Рассматриваются методы государственного руководства Академией наук СССР в период 1960-1991 гг., в том числе приводятся примеры организационного реформирования и партийного руководства деятельностью академической науки в период 1960-1989 гг. Отмечается, что директивное государственное управление наукой в Советском Союзе зачастую не давало необходимых результатов, а в некоторых областях привело к отставанию от стран-лидеров (например, в области вычислительной техники). Если разработки в сфере естественных и технических наук в целом получали поддержку вышестоящих органов из-за необходимости постоянно заниматься проблемами обороноспособности государства, то исследования в области общественных наук финансировались недостаточно хорошо и находились под пристальным идеологическим контролем со стороны КПСС. Рассмотрены обсуждавшиеся инициативы о создании АН РСФСР, предлагавшиеся модели её организации, особенности её правового статуса. Освещается хроника преобразования АН СССР в Российскую академию наук в 1989-1991 гг. Автор приходит к выводу, что, по мнению РАН, её главным завоеванием в момент воссоздания был переход на новые, закреплённые в Указе Президента РСФСР № 228 и отвечавшие духу переживаемого времени принципы деятельности - широкое самоуправление и имущественную самостоятельность. За сохранение этих принципов РАН боролась вплоть до 2013 г. Но это уже совсем другая история.
Идентификаторы и классификаторы
Во второй половине XX в. в структуре отечественной науки наиболее организационно оформленным был сегмент, представленный академиями наук, в число которых входили АН СССР, академии наук союзных республик и ряд отраслевых академий наук. Основной задачей академической науки являлось проведение фундаментальных и поисковых исследований, финансирование которых осуществлялось практически полностью из государственного бюджета.
Список литературы
- О задачах Академии наук Союза ССР по выполнению решений июньского (1983 г.) пленума ЦК КПСС // Вестник Академии наук СССР. 1983. № 10. C. 3-7. On the tasks of the Academy of Sciences of the USSR to implement the decisions of the June (1983) plenum of the Central Committee of the CPSU [O zadachakh Akademii nauk Soyuza SSR po vypolneniyu reshenii iyun’skogo (1983 g.) plenuma TsK KPSS]. Herald of the USSR Academy of Sciences=Vestnik Akademii nauk SSSR. 1983;(10):3-7. (In Russ.).
- О деятельности Отделения экономики // Вестник Академии наук СССР. 1983. № 12. C. 3-20. On the activities of the Economics Department [O deyatel’nosti Otdeleniya ekonomiki]. Herald of the USSR Academy of Sciences=Vestnik Akademii nauk SSSR. 1983;(12):3-20. (In Russ.).
- Яковлев А. Н. Достижение качественно нового состояния советского общества и общественные науки. Выступление секретаря ЦК КПСС, члена-корреспондента АН СССР А. Н. Яковлева в Академии наук СССР 17 апреля 1987 г. на совещании учёных-обществоведов, посвящённом задачам общественных наук на современном этапе развития советского общества // Вестник Академии наук СССР. 1987. № 6. С. 51-80. Yakovlev A. N. Achieving a qualitatively new state of Soviet society and social sciences. Speech by the Secretary of the Central Committee of the CPSU, corresponding member of the USSR Academy of Sciences A. N. Yakovlev in the USSR Academy of Sciences on April 17, 1987 at a meeting of social scientists that was concerned with the tasks of social sciences at the present stage of development of Soviet society [Dostizhenie kachestvenno novogo sostoyaniya sovetskogo obshchestva i obshchestvennye nauki. Vystuplenie sekretarya TsK KPSS, chlena-korrespondenta AN SSSR A. N. Yakovleva v Akademii nauk SSSR 17 aprelya 1987 g. na soveshchanii uchenykh-obshchestvovedov, posvyashchennom zadacham obshchestvennykh nauk na sovremennom etape razvitiya sovetskogo obshchestva]. Herald of the USSR Academy of Sciences=Vestnik Akademii nauk SSSR. 1987;(6):51-80. (In Russ.).
