Архив статей журнала
Монография посвящена анализу состояния и процесса реформирования системы образования в России. Подробно обсуждаются проблемы платного образования, подготовки профессионалов в системе высшего образования, формирования ценностей, мышления и мировоззрения человека в образовательном процессе, рассматриваются проблемы реформирования школьного образования. Особо выделен качественный анализ состояния системы высшего образования до и после присоединения России к Болонской декларации, освещаются функциональные основы образования советского периода и формулируются итоги реформаторских усилий последних десятилетий. Авторами обосновывается вывод, что никакой единой реформы российского образования - продуманной и работающей на интересы государства и общества - последние тридцать лет не было и нет до сих пор. Есть ряд реформаторских трендов, исходящих от различных инициаторов, и есть нечёткие общественные пожелания, каким должно быть будущее российского образования. Авторами сделан прогноз, что оно будет создаваться как самостоятельная структура на глобальном рынке образовательных услуг в условиях множества детерминирующих факторов.Монография посвящена анализу состояния и процесса реформирования системы образования в России. Подробно обсуждаются проблемы платного образования, подготовки профессионалов в системе высшего образования, формирования ценностей, мышления и мировоззрения человека в образовательном процессе, рассматриваются проблемы реформирования школьного образования. Особо выделен качественный анализ состояния системы высшего образования до и после присоединения России к Болонской декларации, освещаются функциональные основы образования советского периода и формулируются итоги реформаторских усилий последних десятилетий. Авторами обосновывается вывод, что никакой единой реформы российского образования - продуманной и работающей на интересы государства и общества - последние тридцать лет не было и нет до сих пор. Есть ряд реформаторских трендов, исходящих от различных инициаторов, и есть нечёткие общественные пожелания, каким должно быть будущее российского образования. Авторами сделан прогноз, что оно будет создаваться как самостоятельная структура на глобальном рынке образовательных услуг в условиях множества детерминирующих факторов.
В монографии представлен комплексный анализ процесса обеспечения кадрами советского атомного проекта: его принципов, форм, методов, механизмов, а также организационных, управленческих, образовательных, экономических и социальных мер в контексте советской экономической системы. В рецензии отмечается, что в монографии автор впервые представляет анализ ранее неопубликованных материалов и источников личного характера, что позволяет охватить различные аспекты - от институциональных рамок складывания кадрового состава до внутренних «атомных» социальных практик. Важность представленного исследования заключается в том, что оно проявляет роль человеческого фактора в превращении СССР в ядерную державу.В монографии представлен комплексный анализ процесса обеспечения кадрами советского атомного проекта: его принципов, форм, методов, механизмов, а также организационных, управленческих, образовательных, экономических и социальных мер в контексте советской экономической системы. В рецензии отмечается, что в монографии автор впервые представляет анализ ранее неопубликованных материалов и источников личного характера, что позволяет охватить различные аспекты - от институциональных рамок складывания кадрового состава до внутренних «атомных» социальных практик. Важность представленного исследования заключается в том, что оно проявляет роль человеческого фактора в превращении СССР в ядерную державу.
Статья посвящена анализу содержания монографии В.В.Лапаевой «Право в эпоху генетической революции (прогресс геномики человека с позиций правового подхода)». Даётся общая характеристика работы и раскрывается содержание таких её направлений, как защита прав пациентов-испытуемых и доноров биологического материала, стимулирование национального научно-технологического развития, а также предотвращение угроз вследствие неконтролируемого применения технологий редактирования генома человека. Особое внимание уделено освещению в монографии проблем законодательной политики России в области исследований генома человека и обоснованию автором тезиса о том, что создание благоприятных правовых условий для развития исследований в сфере генома человека невозможно в отрыве от правового обеспечения развития российской науки в целом.Статья посвящена анализу содержания монографии В.В.Лапаевой «Право в эпоху генетической революции (прогресс геномики человека с позиций правового подхода)». Даётся общая характеристика работы и раскрывается содержание таких её направлений, как защита прав пациентов-испытуемых и доноров биологического материала, стимулирование национального научно-технологического развития, а также предотвращение угроз вследствие неконтролируемого применения технологий редактирования генома человека. Особое внимание уделено освещению в монографии проблем законодательной политики России в области исследований генома человека и обоснованию автором тезиса о том, что создание благоприятных правовых условий для развития исследований в сфере генома человека невозможно в отрыве от правового обеспечения развития российской науки в целом.
