Цель исследования – анализ татарской историографии дастана «Идегей»; статья аккумулирует совокупность основных исследований с XIX столетия по сегодняшней день, относящихся к татарскому эпосу «Идегей».
Материалы исследования. В науке фигурирует немалое число текстологических и теоретических исследований, посвященных собиранию, изданию и изучению монументального народного эпоса «Идегей». В то же время историография дастана до настоящего времени не становилась предметом специального исследования в контексте филологических и исторических наук, хотя эпос в разные годы неоднократно привлекал внимание исследователей. Актуальность статьи объясняется необходимостью переосмысления татарской историографии эпоса «Идегей» с учетом достижений филологической и исторической науки и представления целостного взгляда на данную проблему.
Результаты и научная новизна. Исследование является первым опытом системного анализа, описания источников и научной литературы об «Идегее», принадлежащих татарским ученым. Акцентирование внимания к трудам отечественных и зарубежных исследователей в отношении к татароязычным текстам дастана в разные исторические периоды, выделение значимых проблем, характерных для изучения историографии эпоса «Идегей» также входят в круг научного интереса автора. Новизной исследования является достоверная трактовка историографии «Идегея» в свете новых научных требований, систематизация оценок, характеристик и пересмотр целого спектра прежних взглядов по заявленной тематике. Данное исследование дает важный импульс для введения в активный научный оборот ряда значимых материалов по «Идегею» в широком историко-культурном контексте.
Идентификаторы и классификаторы
В татарском дастане «Идегей» отражена сложная история смутного периода в истории Золотой Орды. Как верно подмечено основателем исследовательской школы теоретической фольклористики Е.М. Мелетинским, «основная часть эпоса об Идиге оказывается историческим преданием, преображенным фольклорно-поэтической фантазией» [18, с. 587].
Список литературы
- Əхмəтҗанов М.И. Татар шəҗəрəлəре. Казан: Татар. кит. нəшр., 1995. 128 б.
- Əхмəтҗанов М. Фольклорчы Хафиз Рəхмəтуллин // Татар иле. 2005. № 23–24.
С. 7. - Əхмəтова-Урманче Ф. Һəр документның – үз язмышы. Идегəй. Татар халык дастаны // Казан утлары. 2003. № 9. Б. 102–135.
- Бакиров М. Татарский фольклор. Казань: Ихлас, 2012. 400 с.
- Валиуллина Ф.М. Национально-мифологические и религиозные мотивы в дастане «Идегей». автореф. дис. … канд. филол.н. Казань, 2005. 24 с.
- Диваев Ə. Идегə батыр // Шура. 1917. № 15. Б. 357–360; № 16. Б. 382–384.
- Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. Л.: Наука, 1974. 727 с.
- Закирова И.Г. Эпическая биография Идегея в татарском фольклоре // Золотоордынское наследие. Сб. посвящен 1100-летию принятия ислама народами Волжской Булгарии. Вып. 5. Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2023. С. 210–222.
- «Идегəй» дастанын өйрəнү // Совет əдəбияты. 1940. № 3. Б. 97.
- Идегей. На татарском и русском языках. Казан: Тат. книж. изд-во, 2006. 535 с.
- Идегə морза // Шура. 1908, № 8. Б. 225–231.
- Идегəй: Татар халык дастаны. Казан: Татар. кит. нəшр., 1988. 254 б.
- Идеге (Итук батыр) // Кызыл Татарстан. 1940. 1 ноябрь. № 15.
- Идегей. Татарский народный эпос. В пересказе Р.Бухараева. Гл. ред. Р. Сулейманов. М.: Фонд Марджани, 2023. 192 с.
- Идегей. Татарский народный эпос. Казань: Тат. книж. изд-во, 1990. 256 с.
- Исəнбəт Н. Татар халык эпосы «Идегəй» дастанының 500 еллыгы // Совет əдəбияты. 1940. № 11. Б. 39–92, № 12. C. 34–98.
