Люди сильно разнятся между собой по познавательным способностям, однако у всех них эти способности ограничены, начиная от возможностей восприятия окружающей реальности и кончая осуществлением математических расчётов и логических выводов из сделанных посылок. Если полностью рациональный индивид не только обладает полной информацией о мире, но и неограниченными возможностями совершать расчёты и делать логические выводы, то реальные люди, включая профессиональных исследователей, лишь ограниченно рациональны. Тем не менее научные знания, производимые учёными, близки к полностью рациональным. В статье рассматриваются компоненты ограниченной рациональности и те механизмы внутри науки, которые позволяют совершать такой переход. Ведущая роль среди этих механизмов принадлежит научной коммуникации, одной из функций которой является коррекция непроизвольных и неосознаваемых ошибок, совершаемых ограниченно рациональными исследователями. Показано, что выполнение этой функции сталкивается с определёнными сложностями, которые важно исследовать для улучшения процесса корректировки ошибок.
Идентификаторы и классификаторы
Общепринято, что наука является сферой человеческой деятельности, в которой ведущая роль принадлежит рациональности. Как писал У. Ньютон-Смит, «образ, который научному сообществу хотелось бы проектировать на себя и который большинство из нас действительно принимает для этого сообщества, – это в полном смысле слова рациональность. Научное сообщество видит себя как саму парадигму институционализированной рациональности.
Список литературы
- Newton-Smith, W. H. (1981). The Rationality of Science. London: Routledge.
- Merton, R. K. (1942). Science and technology in a democratic order. Journal of Legal and Political Sociology. Vol. 1. P. 115-126.
- Simon, H. A. (1955). A behavioral model of rational choice. Quarterly Journal of Economics. Vol. 69, no. 1. P. 99-118.
- Sent, E.-M. (2018). Rationality and bounded rationality: you can’t have one without the other. European Journal of the History of Economic Thought. Vol. 25, is. 6. P. 1370-1386.
- Bazerman, M. H. and Messick, D. M. (1998). On the power of a clear definition of rationality. Business Ethics Quarterly, Vol. 8, is. 3. P. 477-480. EDN: GTAQZD
- Simon, H. A. (1956). A Comparison of Game Theory and Learning Theory. Psychometrika. Vol. 21, is. 3. P. 267-272.
- Boudon, R. (1989). Subjective Rationality and the Explanation of Social Behavior. Rationality and Society. Vol. 1, is 2. P. 173-196. EDN: JPKQYZ
- Ryall, M. D. (2003). Subjective Rationality, Self-Confirming Equilibrium, and Corporate Strategy. Management Science. Vol. 49, no. 7. P. 936-949. EDN: DVWBCN
- Gilboa, I., Maccheroni, F., Marinacci, M. and Schmeidler, D. (2010). Objective and subjective rationality in a multiple prior model. Econometrica. Vol. 78, no. 2. P. 755-770.
-
Loewenstein, G. (1996). Out of Control: Visceral Influences on Behavior. Organizational Behavior and Human Decision Processes. Vol. 65, no. 3. P. 272-292.
-
Kahneman, D. and Tversky, A. (1984). Choices, values, and frames. American Psychologist. Vol. 39, no. 4. P. 341-350.
-
Thaler, R. H. (1991). Quasi Rational Economics. New York: Russell Sage Found.
-
Kahneman, D. (2003). Maps of Bounded Rationality: Psychology for Behavioral Economics. American Economic Review. Vol. 93, is. 5. P. 1449-1475.
-
Jones, B. D. (1999). Bounded rationality. Annual Review of Political Science. Vol. 2, is. 1. P. 297-321.
-
Coase, R. (1992). The Institutional Structure of Production. American Economic Review. Vol. 82, is. 4. P. 713-719.
-
Polya, G. (1954). Mathematics and Plausible Reasoning. Vol. I&II. Princeton, NJ: Princeton University Press.
-
Hertwig, R. and Pachur, T. (2015). Heuristics, History of. In: Wright J. (Ed.) International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences, 2nd ed., Vol. 10. P. 879-835. Oxford: Elsevier.
-
Reber, A. S. (1992). The cognitive unconscious: An evolutionary perspective. Consciousness and Cognition. Vol. 1, is. 2. P. 93-133.
-
Greenwald, A. G. and Ganaji, M. R. (1995). Implicit Social Cognition: Attitudes, Self-Esteem, and Stereotypes. Psychological Review. Vol. 102, is. 1. P. 4-27. EDN: HKCDTD
-
Casarett, D. (2016). The Science of Choosing Wisely - Overcoming the Therapeutic Illusion. New England Journal of Medicine. Vol. 374, no. 13. P. 1203-1205.