- Келдыш М. В. XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза и задачи Академии наук СССР. Доклад президента Академии наук СССР академика М. В. Келдыша // Вестник Академии наук СССР. 1961. № 12. C. 7-34. Keldysh M. V. The 22nd Congress of the Communist Party of the Soviet Union and the tasks of the Academy of Sciences of the USSR. Report of the President of the USSR Academy of Sciences, academician M. V. Keldysh [XXII s“ezd Kommunisticheskoi partii Sovetskogo Soyuza i zadachi Akademii nauk SSSR. Doklad prezidenta Akademii nauk SSSR akademika M. V. Keldysha]. Herald of the USSR Academy of Sciences=Vestnik Akademii nauk SSSR. 1961;(12):7-34. (In Russ.).
- Марчук Г. И. О задачах Академии наук СССР в свете решений февральского (1988 г.) Пленума ЦК КПСС. Доклад президента Академии наук СССР академика Г. И. Марчука // Вестник Академии наук СССР. 1988. № 7. C. 9-21. Marchuk G. I. On the tasks of the USSR Academy of Sciences in the light of the decisions of the February (1988) Plenum of the Central Committee of the CPSU. Report of the President of the USSR Academy of Sciences, academician G. I. Marchuk [O zadachakh Akademii nauk SSSR v svete reshenii fevral’skogo (1988 g.) Plenuma TsK KPSS. Doklad prezidenta Akademii nauk SSSR akademika G. I. Marchuka]. Herald of the USSR Academy of Sciences=Vestnik Akademii nauk SSSR. 1988;(7):9-21. (In Russ.).
- Кузнецов Н. Д. Выступления участников собрания. Академик Н. Д. Кузнецов // Вестник Академии наук СССР. 1989. № 2. С. 113-115. Kuznetsov N. D. Speeches of the participants of the meeting. Academician N. D. Kuznetsov [Vystupleniya uchastnikov sobraniya. Akademik N. D. Kuznetsov]. Herald of the USSR Academy of Sciences=Vestnik Akademii nauk SSSR. 1989;(2):113-115. (In Russ.).
- Жданов Ю. А. Контуры Российской академии // Известия Северо-Кавказского научного центра высшей школы. Общественные науки. 1989. № 3. С. 140-142. EDN: XOKTMI Zhdanov Yu. A. Outline of the Russian Academy. Proceedings of the North Caucasian Scientific Center of Higher Education. Social Sciences= Izvestiya Severo-Kavkazskogo nauchnogo tsentra vysshei shkoly. Obshchestvennye nauka. 1989;(3):140-142. (In Russ.).
- Патон Б. Е. Выступления участников собрания. Академик Б. Е. Патон // Вестник Академии наук СССР. 1989. № 8. С. 93-95. Paton B. E. Speeches of the participants of the meeting. Academician B. E. Paton. Herald of the USSR Academy of Sciences=Vestnik Akademii nauk SSSR. 1989;(8):93-95. (In Russ.).
- Добрецов Н. Л. Выступления участников собрания. Академик Н. Л. Добрецов // Вестник Академии наук СССР. 1990. № 7. С. 112-113. Dobretsov N. L. Speeches of the participants of the meeting. Academician N. L. Dobretsov. Herald of the USSR Academy of Sciences=Vestnik Akademii nauk SSSR. 1990;(7):112-113. (In Russ.).
-
Какой быть Российской академии наук. Дискуссия в Президиуме АН СССР // Вестник Академии наук СССР. 1990. № 2. С. 48-78. What the Russian Academy of Sciences should be like. Discussion at the Presidium of the USSR Academy of Sciences [Kakoi byt' Rossiiskoi akademii nauk. Diskussiya v Prezidiume AN SSSR]. Herald of the USSR Academy of Sciences=Vestnik Akademii nauk SSSR. 1990;(2):48-78. (In Russ.).