- Исхаков Д.М. Халкыбызның эпик əсəрлəрендə милли тарих. («Түлəк һəм Сусылу», «Ак Күбəк», «Идегəй», «Чура батыр» дастаннары һəм тарихи риваятьлəргə анализ): монография. Казан: ООО «Грумант», 2022. 160 с.
- Мелетинский Е.М. Кипчакский эпос о ногайских богатырях // История всемирной литературы. В 9 томах. Т. 3. М.: Наука, 1985. С. 586–587.
- Мелиоранский П.М. Сказание о Едигее и Токтамыше. Киргизский текст по рукописи, принадлежавшей Ч.Ч. Валиханову. Издал проф. П.М. Мелиоранский. СПб.: Типо-литография И. Боранского и Ко, 1905. 67 с.
- Миннуллина Ф.Х. Образ Идегея в татарской драматургии // Василий Манчаары: образ и концепт национального героя в истории и культуре народов Евразии. Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Сер. «Электронные издания Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия)» Якутск, 2022. С. 115–120.
- Миргалеев И.М. Политическая история Золотой Орды периода правления Токтамыш-хана. Казань: Алма-Лит, 2003. 164 с.
- Миргалеев И.М., Фазлутдинов И.И., Закирова И.Г. К вопросу об изучении татарских вариантов эпоса об Идегее // Золотоордынское обозрение. 2023. Т. 11, № 4. С. 792–816. https://doi.org/10.22378/2313-6197.2023-11-4.792-816 EDN: IKMIJA
- Миргалеев. Дастан «Идегей» с исторической точки зрения // Южный и Средний Урал от хана Бату до Николая I. Материалы научной конференции. Челябинск, 2023. С. 60-70.
- Мөхəммəтҗанова Л. Янə «Идегəй» хакында. «Идегəй» дастаның Александр Ходьзко тарафыннан язып алынган варианты. Казан утлары. № 9 (1211). 2023. Б. 167–172.
- Мөхəммəтҗанова Л.Х. «Идегəй» – халык дастаны // Безнең мирас. 2020. № 2.
С. 4–17. - Мөхəммəтҗанова Л.Х. «Идегəй» дастаны // Татар əдəбияты тарихы. Сигез томда. 1 т.: Борынгы чор һəм Урта гасырлар. Үзгəрт. 2 нче басма. Казан: Татар.кит. нəшр., 2021. Б. 356–370.
- Мурза Эдыге // Семенов Н. Туземцы северо-восточного Кавказа. Рассказы, очерки, исследования и заметки о чеченцах, кумыках и ногайцах и образцах и образцы поэзии этих народцев. СПб.: тип. А Хомского и Ко, 1895. С. 412–487.
- Мухаметзянова Л.Х. Еще раз о главном эпосе «Идегей»// Эпическая культура татар. Дастаны. Казань, 2023. 120 с.: ил. (Сер. Обычаи и традиции татарского народа).
- Мухаметзянова Л.Х. Татарский эпос «Идегей»: эхо сквозь столетия // Золотоордынское обозрение. 2018. Т. 6, № 3. С. 537–550. https://doi.org/10.22378/2313- 6197.2018-6-3.537-550.
- Мухаметзянова Л.Х. Татарский эпос: книжные дастаны. Казань: ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ, 2014. 380 с.
- Мухаметзянова Л.Х. От Поволжья до Сибири: ареал распространения татарского эпоса «Идегей» // Сибирский форум фольклористов. Тезисы докладов к 90-летию со дня рождения А.Б. Соктоева, основателя серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока». Отв. ред. Е.Н. Кузьмина. Новосибирск, 2021. С. 90–92.
- Надиров И.Н. Народный эпос «Идегей» // Средневековая татарская литература (VIII–XVIII вв. ) Казань: Фэн, 1999. С. 103–106.
- Песнь об Идигее // Семенов Н. Туземцы северо-восточного Кавказа. Рассказы, очерки, исследования и заметки о чеченцах, кумыках и ногайцах и образцах и образцы поэзии этих народцев. СПб.: тип. А Хомского и Ко, 1895. С. 469–481.
