ISSN 2658-428X
Язык: ru

Статья: ПОНЯТИЕ "ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ" В РОССИЙСКОЙ И ЯПОНСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ (2024)

Читать онлайн

Педагогическое взаимодействие является основой и инструментом проведения всех педагогических процессов. Под педагогическим взаимодействием понимаются личностные контакты между участниками образовательного процесса, приводящие к взаимным изменениям в их отношениях, действиях, поведении, взглядах и т. д. Оно проявляется в области дидактики, воспитательной, социально-педагогической деятельности, поэтому оно универсально и не имеет национальных границ. Однако сам термин «педагогическое взаимодействие» есть в немногих странах, в связи с чем возникает вопрос о степени осмысления данного феномена в национальных педагогиках. Наиболее частыми терминами выступают «коммуникация», «общение», «отношения». На примере Японии можно видеть, что педагогическое взаимодействие изучалось в науке недостаточно и под большим влиянием западной педагогической мысли, прежде всего, немецкой. Целью статьи является сравнительный анализ понятия «педагогическое взаимодействие», используемого в педагогической литературе двух стран. В японской науке устоялось понятие «педагогические отношения» и «отношения между учителем и учеником», с 1990-х гг. к нему обращаются психологи, социологи и педагоги. В российской педагогике понятие педагогического взаимодействия использовалось с 1970-х гг. и долго заменялось синонимами, но с 1990-х гг. глубоко изучается в самых разных аспектах. Можно утверждать, что в Японии сложился феномен педагогического взаимодействия, характеризующийся, с одной стороны, недостаточным теоретическим осмыслением национальной педагогикой, а с другой - основанием на глубоко устоявшихся уникальных традициях и ритуалах контактов ученика с педагогами и другими учащимися.

Ключевые фразы: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, педагогические отношения, японская педагогика, ОБРАЗОВАНИЕ В ЯПОНИИ, сравнительная педагогика, ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, ПЕДАГОГ
Автор (ы): Данилова Лариса Николаевна
Соавтор (ы): Шендеровская Наталия Сергеевна
Журнал: СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
378. Высшее образование. Высшая школа. Подготовка научных кадров
Префикс DOI
10.20323/2658-428X-2024-1-22-167
eLIBRARY ID
65658371
Для цитирования:
ДАНИЛОВА Л. Н., ШЕНДЕРОВСКАЯ Н. С. ПОНЯТИЕ "ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ" В РОССИЙСКОЙ И ЯПОНСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ // СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. 2024. № 1
Текстовый фрагмент статьи