-
Lieder, F. and Griffiths, T. L. (2020). Resource-rational analysis: Understanding human cognition as the optimal use of limited computational resources. Behavioral and Brain Sciences. Vol. 43, article e1;. DOI: 10.1017/S0140525X1900061X
-
Hahna, M., Futrell, R., Levy, R. and Gibson, E. (2022). A resource-rational model of human processing of recursive linguistic structure. PNAS: Psychological and Cognitive Sciences. Vol. 119, no. 43, article e2122602119. EDN: NLPPYU
-
Tversky, A. and Kahneman, D. (1974). Judgment under Uncertainty: Heuristics and Biases. Science. New Series. Vol. 185, no. 4157. P. 1124-1131.
-
Taylor, R. N. (1975). Psychological determinants of bounded rationality: Implications for decision-making strategies. Decision Sciences. Vol. 6, is. 3. P. 409-429.
-
Caverni, J.-P., Fabre, J.-M. and Gonzalez, M. (1990). Cognitive Biases: Their Contribution for Understanding Human Cognitive Processes. Advances in Psychology. Vol. 68. P. 7-12.
-
Byyny, R. L. (2017). Cognitive bias: Recognizing and managing our unconscious biases. The Pharos. No. Winter. P. 2-6.
-
Johnson, D. and Levin, S. (2009). The tragedy of cognition: psychological biases and environmental inaction. Current Science. Vol. 97, no. 11. P. 1593-1603.
-
Van Vugt, M., Griskevicius, V. and Schultz, P. W. (2014). Naturally Green: Harnessing Stone Age Psychological Biases to Foster Environmental Behavior. Social Issues and Policy Review. Vol. 8, is. 1. P. 1-32.
-
Haselton, M. G., Bryant, G. A., Wilke, A., Frederick, D. A., Galperin, A., Frankenhuis, W. E. and Moore, T. (2009). Adaptive rationality: An evolutionary perspective on cognitive bias. Socia1 Cognition. Vol. 27, no. 5. P. 733-763.
-
Jussim, L. (2012). Social perception and social reality: Why accuracy dominates bias and self-fulfilling prophecy. New York: Oxford University Press. EDN: UULVCZ
-
Jussim, L. (2017). Précis of Social Perception and Social Reality: Why accuracy dominates bias and self-fulfilling prophecy. Behavioral and Brain Sciences. Vol. 40, article e1. DOI: 10.1017/S0140525X1500062X
-
Kahneman, D. and Tversky, A. (1996). On the Reality of Cognitive Illusions. Psychological Review. Vol. 103, no. 3. P. 582-591. EDN: HKBOOD
-
Samuelson, W., Zeckhauser, R. (1988). Status quo bias in decision making. Journal of Risk and Uncertainty. Vol. 1, is.1. P. 7-59.
-
Barberis, N., Shleifer, A. and Vishny, R. (1998). A model of investor sentiment. Journal of Financial Economics. Vol. 49, is. 3. P. 307-343. EDN: ABTNSD
-
Gifford, R. (2011). The dragons of inaction: Psychological barriers that limit climate change mitigation and adaptation. American Psychologist. Vol. 66, no. 4. P. 290-302.
-
Chu, J. S. G. and Evans, J. A. (2021). Slowed canonical progress in large fields of science. Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS). Vol. 118, no. 41, article e2021636118. EDN: RTMAJL
-
Gigerenzer, G. (1991). How to make cognitive illusions disappear: Beyond "heuristics and biases". In: Stroebe W. & Hewstone M. (Eds.). European Review of Social Psychology. (Vol. 2. P. 83-115). Chichester, UK: Wiley.
-
Gigerenzer, G and Brighton, H. (2009). Homo heuristicus: Why biased minds make better inferences. Topics in Cognitive Science. Vol. 1, is. 1. P. 107-143.
-
Grandori, A. and Cholakova, M. (2013). Unbounding bounded rationality: Heuristics as the logic of economic discovery. International Journal of Organization Theory & Behavior. Vol. 16, no. 3. P. 368-392.
-
Gigerenzer, G. (2008). Why heuristics work. Perspectives on Psychological Science. Vol. 3, is.1. P. 20-29.
-
Gigerenzer, G. and Gaissmaier, W. (2011). Heuristic Decision Making. Annual Review of Psychology, Vol. 62. P. 451-82.