- Радлов В.В. Образцы народной литературы тюркских племен, живущих в Южной Сибири и Дзунгарской степи. Ч. IV. Наречия барабинцев, тарских, тобольских и тюменских татар. Сост. Ф.Ф. Юсупов. Казань: Татар. книж. изд-во, 2012. 519 с.
- Самойлович А.Н. Вариант сказания о Едигее и Тохтамыше, записанный Н. Хакимовым // Тюркологический сборник. 1972. М.: Наука. Гл. ред. восточ. литературы. С. 186–211.
- Татар халык эпосы «Идегəй»нең русчага тəрҗемəсе // Кызыл Татарстан. 1944, 11 июнь.
- Татар эпосы. Дастаннар. Төзүчесе, кереш мəкалə һəм комментарийлар авторы – Əхмəтова-Урманче Ф.В. Казан: Раннур, 2004. 640 б.
- Токтамыш хан хикаяте // Березин И. Турецкая хрестоматия. В 3-х т. Т.2. Казань: Тип. Ун-та, 1862. С. 59–76.
- Урманче Ф. Народный эпос «Идегей». Казань: Фəн, 1999. 200 с.
- Урманчеев Ф.И. Татарский народный эпос. Казань: ИЯЛИ, 2023. 384 б.
- Урманче Ф.И. Татар мифологиясе. Энциклопедик сүзлек. 3 томда. Т. 2 (Д – С). Казан: Мəгариф, 2009. 343 б.
- Усманов М.А. Татарские исторические источники XVII–XVIII вв. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1972. 223 с.
- Хабутдинова М.М. Вклад Наки Исанбета в изучение Золотой Орды // Золото-ордынское
обозрение. 2023. Т. 11, №1. С. 181–201. https://doi.org/10.22378/2313- 6197.2023-11-1.181-201 EDN: NZKGGK - Хабутдинова М.М., Хабибуллин Ф.А. Наки Исанбет об искусстве сказительства. Tatarica. 2021; 17(2). С. 119–140. https://doi.org/10.26907/2311-2042-2021-17-2-119- 140.
- Хайруллина В.И. Народный эпос «Идегей» и его исторические основы: авто-реф. дис. … канд. филол.н. Казань, 1999. 22 с.
- Хаков В. Нигъмəт Хəким (1889–1938). Тууына 110 ел тулу уңаеннан // Мəдəни җомга. 1999, № 12 (76), 24 декабрь.
- Ханзафаров Н.Г. Нəкый Исəнбəт драматургиясе. Жанр, конфликт һəм героика проблемалары. Татар. кит. нəшр., 1982, 192 б.
- Эдигей // Валиханов Ч.Ч. Сочинения Чокан Чингисовича Валиханова / Под ред. и с предисл. Н.И. Веселовского. СПб.: Записки Имп. Русского географического общества по отделению этнографии., 1904. Т. XXIX. С. 265–273.
- Ямалтдинов И.И. Татарская фольклористика 20–60-х гг. XX века. Собирание, публикация и научное изучение фольклора. Казань: ИЯЛИ, 2016. 184 с.
- Ярми Х. «Идегəй» дастаны // Совет əдəбияты. 1940 № 5/6. Б. 163–178.
- Chodzko A. Astrakhan tatar songs. Adiga // Specimens of the popular poetry of Persia. London, 1842. P. 348–362.
Выпуск
Другие статьи выпуска
С 9 по 14 сентября 2024 года сотрудники Центра исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А. Усманова Института истории им. Ш. Марджани АН РТ осуществили экспедиционный выезд в Нижнее Поволжье. Целью экспедиции было изучение состояния золотоордынских историко-археологических объектов и проведение Круглых столов с местными специалистами, установление тесных контактов с научными учреждениями данного региона. Маршрут поездки был запланирован заранее и согласован с местными учеными. Участники экспедиции посетили Саратов, Волгоград и Астрахань, где провели научно-практические семинары, посетили местные музеи и различные археологические объекты. А также встретились с представителями татарской общественности Поволжья. Были обсуждены проблемы и вопросы по изучению золотоордынского наследия в этих регионах, а также перспективы совместных проектов.