-
Социальный заказ советским учёным (на заседаниях в Московском государственном университете) // Вестник Академии наук СССР. 1990. № 7. С. 3-13. Social mandate for Soviet scientists (in sessions at Moscow State University) [Sotsial'nyi zakaz sovetskim uchenym (na zasedaniyakh v Moskovskom gosudarstvennom universitete)]. Herald of the USSR Academy of Sciences=Vestnik Akademii nauk SSSR. 1990;(7):3-13. (In Russ.).
-
Марчук Г. И. Перестройка фундаментальных исследований: цели, задачи, перспективы // Вестник Академии наук СССР. 1990. № 5. С. 34-45. Marchuk G. I. Restructuring fundamental research: Goals, objectives, prospects [Perestroika fundamental'nykh issledovanii: tseli, zadachi, perspektivy]. Herald of the USSR Academy of Sciences=Vestnik Akademii nauk SSSR. 1990;(5):34-45. (In Russ.).
-
Марчук Г. И. Сохранить научный потенциал страны. Вступительное слово президента АН СССР академика Г. И. Марчука // Вестник Академии наук СССР. 1992. № 1. С. 11-19. Marchuk G. I. To preserve the scientific potential of the country. Introductory speech by the President of the USSR Academy of Sciences, academician G. I. Marchuk [Sokhranit' nauchnyi potentsial strany. Vstupitel'noe slovo prezidenta AN SSSR akademika G. I. Marchuka]. Herald of the USSR Academy of Sciences=Vestnik Akademii nauk SSSR. 1992;(1):11-19. (In Russ.).
-
Летопись Российской академии наук. Том IV: 1901-1934 / отв. ред. Э. И. Колчинский, Г. И. Смагина. СПб.: Наука, 2007. 1050, [1] с. ISBN: 5-02-025013-9 EDN: QSVBTJ Kolchinskii E. I., Smagina G. I., eds. Chronicle of the Russian Academy of Sciences. Vol. 4: 1901-1934 [Letopis' Rossiiskoi akademii nauk. T. 4: 1901-1934]. St. Petersburg: Nauka; 2007. 1050, [1] p. (In Russ.). ISBN: 5-02-025013-9 EDN: QSVBTJ
-
Резолюции Общего собрания Академии наук СССР // Вестник Академии наук СССР. 1992. № 1. С. 121-124. Resolutions of the General Meeting of the USSR Academy of Sciences [Rezolyutsii Obshchego sobraniya Akademii nauk SSSR]. Herald of the USSR Academy of Sciences=Vestnik Akademii nauk SSSR. 1992;(1):121-124. (In Russ.).
-
Осипов Ю. С. Как проходили выборы // Вестник Российской академии наук. 1992. № 3. С. 11-13. Osipov Yu. S. How the elections were held [Kak prokhodili vybory]. Herald of the Russian Academy of Science=Vestnik Rossiiskoi akademii nauk. 1992;(3):11-13. (In Russ.).
-
Постановление Общего собрания РАН "О ближайших задачах Российской академии наук" // Вестник Российской академии наук. 1992. № 3. С. 137-140. Resolution of the General Meeting of the Russian Academy of Sciences "On the Immediate Tasks of the Russian Academy of Sciences" [Postanovlenie Obshchego sobraniya RAN "O blizhaishikh zadachakh Rossiiskoi akademii nauk"]. Herald of the Russian Academy of Science=Vestnik Rossiiskoi akademii nauk. 1992;(3):137-140. (In Russ.).
