В статье поднимается вопрос о наиболее эффективном использовании страноведческой информации при формировании образа страны изучаемого языка в учебниках иностранного языка. Исследован опыт создания учебников английского и русского языков как иностранных, а также оформлен ряд рекомендаций для авторов учебников национального языка как иностранного. Основой исследования послужили принципы отбора содержания обучения, предложенные рядом авторов, а также когнитивные стратегии презентации образа страны.
Идентификаторы и классификаторы
Принцип лингвокультyрной прогрессии. Учебный материал должен использоваться для коммуникативных и познавательных задач обучения. Культурологический и лингвистический фон, созданный в учебнике, должен быть как можно более доступным и способствовать мотивации изучать иностранный язык и культуру. Расширим эти принципы еще несколькими, необходимыми для анализа учебников иностранного языка. Стереотипы, участвующие в презентации образа страны изучаемого языка, могут быть как негативными, так и положительными. Стереотип должен являться описательным, а не давать какую-либо оценку. Это также важно при сопоставлении явлений родной и изучаемой культуры. Принцип коммуникативности – обучение организуется в естественных для общения ситуациях или максимально к ним приближенных.
Список литературы
-
Акифи, О. И. Альтернативные методы преподавания РКИ (русского языка как иностранного): учебно-методическое пособие / О. И. Акифи, Е. Н. Легочкина, И. В. Савочкина. - Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2021. - 125 с. EDN: WGCIHE
-
Амелина, И. О. Формирование региональной идентичности иностранных обучающихся в контексте аккультурации в преподавании русского языка как иностранного (этап довузовской подготовки) / И. О. Амелина, Т. В. Ковалева, Н. П. Шульгина // Актуальные проблемы аккультурации в контексте преподавания русского языка как иностранного: к юбилею со дня рождения профессора Г. Г. Городиловой: сборник материалов международной научно-практической конференции, Москва - 2022. - С. 104-111. EDN: OBGALW
-
Гагарина, Е. Ю. Лингвокраеведческий аспект структуры методики преподавания РКИ как один из способов адаптации учащихся / Е. Ю. Гагарина, К. Н. Гущина, А. И. Матюшкова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2022. - № 4 (167). - С. 57-62. EDN: YFMRPX
-
Дождикова, Е. В. Методика отбора и организации культуроведческого материала с целью развития индивидуальной иноязычной культуры: дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Дождикова Е. В. - Липецк, 2006. - 185 с.
-
Кочуланова, Е. В. Использование цифровых инструментов в ходе организации самостоятельной работы по РКИ / Е. В. Кочуланова // Актуальные проблемы лингвистики, лингводидактики и переводоведения: материалы II Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 16 мая 2022 года / отв. редактор Е. Ю. Сафронова. - Омск: Омский государственный технический университет, 2023. - С. 71-77. EDN: QWIMVM
-
Мандрикова, Г. М. “Мыслим критически”: опыт использования инновационных образовательных технологий в подготовке будущих преподавателей РКИ / Г. М. Мандрикова // Векторы развития русистики и лингводидактики в контексте современного филологического образования: материалы II Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию университета, Астрахань / под редакцией З. Р. Аглеевой, М. Л. Лаптевой, Ю. А. Васильевой. - Астрахань, 2022. - С. 160-163. EDN: FMJXXV
-
Михайлова, Э. Р. Современные методы обучения иностранных студентов русскому языку как иностранному / Э. Р. Михайлова // Высшая школа России и достижение национальных целей развития страны: материалы ХIV Международной учебно-методической конференции, Чебоксары, 28 октября 2022 года / под редакцией А. Ю. Александрова, Е. Л. Николаева. - Чебоксары: Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова, 2022. - С. 73-76. EDN: UCTZAC
-
Никитченко, А. В. Особенности урока русского языка как иностранного в соответствии с требованиями ФГОС / А. В. Никитченко // Научный аспект. - 2023. - Т. 5, № 3. - С. 558-563. EDN: FAOMAU
-
Образ России в международном образовательном дискурсе: лингвокогнитивный и лингводидактический аспекты: коллективная монография / Е. В. Дзюба, С. А. Еремина, В. Ю. Миков [и др.]; Уральский государственный педагогический университет; под редакцией Е. В. Дзюбы. - Екатеринбург: [б. и.], 2019. - 208 с.
-
Парникова, А. И. Формирование лингвосоциокультурной компетенции детей мигрантов на занятиях элективного курса по русскому языку в 6 классе / А. И. Парникова // Сборник материалов I Азиатского международного форума "Новые горизонты РКИ", Якутск, 06-08 декабря 2021 года / отв. редакторы С. М. Петрова, М. С. Соловьева. - Якутск: Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, 2022. - С. 181-185. EDN: LBDWFX
-
Сараева, К. Е. Особенности создания искусственной языковой среды с помощью мультимедиа / К. Е. Сараева // Язык и культура: взгляд молодых: материалы V Международной научно-практической конференции, Москва, 24-25 мая 2022 года / гл. редактор В. И. Карасик. - Москва: Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2023. - С. 650-655. EDN: PXSMRR
-
Шкутко, Н. С. Лингвокультурологический комментарий антропонимов в преподавании РКИ студентам-филологам (на материале романа Ф. М. Достоевского "Идиот") / Н. С. Шкутко // Дни науки - 2020 в Институте гуманитарных наук: сборник статей научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Калининград, 15-23 мая 2020 года. - Калининград: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, 2022. - С. 100-108. EDN: AEHJUS
-
Beyer, T. R. Learn Russian the fast and fun way: the activity kit that makes learning quick and easy / T. R. Beyer. - New York: Barron's Educational Series, Inc., 1993. - 206 p.
-
Fleming, S. L. Colloquial Russian: The Complete Course for Beginners / S. L. Fleming, S. E. Kay. - New York: Routledge, 1998. - 317 p.
-
Sharman, E. Across cultures / E. Sharman. - Pearson Education Limited, 2006.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье охарактеризованы особенности мультимодального текста как средства активизации познавательной деятельности на уроках русского языка, русского языка как иностранного. Автор рассматривает условия, при которых данный текст выступает средством повышения интеллектуально-речевой активности, и характеризует приемы, обеспечивающие эффективность познавательной деятельности обучающихся в процессе его восприятия.
В статье рассмотрены вопросы, связанные с исследованием понятия «профессионально ориентированное обучение» в аспекте обучения русскому языку как иностранному. Обращение к данному понятию вызвано потребностью студентов-иностранцев в овладении высоким уровнем знаний русского языка для повседневного и профессионального общения. Результаты проведенного автором обзора научно-методических отечественных работ свидетельствуют об отсутствии однозначного понимания содержания и условий осуществления профессионально ориентированного обучения.
Статья посвящена исследованию проблемы отражения картины мира в русской и китайской загадке с лингвокогнитивной точки зрения. Для исследования актуален сопоставительный аспект, заключающийся в выявлении общих и различных закономерностей отражения объектов космологии в человеческом сознании и способов кодирования информации в тексте русской и китайской загадок. Подчеркивается, что загадка представляет интерес, так как изложенная в ней информация является отражением наивной картины мира. Высказывается мнение, что многообразие китайских загадок в отечественной лингвистике исследовано слабо. При изучении своеобразия китайской языковой картины мира чаще к исследованию привлекается фразеология. Круг загадок, отражающих космологию (знания о мире в целом) того или иного народа, является неотъемлемой частью фольклора. Несмотря на то что в наивной картине мира как китайского, так и русского народа присутствует одинаковый набор «элементов» мироздания (в загадках встречаются небо, солнце, месяц/луна, звезды), имеются различия в их образном и функциональном представлении. Особенностью китайской картины мира является «сосредоточенность на упорядоченности», подчеркивается, что в отношениях между человеком и природой китайский традиционный образ мышления сосредоточивает внимание на единстве Неба и Человека, гармонии между Небом и Человеком. В русских народных загадках отражается сближение неба и земли и в то же время их противостояние. Другие «герои» обитают на небе в русских загадках, да и само пространство неба предстает по-иному. Небо представлялось людям крестьянским хозяйством, основные образы определены скотоводством и землепашеством. В наивной картине мира китайского и русского народов нашли отражение основные «элементы» мироздания (небо и земля, солнце и месяц/луна, месяц и звезды), отмечается сходство в отражении их формы и цвета, однако совершенно различными представляются их образы и осмысление их функционала, что связано не только с культурно-исторической традицией, но и с философией бытия.
Статье исследуются языковые особенности рэп-баттлов. Рассматриваются соотношение социальных ролей участников, тематика выступлений, приемы высмеивания оппонента и самопрезентации. Прослеживается связь с традициями Серебряного века. Доказывается, что рэп-баттл является формой языковой игры.
В статье рассматриваются особенности отражения проблем толерантности в современных российских кинофильмах. Проанализировав кинематограф в целом, можно сделать вывод, что в кинематографе существуют некие стереотипы. Для советских фильмов обязательно было участие актера-грузина, американских - присутствие афроамериканца, азиатских - наличие белого человека. Современные же фильмы не нацелены на стереотипы, в них, наоборот, проявляется мультикультурность. В российском кино поднимается много проблем межкультурной коммуникации, но также нам показывают и их решения. Для исследования были взяты немецкая, французская и китайская культуры. Перечисленные культуры противопоставляются в данных фильмах русской.
В статье ставится проблема способности топонима повлиять на формирование образа страны изучаемого языка в учебниках русского языка как иностранного и учебниках английского языка. В ходе исследования отмечены функции топонимов, которые имеют особую значимость в ходе изучения иностранного языка, выделены ассоциации, которые формируют семантические доли, составляющие лексический фон топонима. Описаны уровни индивидуальности ойконима и вынесено предположение, что топонимы должны изучаться на третьем уровне индивидуального освоения наименования. Проведен сопоставительный анализ частотных ойконимов с позиции топонимических, апеллятивных и антропонимических ассоциантов. Выделены экзотопонимы. Произведен сравнительный анализ представленности ойконимов в плане статистики, при этом результаты исследования показывают доминирование во всех пособиях столиц стран изучаемого языка. Отмечены встречающиеся в русскоязычных и англоязычных пособиях альтернативные названия одних и тех же городов. В англоязычных пособиях зафиксировано большее количество смешанных топонимов, в которых соединяются наименования мест, имеющих отсылку к названиям коренных народов и пришлых англоязычных колонизаторов.
Статья представляет собой часть большой исследовательской программы, направленной на описание китайского энигматологического дискурса и законов его функционирования в современном пространстве деловой коммуникации. В фокусе исследования находится феномен агональности, реализованный на примере нелинейного текста с омонимами и артефактами, характерными для китайской лингвокультуры.
В преподавании русского языка как иностранного одной из самых актуальных областей является высшее профессиональное образование. Важным преимуществом обучения студенческой аудитории является владение общим для всех участников процесса обучения иностранным языком, который может быть посредником между преподавателем и студентами, а также внутри группы обучающихся. Английский в качестве языка-посредника выбирается традиционно в большинстве случаев. Это связано и с выбором иностранного языка для изучения в российской школе, вследствие чего наши специалисты владеют именно английским как иностранным, и с международным статусом английского, который изучается в любой стране. В качестве примера использования английского языка как посредника в пестрой языковой среде можно привести английские предлоги. Предлоги знают, как правило, все студенты, изучавшие английский, - на это знание можно опереться при изучении такой традиционно сложной темы, как русские приставочные глаголы (глаголы движения). Знание английских предлогов помогает также в изучении не менее сложной для любого иностранца темы русских падежей, описании их функций и предложного управления. Подобные примеры демонстрируют возможности использования английского языка не столько как языка-посредника, сколько как языка-помощника, дополняющего изложение на русском языке. При этом знание английского языка на элементарном уровне (у студентов) помогает объяснить достаточно сложные явления русской грамматики. Анализ конкретного опыта преподавания русского как иностранного для многоязычной студенческой аудитории, несомненно, демонстрирует возможности использования языка-посредника, упрощая сложные ситуации, оптимизируя изучение трудных грамматических тем. Однако в каждом конкретном случае должен быть определен оптимальный объем материала языка-посредника, границы его использования, чтобы он не вытеснял и не затруднял изучение русского языка.
Спорт собирает вокруг себя миллионы людей разных национальностей, возрастов и социальных статусов, именно поэтому он по праву считается частью межкультурной коммуникации. Важными составляющими коммуникации являются принципы толерантности и политической корректности. Основными компонентами спортивного дискурса являются репортажи и комментарии. Анализ этих жанров в ряде стран позволит увидеть соблюдение норм толерантности, политической корректности, этикета, вежливости и речевой культуры.
Издательство
- Издательство
- УрГПУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620091, Свердловская область, город Екатеринбург, пр-кт Космонавтов, стр. 26
- Юр. адрес
- 620091, Свердловская обл, г Екатеринбург, Орджоникидзевский р-н, пр-кт Космонавтов, стр 26
- ФИО
- Биктуганов Юрий Иванович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- uspu@uspu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3838438
- Сайт
- https://uspu.ru/