С 4 по 6 октября 2024 года в Алматы (Казахстан) прошёл II Международный Конгресс истории тюркской государственности на тему «Государственность тюркских народов в Чингизидскую эпоху», приуроченный к 800-летию Улуса Джучи. Конгресс был организован Тюркской Академией в сотрудничестве с Турецким историческим обществом при Высшем совете по культуре, языку и истории им. Ататюрка, а также с Научным институтом изучения Улуса Джучи КН МНВО РК.
Международное мероприятие объединило ведущих учёных, представителей научных и дипломатических кругов тюркских стран, а также гостей из Монголии, Кореи, России, США, Австрии, Украины, Франции и Болгарии, что позволило создать платформу для многостороннего обмена мнениями и научными открытиями. В рамках конгресса были представлены доклады, охватывающие широкий спектр тем – от анализа хронологии ключевых событий до рассмотрения политических, экономических и культурных процессов, связанных с историей тюркских народов в чингизидскую эпоху. Особое внимание было уделено ключевым вопросам по истории Улуса Джучи, его роли в становлении тюркских государств, а также процессам исламизации и тюркизации.
Конгресс не только способствовал обмену знаниями и научными открытиями, но и заложил прочный фундамент для дальнейших исследований. Важным результатом стало укрепление научных связей и международного сотрудничества, открыв перспективы для новых совместных проектов и научных изысканий, направленных на изучение истории тюркских государств и их роли в мировой истории.
Цель исследования – восстановить хронику работы татарского ученого-энциклопедиста Наки Исанбета (1899–1992) над созданием и продвижением сводного текста башкирского народного эпоса «Идукай и Мурадым».
Материалы и методы исследования. Материалом послужили сводный текст редакции 1933 г. с авторскими пометками для переводчиков, а также источники личного характера: воспоминания, переписка фольклориста. Исследование велось с помощью культурно-исторического, сравнительно-сопоставительного и описательного методов.
Новизна нашего исследования состоит в комплексном изучении творческой истории первого сводного текста башкирского народного эпоса «Идукай и Мурадым» и истории его бытования. В рамках исследования определена научно-историческая ценность редакции 1933 г. Выявлены объективные, субъективные причины драматичной судьбы данного сводного текста. Описана структура рукописного текста на латинице, кратко охарактеризованы его сюжетно-композиционные особенности, система персонажей, художественные особенности. Доказано, что Наки Исанбет является первым составителем сводного текста башкирского народного эпоса «Идукай и Мурадым». Сравнительный анализ редакций сводного текста 1928 и 1933 г. указывает на имевшую место «общую конструктивную преднамеренность», нацеленную на активное воздействие на читателя, соблюдение текстологом сложившегося жанрово- стилистического канона. История сотрудничества Наки Исанбета с издательством «Academia» ликвидирует не только одно из «белых пятен» в истории бытования этого сводного текста, но и косвенно характеризует круг деловых контактов татарского ученого с российскими фольклористами в 1930 г.
Цель исследования: представить изучение узбекской версии дастана «Идегей».ъ
Материалы исследования: узбекская версия эпоса «Идегей», архивные материалы. Научная новизна исследования: изучена архивная фиксация узбекской версии эпоса «Идегей». Впервые проанализированы и сравнительно изучены архивные записи эпоса с живыми исполнениями в эпической традиции. В отношении изучения эпоса были сделаны важные теоретические выводы.
Результаты исследования и его научная новизна: В статье рассматривается эпос «Идегей», который занимает важное место в культурном наследии тюркских народов. Автор подчеркивает, что, несмотря на сходство в сюжетах и персонажах, каждая версия имеет свои особенности и интерпретации мотивов. В статье анализируются архивные материалы и рукописи эпоса, записанные от жырау. Особое внимание уделено вариантам, опубликованным в книге «Ошиқнома» и другим рукописям, распространенным в Хорезмском регионе. Выводы исследования подчеркивают богатство языка, художественную выразительность и историческую значимость эпоса. Работа вносит вклад в изучение фольклора тюркских народов, освещая взаимосвязь между устной традицией и письменными источниками.