-
Goldman, A. (1986). Epistemology and Cognition. Cambridge, MA: Harvard University Press.
-
Wible, J. R. (1997). Towards an evolutionary conception of rationality in science and economics. In: Wible, J. R. The Economics of Science: Methodology and Epistemology as if Economics Really Mattered. London: Routledge. P. 190-202.
-
Liebenberg, L. (2021). The Origin of Science: The Evolutionary Roots of Scientific Reasoning and its Implications for Tracking Science. 2nd ed. Cape Town: CyberTracker.
-
Feyerabend, P. (1975). Against Method: Outline of an Anarchistic Theory of Knowledge. London: Verso.
-
Bergström, L. (1980). Some Remarks Concerning Rationality in Science. In: Hilpinen R. (Ed.) Rationality in Science Dordrecht: Springer. P. 1-11.
-
Szollosi, A. and Newell, B. R. (2020). People as intuitive scientists: Reconsidering statistical explanations of decision making. Trends in Cognitive Sciences. Vol. 24, is. 12. P. 1008-1018. EDN: CJLIJF
-
Viktoruk, E. N. and Chernyeva, A. S. (2010). Understanding Horizons in Methodology of Socially-Humanitarian Cognition. Journal of Siberian Federal University: Humanities & Social Sciences. Vol. 5, no. 3. P. 776-784. EDN: MUPZZH
-
Turk-Browne, N. B., Junge, J. A. and Scholl, B. J. (2005). The Automaticity of Visual Statistical Learning. Journal of Experimental Psychology: General. Vol. 134, no. 4. P. 552-564.
-
Bandura, A. (1977). Social Learning Theory. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall.
-
Becker, G. S. (1976). The economic approach to human behavior. In: Becker, G. S. The Economic Approach to Human Behavior Chicago: University of Chicago Press. P. 3-14.
-
Merton, R. K. (1942). A note on science and democracy. Journal of Legal and Political Sociology. Vol. 1. P. 115-126.
-
Ioannidis, J. P. A. (2012). Why Science Is Not Necessarily Self-Correcting. Perspectives on Psychological Science. Vol. 7, is. 6. P. 645-654.
-
Stroebe, W., Postmes, T. and Spears, R. (2012). Scientific Misconduct and the Myth of Self-Correction in Science. Perspectives on Psychological Science. Vol. 7, no. 6. P. 670-688.
-
Allchin, D. (2015). Correcting the "self-correcting" mythos of science. Filosofia e História da Biologia. Vol. 10, is. 1. P. 19-35.
-
Romero, F. (2016). Can the Behavioral Sciences Self-Correct? A Social Epistemic Study. Studies In History and Philosophy of Science Part A. Vol. 60, is.1. P. 55-69.
-
De Vries, R., Anderson, M. S. and Martinson, B. C. (2006). Normal Misbehavior: Scientists Talk about the Ethics of Research. Journal of Empirical Research on Human Research Ethics. Vol. 1, is.1. P. 43-50.
-
Necker, S. (2014). Scientific misbehavior in economics. Research Policy. Vol. 43, is. 10. P. 1747-1759.
-
Hesselmann, F., Graf, V., Schmidt, M. and Reinhart, M. (2017). The visibility of scientific misconduct: A review of the literature on retracted journal articles. Current Sociology Review. Vol. 65, no. 6. P. 814-845. EDN: YHBOIC
-
Bruner, J. P. and Holman, B. (2019). Self-correction in science: Meta-analysis, bias and social structure. Studies in History and Philosophy of Science. Part A. Vol. 78. P. 93-97.
-
Tourish, D., Craig, R. (2020). Research Misconduct in Business and Management Studies: Causes, Consequences and Possible Remedies. Journal of Management Inquiry. Vol. 29, is. 2. P. 174-187.
-
Chubin, D. E. (1985). Misconduct in Research: An Issue of Science Policy and Practice. Minerva. Vol. 23, no. 2. P. 175-202.
-
Biagioli, M., Kenney, M., Martin, B. and Walsh, J. P. (2019). Academic misconduct, misrepresentation and gaming: A reassessment. Research Policy. Vol. 48, is. 2. P. 401-413.
-
Ioannidis, J. P. (2005). Why most published research findings are false. PLoS Medicine. Vol. 2, is. 8, article e124;. DOI: 10.1371/journal.pmed.0020124
-
Wilholt, T. (2009). Bias and values in scientific research. Studies in History and Philosophy of Science. Vol. 40, is.1. P. 92-101.
