В статье рассмотрены вопросы, связанные с исследованием понятия «профессионально ориентированное обучение» в аспекте обучения русскому языку как иностранному. Обращение к данному понятию вызвано потребностью студентов-иностранцев в овладении высоким уровнем знаний русского языка для повседневного и профессионального общения. Результаты проведенного автором обзора научно-методических отечественных работ свидетельствуют об отсутствии однозначного понимания содержания и условий осуществления профессионально ориентированного обучения.
Идентификаторы и классификаторы
В 1980-е гг. основная тенденция в обучении РКИ заключалась в обучении коммуникации. В 1990-е гг. произошло сближение России с мировым сообществом, что изменило отношение к РКИ как учебной дисциплине. Сформировался новый социальный заказ: нужно было обучать не столько языку и речи, сколько конкретным видам и подвидам коммуникации. Начиная с 1990-х гг. принцип профессиональной ориентации при подготовке специалиста развивается и реализуется как ведущий. Основной целью изучения РКИ становится изучение языка для последующего его применения в общении между специалистами разных стран. В научных исследованиях вводятся понятия «язык специальности», «научный стиль речи», разрабатываются возможные модели профессионально ориентированного обучения.
Список литературы
-
Анисина, Ю. В. Становление и развитие профессионально ориентированного обучения русскому языку как иностранному на неязыковых факультетах вузов России / Ю. В. Анисина // Научный диалог. - 2013. - № 9 (21): Психология. Педагогика. - С. 83-91. EDN: RHMZVR
-
Васильева, Т. В. Лингводидактическая концепция обучения русскому языку студентов нефилологов первого курса со слабой языковой и предметной подготовкой в вузах инженерного профиля: дис. … канд. пед. наук / Васильева Татьяна Викторовна. - М., 2000. - 233 с. EDN: NLVCDJ
-
Гетманская, М. К. О некоторых особенностях обучения профессионально ориентированному иностранному языку (на примере понятия “конфликт”) / М. К. Гетманская // Теория права и межгосударственных отношений. - 2021. - Т. 2, № 2 (14). - С. 165-170. EDN: GSQNKA
-
Жеребкина, О. С. Методы формирования грамматической компетенции в профессионально ориентированном обучении иностранному языку студентов нелингвистических университетов / О. С. Жеребкина // Философия образования в отечественной культурно-исторической традиции: история и современность: сборник статей IX Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 18-19 февраля 2023 года / под научной редакцией П. А. Гагаева. - Пенза, 2023. - С. 43-47. EDN: INCJKX
-
Колтакова, С. В. Реализация интегративного подхода к профессионально ориентированному обучению иностранному языку / С. В. Колтакова, Е. М. Муковникова, О. В. Суханова // Интеграция науки и образования в системе подготовки военных специалистов: сборник научных трудов по материалам III Всероссийской научно-практической конференции, Воронеж, 21 октября 2022 года / отв. редактор Т. В. Ларина. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр “Научная книга”, 2022. - С. 352-356. EDN: LUOAZM
-
Костерина, Э. В. Проблемы и перспективы развития профессионально ориентированного обучения русскому языку иностранных военнослужащих в военном вузе инженерного профиля / Э. В. Костерина, В. Н. Селедцова // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. - 2021. - № 3 (840). - С. 79-92. EDN: MKQZUI
-
Кулик, А. Д. Интегративно-модульный подход и его реализация в профессионально ориентированном обучении иностранных студентов-нефилологов. Уровни А1, А2, В1 / А. Д. Кулик. - Москва: Московский педагогический государственный университет, 2023. - 204 с. -. DOI: 10.31862/9785426311961 EDN: SBZMAK
-
Массалова, А. Э. Особенности и содержание профессионально ориентированного обучения при изучении русского языка как иностранного в военном вузе инженерного профиля / А. Э. Массалова, Е. В. Дзюба // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 5. - С. 92-97. EDN: UQMHKC
-
Образцов, П. И. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов: учебное пособие / П. И. Образцов. - Орел: ОГУ, 2005. - 114 с. EDN: SIGMAP
-
Пашков, Е. С. Проектирование и конструирование профессионально ориентированных учебных ситуаций применительно к дисциплине "Научный стиль" / Е. С. Пашков // Актуальные проблемы русского языка и методики его преподавания в иностранной аудитории: материалы IV международной научно-практической конференции, Орел, 20 мая 2022 года. - Орел: Общество с ограниченной ответственностью полиграфическая фирма "Картуш", 2022. - С. 108-112. EDN: GPCOCY
-
Рахматуллаева, Г. М. Текст по специальности как составная часть профессионально ориентированного обучения русскому языку студентов-международников (из опыта работы) / Г. М. Рахматуллаева // Буслаевские чтения: сборник научных статей X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Пенза, 14-21 апреля 2022 года / под общей редакцией Л. П. Перепелкиной. - Пенза: Пензенский государственный университет, 2022. - С. 402-405. EDN: QRYUZF