-
Марчук Г. И. Прощальное слово президента // Вестник Академии наук СССР. 1992. № 1. С. 129-134. Marchuk G. I. The President's farewell speech [Proshchal'noe slovo prezidenta]. Herald of the USSR Academy of Sciences=Vestnik Akademii nauk SSSR. 1992;(1):129-134. (In Russ.).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена анализу мультидисциплинарного учебника «Цифровое государство и экономика», изданного под редакцией учёных Финансового университета при Правительстве РФ С.Е.Прокофьева, О.В.Паниной и К.В.Харченко. Необходимость издания подобных учебников обосновывается как способ решения проблемы недостаточно системного практического использования новых терминов, таких как цифровизация и цифровая трансформация, без их должного концептуального осмысления. Краткий обзор вышедших в последние годы аналогичных публикаций позволяет утверждать, что рецензируемый учебник является масштабным по ширине охвата проблематики и содержательности её интерпретации. Раскрываются достоинства данного учебника, состоящие в чёткой и системной трактовке ключевых понятий, структурированном изложении материала. В порядке дискуссии указывается на целесообразность изменения наименования учебника при подготовке будущих изданий, возможность составления и издания практикума как дополнения к учебнику, а также на необходимость выравнивания качества проработки отдельных глав и параграфов. Делается вывод о полезности учебника для студентов направления подготовки «Государственное и муниципальное управление».
Рецензируется учебник, написанный в соавторстве В.Н.Гуреевым и Н.А.Мазовым, учёными из Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А.Трофимука СО РАН. Отмечаются масштаб охвата содержания, хорошая организация материала, высокая востребованность и новизна изложенной в учебнике информации. С позиций учёного и вузовского преподавателя рецензентом рассматриваются отдельные аспекты пяти глав учебника, в которых дана характеристика современных издательств научной литературы, баз данных научных публикаций и журналов, идентификаторов научных работ и авторов, систем классификации научного знания и библиометрических индикаторов. В рецензии подчёркивается уникальность издания как своеобразного профессионального справочника для учёных, от молодых авторов до сложившихся исследователей. Положительно характеризуется методическая составляющая учебника, его вспомогательный аппарат. В изложении материала отмечается сочетание логичности и сжатости, которое иллюстрирует принцип необходимости и достаточности при отборе содержания для достижения поставленной цели учебного издания и обеспечивает читателям быструю ориентацию при поиске нужной информации. Обосновывается широкое читательское назначение издания, в том числе его несомненная ценность для библиотечных работников. Высказывается пожелание о представлении материала, посвящённого информационно-поисковому инструментарию исследователя, в форме отдельной структурной части учебника. Работа оценивается как актуальный авторский вклад в эшелон немногочисленных пока учебных изданий в области научных коммуникаций. Рецензия сопровождается библиографическим списком, включающим наиболее значительные публикации В.Н.Гуреева и Н.А.Мазова, написанные ими в соавторстве.
В статье представлена информация о VI Международной научно-практической конференции «Большая Евразия: национальные и цивилизационные аспекты развития и сотрудничества». Основное внимание уделяется докладам, посвящённым определению места и роли науки и образования в модернизации, инновационном и технологическом развитии и сотрудничестве стран ЕАЭС и других государств Большой Евразии, в том числе целям и задачам модернизации научного комплекса этих стран, приоритетам научных исследований, роли научного сообщества в формировании системы стратегического управления, глобальным трендам научно-технологического развития, новым формам взаимодействия науки и образования, механизмам стимулирования развития науки и оценки результатов научной деятельности. Значительное место в обзоре уделено докладам по проблемам искусственного интеллекта, в которых рассматриваются перспективы использования ИИ в математических исследованиях, фундаментальной физике, биологии, кристаллографии и неорганической химии, обработке естественного языка, медицине, сфере образования и др.; характеризуются взаимоотношения естественного и искусственного интеллекта, а также состояние правового регулирования ИИ на международном уровне и в национальном законодательстве РФ.