Научно обосновано, что узбекские варианты распространены в хорезмийской области Узбекистана и являются отражением связи населения Хорезма с Золотой Ордой ис постордынским миром, с переселившимися шейбанидами-узбеками или же астраханскими татарами и мангытами.
Цель: изучение роли исследователей в процессе широкой популяризации дастана «Идегей» среди каракалпакского народа, а также анализ его значения как важного элемента духовного наследия.
Материалы исследования: основу исследования составляют разнообразные каракалпакские варианты дастана «Идегей» (Едиге), а также научные работы исследователей, посвященные этому произведению. Особое внимание уделяется варианту дастана, записанному со слов Ерполата жырау, который выделяется своей глубиной и яркостью идейных образов героев.
Научная новизна данного исследования заключается в комплексной оценке взаимо- связи образов героев каракалпакской версии дастана «Идегея» с историческими со- бытиями, что позволяет выявить глубокие культурные и исторические корни этого произведения. В отличие от существующих исследований, акцент в данной работе делается на преобладающем влиянии мировоззрения каракалпакского народа на изображение героев, что осуществляется через призму творчества жырау. Кроме того, исследование фокусируется на уникальном варианте дастана «Идегей», представленном в каракалпакской традиции, который отражает воспоминания населения Южного Приаралья и их тоску по берегам рек Волги и Яика.
Результаты исследования. В ходе анализа были достигнуты следующие ключевые выводы: Образы героев дастана «Идегей» тесно связаны с историческими событиями, что позволяет глубже понять культурные и социальные контексты, в которых формировался этот фольклорный эпос. Исследование показало, что мировоззрение каракалпакского народа существенно влияет на изображение героев, что выражается в их моральных и этических качествах, а также в их действиях, отражающих ценности и идеалы общества.
Цель исследования: статья представляет собой публикацию фрагмента неопубликованного исследования Павла Александровича Фалева (1888–1922) «Ногайское сказание об Едигее», посвященного эпосу об Идегее, а также краткий обзор изучения и собирания различных версий эпоса (прежде всего татарских).
Материалы исследования: неизданный труд П.А. Фалева хранится в виде рукописи в Архиве востоковедов ИВР РАН и состоит из 16 тетрадей, представляющих собой значительный интерес для исследователя-тюрколога и фольклориста. Он представляет собой определенный этап в области изучения тюркского эпоса в целом и эпоса об Идегее в частности и, безусловно, нуждается в комментированной публикации. Основная особенность этой работы – прежде всего в том, что П.А. Фалевым рассматриваются все на тот момент известные ему версии сказания об Идегее.
Результаты и научная новизна: архив П.А. Фалева уже привлекал внимание исследователей, однако не сам по себе, а лишь в связи с исследованиями других тюркологов.В тексте П.А. Фалева присутствует и обзор известных автору вариантов сказания (на момент написания текста) и довольно четко высказана необходимость изучения и собирания различных версий сказания об Идегее – только это, по мнению П.А. Фалева, позволит воссоздать полную картину его распространения.
Цель исследования: работа нацелена на обзор и систематизацию вариантов ногайской версии эпоса «Идегей», ввод в научный оборот неисследованных вариантов, составление полного списка существующих текстов.
Материалы исследования: ногайские варианты эпоса «Идегей». Наряду с известными текстами, введены в научный оборот варианты, опубликованные в дореволюционной периодической печати.
Результаты исследования и его научная новизна: в работе выявлено, что ногайские варианты дастана об Идегее до сих пор не становились объектом специализированного монографического исследования. До революции варианты были зафиксированы и изданы в переводе на русский язык отечественными учеными. Единственный дореволюционный вариант на ногайском языке издан М. Османовым.
