ISSN 2949-5954
Языки: ru · en

Статья: ОСОБЕННОСТИ ЛАТЕРАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ ДЕТЕЙ СЕМИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА, ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ (2024)

Читать онлайн

Чтение является базовым навыком, который обеспечивает успешность не только школьного обучения, но и многих других навыков, которые составляют основу функциональной грамотности человека. По данным исследователей сегодня значительное количество школьников испытывают трудности с освоением этого навыка. В свою очередь, затруднения, возникающие при освоении чтения, снижают у детей желание и мотивацию читать. Исследователи озабочены, с одной стороны, причинами, приводящими к ухудшению навыка чтения, с другой стороны, поиском эффективных технологий и методик, которые позволили бы решить обозначенную проблему. В статье представлены результаты исследования, посвященного анализу латеральной организации и выявлению индивидуального латерального профиля младших школьников. Авторы статьи постулируют тезис о том, что латеральная организация может выступать одной из причин, которая приводит к возникновению трудностей с освоением навыка чтения. Анализируя взаимосвязь уровня освоения чтения и латеральной организации, авторами статьи была адаптирована методика «Старт в будущее» с учётом межполушарной асимметрии младших школьников при обучении чтению. Оценка уровня владения навыками чтения была выполнена с опорой на подход, предложенный Т. Егоровым, выделившим 4 ступени навыка чтения: овладение буквенными обозначениями, побуквенное и слоговое чтение, аналитическое и синтетическое чтение. В ходе опытно-экспериментальной работы авторам и исполнителям удалось добиться того, что все дети за 21 день работы (в день по 60 мин) освоили первые две ступени, а большинство перешли на аналитический и даже синтетический тип чтения. Но надо заметить, что в «трудных» случаях, например, осложнённых гиперактивностью и дефицитом внимания потребовалось большее количество часов, с применением более точных конкретных приёмов. Коррекционно-развивающая работа строилась с учетом индивидуальных латеральных профилей. Полученные результаты говорят о правильности выдвинутых предположений и об эффективности выбранных приемов и технологии работы.

Reading is a basic skill that ensures the success of not only schooling, but also many other skills that form the basis of a person’s functional literacy. According to researchers, today a significant number of schoolchildren have difficulty mastering this skill. In turn, difficulties encountered in mastering reading reduce children’s desire and motivation to read. Researchers are concerned, on the one hand, with the reasons leading to a deterioration in reading skills, on the other hand, with the search for effective technologies and techniques that would solve the problem. The article presents the results of a study on the analysis of lateral organization and the identification of an individual lateral profile of younger students. The authors of the article postulate the thesis that lateral organization can be one of the reasons that leads to difficulties in mastering the reading skill. Analyzing the relationship between the level of reading mastery and lateral organization, the authors of the article developed and tested a methodology that takes into account the interhemispheric asymmetry of younger students when teaching reading. The assessment of the level of proficiency in reading skills was carried out based on the approach proposed by T. Yegorov, who highlighted 4 stages of reading skills: mastering letter designations, lettered and syllabic reading, analytical and synthetic reading. In the course of experimental work, the authors managed to ensure that most children mastered the first two stages in 21 days of work, and some switched to analytical and even synthetic type of reading. Corrective and developmental work was built taking into account individual lateral profiles. The results obtained indicate the correctness of the assumptions made and the effectiveness of the selected techniques and work technologies.

Ключевые фразы: младшие школьники, индивидуальные латеральный профиль, право леворукость, право левоглазость, право левоухость, навык чтения, синтетический способ чтения, побуквенный способ чтения, слоговой способ чтения
Автор (ы): Шелкунова Татьяна Владимировна
Соавтор (ы): Перевозников Николай Владимирович
Журнал: СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
159.9.07. Психологические исследования
Префикс DOI
10.20323/2949-5954-2024-3-5-105
eLIBRARY ID
75102137
Для цитирования:
ШЕЛКУНОВА Т. В., ПЕРЕВОЗНИКОВ Н. В. ОСОБЕННОСТИ ЛАТЕРАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ ДЕТЕЙ СЕМИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА, ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ // СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ. 2024. № 3
Текстовый фрагмент статьи