После приведённого в первой части статьи критического рассмотрения - через призму неуточнённых понятий ценности и качества научного документа - примеров терминологической путаницы в отношении обозначения свойства научного документа, отображённого его цитируемостью и использованием, представляется необходимым дальнейшее рассмотрение вопроса об отображаемом свойстве. Необходимость продолжения углублённого анализа, соответствующей полемики, а также усиления аргументации того, что непосредственно цитируемость научных документов отражает их использование, которое, в свою очередь, отражает их ценность, вызвано тем, что ряд специалистов либо не ассоциируют цитируемость с ценностью, либо безразличны к вопросу о свойстве документов, отображаемых цитируемостью, либо смешивают ценность документа с его качеством. Более того, существует авторитетная точка зрения, согласно которой использование является лишь одним из факторов, вызывающих цитируемость научных документов; при этом обращения к документам специалистов считаются, напротив, несомненным свидетельством их использования, в то время как в этом случае остаётся неизвестным, будет ли полный текст затребованного документа хотя бы бегло просмотрен пользователем. Эти вопросы получают своё критическое рассмотрение. Высказывается мнение, что путаница с понятием «использование документа» связана с невольным смешиванием его с традиционной библиотечной концепцией «использования библиотечного фонда». Также показано, как приятие к рассмотрению философского понятия ценности может внести ещё больше путаницы в терминологию, используемую для обозначения свойства научного документа, отражаемого par excellence его цитируемостью. Предпринимается попытка уточнения понятий и содержания терминов «ценность научного документа» и «использование научного документа».
В статье сделана попытка обобщить наиболее значимые подходы к пониманию цифровизации науки; мы исходим из предположения, что разработка теоретических моделей для оценки «цифрового поворота» поможет не только внести ясность в перемены, происходящие в науке, но и позволит лучше понять их, а также, возможно, отрегулировать различные аспекты цифровизации. Можно говорить о том, что к 2010-м гг. сложились по меньшей мере четыре категории (или кластера) подходов к осмыслению цифровизации, причём каждая категория оперирует зачастую собственными определениями и отдельным концептуальным аппаратом. Речь идёт о наукометрическом, экономическом, информационно-технологическом (IT) и социологическом подходах к пониманию процесса цифровизации науки. Даже беглое сопоставление их специфики позволяет сказать, что все перечисленные выше парадигмы имеют ряд общих черт и опираются на несколько фундаментальных предпосылок, касающихся тенденций развития науки и образования, хотя оценка этих тенденций, равно как и акцентировка внимания в рамках каждого подхода могут заметно различаться. Мы можем выделить три наиболее масштабных комплекса явлений, которые находятся в центре внимания исследователей цифровизации науки: это формирование глобального научного сообщества благодаря цифровым сервисам (1), затем персонализация высшего образования (2) и проблема цифрового неравенства (3). Взаимное наложение указанных процессов друг на друга, таким образом, существенно меняет несколько важных черт науки вообще, заставляя научное сообщество вновь ставить вопросы об определениях и сущности научного знания.
Статья предлагает читателю результаты обобщения практической деятельности компаний по разработке и/или внедрению технологий искусственного интеллекта (далее - ИИ), а также компаний-пользователей этих технологий - какие сценарии применения технологий ИИ существуют и в каких отраслях, с какими проблемами сталкиваются организации, внедряющие ИИ, как видится решение этих проблем экспертным сообществом сферы искусственного интеллекта и что предлагается со стороны государства. В части государственной политики в отношении развития искусственного интеллекта статья содержит сведения о факторах, закладываемых в актуализируемую национальную стратегию развития ИИ, отражает связь технологий ИИ и государственного суверенитета, показывает воздействие искусственного интеллекта на конкурентоспособность компании и творческие способности человека. Также в статье приведены основные поручения руководства Российской Федерации по развитию искусственного интеллекта, некоторые статистические данные по использованию ИИ в отраслях экономики и секторах социальной сферы, обозначены меры поддержки разработчиков и «внедренцев» технологий искусственного интеллекта, предлагаемые институтами развития в рамках федерального проекта «Искусственный интеллект» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Много внимания в статье уделяется вопросу кадрового обеспечения ИИ-сферы - какие специалисты нужны компаниями, каков должен быть их уровень подготовки и что они должны уметь делать, какие требования предъявляются к преподавателям ИИ, что спрашивают компании-лидеры у соискателей на собеседовании и какова траектория «выращивания» талантов в сфере искусственного интеллекта. В заключительной части статьи даются рекомендации нынешним студентам по подготовке к повсеместному использованию технологий искусственного интеллекта.