-
Ditto, P. H. (2009). Passion, reason, and necessity: A quantity-of-processing view of motivated reasoning. In: Bayne, T. & Fernández, J. (Eds.). Delusion and Self-Deception: Affective and Motivational Influences on Belief Formation New York: Psychology Press. P. 23-53.
-
Berggren, N., Jordahl, H. and Stern, C. (2009). The political opinions of Swedish social scientists. Finnish Economical Papers. Vol. 22, no. 2. P. 75-88.
-
Charlton, B. G. (2009). Clever sillies: Why high IQ people tend to be deficient in common sense. Medical Hypotheses. Vol. 73, no. 6. P. 867-70.
-
Woodley, M. A. (2010). Are high-IQ individuals deficient in common sense? A critical examination of the ‘clever sillies' hypothesis. Intelligence. Vol. 38. P. 471-80.
-
Franco, A., Malhotra, N. and Simonovits, G. (2014). Publication bias in the social sciences: Unlocking the file drawer. Science. Vol. 345, no. 6203. P. 1502-1505.
-
Fanelli, D., Costas, R. and Ioannidis, J. P. A. (2017). Meta-assessment of bias in science. Proceedings of the National Academy of Sciences. Vol. 114, no. 14. P. 3714-3719.
-
Peterson, E. L. (2019). Can scientific knowledge sift the wheat from the tares? A brief history of bias (and fears about bias) in science. In: McCain, K. & Kampourakis, K. (Eds.). What is Scientific Knowledge? An Introduction to Contemporary Epistemology of Science London: Routledge. P. 195-211.
-
May, J. (2021). Bias in Science: Natural and Social. Synthese. Vol. 199, is. 1-2. P. 3345-3366.
-
Nickerson, R. S. (1998). Confirmation Bias: A Ubiquitous Phenomenon in Many Guises. Review of General Psychology. Vol. 2, no. 2. P. 175-220.
-
Kappes, A., Harvey, A. H., Lohrenz, T., Montague, P. R. and Sharot, T. (2020). Confirmation bias in the utilization of others' opinion strength. Nature Neuroscience. Vol. 23, is. 1. P. 130-137.
-
Schumm, W. R. (2021). Confirmation bias and methodology in social science: An editorial. Marriage & Family Review. Vol. 57, is. 4. P. 285-293. EDN: HWUOWB
-
McSweeney, B. (2021). Fooling ourselves and others: confirmation bias and the trustworthiness of qualitative research - Part 1 (the threats). Journal of Organizational Change Management. Vol. 34, no. 5. P. 1063-1075. EDN: SMGUAI
-
Fine, M. A. (2022). Distinctions between Scientific Misconduct and Bias in Social Science: Avoidable versus Unavoidable Deviations from Best Practices in Research. Marriage & Family Review. Vol. 58, is. 1. P. 89-100. EDN: AMPARY
-
Moser, S. (2013). Confirmation Bias: The Pitfall of Forensic Science. Themis: Research Journal of Justice Studies and Forensic Science. Vol. 1, is. 1. P. 71-80.
-
Jenkins, H. M. and Ward, W. C. (1965). Judgment of contingency between responses and outcomes. Psychological Monographs. Vol. 79, is. 1. P. 1-17.
-
Shanks, D. R. and Dickinson, A. (1987). Associative accounts of causality judgment. In: Bower, G. H. (Ed.). The Psychology of Learning and Motivation San Diego, CA: Academic Press. P. 229-261.
-
Matute, H., Blanco, F., Yarritu, I., Díaz-Lago, M., Vadillo, M. A. and Barberia, I. (2015). Illusions of causality: How they bias our everyday thinking and how they could be reduced. Frontiers in Psychology. Vol. 6. article 888. DOI: 10.3389/fpsyg.2015.00888
-
Moshman, D. (1990). Rationality as a Goal of Education. Educational Psychology Review. Vol. 2, no. 4. P. 335-364.
-
Park, P. S. (2022). The evolution of cognitive biases in human learning. Journal of Theoretical Biology. Vol. 541, article 111031.
-
Merton, R. K. (1968). The Matthew Effect in Science. Science. Vol. 159, no. 3810. P. 56-63.
-
Matute, H., Yarritu, I. and Vadillo, M. A. (2011). Illusions of causality at the heart of pseudoscience. British Journal of Psychology. Vol. 102, no. 3. P. 392-405.