В рецензии рассматривается монография «Образ мышления в науке о данных: Наступающая научно-техническая и экономическая революция» Лонбина Цао (ORCID: 0000-0003-1562-9429) - известного австралийского исследователя в области информатики и всего спектра ныне актуальных направлений, связанных с машинным обучением, искусственным интеллектом и др. В работе автор, несмотря на внушительный объём книги, компактно излагает становление новой дисциплины - науки о данных. В отличие от «традиционных» наук, это направление обладает целым рядом уникальных характеристик: более тесной связью теории с практикой, объединением методологических подходов общественно-гуманитарных и естественно-научных дисциплин, а также возможностью выхода в ранее недоступные для исследований пространства. Книга будет интересна как историкам развития науки, так и специалистам, непосредственно вовлечённым в работу с данными.В рецензии рассматривается монография «Образ мышления в науке о данных: Наступающая научно-техническая и экономическая революция» Лонбина Цао (ORCID: 0000-0003-1562-9429) - известного австралийского исследователя в области информатики и всего спектра ныне актуальных направлений, связанных с машинным обучением, искусственным интеллектом и др. В работе автор, несмотря на внушительный объём книги, компактно излагает становление новой дисциплины - науки о данных. В отличие от «традиционных» наук, это направление обладает целым рядом уникальных характеристик: более тесной связью теории с практикой, объединением методологических подходов общественно-гуманитарных и естественно-научных дисциплин, а также возможностью выхода в ранее недоступные для исследований пространства. Книга будет интересна как историкам развития науки, так и специалистам, непосредственно вовлечённым в работу с данными.
В рецензии отмечается важность монографии. Культуролог К.Г.Фрумкин собрал в книге уникальный материал об эволюции темы науки и учёных в советской (российской) культуре на протяжении XX века. Автор развивает две параллельные сюжетные линии. Первая линия представляет анализ исторического развития отечественной науки в XX столетии. Вторая линия связана с подробной инвентаризацией сложившихся в искусстве шаблонов и стереотипов научной среды. Показано, что наиболее распространённым и знаковым в советском искусстве является представление о положительном герое-учёном как о самоотверженном энтузиасте. К другим обсуждаемым стереотипам относятся также жертвенность учёного, его бойцовские качества, позволяющие противостоять проходимцам от науки. Развитие получили темы борьбы с научным плагиатом и карьеризмом. Под знаком государственного нетерпения и завышенных ожиданий разрабатывалась обязательная тема связи науки с производством. Сделан важный вывод о живучести стереотипов, которым не мешала эволюция отношения советского общества к науке.В рецензии отмечается важность монографии. Культуролог К.Г.Фрумкин собрал в книге уникальный материал об эволюции темы науки и учёных в советской (российской) культуре на протяжении XX века. Автор развивает две параллельные сюжетные линии. Первая линия представляет анализ исторического развития отечественной науки в XX столетии. Вторая линия связана с подробной инвентаризацией сложившихся в искусстве шаблонов и стереотипов научной среды. Показано, что наиболее распространённым и знаковым в советском искусстве является представление о положительном герое-учёном как о самоотверженном энтузиасте. К другим обсуждаемым стереотипам относятся также жертвенность учёного, его бойцовские качества, позволяющие противостоять проходимцам от науки. Развитие получили темы борьбы с научным плагиатом и карьеризмом. Под знаком государственного нетерпения и завышенных ожиданий разрабатывалась обязательная тема связи науки с производством. Сделан важный вывод о живучести стереотипов, которым не мешала эволюция отношения советского общества к науке.