Научная новизна исследования состоит в том, что произведен обзор всех известных вариантов, сравнительный анализ отдельных эпизодов и мотивов. Проанализированы не исследованные ногайскими учеными варианты. Введен в научный оборот до сих пор не изученный вариант А.П. Кулебякина, который по праву можно назвать первым сводным текстом эпоса. Помимо прочего оспаривается отношение некоторых текстов к ногайской версии.
Ногайские варианты отличаются именами персонажей, имеют оригинальные мотивы, однако своеобразность мотивов имеет не национальный, а, в основном, локальный характер. Ногайские, крымскотатарские варианты, и варианты астраханских татар по сюжету близки друг с другом.
Цель: Цель исследования - раскрыть историю изучения в Турции эпоса об Эдигее, одного из самых важных эпосов в турецком мире, представить опубликованные копии эпоса об Эдигее и определить, с каких точек зрения был исследован эпос и какие выводы были сделаны. Исследовательские материалы: Источником исследования являются копии эпоса, опубликованные в Турции, магистерские и докторские диссертации по эпосу, а также статьи, опубликованные в различных научных журналах Турции по данной теме.
Результаты и новизна исследования: В результате проведенного исследования было установлено, что в Турции были опубликованы татарская, башкирская, ногайская и казахская версии эпоса, по эпосу “Едигей” написаны две магистерские и две докторские диссертации, а также десятки статей. Хотя различные версии эпоса “Едигей”, опубликованные в Турции, приписываются разным народам, на самом деле сюжеты и герои всех этих публикаций одинаковы, и мы видим различия только в мотивах и культурных особенностях, характерных для этих народов. Как и во многих других областях, татарские интеллектуалы первыми начали изучать эпос в Турции. С другой стороны, в статьях, посвященных эпосу, он рассматривается с точки зрения истории, литературы и языка. Эти исследования в основном направлены на то, чтобы выявить, как в эпосе трактуется образ Едигея и Тимура, тема родины, оружия, степи и степной культуры, рождения-свадьбы-смерти и т.д. Кроме того, в некоторых статьях рассматриваются такие темы, как сверхъестественные силы, мифологические мотивы и функции животных в эпосе.
Цель исследования: анализ и систематизация религиозных мотивов в татарских вариантах эпоса «Идегей». Она нацелена на комплексное исследование религиозных мотивов в сравнительно-типологическом аспекте.
Материалы исследования: опубликованные и архивные татарские варианты эпоса «Идегей», исследования известных фольклористов, сведения из литературных и научных источников.
Научная новизна обусловлена тем, что на основе изучения существующих исследований и сравнительного анализа разных вариантов из архивных источников сделана попытка систематизации религиозных мотивов в дастане «Идегей».
Результаты исследования: в работе доказано, что по сравнению с мифологическим слоем, религиозный пласт в эпосе не так богат, но в целом даже та использованная и сохранившаяся часть имеет огромную смысловую нагрузку и художественно-эстетическую ценность.
В работе исследованы мотивы, показывающие отношение Токтамыш-хана, Идегея, Нурадына к религии и образы, связанные с культом ислама как Аллах, Газазил, ангелы, гурии и др. которые нашли отражение в эпосе. По мнению автора, в отличие от религиозных жанров, в особенности мунаджатов и баитов, в эпических произведениях религиозная идеология и религиозные мотивы не занимают такое большое место. Но тем не менее, во всех вариантах они встречаются в определенном объеме и выполняют значимую функциональную нагрузку. Религиозные мотивы не ограничиваются повествованием отношения людей той эпохи к религии, но и способствуют пониманию религиозно-философских и нравственных взглядов, показывают какое место занимала религия среди народных масс.
Цель исследования: показать динамику оценки личности беклярибека Идегея в отечественной науке имперского и советского периода.
Материалы исследования: исторические труды отечественных историков, затрагивавших оценку личности Идегея 1840-х – 1960-х гг.
