В индустрии 4.0 ключевым фактором успеха бизнеса, с одной стороны, становятся инновации, а с другой стороны, эффективность. Статья посвящена новому тренду - поддержке бизнеса в условиях цифровой трансформации как актуальной форме развития бизнеса в условиях цифровизации. Предметной областью исследования выступает совершенствование бизнес-процессов компании на основе поддержки бизнеса и предпринимательской деятельности на более продвинутый, современный «цифровой» уровень. Исследование преследует своей целью обосновать важность формирования поддержки бизнеса в компании за счет совершенствования межфункционального взаимодействия и развития современных бизнес-моделей предпринимательской деятельности. В проведенном исследовании авторы рассмотрели целесообразность и необходимость цифровой трансформации бизнеса; представили практическое обоснование важности системы поддержки бизнеса в условиях цифровой трансформации; провели анализ и выявили стратегическое влияние системы поддержки бизнеса на развитие предпринимательской деятельности в целом. Результаты исследования имеют практическое значение. Авторы определили значимость поддержки бизнеса посредством внешней и внутренней среды; провели контент-анализ понятий «цифровизация бизнеса», «межфункциональное взаимодействие», «цифровая трансформация», «поддержка бизнеса» и «цифровые инструменты», определили их характеристики. Авторами сформулирована и дана аргументация важности применения цифровых технологий и выработки цифровых решений в условиях цифровой трансформации, в возможности использования модели реального бизнес-решения в учебном процессе, в бизнесе, стартапе. Авторы утверждают, что поддержка бизнеса в условиях цифровизации крайне необходима для его сопровождения, удержания конкурентных преимуществ. Обобщаются типы и виды поддержки бизнеса, динамика цифровизации компаний. Изучена готовность компаний к применению цифровых инструментов, определены цели и задачи поддержки внутри бизнеса, обозначены ключевые показатели эффективности компаний, применения цифровых инструментов для эффективной поддержки бизнеса.
Идентификаторы и классификаторы
В настоящее время бизнес находится в ситуации, когда, с одной стороны, в бизнес-процессы активно внедряются цифровые инструменты, реализуются цифровые решения, которые получают позитивную реакцию от потребителей, а с другой стороны, пандемия, вызванная COVID-19, социально-политические разногласия между странами в 2022 году провоцируют бизнес на отказ от внедрения новых алгоритмов работы в цифровой среде.
Список литературы
- Быханов С. “К.У.П.О.Л”. - система управления производственными процессами для “Индустрии 4.0” // CONTROL ENGINEERING РОССИЯ. 2019. № 5 (83). С. 62-65.
- Горелова Т. П., Серебровская Т. Б. Цифровая трансформация логистического бизнеса // Современная конкуренция. 2022. Т. 16. № 2. С. 101-112. DOI: 10.37791/2687-0657-2022-16-2-101-11 EDN: MJKRXU
- Горелова Т. П., Серебровская Т. Б. Цифровая трансформация сферы услуг и клиентского опыта // Проблемы теории и практики управления. 2021. № 12. С. 125-140. DOI: 10.46486/0234-4505-2021-12-125-140 EDN: DPQFHA
- Демидова Н. Е., Шершова Е. В. Анализ малого и среднего бизнеса в России: проблемы и перспективы развития // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 12-2. С. 284-290. DOI: 10.17513/vaael.1508 EDN: BBCGUZ
- Долганова О. И., Деева Е. А. Готовность компании к цифровым преобразованиям: проблемы и диагностика // Бизнес-информатика. 2019. Т. 13. № 2. С. 59-72. DOI: 10.17323/1998-0663.2019.2.59.72 EDN: ZXLNCH
- Зотова И. В. Влияние цифровой трансформации экономики на предпринимательские компетенции // Современная конкуренция. 2018. Т. 12. № 2 (68) - 3 (69). С. 30-40. EDN: URTDGP
- Опросить и продать: зачем бизнесу участвовать в исследованиях [Электронный ресурс] // ИННОПРОМ. 21.05.2019. URL: https://expo.innoprom.com/media/letters/oprosit-i-prodat-zachem-biznesu-uchastvovat-v-issledovaniyakh-/offer_agreement_121021.pdf (дата обращения: 05.10.2022).