В статье рассматриваются особенности любительской астрономии и различных инициатив и показана связь между любительской наукой и наукой профессиональной. В исследовании анализировались научные публикации российских и зарубежных авторов по различным инициативам любительской астрономии. Всего были изучены 500 публикаций. Методом анализа выступает контент-анализ. Цель исследования - рассмотреть современное состояние любительских астрономических инициатив и определить, как подобные инициативы связаны с профессиональными исследованиями. На основании анализа публикаций были выделены три типа, характеризующие современное состояние любительских астрономических инициатив и взаимодействий учёных-профессионалов с любителями. Каждый из типов имеет свою специфику коммуникации и организации сообществ, а также характеризуется определённой степенью открытости/закрытости сообществ. Также в исследовании анализируется специфика становления любительской астрономии, и любительская астрономия рассматривается как одно из старейших направлений активного сотрудничества науки профессиональной и энтузиастов-исследователей. В статье показано, что подобные любительские инициативы имеют большое значение для прикладного сектора науки, развития новых идей и прогресса в научной сфере.В статье рассматриваются особенности любительской астрономии и различных инициатив и показана связь между любительской наукой и наукой профессиональной. В исследовании анализировались научные публикации российских и зарубежных авторов по различным инициативам любительской астрономии. Всего были изучены 500 публикаций. Методом анализа выступает контент-анализ. Цель исследования - рассмотреть современное состояние любительских астрономических инициатив и определить, как подобные инициативы связаны с профессиональными исследованиями. На основании анализа публикаций были выделены три типа, характеризующие современное состояние любительских астрономических инициатив и взаимодействий учёных-профессионалов с любителями. Каждый из типов имеет свою специфику коммуникации и организации сообществ, а также характеризуется определённой степенью открытости/закрытости сообществ. Также в исследовании анализируется специфика становления любительской астрономии, и любительская астрономия рассматривается как одно из старейших направлений активного сотрудничества науки профессиональной и энтузиастов-исследователей. В статье показано, что подобные любительские инициативы имеют большое значение для прикладного сектора науки, развития новых идей и прогресса в научной сфере.
Сегодня лингвистические нейросети вторгаются во все сферы деятельности человека, включая и науку, что оценивается в целом положительно, поскольку приносит явный экономический эффект. Согласно популярным прогнозам, уже нынешнее поколение людей столкнётся с появлением продвинутого искусственного интеллекта, развитого на базе линейки языковых нейросетей GPT, во всём превосходящего человеческий разум. Однако эти ожидания, по-видимому, завышены. Главная причина кроется в том, что полем деятельности современных лингвистических моделей искусственного интеллекта является человеческий язык общения, но языки интуитивного мышления, без которых генерация нового знания, очевидно, не происходит, пока не поддаются формализации IT-средствами. Целью работы была оценка экспертных способностей современной нейросети ChatGPT-3.5 в ходе обсуждения явлений разного масштаба: устройство управления наукой и основы современной науки на Западе и в России и проблема обратимости и необратимости времени в физике, преломляющейся в теориях роста кристаллов. Исходно лингвистическая модель направлена на составление максимально ожидаемого суждения. И это качество приводит к эклектичности всей совокупности ответов по широкой теме диалога. Результаты общения с нейросетью по узкоспециальной теме продемонстрировали её неосведомлённость об известной проблеме физики и, что более важно, неспособность к применению её в теории роста кристаллов, в которой эта проблема является ключевой. Увлечение, необоснованный оптимизм или страхи в отношении ИИ, характеризующие настроения современного общества, пока в небольшой степени касаются научной практики, если не считать вреда от непрерывно возрастающего информационного шума, к которому становятся причастны и нейросети.Сегодня лингвистические нейросети вторгаются во все сферы деятельности человека, включая и науку, что оценивается в целом положительно, поскольку приносит явный экономический эффект. Согласно популярным прогнозам, уже нынешнее поколение людей столкнётся с появлением продвинутого искусственного интеллекта, развитого на базе линейки языковых нейросетей GPT, во всём превосходящего человеческий разум. Однако эти ожидания, по-видимому, завышены. Главная причина кроется в том, что полем деятельности современных лингвистических моделей искусственного интеллекта является человеческий язык общения, но языки интуитивного мышления, без которых генерация нового знания, очевидно, не происходит, пока не поддаются формализации IT-средствами. Целью работы была оценка экспертных способностей современной нейросети ChatGPT-3.5 в ходе обсуждения явлений разного масштаба: устройство управления наукой и основы современной науки на Западе и в России и проблема обратимости и необратимости времени в физике, преломляющейся в теориях роста кристаллов. Исходно лингвистическая модель направлена на составление максимально ожидаемого суждения. И это качество приводит к эклектичности всей совокупности ответов по широкой теме диалога. Результаты общения с нейросетью по узкоспециальной теме продемонстрировали её неосведомлённость об известной проблеме физики и, что более важно, неспособность к применению её в теории роста кристаллов, в которой эта проблема является ключевой. Увлечение, необоснованный оптимизм или страхи в отношении ИИ, характеризующие настроения современного общества, пока в небольшой степени касаются научной практики, если не считать вреда от непрерывно возрастающего информационного шума, к которому становятся причастны и нейросети.