-
Torres, M. N., Barberia, I. and Rodríguez-Ferreiro, J. (2020). Causal illusion as a cognitive basis of pseudoscientific beliefs. British Journal of Psychology. Vol. 111, no. 4. P. 840-852. EDN: AOWTGP
-
Seglen, P. O. (1992). The skewness of science. Journal of the American Society for Information Science. Vol. 43, is. 9. P. 628-638.
-
Hamilton, D. P. (1990). Publishing by - and for? - the Numbers. Science. Vol. 250, no. 4986. P. 1331-1332. EDN: BICZAX
-
Hamilton, D. P. (1991). Research Papers: Who's Uncited Now. Science. Vol. 251, no. 4989. P. 25. EDN: BIWZET
-
Schwartz, C. A. (1997). The rise and fall of uncitedness. College & Research Libraries. Vol. 58, no. 1. P. 19-29.
-
Van Noorden, R. (2017). The science that's never been cited. Nature. Vol. 552, no. 7684. P. 162-164.
-
Camacho-Minano, M. and Nunez-Nickel, M. (2009). The multilayered nature of reference selection. Journal of the American Society for Information Science and Technology. Vol. 60, is. 4. P. 754-777.
-
MacRoberts, M. H. and MacRoberts, B. R. (2010). Problems of citation analysis: A study of uncited and seldom-cited influences. Journal of the American Society for Information Science and Technology. Vol. 61, is. 1. P. 1-12.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Первая книга, о которой идёт речь в обзоре, – “Globalizing China – Social and Governance Reforms” («Глобализирующийся Китай: реформы в социальной сфере и управлении»). Её автор – Ка Хо Мок, вице-президент Университета Линнань, специалист в сравнительной политологии и социологии. Книга посвящена анализу китайской модернизации за последнюю четверть века, т. е. с конца 1990-х по начало 2020-х гг., хотя отдельные главы охватывают более масштабные периоды. В фокусе авторского внимания находятся три больших области: социальное обеспечение, высшее образование и государственное управление.
Рецензия посвящена справочному двухтомному изданию по персональному составу Сибирского отделения АН СССР/РАН, опубликованному в связи с 65-летием со дня его создания. Проводится краткое сравнение с предыдущими аналогичными изданиями (1982 и 2007 гг.). Установлено, что принципы составления и основные блоки научных биографий учёных - академиков и членов-корреспондентов Академии наук, сформулированные в издании 2007 г., в справочнике 2022 г. не изменились. Сделан вывод, что издание представляет ценность как для историков науки, так и специалистов области социальных исследований науки (в частности, науковедов и социологов науки), поскольку содержащиеся в нём сведения позволяют сделать целый ряд важных выводов об источниках и специфике формирования высшего слоя академической иерархии.
В статье обсуждаются основные идеи книги Ф. Паскуале «Новые законы робототехники: апология человеческих знаний в эпоху искусственного интеллекта». В своей работе Паскуале активно использует накопленный за долгие годы опыт осмысления процессов цифровизации, предлагая рассматривать переход к новым формам экономики не как неизбежную катастрофу, а как открытие широчайшего спектра возможностей для людей, готовых интегрировать новейшие технологии в свою жизнь. В книге предлагаются законы робототехники, дополняющие классические постулаты А. Азимова, и очерчиваются контуры новой парадигмы для понимания научно-технологического развития. В её основе лежит идея синтеза экспертного знания человека с вычислительной мощностью машины. Паскуале отмечает, что, хотя развитие искусственного интеллекта и робототехники потребует масштабных реформ социально-экономической системы, итогом их вполне может стать не вытеснение людей с рынка труда, а скорее превращение машин в помощников для человеческой работы. Достижение такой цели, подчёркивает Паскуале, необходимо требует, чтобы у цифровизации и роботизации были не столько технологические, сколько правовые и культурные ограничения, направляющие её ход. В таком случае внедрение искусственного интеллекта станет фактором, повышающим ценность человеческой экспертизы, вместо того чтобы закончиться перекраиванием экономики в интересах крупных корпораций и технократических элит.
Книга известного британского медиевиста Питера Бёрка - едва ли не первое подробное историческое исследование феномена разносторонней одарённости. В рецензии отмечается важность монографии. П. Бёрком собран уникальный исторический материал об исследователях различных веков, обладавших широкими интересами и работавших в междисциплинарных направлениях. Показано, что информационные кризисы, возникавшие в обществе на протяжении истории, изменяли практику взаимодействия универсальных учёных и учёных узкого профиля. Сделано важное наблюдение о конвергенции ролей полиматов и специалистов по мере развития науки и технологий. Книга адресована всем интересующимся общей историей науки и социальной историей научного сообщества.