-
Савинская, О. А. Реализация профессионально ориентированного модуля на занятиях по русскому языку как иностранному в военном вузе / О. А. Савинская // Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность. Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан: сборник материалов, Москва, 17-20 ноября 2021 года. - Москва, 2022. - С. 416-421. EDN: ERVVCY
-
Сергеева, Н. А. Профессионально ориентированное обучение магистрантов иностранному языку / Н. А. Сергеева // Преподавание иностранных языков в поликультурном мире: традиции, инновации, перспективы: сборник статей IV Международной научно-практической конференции, Минск, 24 марта 2022 года / редколлегия: Е. И. Суббота, Е. В. Тарасова, С. А. Бородич [и др.]. - Минск, 2022. - С. 49-51. EDN: SGOKOI
-
Цвык, В. А. Профессиональное сознание личности: понятие и структура / В. А. Цвык // Вестник РУДН. Серия: Философия. - 2004. - № 1. - С. 104-115. EDN: IIZFMV
-
Шевцова, Г. В. Методические особенности организации профессионально ориентированного обучения в техническом университете / Г. В. Шевцова // Филологический аспект. - 2023. - № S1 (18). - С. 42-49. EDN: NGLNZV
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье охарактеризованы особенности мультимодального текста как средства активизации познавательной деятельности на уроках русского языка, русского языка как иностранного. Автор рассматривает условия, при которых данный текст выступает средством повышения интеллектуально-речевой активности, и характеризует приемы, обеспечивающие эффективность познавательной деятельности обучающихся в процессе его восприятия.
Статья посвящена исследованию проблемы отражения картины мира в русской и китайской загадке с лингвокогнитивной точки зрения. Для исследования актуален сопоставительный аспект, заключающийся в выявлении общих и различных закономерностей отражения объектов космологии в человеческом сознании и способов кодирования информации в тексте русской и китайской загадок. Подчеркивается, что загадка представляет интерес, так как изложенная в ней информация является отражением наивной картины мира. Высказывается мнение, что многообразие китайских загадок в отечественной лингвистике исследовано слабо. При изучении своеобразия китайской языковой картины мира чаще к исследованию привлекается фразеология. Круг загадок, отражающих космологию (знания о мире в целом) того или иного народа, является неотъемлемой частью фольклора. Несмотря на то что в наивной картине мира как китайского, так и русского народа присутствует одинаковый набор «элементов» мироздания (в загадках встречаются небо, солнце, месяц/луна, звезды), имеются различия в их образном и функциональном представлении. Особенностью китайской картины мира является «сосредоточенность на упорядоченности», подчеркивается, что в отношениях между человеком и природой китайский традиционный образ мышления сосредоточивает внимание на единстве Неба и Человека, гармонии между Небом и Человеком. В русских народных загадках отражается сближение неба и земли и в то же время их противостояние. Другие «герои» обитают на небе в русских загадках, да и само пространство неба предстает по-иному. Небо представлялось людям крестьянским хозяйством, основные образы определены скотоводством и землепашеством. В наивной картине мира китайского и русского народов нашли отражение основные «элементы» мироздания (небо и земля, солнце и месяц/луна, месяц и звезды), отмечается сходство в отражении их формы и цвета, однако совершенно различными представляются их образы и осмысление их функционала, что связано не только с культурно-исторической традицией, но и с философией бытия.
Статье исследуются языковые особенности рэп-баттлов. Рассматриваются соотношение социальных ролей участников, тематика выступлений, приемы высмеивания оппонента и самопрезентации. Прослеживается связь с традициями Серебряного века. Доказывается, что рэп-баттл является формой языковой игры.
В статье рассматриваются особенности отражения проблем толерантности в современных российских кинофильмах. Проанализировав кинематограф в целом, можно сделать вывод, что в кинематографе существуют некие стереотипы. Для советских фильмов обязательно было участие актера-грузина, американских - присутствие афроамериканца, азиатских - наличие белого человека. Современные же фильмы не нацелены на стереотипы, в них, наоборот, проявляется мультикультурность. В российском кино поднимается много проблем межкультурной коммуникации, но также нам показывают и их решения. Для исследования были взяты немецкая, французская и китайская культуры. Перечисленные культуры противопоставляются в данных фильмах русской.