В статье рассматривается деятельность по развитию в нашей стране системы космического телевидения. Датой рождения отечественного космического телевидения считается 7 октября 1959 г. - день начала радиотелевизионной передачи на Землю изображений обратной стороны Луны. В 1971 г. в СССР была создана международная система спутниковой связи и вещания «Интерспутник». Важной функцией космического телевидения уже вскоре после начала его развития становится контроль Земли из космоса в целях космической разведки и воздушно-космической обороны.В статье рассматривается деятельность по развитию в нашей стране системы космического телевидения. Датой рождения отечественного космического телевидения считается 7 октября 1959 г. - день начала радиотелевизионной передачи на Землю изображений обратной стороны Луны. В 1971 г. в СССР была создана международная система спутниковой связи и вещания «Интерспутник». Важной функцией космического телевидения уже вскоре после начала его развития становится контроль Земли из космоса в целях космической разведки и воздушно-космической обороны.
Рассмотрена терминологическая путаница, связанная с наименованиями свойств научных документов, отображаемых фактом их цитируемости. В очередной раз аргументируется утверждение, что непосредственно цитируемость научных документов отражает их использование, которое, в свою очередь, отражает их ценность. Необходимость продолжения соответствующей полемики и усиления аргументации вызваны тем, что многие специалисты либо не ассоциируют цитируемость с ценностью, либо безразличны к вопросу о свойстве документов, отображаемых цитируемостью, либо смешивают ценность документа с его качеством. Более того, существует авторитетная точка зрения, согласно которой использование - лишь один из факторов, вызывающих цитируемость научных документов; при этом обращения к документам считаются, напротив, несомненным свидетельством их использования, в то время как в этом случае остаётся неизвестным, будет ли полный текст затребованного документа хотя бы бегло просмотрен пользователем. Эти вопросы получают в статье своё критическое рассмотрение. Высказывается мнение, что путаница с понятием «использование документа» связано с невольным смешиванием его с традиционной библиотечной концепцией «использования фонда». Показано, как принятие к рассмотрению философского понятия ценности может внести ещё больше путаницы в терминологию, используемую для обозначения свойства научного документа, отражаемого par excellence его цитируемостью. Критически проанализированы существующие в библиотековедении определения «ценности документа». Предпринимается попытка уточнения понятий и содержания терминов «ценность научного документа» и «использование научного документа». Конкретно же в первой части данной работы приведены в основном примеры и критика терминологической путаницы с наименованием свойства научного документа, отображённого его цитируемостью и использованием. Они рассмотрены сквозь призму неуточненных понятий ценности и качества научного документа, которыми автор пользовался до завершения работы над второй частью исследования, где понятие ценности научного документа будет развито и уточнено.Рассмотрена терминологическая путаница, связанная с наименованиями свойств научных документов, отображаемых фактом их цитируемости. В очередной раз аргументируется утверждение, что непосредственно цитируемость научных документов отражает их использование, которое, в свою очередь, отражает их ценность. Необходимость продолжения соответствующей полемики и усиления аргументации вызваны тем, что многие специалисты либо не ассоциируют цитируемость с ценностью, либо безразличны к вопросу о свойстве документов, отображаемых цитируемостью, либо смешивают ценность документа с его качеством. Более того, существует авторитетная точка зрения, согласно которой использование - лишь один из факторов, вызывающих цитируемость научных документов; при этом обращения к документам считаются, напротив, несомненным свидетельством их использования, в то время как в этом случае остаётся неизвестным, будет ли полный текст затребованного документа хотя бы бегло просмотрен пользователем. Эти вопросы получают в статье своё критическое рассмотрение. Высказывается мнение, что путаница с понятием «использование документа» связано с невольным смешиванием его с традиционной библиотечной концепцией «использования фонда». Показано, как принятие к рассмотрению философского понятия ценности может внести ещё больше путаницы в терминологию, используемую для обозначения свойства научного документа, отражаемого par excellence его цитируемостью. Критически проанализированы существующие в библиотековедении определения «ценности документа». Предпринимается попытка уточнения понятий и содержания терминов «ценность научного документа» и «использование научного документа». Конкретно же в первой части данной работы приведены в основном примеры и критика терминологической путаницы с наименованием свойства научного документа, отображённого его цитируемостью и использованием. Они рассмотрены сквозь призму неуточненных понятий ценности и качества научного документа, которыми автор пользовался до завершения работы над второй частью исследования, где понятие ценности научного документа будет развито и уточнено.
