В статье рассматриваются проблема диагностики уровня развития коммуникативной потребности у детей с расстройством аутистического спектра. Известно, что дети с РАС испытывают трудности при общении со своим окружением. Однако наиболее сложным является определение степени желания и готовности ребенка к вступлению в контакт. Было проведено обследование шестерых детей возраста от 4 до 6 лет, у которых в заключении ПМПК был подтвержден диагноз «расстройство аутистического спектра», ранний детский аутизм. Для выявления коммуникативной потребности была разработана и апробирована методика, позволяющая оценить коммуникативное поведение детей по следующим критериям и показателям: выделение партнера по общению и способность удерживать зрительный контакт, слушать и понимать обращенную речь; самостоятельно вступать в контакт (изъявляет необходимость в общении в различных видах деятельности, при просьбе о помощи в физиологических потребностях, проявляет коммуникативную инициативу); способность поддерживать сосредоточенность на собеседнике; наличие указательного жеста; наличие заинтересованности в общении, эмоциональных реакций на собеседника; отклик на собственное имя; понимание и слушание обращенной речи; присутствие в жестикуляции жеста «до свидания». Было обнаружено, что ни у одного ребенка не оказалось высокого уровня выраженности коммуникативной потребности. Была разработана программа логопедических занятий по развитию коммуникативной лексики у детей с системным нарушением речи, обусловленным расстройством аутистического спектра. В занятия также были включены приемы, основанные на методике подкрепления, стимулирующие речевую потребность.В статье рассматриваются проблема диагностики уровня развития коммуникативной потребности у детей с расстройством аутистического спектра. Известно, что дети с РАС испытывают трудности при общении со своим окружением. Однако наиболее сложным является определение степени желания и готовности ребенка к вступлению в контакт. Было проведено обследование шестерых детей возраста от 4 до 6 лет, у которых в заключении ПМПК был подтвержден диагноз «расстройство аутистического спектра», ранний детский аутизм. Для выявления коммуникативной потребности была разработана и апробирована методика, позволяющая оценить коммуникативное поведение детей по следующим критериям и показателям: выделение партнера по общению и способность удерживать зрительный контакт, слушать и понимать обращенную речь; самостоятельно вступать в контакт (изъявляет необходимость в общении в различных видах деятельности, при просьбе о помощи в физиологических потребностях, проявляет коммуникативную инициативу); способность поддерживать сосредоточенность на собеседнике; наличие указательного жеста; наличие заинтересованности в общении, эмоциональных реакций на собеседника; отклик на собственное имя; понимание и слушание обращенной речи; присутствие в жестикуляции жеста «до свидания». Было обнаружено, что ни у одного ребенка не оказалось высокого уровня выраженности коммуникативной потребности. Была разработана программа логопедических занятий по развитию коммуникативной лексики у детей с системным нарушением речи, обусловленным расстройством аутистического спектра. В занятия также были включены приемы, основанные на методике подкрепления, стимулирующие речевую потребность.
The article deals with the problem of diagnosing the level of development of communicative needs in children with autism spectrum disorder. It is known that children with ASD have difficulty communicating with their peers. However, the most difficult thing is to determine the degree of desire and readiness of the child to make contact. A survey was conducted of 6 children aged 4 to 6 years, who were diagnosed with autism spectrum disorder, early childhood autism in the conclusion of the PMPC. To identify the communicative need, a technique has been developed and tested that allows assessing the communicative behavior of children according to the following criteria and indicators: the identification of a communication partner and the ability to maintain eye contact, listen and understand spoken language; independently make contact (expresses the need for communication in various activities, when asked for help with physiological needs, shows communicative initiative); the ability to maintain concentration on the interlocutor; the presence of an index gesture; the presence of interest in communication, emotional reactions to the interlocutor; response to one’s own name; understanding and listening to the addressed speech; the presence of the «goodbye» gesture in the gesture. It was found that none of the children had a high level of expression of the communicative need. A program of speech therapy classes for the development of communicative vocabulary in children with systemic speech impairment due to autism spectrum disorder has been developed. The lessons also included techniques based on the reinforcement technique, stimulating the speech need.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.20323/2949-5954-2024-3-5-7
- eLIBRARY ID
- 75102131