- Орлова Л. Н., Ильин А. Б., Сизова Ю. С. Предпринимательские риски в условиях цифровизации экономики на примере России // Современная конкуренция. 2020. Т. 14. № 1 (77). С. 76-85. DOI: 10.37791/1993-7598-2020-14-1-76-85 EDN: GOFGMZ
- Поддержка малого бизнеса: госпрограммы 2022 года [Электронный ресурс] // Бизнес.ру. 15.03.2022. URL: https://www.business.ru/article/1360-podderjka-malogo-biznesa-2019-gos-programmy (дата обращения: 05.10.2022).
-
Пять уровней цифровизации бизнеса: как в России стать компанией будущего [Электронный ресурс] // РБК. URL: https://trends.rbc.ru/trends/innovation/60b4cb349a79473d14ea025f (дата обращения: 22.09.2022).
-
Рудь В., Ананьин В. Архитектура цифрового предприятия [Электронный ресурс]. URL: https://4cio.ru/content/4CDTO/%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%20%D1%86%D0%B8%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F%D1%82%D0%B8%D1%8F.pdf (дата обращения: 25.09.2022).
-
Трансформация бизнес-модели [Электронный ресурс] // Коммерческий директор. URL: https://www.kom-dir.ru/article/3945-transformatsiya-biznes-modeli (дата обращения: 10.09.2022).
-
Ценжарик М. К., Крылова Ю. В., Стешенко В. И. Цифровая трансформация компаний: стратегический анализ, факторы влияния и модели // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2020. Т. 36. № 3. С. 390-420. DOI: 10.21638/SPBU05.2020.303 EDN: LJLLJT
-
Цифровая платформа МСП. URL: https://мсп.рф/(дата обращения: 15.10.2022).
-
0 мер поддержки бизнеса в 2020 году в одной таблице [Электронный ресурс] // Мой бизнес. URL: https://mbnso.ru/articles/mery-podderzhki/50-mer-podderzhki-biznesa-v-2020-godu-v-odnoy-tablitse/(дата обращения: 05.09.2022).
-
Doyle L. What Is Digital Communication? | In-Demand Skills and Careers // Northeastern University. January 25, 2019. URL: https://www.northeastern.edu/bachelors-completion/news/what-is-digital-communication/(дата обращения: 25.08.2021).
-
Frey Ch. How do you Connect Innovation to Business Strategy? // InnovationManagement. URL: https://innovationmanagement.se/2008/03/19/how-do-you-connect-innovation-to-business-strategy/(дата обращения: 07.09.2022).
-
The digital workplace: Think, share, do. Transform your employee experience // Deloitte. URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/be/Documents/technology/The_digital_workplace_Deloitte.pdf (дата обращения: 20.08.2022).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена рассмотрению вопросов управления обучением сквозным технологиям, в частности аналитике больших данных и искусственному интеллекту, в российских университетах. В статье приведены статистические данные по масштабу реализации программ обучения большим данным и искусственному интеллекту в российских вузах. Авторы обращают внимание, что для обработки существенного объема информации были использованы алгоритмы работы с большими данными, такие как Google Chrome-расширения для экстракции данных с веб-страниц Instant data scraper и Table Capture. По результатам исследования были выявлены и проанализированы ключевые особенности управления разработкой и реализацией программ обучения большим данным и искусственному интеллекту в топ-15 университетах страны. Отмечается то, что большинство программ разработано «на стыке» учебных дисциплин и направлено на подготовку универсальных специалистов, что диктует интеграцию факультетов вузов при их создании и тесное взаимодействие с представителями профессионального сообщества. Приводятся суждения о том, что наиболее плотной интеграцией университетов и бизнеса является автоматическое трудоустройство студентов в период обучения. Выявляется, что управление разработкой программ обучения большим данным и искусственному интеллекту предполагает коллаборации с EdTech-площадками и реализацию программ в дистанционной форме, объединяющей в себе преимущества классической университетской программы и удобство онлайн-обучения, в частности коммуникативный комфорт. Исследование показало, что управление обучением предполагает также развитие «мягких» навыков у специалистов в сфере аналитики данных и искусственного интеллекта.
В статье обосновывается разработка программы проведения форсайт-сессии в рамках обучения предпринимательству. На основе проведения идентификации технологий обучения предпринимательству приводится описание технологии форсайт-сессии. В статье описана методология использования технологии форсайт-сессии в сфере предпринимательского образования. Особое внимание отводится обоснованию использования технологии форсайт-сессии в рамках представленной экосистемы предпринимательского образования. В качестве апробации приводится описание опыта проведения курса повышения квалификации профессорско-преподавательского состава с целью повышения эффективности использования технологии форсайт-сессии в процессе обучения предпринимательству. Данный опыт представлен как элемент экосистемы предпринимательского образования и может служить основанием для внедрения подобного рода технологий в практику работы образовательных организаций. В статье сделан акцент на повышении уровня профессиональной компетентности студентов в результате использования технологии форсайт-сессии в образовательном процессе.
В работе предложен взгляд на предпринимательство как элемент экономической системы, объединяющий всех субъектов экономической безопасности личности - государство, бизнес, человека. Экономическая безопасность личности выступает важнейшей составной частью жизнедеятельности человека и одновременно элементом национальной экономической безопасности и критерием эффективного функционирования экономической системы. Изучение основных элементов и угроз экономической безопасности личности, влияющих на нее факторов представляется актуальной темой для исследований, поскольку служит основой для выработки эффективной государственной политики, направленной на повышение уровня экономической безопасности личности и качества жизни населения. В обеспечении достаточного уровня экономической безопасности личности заметную роль играет не только социальная политика государства, но и активная стратегия экономического поведения самого индивида, а также тенденции развития бизнеса и предпринимательской среды в целом. Целью настоящей работы является изучение роли предпринимательства в обеспечении экономической безопасности личности через решение ряда задач, таких как определение сущностных характеристик экономической безопасности личности и основных направлений ее обеспечения; выявление механизмов влияния предпринимательства на уровень экономической безопасности личности и возникающих при этом проблем. В качестве методологического аппарата в процессе исследования использовались общенаучные методы познания, такие как анализ и синтез, индукция и дедукция, а также социологические и статистические методы. В результате исследования установлено, что предпринимательство выступает заметным фактором в системе обеспечения экономической безопасности личности, в статье описан механизм его влияния на личную экономическую безопасность, в первую очередь через воздействие на трудовую занятость, доход, возможности для самореализации, а также через развитие предпринимательских компетенций, необходимых для повышения экономической грамотности индивида и его конкурентоспособности в экономической системе. Автором предложены направления дальнейших исследований по теме.
Предметной областью статьи выступает кадровое направление деятельности субъектов малого предпринимательства и особенности управления им в современных отечественных условиях. Аргументируется научная позиция, в соответствии с которой указанное выше направление имеет выраженную специфику, исключающую возможность применения значительной части как стратегических подходов, так и прикладных HR-технологий, успешно используемых при организации кадровой работы на предприятиях крупного и среднего бизнеса. Игнорирование данной специфики чревато для рассматриваемой категории хозяйствующих субъектов как рыночными, так и чисто финансовыми потерями в силу принципиального снижения эффективности внутрифирменной системы HR-менеджмента, а следовательно, повышения вероятности негативной реализации разнообразных кадровых рисков количественного и качественного характера. Цель исследования состоит в разработке предложений по выбору стратегии и тактики управления персоналом предприятий малого бизнеса, в полной мере учитывающих специфику кадрового направления их деятельности. Задачи исследования сводятся к определению особенностей функционирования субъектов малого бизнеса на внешнем и внутрифирменном рынках труда, вытекающих из них дополнительных требований к организации кадровой работы. Результаты исследования: выявлены особенности организации кадровой работы в сфере малого предпринимательства, отличающие их от представителей других по масштабу бизнеса хозяйствующих субъектов. С учетом этих особенностей сформулированы и аргументированы рекомендации: по выбору стратегических подходов к решению основных задач по кадровому направлению деятельности малого предприятия; распределению полномочий в области управления персоналом между директором (собственником) малого предприятия, его помощником по персоналу и руководителями структурных подразделений; выбору и последующему внедрению HR-технологий, позволяющих повысить качество человеческого капитала малого предприятия как одного из важных факторов, обеспечивающих его конкурентные позиции на обслуживаемом рынке.
Восстановление производственно-экономического потенциала российских предприятий в условиях экономической войны обуславливает необходимость поиска наиболее эффективных форм организации деятельности фирм в цепях поставок, позволяющих повысить степень их конкурентоспособности на рынках. Актуальность данной задачи повысилась в условиях дипломатической изоляции и введения экономических санкций, повлиявших на распад основных технологических и логистических цепочек. В данных обстоятельствах особое значение приобретает необходимость понимания того, какая структура отрасли даст наибольшее приращение объемов производства продукции и минимальные цены при сохранении устойчивости цепочек поставок. Целью исследования является определение принципов и оптимальных форм организации деятельности фирм в цепях поставок с позиции рыночной эффективности и прибыльности самих участников. Поставленная цель предопределила решение следующих задач: проведен сравнительный анализ двух вариантов взаимодействия участников цепи - автономного функционирования и полной вертикальной интеграции; идентифицирована модель контрактных отношений фирм, позволяющая им получать максимальную прибыль; определен наиболее привлекательный вариант организации цепи с позиции потребителя (объемов выпуска и цены); разработана экономико-математическая модель расчета оптимальных параметров деятельности в цепи поставок промышленного предприятия для двух противоположных моделей поведения фирм. Методологическую основу исследования составляет синтез теоретико-методологических и прикладных исследований зарубежных и отечественных авторов в области теории управления цепями поставок, а также теории отраслевых рынков. Научной новизной исследования является методический подход к рассмотрению цепи поставок как системы, ориентированной на рыночную функцию спроса, т. е. деятельность всех участников цепи настроена на производство и продажу такого объема товара, на который предъявлен спрос. В статье предложена формальная модель, позволяющая проанализировать стимулы к вертикальной интеграции и оценить результаты альтернативных стратегий поведения фирм в цепи поставок.
В статье проанализированы поведение и тенденции страхового рынка Российской Федерации в период пандемии. Трансформация условий ведения хозяйственной деятельности изменила формы и процессы деятельности страхового бизнеса, который динамично отреагировал на изменившиеся условия. Страховые компании по-разному отреагировали на период ограничений, связанных с пандемией COVID-19. Исследование основных направлений страховой деятельности и организаций, которые преодолели трансформацию и смогли устойчиво развиваться, определяет цель данного исследования. Оценивая деятельность рынка страхования, необходимо особое внимание уделять потребностям, которые возникают на рынке, и анализу более востребованных направлений страховой деятельности. Информационную основу для исследования составляли статистические данные, представленные Росстатом, а также данные Банка России. На основании аналитических исследований и проведения сравнительного анализа были получены результаты оценки эффективности функционирования отдельных направлений страховой отрасли. Методы системного анализа позволили сопоставить полученные результаты деятельности страхового рынка и экономической ситуации в стране. Проведенная оценка показателей страховой деятельности в исследуемый временной период (с 2019 по 2021 г.) позволила оценить влияние пандемии COVID-19 на показатели развития и дала возможность исследовать степень воздействия на показатели отрасли. В рамках полученных результатов определились тенденции развития деятельности страховой отрасли и возможные направления дальнейшего развития. Отмечается значимость государственных мер поддержки и важность разработки комплексных мероприятий, которые способны обеспечить страховую отрасль возможностями и направлениями для экономического развития в период экономической нестабильности.
Статья посвящена проблеме злоупотребления доминирующим положением на объединенных внутрисуточных рынках электроэнергии ЕС и последствий такого злоупотребления для интеграции ВИЭ-генерации. Актуальность исследования обусловлена возросшим интересом к вопросу о роли антимонопольной политики в достижении целей устойчивого развития. Рассматриваемая проблема раскрыта на примере расследования Управления рынков газа и электроэнергии Великобритании (Ofgem) в отношении биржи электроэнергии EPEX о злоупотреблении доминирующим положением на объединенных внутрисуточных аукционах между Ирландией и Великобританией. В ходе исследования получены следующие результаты. Во-первых, установлено, что злоупотребление доминирующим положением на объединенных внутрисуточных рынках электроэнергии может проявляться в недопуске владельцем ключевых мощностей (EPEX) своих конкурентов (биржи электроэнергии Nord Pool) к инфраструктуре, необходимой для проведения объединенных внутрисуточных аукционов (совместному реестру заявок). Во-вторых, обосновано, что объединенный внутрисуточный рынок электроэнергии является важным механизмом интеграции ВИЭ-генерации в энергосистему благодаря возможности торговли в режиме реального времени и оптимизации использования трансграничных сетей между объединяемыми рынками. В-третьих, выявлено, что недопуск конкурентов к совместному реестру заявок для проведения объединенных внутрисуточных аукционов снижает ликвидность рассматриваемого рынка из-за отсечения части участников торгов. Показано, что снижение ликвидности внутрисуточного рынка электроэнергии затрудняет устранение дисбалансов в энергосистеме, возникающих из-за волатильности выработки электроэнергии от ВИЭ. Таким образом, сделан вывод, что нарушение конкуренции на объединенных внутрисуточных рынках электроэнергии в форме злоупотребления доминирующим положением может препятствовать экономически эффективной интеграции ВИЭ-генерации и процессу «озеленения» электроэнергетики.
Статья посвящена факторам, влияющим на конкуренцию и конкурентоспособность гостиничного предприятия. В отличие от других подходов, автор на основании профессионального опыта и теоретических знаний в области экономики и маркетинга индустрии гостеприимства рассматривает спектр факторов, влияющих на гостиничное предприятие в условиях нестабильности спроса и высокого уровня конкурентной борьбы. Анализируются основные показатели влияния и критерии оценки среды предприятия. Особое внимание уделяется факторам внешней среды. За последние годы эпидемиологическая обстановка, связанная с новой коронавирусной инфекцией COVID-19, внешнеполитическая обстановка и санкции в значительной степени повлияли на индустрию гостеприимства. Ограничения полетов между странами, сокращение туристического потока из других стран, уход международных гостиничных сетей и организаций, в том числе поставщиков услуг, международных систем бронирования и сайтов-агрегаторов, нарушение логистических цепочек явились серьезными последствиями как для рынка гостиничных услуг, так и для каждого отдельного предприятия. На примере гостиничного сектора индустрии гостеприимства показано, какие основные особенности необходимо учитывать гостиничному предприятию для успешного позиционирования на рынке гостиничных услуг в условиях экономической нестабильности. Статья имеет практическое значение, поскольку систематизированный подход к оценке факторов конкурентоспособности гостиничного предприятия успешно используется в реальном бизнесе в текущих условиях. Статья также имеет теоретическое значение, так как она способствует развитию научных представлений о комплексном подходе в анализировании конкуренции индустрии гостеприимства. Данная статья поможет как новичкам, так и опытным предпринимателям в сфере гостиничного бизнеса систематизировать факторы влияния на конкурентоспособность предприятия с учетом его специфики.
Публикация посвящена рассмотрению теоретических основ в области системного социально-экономического пространства, нашедшего отражение в трудах русского философа и энциклопедиста Александра Александровича Богданова. Основываясь на концепции социально-организованного опыта, отражающей основные принципы законов организации, действующих в технике (организация вещей), экономике (организация людей), политике (организация идей), в статье обосновывается идея об особой роли пространства и времени, впервые выдвинутая А. А. Богдановым применительно к экономическим системам в контексте системной экономической теории. В этом концептуальном контексте рассматриваются процессы поиска новых подходов и переосмысления теоретического капитала с целью трансформации экономических систем в направлении повышения их эффективности. Отмечается, что концепция А. А. Богданова является первой научной концепцией, интегрирующей в себе идеи кибернетики, общей теории систем и синергетики. Автор обращает внимание на предпринятую А. А. Богдановым попытку обобщения универсальных организационных законов, управляющих поведением и устройством принципиально новых сложных систем, что охарактеризовано как «всеобщая организационная наука». В статье разработана концептуальная модель качественного равновесного взаимодействия базовых подсистем экономической системы в контексте информационного обмена. На основе представленной информационной модели экономической системы на базе учения А. А. Богданова приводятся выводы о том, что данное учение в сочетании с современной системной экономической теорией может стать теоретической базой общего экономического анализа. Приводятся аргументы в пользу возрождения интереса к осмыслению идей А. А. Богданова, в частности к пониманию «пространства экономики» и к концепции «сознательного сотрудничества», которая может дополнять или противостоять концепции конкуренции. Отмечаются его основные идеи об обществе, основанном на «сознательно товарищеских началах», представляющие научный интерес в контексте регулирование добросовестного и недобросовестного поведения экономических субъектов. Статья позволяет подходить к оценке многообразия идей А. А. Богданова с разных позиций, оставляя за собой возможность для каждого ученого сформировать собственный взгляд и подход к данному процессу переосмысления множества его тезисов и инструментов.
Издательство
- Издательство
- Синергия
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 129090, город Москва, Мещанская ул., д.9/14 стр. 1
- Юр. адрес
- 129090, город Москва, Мещанская ул., д.9/14 стр. 1
- ФИО
- Красильников Андрей Викторович (ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- E-mail адрес
- seo@synergy.ru
- Контактный телефон
- +7 (800) 1000011
- Сайт
- https://synergy.ru