Оцениваются перспективы нового качества отношений между носителями экономического экспертного знания, основанного на научных исследованиях, внимании к имеющим в том числе междисциплинарную природу существенным деталям, и его бенефициарами в сфере принятия политических решений. Обосновывается необходимость поиска компромисса между тем, что интересно исследователю, и тем, что актуально для выработки и применения мер экономической политики, в свете противопоставления функционалистского и фундаменталистского подходов к формированию внутридисциплинарного и общественно-политического дискурсов. Оцениваются перспективы нового качества отношений между носителями экономического экспертного знания, основанного на научных исследованиях, внимании к имеющим в том числе междисциплинарную природу существенным деталям, и его бенефициарами в сфере принятия политических решений. Обосновывается необходимость поиска компромисса между тем, что интересно исследователю, и тем, что актуально для выработки и применения мер экономической политики, в свете противопоставления функционалистского и фундаменталистского подходов к формированию внутридисциплинарного и общественно-политического дискурсов.
Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе обзора нарративов о российской инновационной системе в стенограммах заседаний Государственной Думы выявить особенности российской инновационной политики, её основные направления и дискуссионные вопросы. Методологической основой исследования выступает нарративная экономика в традиции Р.Шиллера. В работе были использованы методы нарративной экономики и контент-анализа, графический метод представления собранных данных. Эмпирической основой исследования являются стенограммы заседаний Государственной Думы. Стенограммы заседаний способны дополнить такие традиционно используемые в нарративной экономике источники нарративов, как публикации в средствах массовой информации, книги, интервью, фокус-группы. Отбор конкретных стенограмм для изучения проводился на основе целевой критериальной выборки, при этом в качестве критерия использовалось наличие в тексте стенограммы таких словосочетаний, как «инновационная система», «инновационная деятельность», «инновационное предприятие», «инновационная продукция», «инновационные технологии», «инновационная экономика», «инновационная активность», «инновационная политика», «внедрение инноваций», «поддержка инноваций». Стенограммы, в которых нет ни одного из указанных словосочетаний, были исключены из выборки. Анализ выбранных стенограмм проводился аналогично систематическому обзору литературы по методу PRISMA. В работе показана динамика обсуждения в Государственной Думе вопросов, связанных с российской инновационной системой. Для более углублённого изучения нарративов в стенограммах используются качественные методы исследования. Задачей на этом этапе становится выявление идей о российской инновационной системе, которые обсуждаются и реализуются в сфере законодательства и государственного управления. Основные особенности государственной политики проиллюстрированы примерами нарративов. В результате проведённого исследования показано, что в государственной политике придаётся большое значение развитию российской инновационной системы. При этом имеется ряд дискуссионных вопросов относительно выбора оптимальных мер. Неоднозначны в нарративах и оценки степени успешности реализованной в прошлом политики.Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе обзора нарративов о российской инновационной системе в стенограммах заседаний Государственной Думы выявить особенности российской инновационной политики, её основные направления и дискуссионные вопросы. Методологической основой исследования выступает нарративная экономика в традиции Р.Шиллера. В работе были использованы методы нарративной экономики и контент-анализа, графический метод представления собранных данных. Эмпирической основой исследования являются стенограммы заседаний Государственной Думы. Стенограммы заседаний способны дополнить такие традиционно используемые в нарративной экономике источники нарративов, как публикации в средствах массовой информации, книги, интервью, фокус-группы. Отбор конкретных стенограмм для изучения проводился на основе целевой критериальной выборки, при этом в качестве критерия использовалось наличие в тексте стенограммы таких словосочетаний, как «инновационная система», «инновационная деятельность», «инновационное предприятие», «инновационная продукция», «инновационные технологии», «инновационная