Результаты и новизна исследования: показано, что процесс изучения истории Золотой Орды и ее политической истории был сложным и извилистым. Особенно это касалось личности Идегея, а также посвященному ему народному эпосу. С момента начала изучения этого эпоса у историков возник интерес к самой исторической личности, соотношении его судьбы с героем эпоса. В российской науке его личность, не вызывала особого внимания. Формирующаяся татарская историческая наука обвиняла Идегея в чрезвычайных амбициях, считая его виновником походов Аксак-Тимура и распада Золотой Орды. В первой половине XX в. историки и фольклористы оказались под влиянием идей классовой борьбы и пытались представить его в качестве народного героя, сражающегося против феодального гнета, что было, несомненно, искажением фактов. В 1944 г. Постановлением ЦК ВКП(б) Золотая Орда была признана паразитическим государством, а Идегей – самым «коварным и хищным ордынским правителем». Подобная точка зрения с этого времени практически на полвека стала определяющей и безальтернативной, что заморозило отечественную науку в осмыслении этого периода истории.
Цель исследования: раскрыть важность исследования дастана «Идегей» с точки зрения установления объема и характера содержащихся в нем исторических сведений.
Материалы исследования: тексты дастана «Идегей» с упором на татарские варианты этого эпического произведения, в том числе с особым вниманием, в первую очередь, на его общенациональную версию, созданную усилиями татарских фольклористов на основе целого ряда татарских вариантов дастана.
Результаты и научная новизна: Проведенное систематическое изучение сюжетов дастана, содержащих отражение исторических реалий, позволило выявить в нем материалы по социально-политической структуре поздней Золотой Орды, установить ее связь с конкретными кланами, в целом прояснить вопрос о татарской страте государства, разобраться с символическими «птицами» и «золотым троном», а также тремя обозначениями Улуса Джучи (Алтын Урда, Ак Урда, Бöз Урда). На этой основе появилась возможность более глубокого понимания особенностей исторического сознания представителей государствообразующего татарского сословия Улуса Джучи на стадии его начавшегося распада.
Цель исследования: рассмотреть содержание, происхождение и цепочку передатчиков эпосов, посвященных династии золотоордынского беклярбека Идегея, входящих в цикл героических эпосов «Сорок батыров Крыма». Провести сравнительный анализ каждого эпоса с имеющимися сведениями об исторических личностях, встречающихся в эпосе, с целью идентификации личностей основных персонажей эпоса. Выявить автора всего цикла «Сорок батыров Крыма» и установить время и обстоятельства появления данных эпосов в среде казахов Младшего жуза.
Материалы исследования: основным источником данного исследования является цикл эпосов «Сорок батыров Крыма», записанный из уст Мурына Сенгирбекулы и изданный в рамках проекта «Мəдени мұра» – «Культурное наследие» в 50 и 51 томах серии книг «Бабалар сөзі» – «Слово предков».
Результаты исследования: Определен автор цикла «Сорок батыров Крыма» – Казытуган-жырау, потомок Идегея. Время составления цикла эпосов – последняя четверть XVII в. Обстоятельства создания цикла – переселение Казытугана в Кубань, к потомкам Карасая. Установлено, что цикл эпосов был привнесен беглыми кубанскими ногайцами в 1745 г. в среду казахов Младшего жуза, которыми правил Нуралы-хан, определивший их к казахам рода Бериш племени Алшин. Впоследствии эти ногайцы составили ветвь Бескаска-Бериш и из их среды началось распространение цикла эпосов «Сорок батыров Крыма» среди казахов. Первым известным казахским жырау, передававшим весь цикл являлся Абыл-жырау, затем его ученики Нурым-жырау, Мурат-акын и Кашаган-жырау, у которых перенял Мурын-жырау Сенгирбекулы. С его уст и был записан и издан весь цикл эпосов.
Цель исследования: обзор и систематизация архивных и опубликованных казахских вариантов эпоса «Идегей», составление полного списка текстов, их структурный и текстологический анализ.
Материалами исследования являются как опубликованные, так и неопубликованные рукописные казахские варианты предания об Идегее. В работе также задействованы обширные данные казахстанской историографии изучения эпоса, в основном труды фольклористов, сведения из литературных и исторических источников.
