Архив статей журнала
Авторы исследуют норму статьи 210.1 УК РФ об уголовной ответственности за занятие высшего положения в преступной иерархии и практику ее применения. Сделан вывод об отсутствии единообразия в толковании понятия «лицо, занимающее высшее положение в преступной иерархии» как в теории уголовного права, так и в правоприменительной практике. Высказывается мнение о несоответствии ст. 210.1 УК РФ принципам уголовного права, прежде всего принципу справедливости, и легальному определению основания уголовной ответственности (ст. 8 УК РФ). Учитывая, что уголовная ответственность должна наступать не за опасное состояние личности, а за совершение общественно опасного деяния, содержащего все признаки состава преступления, авторы предлагают исключить из УК РФ статью 210.1. Одновременно рекомендуют конструировать составы особо тяжких преступлений, дополняя их квалифицирующим (особо квалифицирующим) признаком «совершение деяния лицом, занимающим высшее положение в преступной иерархии».
Статья посвящена комплексному исследованию уголовно- процессуального статуса подозреваемого. В статье даётся сравнение соответствующих положений УПК РФ и УПК ФРГ. На основе анализа процессуального положения подозреваемого в Российской Федерации и Федеративной Республике Германии авторы приходят к выводу о том, что в отечественном процессе подозреваемый наделяется статусом на основании волеизъявления соответствующего субъекта, выраженного в одном из решений, указанных в ст. 46 УПК РФ, и не связан с фактическим подозрением. В отдельных случаях при наличии фактического подозрения не представляется возможным придать такой статус и, следовательно, разъяснить права такому участнику. По законодательству ФРГ формальное закрепление подозреваемого отсутствует, что препятствует вмешательству в права, свободы и законные интересы подозреваемого со стороны субъектов уголовного процесса. Обосновывается идея о том, что статус подозреваемого в отечественном уголовном процессе является кратковременным. Путём системного анализа действующего УПК РФ авторы пришли к выводу о том, что максимальный срок пребывания в статусе подозреваемого не может превышать 10 суток, далее должно последовать предъявление обвинения или прекращение уголовного преследования. Целью статьи является выработка предложений по совершенствованию процессуального положения подозреваемого. Авторы предлагают законодательно закрепить за правоприменителем при принятии решения о возбуждении уголовного дела или избрании меры пресечения обязанности по разъяснению прав, предусмотренных ст. 46 УПК РФ, произведению допроса в качестве подозреваемого в течение 24 часов с момента возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица, избрать одну из мер пресечения в порядке ст. 100 УПК РФ.
В статье анализируются проблемы законодательной регламентации торговли людьми и криминальной эксплуатации человека (статьи 127.1, 127.2, 240.1, 241, 242.2 УК РФ). Актуальность избранной темы обусловлена повышенной общественной опасностью и транснациональным характером данных преступлений, а также несовершенством ответного к исследуемым преступлениям уголовно-правового регулирования. Признается негативным влияние на практику квалификации торговли людьми в целях изъятия у потерпевшего органов и тканей правовой неопределенности понятия эксплуатации человека, а также других недостатков законодательной техники. В качестве решения выявленных проблем автором предлагается: включить в число объективных признаков торговли людьми (ч. 1 ст. 127.1 УК РФ) действия по эксплуатации человека с одновременным исключением ст. 127.2 УК РФ; скорректировать определение эксплуатации человека в примечании 2 к ст. 127.1 УК РФ; включить в ст. 127.1 УК РФ примечание 3, в силу которого вербовка, перевозка, укрывательство человека, совершенные в целях изъятия органов и тканей потерпевшего, будут квалифицироваться по п. «ж» ч. 2 ст. 127.1 УК РФ независимо от наличия у виновного цели эксплуатации потерпевшего; дополнить ч. 1 ст. 240 и ч. 1 ст. 242.2 УК РФ словами «не связанные с лишением потерпевшего свободы».
В настоящей статье рассмотрены спорные трансформации отдельных положений Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации XXI века, затрагивающие его концептуальные начала и создающие системные противоречия. Одно из кардинальных изменений касается возвращения в уголовное право России «административной преюдиции» путем появления и распространения в Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации статей, описывающих признаки составов преступлений с административной преюдицией. Другая ревизия связана с включением в Особенную часть Уголовного кодекса Российской Федерации статей, предусматривающих специальную уголовную ответственность за отдельные виды пособничества и подстрекательства. Третья перемена касается исключения части 3 статьи 331 Уголовного кодекса Российской Федерации, содержащей положение об ответственности за преступления против военной службы по законодательству военного времени. Определено значение, допустимость в период действия уголовного закона, а также пределы и правила такого рода законодательных преобразований.