В статье поднимается вопрос о наиболее эффективном использовании страноведческой информации при формировании образа страны изучаемого языка в учебниках иностранного языка. Исследован опыт создания учебников английского и русского языков как иностранных, а также оформлен ряд рекомендаций для авторов учебников национального языка как иностранного. Основой исследования послужили принципы отбора содержания обучения, предложенные рядом авторов, а также когнитивные стратегии презентации образа страны.
В статье ставится проблема способности топонима повлиять на формирование образа страны изучаемого языка в учебниках русского языка как иностранного и учебниках английского языка. В ходе исследования отмечены функции топонимов, которые имеют особую значимость в ходе изучения иностранного языка, выделены ассоциации, которые формируют семантические доли, составляющие лексический фон топонима. Описаны уровни индивидуальности ойконима и вынесено предположение, что топонимы должны изучаться на третьем уровне индивидуального освоения наименования. Проведен сопоставительный анализ частотных ойконимов с позиции топонимических, апеллятивных и антропонимических ассоциантов. Выделены экзотопонимы. Произведен сравнительный анализ представленности ойконимов в плане статистики, при этом результаты исследования показывают доминирование во всех пособиях столиц стран изучаемого языка. Отмечены встречающиеся в русскоязычных и англоязычных пособиях альтернативные названия одних и тех же городов. В англоязычных пособиях зафиксировано большее количество смешанных топонимов, в которых соединяются наименования мест, имеющих отсылку к названиям коренных народов и пришлых англоязычных колонизаторов.
Статья представляет собой часть большой исследовательской программы, направленной на описание китайского энигматологического дискурса и законов его функционирования в современном пространстве деловой коммуникации. В фокусе исследования находится феномен агональности, реализованный на примере нелинейного текста с омонимами и артефактами, характерными для китайской лингвокультуры.
В преподавании русского языка как иностранного одной из самых актуальных областей является высшее профессиональное образование. Важным преимуществом обучения студенческой аудитории является владение общим для всех участников процесса обучения иностранным языком, который может быть посредником между преподавателем и студентами, а также внутри группы обучающихся. Английский в качестве языка-посредника выбирается традиционно в большинстве случаев. Это связано и с выбором иностранного языка для изучения в российской школе, вследствие чего наши специалисты владеют именно английским как иностранным, и с международным статусом английского, который изучается в любой стране. В качестве примера использования английского языка как посредника в пестрой языковой среде можно привести английские предлоги. Предлоги знают, как правило, все студенты, изучавшие английский, - на это знание можно опереться при изучении такой традиционно сложной темы, как русские приставочные глаголы (глаголы движения). Знание английских предлогов помогает также в изучении не менее сложной для любого иностранца темы русских падежей, описании их функций и предложного управления. Подобные примеры демонстрируют возможности использования английского языка не столько как языка-посредника, сколько как языка-помощника, дополняющего изложение на русском языке. При этом знание английского языка на элементарном уровне (у студентов) помогает объяснить достаточно сложные явления русской грамматики. Анализ конкретного опыта преподавания русского как иностранного для многоязычной студенческой аудитории, несомненно, демонстрирует возможности использования языка-посредника, упрощая сложные ситуации, оптимизируя изучение трудных грамматических тем. Однако в каждом конкретном случае должен быть определен оптимальный объем материала языка-посредника, границы его использования, чтобы он не вытеснял и не затруднял изучение русского языка.
Спорт собирает вокруг себя миллионы людей разных национальностей, возрастов и социальных статусов, именно поэтому он по праву считается частью межкультурной коммуникации. Важными составляющими коммуникации являются принципы толерантности и политической корректности. Основными компонентами спортивного дискурса являются репортажи и комментарии. Анализ этих жанров в ряде стран позволит увидеть соблюдение норм толерантности, политической корректности, этикета, вежливости и речевой культуры.
Издательство
- Издательство
- УрГПУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620091, Свердловская область, город Екатеринбург, пр-кт Космонавтов, стр. 26
- Юр. адрес
- 620091, Свердловская обл, г Екатеринбург, Орджоникидзевский р-н, пр-кт Космонавтов, стр 26
- ФИО
- Биктуганов Юрий Иванович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- uspu@uspu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3838438
- Сайт
- https://uspu.ru/