Результаты и научная новизна: в хронологическом порядке проведен обзор истории изучения эпоса «Идегей» в Казахстане. Произведен обзор всех известных вариантов и сравнительный анализ основных сюжетов и мотивов эпоса.
Были выделены три основных региона литературных традиций, которые оказали влияние на формирование казахских вариантов сказания. Варианты сказания об Идегее, особенно поэтические фрагменты, оказали значительное влияние на творчество казахских сказителей.
Дастан «Идегей» снискал популярность во всех регионах, где проживали татары. В данной статье речь пойдет о вариантах дастана, собранных в татарских деревнях Западной Сибири и у телеутов.
Объектом работы являются варианты татарской версии народного эпоса «Идегей». Предметом работы является ареал распространения дастана и найденные на указанной территории варианты, их идейно-тематические, а также лексико-стилистические и диалектальные особенности, связанные с локальной принадлежностью.
Целью работы является выявление всех вариантов, записанных в Сибири, а также представление информации об исследователях фольклора, которые собирали и изучали дастан, дана оценка вкладу каждого из исследователей, описаны исторические неточности обнародованных в разные годы фрагментов и отрывков.
Материалами исследования послужили архивные и опубликованные варианты татарского дастана «Идегей». Были использованы сведения из литературных и исторических источников, научных исследований. Привлечены труды известных фольклористов, в частности многочисленные исследования и публикации последних лет.
Нами предполагается анализ вариантов татарской версии, которые были устно или письменно обнаружены в разных населенных пунктах Сибири и приграничных регионов. Они были записаны у информантов, принадлежащих к разным этническим группам сибирских татар, с сохранением диалектальных особенностей. Вторая часть была зафиксирована у переселенцев из Поволжья, точнее из деревень, относящихся к районам Татарстана, или переписана из сохранившихся у них в рукописях текстов. В статье отдельно рассмотрен каждый вариант, выделены основные мотивы и сюжетные особенности, дана наиболее полная на сегодняшний день информация о каждом варианте.
Целью исследования является научное изучение текста рукописи Нигмата Хакима «О дастане «Идегей»» и ввод его в научный оборот.
Материалы исследования: ранее неопубликованный научный труд известного фольклориста, языковеда Нигмата Хакима под названием «О дастане «Идегей»», сохранившийся в рукописи в фонде № 52 архива Центра письменного наследия Института языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова АН РТ. Данный фонд ценен тем, что там имеются различные материалы о дастане “Идегей” и его версиях.
Научная новизна исследования состоит в том, что труд Нигмата Хакима в полном объеме изучается впервые. Основываясь на данный архивный источник-рукопись, читателю преподносится разносторонний научный взгляд на дастан «Идегей». При написании данного исследования Н. Хаким обращается к трудам известных ученых, востоковедов, основывается на сведения из различных письменных источников, цитируя их в качестве доказательства той или иной стороны изучаемого дастана.
Результаты исследования. Большинство вариантов татарского дастана «Идегей» сохранились в рукописном виде на арабской графике. Одним из полных вариантов эпоса является вариант Ситдык баба Зайнетдинова, записанный Нигматом Хакимом в 1919 году. Текст скрупулезно исследован с текстологической стороны: точное вос- произведение текста-источника, его подлинность, доступность читателю-исследователю, комментирование текста. Рукопись «О дастане «Идегей»» состоит из 13 глав- разделов, каждый из которых посвящен тому или иному вопросу исследования дастана: предпосылки возникновения, сохранности, вариативности, сказительских талантов главных героев. Есть необходимость включения текста данной рукописи всовременный научный оборот. Является одним из ценнейших материалов в источниковедении.
Издательство
- Издательство
- Академия наук РТ
- Регион
- Россия, Казань
- Почтовый адрес
- 420111, г. Казань, ул. Баумана, д. 20
- Юр. адрес
- 420111, г. Казань, ул. Баумана, д. 20
- ФИО
- Салахов Мякзюм Халимулович (Руководитель)
- E-mail адрес
- anrt@rambler.ru
- Контактный телефон
- +7 (843) 2924034
- Сайт
- https:/www.antat.ru/