В статье рассмотрены актуальные вопросы регулирования и организации научной деятельности, затрагивающие более чем 100-летнюю историю функционирования одного из старейших научно-исследовательских институтов страны - Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. В ходе изучения архивных материалов и имеющихся публикаций сотрудников Института были выявлены оригинальные и актуальные в настоящее время предложения и гипотезы, касающиеся организации научных исследований, непосредственного осуществления научной деятельности, а также отношений в сфере науки, подлежащих правовому регулированию (в частности, о выделении в 1960-х годах законодательства о научно-техническом процессе как самостоятельного блока в системе отечественного права; о невозможности запланировать научные открытия; необходимости привлечения учёных (объекта управления) к процессу управления; «вероятностном» характере научно-исследовательских работ и невозможности нормирования научно-исследовательского труда по аналогии с нормированием в промышленном производстве; неверности отождествления административного управления наукой и научного руководства как специфического явления и др.), которые остаются актуальными и по сей день. Предпринята попытка соотнести разработки коллектива отдельной научной организации с общественно-политической ситуацией соответствующей исторической эпохи и доминировавшими научными позициями.
Модель управления научным сектором, представленная в предыдущей статье, а также альтернативные модели, использующиеся при организации управления наукой, применены для интерпретации различных статистических данных. Проведены межотраслевые сравнения финансирования науки в странах разного уровня экономического развития, в том числе затрат на фундаментальные исследования. Показано, что корреляция между затратами на науку и валовым внутренним продуктом (ВВП) по более чем 120 странам мира составляет 32,9%, а ВВП на душу населения - 50,9%, что статистически не значимо. В среднем доля затрат на фундаментальные исследования во внутренних затратах на исследования и разработки не зависит от уровня богатства стран, что позволяет сделать вывод в пользу взаимосогласованной модели управления научным сектором. Проанализирована динамика численности научных сотрудников и малых предприятий сектора науки и научного обслуживания, в том числе по секторам науки в 90-х годах прошлого века. Показано, что снижение их численности в основном происходило в прикладных секторах и в меньшей степени в секторе фундаментальных исследований. Приведённые данные более полно описываются предложенной взаимосогласованной моделью науки, чем альтернативными моделями. Рассмотрены возможные корректировки в организации системы управления научным сектором, в том числе в части изменения входных воздействий на научный сектор, выходных показателей, характеризующих эффективность его работы, а также изменения в организации научного сектора и органов управления, которые следуют из рассмотренной взаимосогласованной модели управления данным сектором экономики.
Рассмотрены результаты интеллектуальной деятельности (РИД) научных организаций с точки зрения защиты интеллектуальной собственности и как один из показателей эффективности их деятельности. Приведены данные, характеризующие место России в мировых рейтингах по количеству заявок на патенты и количеству заявок в расчёте на 1 млн человек населения, сделан вывод об относительно низкой активности по защите РИД в сравнении с лидерами рейтингов. Проведён анализ нормативно-правовых актов (НПА) по закреплению и передаче прав на РИД, а также НПА, характеризующих РИД с точки зрения эффективности научной деятельности, а также аттестации научных работников. Сделан вывод о том, что сложившаяся система НПА не препятствует и не дестимулирует работу научных организаций с РИД. Показано, что НПА, связанные с оценкой эффективности научных организаций, также должны стимулировать их активную работу с РИД. В то же время имеющиеся статистические данные по доле научных организаций в поданных заявках на патенты и проданных лицензиях указывают, что активность научных организаций по продвижению РИД в реальный сектор экономики в среднем более чем вдвое ниже, чем по России в целом. Сделано предположение, что складывающаяся ситуация по работе с РИД определяется экономическими факторами. Намечены пути дальнейших исследований факторов, которые могут существенно влиять на активность научных организаций в работе с продвижением РИД, в частности провести оценку потенциального спроса на РИД и потенциальной стоимости РИД с точки зрения продавца и покупателя.