экономика», «инновационная активность», «инновационная политика», «внедрение инноваций», «поддержка инноваций». Стенограммы, в которых нет ни одного из указанных словосочетаний, были исключены из выборки. Анализ выбранных стенограмм проводился аналогично систематическому обзору литературы по методу PRISMA. В работе показана динамика обсуждения в Государственной Думе вопросов, связанных с российской инновационной системой. Для более углублённого изучения нарративов в стенограммах используются качественные методы исследования. Задачей на этом этапе становится выявление идей о российской инновационной системе, которые обсуждаются и реализуются в сфере законодательства и государственного управления. Основные особенности государственной политики проиллюстрированы примерами нарративов. В результате проведённого исследования показано, что в государственной политике придаётся большое значение развитию российской инновационной системы. При этом имеется ряд дискуссионных вопросов относительно выбора оптимальных мер. Неоднозначны в нарративах и оценки степени успешности реализованной в прошлом политики.
В статье представлены результаты анализа подходов к созданию в рамках современной старшей школы развивающей образовательной среды. Важнейшим условием развития подростков, их субъектности в требуемой ФГОС СОО исследовательской и проектной деятельности является создание экосистемы образовательного проектирования. В ней, помимо учебного класса - группы обучающихся, осваивающих единообразную учебную программу в стенах школы, формируется детско-взрослое образовательно-проектное сообщество, самостоятельно инициирующее содержание и траекторию развития его участников с выходом в социальный и профессиональный контекст. Организационным ядром среды образовательного проектирования способен стать проектный офис. Но в отличие от существующего в управленческой науке понимания проектного офиса как инструмента управления проектами, авторская модель представляет образовательно-проектный офис в школе как инициирующую и закрепляющую систему выращивания креативного детско-взрослого образовательно-проектного сообщества и организационной среды его деятельности. Выращивание сообщества, по мнению авторов, связано с особой работой в пространстве субъективной реальности обучающегося: 1) в пространстве со-бытийной общности проекта через решение различных типов проектных задач (становление образовательной и проектной субъектности); 2) в совместно распределённой деятельности через инициирование преобразования форм совместности (овладение самой формой организации совместных проектных действий); 3) в пространстве ситуации профессионального выбора посредством проведения систематической рефлексии получаемого опыта и проектирования индивидуальной профессиональной траектории (устойчивый профессиональный выбор). В статье представлены результаты анализа подходов к созданию в рамках современной старшей школы развивающей образовательной среды. Важнейшим условием развития подростков, их субъектности в требуемой ФГОС СОО исследовательской и проектной деятельности является создание экосистемы образовательного проектирования. В ней, помимо учебного класса - группы обучающихся, осваивающих единообразную учебную программу в стенах школы, формируется детско-взрослое образовательно-проектное сообщество, самостоятельно инициирующее содержание и траекторию развития его участников с выходом в социальный и профессиональный контекст. Организационным ядром среды образовательного проектирования способен стать проектный офис. Но в отличие от существующего в управленческой науке понимания проектного офиса как инструмента управления проектами, авторская модель представляет образовательно-проектный офис в школе как инициирующую и закрепляющую систему выращивания креативного детско-взрослого образовательно-проектного сообщества и организационной среды его деятельности. Выращивание сообщества, по мнению авторов, связано с особой работой в пространстве субъективной реальности обучающегося: 1) в пространстве событийной общности проекта через решение различных типов проектных задач (становление образовательной и проектной субъектности); 2) в совместно распределённой деятельности через инициирование преобразования форм совместности (овладение самой формой организации совместных проектных действий); 3) в пространстве ситуации профессионального выбора посредством проведения систематической рефлексии получаемого опыта и проектирования индивидуальной профессиональной траектории (устойчивый профессиональный выбор).