В статье анализируются понятие и отдельные правила предоставления бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, устанавливается перечень таких юридических лиц. Авторами сформулирован вывод, согласно которому, в качестве получателей бюджетных инвестиций могут выступать лишь товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества. Единственный способ предоставления бюджетных инвестиций соответствующим юридическим лицам реализуется посредством приобретения публичным образованием долей (акций) в уставном (складочном) капитале хозяйственных товариществ или обществ. В работе исследуются также возможные цели, на которые бюджетные инвестиции могут направляться. Такими целями являются вложения в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности хозяйственных товариществ и обществ, их дочерних обществ, и (или) приобретение ими объектов недвижимого имущества, а также иные цели, не связанные с осуществлением обозначенных капитальных вложений. Авторы обосновывают допустимость установления в законе или в договоре целевой направленности бюджетных инвестиций, а также осуществления контроля за их целевым использованием.
Статья посвящена анализу действующего гражданского процессуального и уголовно-процессуального законодательства через призму Постановления N 43-П Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июля 2023 года. На основе изучения позиции высших судов дается сравнение механизма назначения и проведения судебных экспертиз в цивилистическом и уголовном процессе России. Значительное внимание уделяется предложенному Конституционным Судом РФ новому порядку оплаты судебных экспертиз, назначаемых в судах общей юрисдикции, который действует до внесения соответствующих изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. В качестве исследовательской задачи авторами была определена оценка последствия применения подобного механизма в уголовном процессе. На основе изучения основополагающих принципов уголовного судопроизводства установлена невозможность привязки вопроса назначения судебной экспертизы к ее предварительной оплате потерпевшим или подозреваемым, обвиняемым, подсудимым. Показывается недопустимость такого подхода в силу специфики уголовного процесса, его публичности и невозможности привязки вопросов доказывания по делу к платежеспособности сторон. Авторы приходят к выводу, что распределение издержек по уголовным делам должно осуществляться только после разрешения дела по существу и принятия итогового судебного решения. Иной подход к вопросу распределения издержек, направленный на обеспечение права экспертных учреждений на оплату труда, по мнению авторов, повлечет за собой нарушение принципов уголовного процесса.
Работа посвящена определению методологии исследования воздействия конституционно-правовых норм на экономические отношения в современном конституционном государстве. Рассмотрены основные методы научного познания, применяемые для формирования достоверного представления о конституционно-правовом регулировании экономики. Проанализированы российские и зарубежные доктринальные подходы к методологии исследования экономических отношений, продемонстрированы примеры применения теоретических концепций в действующих российских конституционных нормах. Сформулированы авторские выводы, отражающие особенности методологии исследования воздействия конституционно-правовых норм на экономические отношения в современных экономических условиях.
Использование искусственного интеллекта (ИИ) во всех сферах общественной жизни XXI века представляет собой модель нового взаимодействия человека и IT-технологий. Внедрение искусственного интеллекта в жизнь человека должно способствовать эффективности защиты и охраны экологических прав и сокращению числа экологических правонарушений в процессе осуществления хозяйственной или иной предпринимательской деятельности. Возможности ИИ способствуют более успешной реализации экологических прав граждан, большей эффективности работы органов публичной власти в области экологии, уменьшению негативного воздействия на окружающую среду. Обзор обозначенной проблематики позволит оценить роль искусственного интеллекта при реализации экологических прав граждан. Авторы концентрируют внимание на изучении использования стационарных источников, считывающих информацию о неблагоприятном воздействии на атмосферный воздух. Индивидуальные предприниматели и юридические лица проводят их инвентаризацию и учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Цель данной статьи - анализ взаимодействия IT- технологий и экологических прав граждан, выявление положительных и отрицательных критериев их корреляции, определение путей решения обозначенных проблем. Авторы приходят к выводу, что положительными критериями будут являться наличие автоматически собранных данных о состоянии атмосферного воздуха, возможность сбора информации без прямого взаимодействия с человеком. Отрицательными критериями выступят неполадки информационных систем, устранить которые не представляется возможным без воздействия человека, повреждение данных сети, что впоследствии приведет к дополнительным затратам.