Если в первой части работы описан ландшафт научно-образовательной системы и выявлены некоторые ценности профильного органа управления, что необходимо для ситуативного изучения тенденций, сильных и слабых сторон, то в настоящей работе рассматривается система науки и технологий в страновом кейсе для поиска мер по преодолению её сопутствующего экономике характера. Это проявляется в отвлечении управления от того, чем реально занимаются исследователи и разработчики, что им нужно, где и какие ставить цели, как использовать результаты, полученные в области науки и технологий, на благо общества, экономики и человека. Путём сопряжения системы с ключевыми составными элементами и поставляемыми ими функциями и ценностями гораздо более широкой, инновационной экосистемы мы ставим в повестку контуры её следующего поколения. Системность внедрения политик основывается на долгосрочном видении, стратегии и среднесрочных планах в области науки, технологий и инноваций. Принятие стратегических решений требует большей ясности контуров будущего как профессиональный, а не только как политический консенсус заинтересованных сторон. Для этого, принимая во внимание значительно возросший темп и изменившийся механизм технологического обновления, оказывающие влияние на конкурентоспособность, мы используем метод Startup Genome по ранжированию экосистем стартапов. Этот метод выделяет также четыре фазы жизненного цикла экосистемы: активация, глобализация, притягательность и интеграция. Мы опираемся на концепции, исторические и текущие практические примеры, чтобы дать верхнеуровневые характеристики и сформулировать критерии и задачи трансформации экосистемы стартапов как части инновационной экосистемы.
Статья представляет в развёрнутом виде идеи и предложения, заявленные автором в 2021 г. в рамках круглого стола журнала «Управление наукой: теория и практика» (на тему «Наука в инновационной экономике»). Предлагаемые меры видятся всё более актуальными перед лицом долгосрочного противостояния коллективному Западу, стремящемуся к научно-технологической изоляции современной России. Первая часть статьи посвящена обзору подвижек и тенденций, наблюдаемых как в среде российских учёных, в том числе науковедов, так и сфере государственного регулирования научной и научно-технологической деятельности, а также критическому анализу организационно-правовых аспектов и практики взаимодействия моделей «квалифицированного заказчика» и «квалифицированного исполнителя» научных исследований и разработок. По результатам анализа обосновывается вывод о необходимости сепарации научной деятельности в сегодняшней России. Под сепарацией понимается процесс концентрации и рационального отделения собственно «научной», а вслед за ней научно-технологической деятельности от сопряжённых с ними околонаучных областей. Сепаратором (механизмом сепарации) в данном контексте выступают соответствующие правовые и организационные меры, которые предлагается выработать и реализовать в ближайшее время при прямом участии российских учёных, облечённых государственной ответственностью и соответствующими полномочиями.
Начиная с 2022 г. и, очевидно, надолго радикально изменились условия развития российской науки, но система управления наукой, сформированная в 2012-2013 гг. в других условиях, остаётся прежней, не приспособленной к новым вызовам и реалиям. И управленческому, и научному сообществу необходимо осознать, что требуется системный пересмотр современных вызовов и угроз, актуальных целей и задач, действенных механизмов и инструментов управления наукой. Фрагментарные изменения в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, произведённые в феврале 2024г., лишь в слабой степени отражают глубину проблем развития российской науки в сложившихся исторических условиях.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru