy-imperii-kak-istochnik-po-istoricheskoy-ekologii-rossii-1700-1860-gg/viewer. EDN: RWOKGZ
26. Юдина Т. Ф. Эволюция природоохранного законодательства дореволюционной России // Университетские научные записки Хмельницкого университета управления и права. 2012. № 1 (41). С. 494-501.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье анализируется преступление, предусмотренное ч. 4 ст. 170.1 УК РФ, являющееся одной из форм криминального искажения учетных реестровых записей. Изучение возможностей уголовного закона по обеспечению достоверности реестра владельцев ценных бумаг, защиты системы депозитарного учета от внесения и подтверждения специальным субъектом неполных или недостоверных сведений определено автором в качестве исследовательской задачи. С опорой на догматический и формально-юридический методы исследования выявлено, что в основе приведенного преступления - примат искажения реестровых записей, который характерен только для внесения недостоверных данных. Подтверждение же таких данных - юридическая фикция, где их компрометация приравнена к фальсификации. Отмечается проблематика многих составообразующих признаков искомого уголовно наказуемого деяния. Установлено, что цели преступной фальсификации достигаются за счет деструкции (заверения при подтверждении) атрибутов упомянутых реестра и системы, влияющих на имущественное положение финансовой организации в денежном измерении и скрывающих тем самым признаки ее банкротства, основания для отзыва (аннулирования) лицензии или назначения временной администрации. С учетом недостатков правовой материи сделан вывод о целесообразности исключения ч. 4 ст. 170.1 из УК РФ, а при несогласии законодателя с означенным подходом предлагается новая редакция отмеченного состава наказуемости.
Статья посвящена комплексному исследованию одного из средств судебного реагирования на установленные в ходе рассмотрения и разрешения дел нарушений законности со стороны нижестоящих судов, а именно частным определениям. Целью исследования является анализ теоретических и практических проблем, возникающих при вынесении и исполнении частных определений, адресатами которых являются представители судебной власти, на основе норм арбитражного процессуального законодательства и судебной практики. Основное внимание в работе акцентируется на правовой природе частных определений, основаниях их вынесения, а также проблемах реализации и исполнения частных определений, вынесенных в адрес нижестоящего суда. Автором использованы общенаучные и специальные методы исследования, такие как сравнение, анализ, обобщение и синтез, формально-юридический метод. По результатам исследования обосновывается санкционная природа частных определений, выносимых в адрес нижестоящих судов, а также предлагается внести ряд изменений в действующее законодательство: официально закрепить полномочие вышестоящего суда на вынесение частного определения в адрес нижестоящего; исключить дублирование оснований для вынесения частных определений и отмены или изменения решения суда; установить письменную форму частных определений; установить начало срока исполнения обязанности по сообщению мер, принятых по частному определению, с момента вступления частного определения в законную силу; установить судебный штраф в качестве меры ответственности за неисполнение частного определения; а также расширить основания для ответственности за неисполнение частного определения.
Право государства на защиту своего суверенитета всегда представлялось незыблемым. В настоящее время - эпоху двойных стандартов и нового толкования основных принципов, отдельные государства убеждают сообщество в ошибочности подобного подхода и важности выполнения их руководящих указаний. Принятие Китайской Народной Республикой Закона о международных отношениях защищает Китай с позиции внутреннего права от вмешательства в вопросы его суверенитета, причем оговаривает при этом, что международные обязательства по-прежнему имеют силу и авторитет. Положения закона окончательно подрывают попытки представить чьи-либо односторонние ограничительные меры как правомерные действия и предоставляют право на ответные контрмеры.
Статья посвящена исследованию различных походов к определению понятия уголовно-процессуальной формы, а также различным факторам, влияющим на ее развитие. На теоретическом уровне существует несколько вариантов определения данного понятия, отличающихся превалированием теоретического либо практического подхода. В первом случае уголовно-процессуальная форма представляется как основная гарантия прав граждан, вовлеченных в уголовно-процессуальную деятельность. Второй же подход ориентирует на исключительно процедурные аспекты, рассматривая уголовно-процессуальную форму как порядок производства процессуальных действий, принятия и оформления промежуточных и итоговых решений по уголовному делу. Также стоит отметить дифференцированный подход к развитию уголовно-процессуальной формы. Современное состояние российского уголовного процесса не позволяет четко определить вектор ее дальнейшего развития, так как отсутствует единый подход законодателя в данном вопросе. Таким образом, целью исследования стали анализ и оценка перспектив развития российской уголовно-процессуальной формы с учетом различных факторов, влияющих на ее эффективность. Методами исследования в представленной статье являются диалектический метод научного познания, сравнительно-правовой метод, формально-логический метод, структурно-функциональный метод, метод юридико-технического исследования и др. Выводы и результаты настоящей научной статьи определяются достижением ее целей.
Вопрос о состязательности современного российского уголовного процесса является одним из наиболее дискуссионных в науке. Автор придерживается позиции, согласно которой в современном российском уголовном процессе, сохраняющем приверженность его континентально-европейской, то есть смешанной модели, инквизиционное (розыскное) досудебное производство сочетается с состязательным судебным производством по уголовным делам. Досудебное производство - это деятельность государства по формированию и обоснованию обвинения для предъявления его в суде при наличии к тому оснований, либо по отказу от дальнейшей уголовно-процессуальной деятельности при отсутствии таких оснований. Состязательность судебного разбирательства позволяет суду с активным участием сторон обвинения и защиты установить обоснованность либо необоснованность переданного на рассмотрение суда государственного обвинения и разрешить уголовное дело. Возможность для стороны защиты на равных состязаться со стороной обвинения в процедурах судебного разбирательства позволяет считать состязательность уголовного судопроизводства универсальным его принципом.
В статье отмечается, что формы реализации уголовной ответственности занимали многих ученых, но единого мнения о них так и не выработано. Заостряется внимание на том, что эти формы во многом зависят от понимания сущности уголовной ответственности, а также от определения моментов начала и завершения ее реализации. Обосновывается признание уголовной ответственности как обязанности преступника нести ответ за содеянное, что не равнозначно ее реализации, которая происходит после вступления приговора суда в законную силу при отбывании осужденным наказания или иной меры уголовно-правового характера. Реализуется она в правоограничениях, заложенных в наказании (иной мере). В связи с этим аргументируется, что уголовная ответственность не может реализовываться без назначения наказания, при условно-досрочном освобождении, амнистии и помиловании. Также не существует уголовная ответственность при судимости, ограничения при которой не выражают уголовную ответственность, а являются ее последствием. В заключение авторами обосновывается, что уголовная ответственность реализуется в следующих формах: наказании (основная форма), условном осуждении, отсрочке отбывания наказания, принудительных мерах воспитательного воздействия, принудительных мерах медицинского характера (применительно к вменяемым лицам), конфискации имущества, судебном штрафе.
В статье анализируются некоторые вопросы квалификации контрабанды наркотических средств, совершенной с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль. Автор заключает, что для целей ст. 229¹ УК РФ насилие охватывает весь объем физического вреда здоровью. Действия лица, умышленно причинившего в процессе контрабанды предметов, предусмотренных статьей 229¹ УК РФ, тяжкий вред здоровью потерпевшего лица, повлекший по неосторожности его смерть, следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных пунктом «в» части четвертой статьи 229¹ УК РФ и части четвертой статьи 111 УК РФ. В случаях, когда контрабанда предметов, предусмотренных ст. 229¹ УК РФ, совершается с угрозой применения насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, требуется дополнительная квалификация по ст. 318 УК РФ. Если произошло убийство лица, осуществляющего таможенный или пограничный контроль, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных п. «в» ч. 4 ст. 229¹ УК РФ и ст. 317 УК РФ.
Разрабатывая целостную систему оценки качества правосудия, мы не можем обойтись без внимания к такому критерию, как степень нагрузки на судью или суд. Высокие темпы ее роста в России и низкая эффективность предпринимаемых мер по ее стабилизации формируют условия, при которых возможность измерения большинства содержательных характеристик правосудия, отражающих качество судебной процедуры, в скором времени может свестись к нулю или к тому, что результаты такого измерения будут непредставительными. Являясь по своей сути непроцессуальной характеристикой судебной власти, нагрузка на судей в случае ее высокого уровня или неравномерного распределения способна деформировать установленные процедурами гарантии доступности и оперативности правосудия, а для самого судьи ограничивать временные рамки для проявления данных ему законом свойств независимости и справедливости. Цель работы заключается в оценке текущих показателей судебной нагрузки, поиске возможных корреляций между изменением ее динамики и изменениями уголовно-процессуального законодательства. Для этого автором применены сравнительно-правовой и аналитический методы. В результате проведенного исследования выявлен ряд обстоятельств, влияющих на динамику судебной нагрузки, и показаны последствия ее высокого уровня, оказывающие отрицательное воздействие на судебное производство. Предложены способы стимуляции органов предварительного расследования к применению института освобождения от уголовной ответственности, обоснована необходимость изменения правил о территориальной подсудности дел.
В статье сделана попытка рассмотреть последствия теоретического подхода к уголовно-правовым предписаниям как к аксиомам. Выводы сделаны неутешительные. Во-первых, к указанным предписаниям видно двойственное отношение законодателя. С одной стороны, последний принимает их и вводит в действие, видимо, считая доказанными. С другой стороны, он нередко одни предписания не согласовывает с другими. При этом создается странная ситуация, которая характеризуется тем, что имеются несколько предписаний, каждое из которых подлежит применению в том виде, в котором сформулировано, но, по существу, они противоречат друг другу. Причем такая ситуация имеется как внутри уголовного законодательства, так и в соотношении его с предписаниями уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства. Во-вторых, явно не считает уголовно-правовые предписания аксиомами судебная практика. Пленум Верховного Суда РФ зачастую разъясняет их якобы «по смыслу», но фактически изменяет содержание и меняет уголовное законодательство. И то и другое не соответствует принципу законности (ст. 3 УК РФ) и является следствием нарушения правил законодательной и интерпретационной техники.
Развитие новых направлений медицины требует системной модернизации правового регулирования медицинской деятельности, в том числе корректировки положений, касающихся статуса пациента. Результат медицинской деятельности формируется в процессе ее осуществления при непосредственном участии как медицинского работника, так и пациента. Учитывая, что факторами ухудшения состояния здоровья может стать среди прочего поведение самого гражданина, при оценке эффективности медицинской помощи приобретает собственную ценность категория «обязанности пациента». В этом контексте в работе проанализированы основные обязанности пациента с точки зрения их правовой природы и контента, проведена классификация, выявлена юридико-фактическая основа, определены правовые последствия их нарушения. Авторами подчеркнуто влияние исследуемого института на динамику складывающихся при осуществлении медицинской деятельности отношений и обозначены сущностные различия ключевых обязанностей пациента с гражданско-правовыми обязательствами. Сделан вывод о необходимости применения комплексного подхода при реформировании правового статуса пациента в условиях развития персонализированной медицины.
19 декабря 2023 года Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» был дополнен нормой, содержащей запрет на использование обучающимися средств мобильной связи во время проведения учебных занятий. Единообразное и точное применение законодательства в сфере образования, соблюдение прав несовершеннолетних в этой области составляет особый предмет прокурорского надзора. Необходимость внимания прокуратуры к исполнению указанного законодательного нововведения обусловлена прежде всего задачей обеспечения соответствия локальных правовых актов образовательных организаций требованиям федерального закона. В статье представлен анализ содержания введенного ограничения, что позволяет определить границы его применения, а также оценить законность толкования данного правила на уровне правовых актов образовательных организаций. Любые разъяснения на локальном уровне учебных заведений должны соответствовать закону и не искажать его смысла. В работе обозначены те случаи, когда предписания, касающиеся использования средств мобильной связи, вступают в противоречие с действующей нормой Закона об образовании и, соответственно, требуют применения мер прокурорского реагирования.
Целью статьи стало выявление исторических предпосылок формирования в российском законодательстве нормативного регулирования статуса судей, а также влияния господствующей в разные периоды развития Российского государства идеологии на механизм правового обеспечения в законодательстве данного института. Использование сравнительно-исторического метода познания позволило провести ретроспективный обзор законодательной базы различных исторических периодов в контексте анализа формирования правового статуса судьи и его влияния на систему правосудия. Исследованы основные правовые акты русского, советского и современного периодов, отмечена поступательная тенденция в совершенствовании правовых основ обеспечения статуса судей. Сделан вывод, что реформирование судебной системы должно опираться на общепризнанные принципы организации и осуществления правосудия. Теоретическая значимость заключается в установлении схожего характера реформ российского законодательства, касающегося обеспечения статуса судьи, в 1864 и 1991 годах, в результате которых были провозглашены принципы разделения властей, независимости и несменяемости судей, их подчинения только закону.
Издательство
- Издательство
- Самарский университет
- Регион
- Россия, Самара
- Почтовый адрес
- 443086, Самара, Московское шоссе, 34,
- Юр. адрес
- 443086, Самара, Московское шоссе, 34,
- ФИО
- Богатырев Владимир Дмитриевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@ssau.ru
- Контактный телефон
- +7 (846) 3351826
- Сайт
- https://www.ssau.ru/