С учётом стоящих перед российской наукой и промышленностью вызовов, связанных с изменением геополитических и макроэкономических условий, особую актуальность приобретают формирование новых направлений научно-инновационного сотрудничества, поиск новых партнёров и выстраивание связей с научными организациями и бизнесом в странах БРИКС. Обсуждению широкого круга вопросов, связанных с развитием научно-технологического и инновационного сотрудничества стран БРИКС, была посвящена состоявшаяся в октябре 2022 г. конференция, в которой приняли участие представители науки, бизнеса и органов власти стран БРИКС.
Статья представляет собой научную автобиографию профессионального историка физики, проработавшего в Институте истории естествознания и техники РАН (ИИЕТ РАН) более полувека. Одновременно она отражает историю исследований в области истории физики в ИИЕТ РАН за это время. Автор выделяет последовательность поворотных моментов, связанных с его наиболее важными работами и изменениями в исследовательской тематике. Рассмотрены его исследования по истории принципов симметрии, теории относительности, единым теориям поля, социальной истории отечественной физики, а также по истории советского атомного проекта. Обсуждается и связь истории науки с философией науки, которую автор преподавал аспирантам Московского физико-технического института. Особое внимание уделено учителям автора и его встречам с крупными учёными (историками науки, физиками, философами), в том числе с зарубежными. Рассказывается и о научно-организационной работе автора (руководство сектором истории физики и механики, Общемосковскими семинарами по истории физики и механики и по истории советского атомного проекта), в частности, и об ошибках и упущенных возможностях в этой сфере. В заключение сформулированы в форме «уроков истории» некоторые особенности и проблемы развития истории физики и историко-научных исследований в целом.
В статье на примере истории дачных посёлков академиков характеризуется эволюция принципов организации привилегированного дачного пространства в СССР. Автором исследуются практики распределения и организации ведомственных дач, предпринимается попытка вписать их историю в фокус повседневных коллективных и межличностных интеракций учёных, широкие социальные процессы переплетения элитарных и эгалитарных тенденций исследуемой эпохи. Получение «академических» дач было тесно связано с репутационной составляющей, общественным и профессиональным признанием и административным ресурсом конкретного научного работника. В этом отношении практики распределения и организации ведомственного дачного пространства закрепляли сложившуюся иерархию в советском научном сообществе. Принцип комплексной застройки (сосредоточение строительства в одном месте, в формате закрытого посёлка, с наличием ориентированной на посёлок инфраструктуры) имел следствием корпоративное обособление социально-профессиональных групп (в первую очередь, нобилитета). В конкуренции нескольких принципов - кооперации открытого и закрытого типа, ведомственного и частнохозяйственного устройства, права пользования и права личной собственности - проявлялись отчётливые черты советского общества: лимитированность ресурсов, бюрократизация системы распределения, неустойчивость имущественных прав, однако сформировалось уникальное «неформальное» пространство «стародачных» посёлков. В основу исследования положен широкий круг неопубликованных источников (делопроизводство, документы личного происхождения) из фондов Архива Российской академии наук, Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного архива литературы и искусства и др., впервые вводимых в научный оборот.
Цель исследования - выделение и обоснование критериев синергизма взаимодействия работников внутри научного коллектива. Объект исследования - научная деятельность микроколлективов (коллективов кафедр), предмет исследования - успешность сотрудничества внутри коллективов. Научное сотрудничество представляет собой важный фактор повышения успешности (эффективности) исследовательской деятельности и получения высококачественных научных результатов. Повышение результативности любой деятельности, в том числе исследовательской, обеспечивается путём синергичного взаимодействия (результаты которого могут быть представлены как 1+1>2). Авторы рассматривают синергичное взаимодействие как способ осуществления исследовательской деятельности научного коллектива, основанный на сотрудничестве как факторе получения результатов, невозможных без данного взаимодействия. Параметры, отражающие синергизм исследовательской деятельности научного коллектива, являются его критериями как субъекта указанной деятельности (прежде всего, организационной готовности). С учётом данных параметров проведён анализ результатов исследовательской деятельности (нашедших отражение в публикационной активности и цитируемости) научно-педагогических работников высших учебных заведений Краснодарского края. Представлены авторские модели и методы диагностики синергичного взаимодействия внутри научного коллектива. Предлагаются основанные на теории множеств первичные математические модели научного коллектива и его деятельности. Отмечен ряд трудностей в оценивании синергизма научного коллектива. Методологические основы исследования: синергетический подход (рассматривает научное сотрудничество как синергичный процесс, приводящий к повышению результативности исследовательской деятельности), системный подход (рассматривает диагностику научного сотрудничества как неотъемлемую составляющую мониторинга исследовательской деятельности), социологический подход (рассматривает научный коллектив как социальную систему и среду для научного работника), квалиметрический подход (провозглашает необходимость многокритериальной диагностики синергичного взаимодействия внутри научного коллектива) и вероятностно-статистический подход (рассматривает диагностику научного сотрудничества как статистическое измерение, основанное на обработке первичной информации).
Методы исследования: анализ научной литературы, моделирование, методы теории множеств и графов, методы квалиметрии, методы математической статистики, в том числе метод каменистой осыпи, на основе которого вычисляют общеизвестный индекс Хирша, методы линейной алгебры.
Индексы широко вошли в инструментарий современной наукометрии. Однако нет надёжного числового критерия для проведения различий между оценкой уровня различных кандидатских или PhD диссертационных работ, несмотря на огромные отличия, иногда в сотни раз, в индикаторе влияния журналов, в которых опубликованы работы различных диссертантов. В статье в более широком дискурсе обсуждается брутто-оценка на ранней стадии научно-исследовательской деятельности на примере простого наукометрического индекса автора: ab-индекса. Приведён пример его расчёта, произведён анализ его особенностей, изучены роль в стимулировании и обеспечении охвата, связь с импактом исследований, сравнение с индексом Хирша, а также даются рекомендации по его применению. Мы приводим факты, данные, основания, приглашаем к обсуждению и иллюстрируем, что у некоторых индексов есть полезная рекомендательная функция, только если обозначить их статус, деликатно очертить круг их применимости, указать место в общей структуре и процессах, исключить дискриминацию по признаку той или иной величины индекса и развернуть соответствующие компенсационные или трансформационные меры для развития научно-технологической экосистемы, а не заниматься производством очередных показателей как механизма подавления знаний, технологий и компетенций.
Рассматривается поток советских (до 1991 г.), далее российских научных публикаций, включённых в базу данных Scopus (отрасль знаний «Physics and Astronomy») в период 1980-2020 гг. Показано, что динамика развития потока в целом (в количественном отношении) соответствует динамике мирового потока в этой отрасли; за последние 40 лет страна не выпадала из десятки лидеров по доле публикаций по физике, более того, в последнее время доля российских публикаций увеличивается, и к 2020 году Россия достигла третьего места среди всех участников. Количество типов документов, входящих в поток, меняется за рассматриваемый период от трёх до десяти, но более 90% в сумме всегда составляют документы типов: статья из журнала и публикация трудов конференций, поэтому далее рассматриваются документы двух этих типов. Анализ выявил количественный рост (после 2018 г.) доли трудов конференций при соответственном убывании доли журнальных публикаций. Проверена точка зрения, что это чисто российская особенность, связанная с учётом результатов научной работы, однако была выявлена аналогичная тенденция в мировом потоке и в потоках публикаций ряда стран, хотя в российском потоке публикаций она более ярко выражена. В целом данное явление требует специального исследования. Далее проводился анализ цитирования журнальных статей, входящих в поток. Отдельно изучалось цитирование трёх потоков публикаций 1980, 1990 и 2000 годов. Анализ показал заметное уменьшение в потоке 2000 года числа нецитируемых документов, что говорит об общем увеличении интереса к российским публикациям. В то же время обнаружено, что двадцатилетний срок недостаточен для получения полной картины цитирования массива документов определённого года издания. Проведён раздельный анализ цитирования документов потока для публикуемых документов с иностранным соавторством и без такового. Установлено, что процент нецитируемых документов среди документов с иностранным соавторством существенно ниже, а средняя цитируемость выше. Также анализировалась аффилиация авторов документов, цитирующих советские/российские публикации. Обнаружено, что более 80% цитирующих документов не имеет авторов с российской аффилиацией. При этом в числе первых трёх стран аффилиации авторов цитирующих документов для всех публикаций трёх рассматриваемых лет - США и Германия, а также (по разу) - Япония и КНР.