Статья посвящена рассмотрению понятия врачебной тайны в России в рамках конституционных прав и свобод граждан, а также пределов ее разглашения. Описанные в статье проблемы стали особенно актуальны в современном обществе, когда все процессы документооборота становятся автоматизированными, что приводит к еще большей вероятности утечки персональных данных пациентов. При изучении данной темы было дано понятие врачебной тайны, выявлено, какие сведения относятся к врачебной тайне, а также случаи, при которых возможно ее разглашение. В ходе рассмотрения данных вопросов были определены проблемы, возникающие при работе с данными, составляющими врачебную тайну: халатность уполномоченных лиц, цифровизация документооборота в сфере здравоохранения, недостаточная грамотность медицинских работников при работе с информационными ресурсами, плохая информированность граждан о том, какие сведения они передают медицинским организациям, несовершенство технических средств, при помощи которых осуществляется цифровизация, а также проблема предоставления информации о здоровье пациентов иным лицам после их смерти. Также авторами предложены способы решения указанных проблем: ужесточение наказания за халатное отношение работников к врачебной тайне, повышение цифровой грамотности медицинских работников, установление в законодательстве конкретных случаев правомерного разглашения врачебной тайны после смерти пациента. В свою очередь, внесение изменений в законодательство позволит сократить количество случаев утечки персональных данных пациентов.
В статье автор анализирует навязанные в период османского господства с 1517 г. и французского мандата с 1920 г. конституционно-правовые модели и их значение для исторического развития Сирии. Целью статьи является анализ содержания законов и методов правления, существовавших в эпоху османов и французов в Сирии. В процессе исследования автором обнаружено сходство между османскими и французскими методами навязывания конституционно-правовых моделей, которые применялись для изменения сущности сирийского государства. Прослеживается также и совпадение интересов османов и французов, порой приводившее к подписанию между ними важных соглашений. Автор приходит к выводу, что неприятие сирийцами османского и французского господства помешало достижению результата по превращению Сирии из независимого государства в колонию, даже несмотря на принятие ряда мер по упразднению сирийской культуры и арабского языка.
В статье рассматриваются проблемы доктринального понимания феномена юридического формализма в отечественной юридической науке путем его противопоставления концепции нормоскептицизма, а также пределы регулятивного потенциала правоприменения при формально-правовом подходе в судебной практике. Актуальность данной проблемы обусловлена как наличием существенных пробелов в отечественной юридической науке в части исследования феномена юридического формализма и его дефиниции, так и запросами существующей судебной практики, в которой, как следует из постановлений высших судебных инстанций, нередко встречается злоупотребление именно формой права, в связи с чем имеется ряд указаний на недопустимость формально-догматического подхода при рассмотрении дел. При этом пренебрежение формально установленными законодательными предписаниями также очевидно недопустимо, поскольку чревато крайне негативными последствиями, вплоть до проявления так называемого «судейского произвола» при рассмотрении отдельных дел. Как следствие, создается проблема поиска и соблюдения оптимального баланса между требованием неукоснительного соблюдения формальных нормативных предписаний и реализации регулятивной функции, заложенной законодателем. Постановке данной проблемы посвящена настоящая работа.
В статье приводятся результаты систематизации и анализа процедур принятия актов органами ЕАЭС. Исследуются вопросы основ правового регулирования и практические аспекты нормотворческих процедур. Рассматривается вопрос соотношения межгосударственного и наднационального методов регулирования в рамках ЕАЭС. Делается вывод о наличии в Союзе иерархической институциональной структуры, которая предопределяет доминирование межгосударственного подхода и минимизацию наднационального регулирования. Система актов органов ЕАЭС носит иерархичный характер, а единственный орган, формирующийся по наднациональному принципу - Коллегия ЕЭК, в ходе процедур принятия актов достаточно жестко контролируется как другими органами Союза (Советом ЕЭК, Межправительственным и Высшим советами), так и государствами-членами. По мере развития и углубления евразийской интеграции неизбежно встанут вопросы о передаче дополнительных компетенций и полномочий органам Союза и расширении применения наднационального метода регулирования, в том числе за счет возможного появления в ЕАЭС парламентского измерения.