В статье рассматривается сложившийся парадокс неопределённости статуса молодых учёных в контексте провозглашённой государственной стратегической значимости данной социально-профессиональной группы. С опорой на институциональный и ресурсный подходы охарактеризованы специфические особенности статуса молодых учёных и его группообразующие критерии. На основании системного анализа как действующих нормативно-правовых актов, так и законопроектов, предлагающих упорядочить и закрепить понятие «молодой учёный», в правовом поле выявлена ограниченность предлагаемых определений понятия «молодой учёный» и его статусных позиций. Обозначены последствия неопределённости статуса молодых учёных. Предлагается авторская концептуализация социально-профессионального и правового статуса молодых учёных.
В статье рассматриваются отдельные аспекты аттестации научных работников, в частности, особенности присуждения учёных степеней на современном этапе развития российского законодательства и в исторической ретроспективе. Не претендуя на полноценное исследование всей проблематики процесса присуждения учёных степеней, а тем более всего процесса научной аттестации, автор ставит цель - привлечь внимание читателя к некоторым особенностям развития системы присуждения учёных степеней в России на протяжении всех этапов их существования с XVIII века до настоящего времени.
В статье утверждается, что понятие экономики как равновесной структуры не в полной мере согласуется с «мобилизацией» как характеристикой ограниченного по времени комплекса процессов трансформации социально-производственных отношений, перехода системы из одного состояния в качественно иное и, как правило, с чётко определённой целью. Мобилизационный проект (МП), таким образом, имеет этапы начала и завершения. Российская научная сфера в её нынешнем состоянии не может быть «мобилизована». В то же время чистая наука, жизнеобеспечивающий элемент всего сектора науки и технологий, способна к самомобилизации. Намечена последовательность реализации МП: целостное упругое семантическое поле - комплекс суверенитетов {семантический - институциональный - технологический}. Общая рекомендация экспертного сообщества: нужно мыслить в категориях полных циклов. Применительно к конкретному случаю разрабатываются и внедряются современные технологии производства знания, знаниеинтенсивных продуктов, выбираются организационные формы. Среди них перспективными в контексте МП оказываются сетевые форматы с необходимой долей иерархии.
Проведено сравнение проектного и процессного подходов к управлению научным сектором. Рассмотрена классификация проектов с точки зрения их масштаба, финансовые инструменты поддержки научных исследований, нормативно-правовая база для реализации проектного подхода, интересы участников системы организации научных исследований с точки зрения их заинтересованности в проектном варианте управления наукой.Показано, что проектный и процессный подходы к управлению не являются антагонистами и система управления наукой должна их объединять. В то же время отмечается отсутствие инфраструктуры для организации крупных научно-технических проектов, опыта организации такой деятельности у большинства участников системы управления и реализации научными исследованиями, заинтересованности большинства участников в проектном подходе.Организация крупных комплексных научно-технических проектов не может быть профинансирована так же, как финансируется формирование малых и средних проектов, для организации крупных комплексных проектов требуется более высокий уровень организации управления, который отсутствует в настоящее время.
В работе представлены оценки исследователей о высокой зависимости российской науки от иностранного исследовательского оборудования, расходных материалов и специализированного программного обеспечения. По данным проведённого в 2022году опроса, 60% исследователей указывали на долю зарубежного оборудования в размере 80%. При этом около половины исследователей в разной степени отмечали неудовлетворённость текущей обеспеченностью приборной базой. Чувствительность российской науки к иностранным санкциям, связанным с прекращением поставок оборудования, только в незначительной части амортизируется совокупно следующими способами: доступные аналоги российского производства или производства дружественных стран, создание в короткое время российских аналогов. В большинстве случаев импортозамещение иностранного оборудования, по оценкам исследователей, либо невозможно, либо займёт продолжительное время. Сделан вывод о том, что инициированный в 2022 году федеральный проект «Развитие отечественного приборостроения гражданского назначения для научных исследований» нуждается в существенном усилении, поскольку в текущей конфигурации не соответствует решению задачи ускоренного и масштабного импортозамещения.
Завершился первый год тотальной санкционной войны коалиции западных стран против России, в т. ч. и против российской науки. Российскую науку бесцеремонно вытесняют из глобальной мировой науки как что-то имеющее пренебрежимо малое значение. В докладе по итогам совместного исследования Clarivate Analytics, Harvard Kennedy School и Policy Institute, King’s College London (июль 2022 г.) говорится, что исключение России из глобальной науки практически не повлияло бы на глобальную науку и особенно на лидирующие страны Запада, поскольку «российская научная система слаба, деградирует и всё больше будет подвергаться маргинализации».
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru