Статья посвящена факторам, влияющим на конкуренцию и конкурентоспособность гостиничного предприятия. В отличие от других подходов, автор на основании профессионального опыта и теоретических знаний в области экономики и маркетинга индустрии гостеприимства рассматривает спектр факторов, влияющих на гостиничное предприятие в условиях нестабильности спроса и высокого уровня конкурентной борьбы. Анализируются основные показатели влияния и критерии оценки среды предприятия. Особое внимание уделяется факторам внешней среды. За последние годы эпидемиологическая обстановка, связанная с новой коронавирусной инфекцией COVID-19, внешнеполитическая обстановка и санкции в значительной степени повлияли на индустрию гостеприимства. Ограничения полетов между странами, сокращение туристического потока из других стран, уход международных гостиничных сетей и организаций, в том числе поставщиков услуг, международных систем бронирования и сайтов-агрегаторов, нарушение логистических цепочек явились серьезными последствиями как для рынка гостиничных услуг, так и для каждого отдельного предприятия. На примере гостиничного сектора индустрии гостеприимства показано, какие основные особенности необходимо учитывать гостиничному предприятию для успешного позиционирования на рынке гостиничных услуг в условиях экономической нестабильности. Статья имеет практическое значение, поскольку систематизированный подход к оценке факторов конкурентоспособности гостиничного предприятия успешно используется в реальном бизнесе в текущих условиях. Статья также имеет теоретическое значение, так как она способствует развитию научных представлений о комплексном подходе в анализировании конкуренции индустрии гостеприимства. Данная статья поможет как новичкам, так и опытным предпринимателям в сфере гостиничного бизнеса систематизировать факторы влияния на конкурентоспособность предприятия с учетом его специфики.
Идентификаторы и классификаторы
В современных экономических условиях проблема конкурентоспособности актуальна для всех отраслей экономики, в том числе для предприятий индустрии гостеприимства.
За последние годы финансово-экономические кризисы, связанные с пандемией COVID-19, внешнеполитической обстановкой и санкциями, оказали непосредственное влияние на гостиничный сектор индустрии гостеприимства нашей страны.
Список литературы
- Баумгартен Л. В. Маркетинг гостиничного предприятия. - М.: Издательство Юрайт, 2023. - 339 с.
- Гордеев Н. С., Ковынев Л. В. Факторы конкурентоспособности гостиничного предприятия // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. 2019. № 2. С. 262-266. EDN: ECPYET
- Еремеева Н. В. Конкурентоспособность товаров и услуг. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2023. - 242 с. EDN: CMROJH
- Козлова А. С., Бреусова Е. А. Конкурентоспособность гостиничного бизнеса и факторы, влияющие на нее // Научно-методический электронный журнал “Концепт”. 2017. № 7 (июль). С. 102-107. DOI: 10.24422/MCITO.2015.7.6633 EDN: ZCPUAH
- Лифиц И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2022. - 392 с.
- Львова Е. М. Влияние пандемии COVID-19: Тенденции развития гостиничного бизнеса в период постпандемии // Вестник индустрии гостеприимства: международный научный сборник. Вып. 10. 2022. С. 34-37.
- Морозова Н. С., Морозов М. А. Менеджмент, маркетинг и реклама гостиничного предприятия. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2023. - 192 с.
- Российский гуманитарный энциклопедический словарь / под ред. П. А. Клубкова. - М.: Гуманит. изд. центр “Владос”, 2012. - 688 с.
- Скобкин С. С. Маркетинг и продажи в гостиничном бизнесе: учебник для вузов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2023. - 212 с.
-
Скобкин С. С. Экономика предприятия в индустрии гостеприимства и туризма. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2023. - 336 с.
-
Уокер Дж. Р. Управление гостеприимством: вводный курс / пер. с англ. В. Н. Егоровой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. - 879 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена рассмотрению вопросов управления обучением сквозным технологиям, в частности аналитике больших данных и искусственному интеллекту, в российских университетах. В статье приведены статистические данные по масштабу реализации программ обучения большим данным и искусственному интеллекту в российских вузах. Авторы обращают внимание, что для обработки существенного объема информации были использованы алгоритмы работы с большими данными, такие как Google Chrome-расширения для экстракции данных с веб-страниц Instant data scraper и Table Capture. По результатам исследования были выявлены и проанализированы ключевые особенности управления разработкой и реализацией программ обучения большим данным и искусственному интеллекту в топ-15 университетах страны. Отмечается то, что большинство программ разработано «на стыке» учебных дисциплин и направлено на подготовку универсальных специалистов, что диктует интеграцию факультетов вузов при их создании и тесное взаимодействие с представителями профессионального сообщества. Приводятся суждения о том, что наиболее плотной интеграцией университетов и бизнеса является автоматическое трудоустройство студентов в период обучения. Выявляется, что управление разработкой программ обучения большим данным и искусственному интеллекту предполагает коллаборации с EdTech-площадками и реализацию программ в дистанционной форме, объединяющей в себе преимущества классической университетской программы и удобство онлайн-обучения, в частности коммуникативный комфорт. Исследование показало, что управление обучением предполагает также развитие «мягких» навыков у специалистов в сфере аналитики данных и искусственного интеллекта.
В статье обосновывается разработка программы проведения форсайт-сессии в рамках обучения предпринимательству. На основе проведения идентификации технологий обучения предпринимательству приводится описание технологии форсайт-сессии. В статье описана методология использования технологии форсайт-сессии в сфере предпринимательского образования. Особое внимание отводится обоснованию использования технологии форсайт-сессии в рамках представленной экосистемы предпринимательского образования. В качестве апробации приводится описание опыта проведения курса повышения квалификации профессорско-преподавательского состава с целью повышения эффективности использования технологии форсайт-сессии в процессе обучения предпринимательству. Данный опыт представлен как элемент экосистемы предпринимательского образования и может служить основанием для внедрения подобного рода технологий в практику работы образовательных организаций. В статье сделан акцент на повышении уровня профессиональной компетентности студентов в результате использования технологии форсайт-сессии в образовательном процессе.
В работе предложен взгляд на предпринимательство как элемент экономической системы, объединяющий всех субъектов экономической безопасности личности - государство, бизнес, человека. Экономическая безопасность личности выступает важнейшей составной частью жизнедеятельности человека и одновременно элементом национальной экономической безопасности и критерием эффективного функционирования экономической системы. Изучение основных элементов и угроз экономической безопасности личности, влияющих на нее факторов представляется актуальной темой для исследований, поскольку служит основой для выработки эффективной государственной политики, направленной на повышение уровня экономической безопасности личности и качества жизни населения. В обеспечении достаточного уровня экономической безопасности личности заметную роль играет не только социальная политика государства, но и активная стратегия экономического поведения самого индивида, а также тенденции развития бизнеса и предпринимательской среды в целом. Целью настоящей работы является изучение роли предпринимательства в обеспечении экономической безопасности личности через решение ряда задач, таких как определение сущностных характеристик экономической безопасности личности и основных направлений ее обеспечения; выявление механизмов влияния предпринимательства на уровень экономической безопасности личности и возникающих при этом проблем. В качестве методологического аппарата в процессе исследования использовались общенаучные методы познания, такие как анализ и синтез, индукция и дедукция, а также социологические и статистические методы. В результате исследования установлено, что предпринимательство выступает заметным фактором в системе обеспечения экономической безопасности личности, в статье описан механизм его влияния на личную экономическую безопасность, в первую очередь через воздействие на трудовую занятость, доход, возможности для самореализации, а также через развитие предпринимательских компетенций, необходимых для повышения экономической грамотности индивида и его конкурентоспособности в экономической системе. Автором предложены направления дальнейших исследований по теме.
Предметной областью статьи выступает кадровое направление деятельности субъектов малого предпринимательства и особенности управления им в современных отечественных условиях. Аргументируется научная позиция, в соответствии с которой указанное выше направление имеет выраженную специфику, исключающую возможность применения значительной части как стратегических подходов, так и прикладных HR-технологий, успешно используемых при организации кадровой работы на предприятиях крупного и среднего бизнеса. Игнорирование данной специфики чревато для рассматриваемой категории хозяйствующих субъектов как рыночными, так и чисто финансовыми потерями в силу принципиального снижения эффективности внутрифирменной системы HR-менеджмента, а следовательно, повышения вероятности негативной реализации разнообразных кадровых рисков количественного и качественного характера. Цель исследования состоит в разработке предложений по выбору стратегии и тактики управления персоналом предприятий малого бизнеса, в полной мере учитывающих специфику кадрового направления их деятельности. Задачи исследования сводятся к определению особенностей функционирования субъектов малого бизнеса на внешнем и внутрифирменном рынках труда, вытекающих из них дополнительных требований к организации кадровой работы. Результаты исследования: выявлены особенности организации кадровой работы в сфере малого предпринимательства, отличающие их от представителей других по масштабу бизнеса хозяйствующих субъектов. С учетом этих особенностей сформулированы и аргументированы рекомендации: по выбору стратегических подходов к решению основных задач по кадровому направлению деятельности малого предприятия; распределению полномочий в области управления персоналом между директором (собственником) малого предприятия, его помощником по персоналу и руководителями структурных подразделений; выбору и последующему внедрению HR-технологий, позволяющих повысить качество человеческого капитала малого предприятия как одного из важных факторов, обеспечивающих его конкурентные позиции на обслуживаемом рынке.
Восстановление производственно-экономического потенциала российских предприятий в условиях экономической войны обуславливает необходимость поиска наиболее эффективных форм организации деятельности фирм в цепях поставок, позволяющих повысить степень их конкурентоспособности на рынках. Актуальность данной задачи повысилась в условиях дипломатической изоляции и введения экономических санкций, повлиявших на распад основных технологических и логистических цепочек. В данных обстоятельствах особое значение приобретает необходимость понимания того, какая структура отрасли даст наибольшее приращение объемов производства продукции и минимальные цены при сохранении устойчивости цепочек поставок. Целью исследования является определение принципов и оптимальных форм организации деятельности фирм в цепях поставок с позиции рыночной эффективности и прибыльности самих участников. Поставленная цель предопределила решение следующих задач: проведен сравнительный анализ двух вариантов взаимодействия участников цепи - автономного функционирования и полной вертикальной интеграции; идентифицирована модель контрактных отношений фирм, позволяющая им получать максимальную прибыль; определен наиболее привлекательный вариант организации цепи с позиции потребителя (объемов выпуска и цены); разработана экономико-математическая модель расчета оптимальных параметров деятельности в цепи поставок промышленного предприятия для двух противоположных моделей поведения фирм. Методологическую основу исследования составляет синтез теоретико-методологических и прикладных исследований зарубежных и отечественных авторов в области теории управления цепями поставок, а также теории отраслевых рынков. Научной новизной исследования является методический подход к рассмотрению цепи поставок как системы, ориентированной на рыночную функцию спроса, т. е. деятельность всех участников цепи настроена на производство и продажу такого объема товара, на который предъявлен спрос. В статье предложена формальная модель, позволяющая проанализировать стимулы к вертикальной интеграции и оценить результаты альтернативных стратегий поведения фирм в цепи поставок.
В индустрии 4.0 ключевым фактором успеха бизнеса, с одной стороны, становятся инновации, а с другой стороны, эффективность. Статья посвящена новому тренду - поддержке бизнеса в условиях цифровой трансформации как актуальной форме развития бизнеса в условиях цифровизации. Предметной областью исследования выступает совершенствование бизнес-процессов компании на основе поддержки бизнеса и предпринимательской деятельности на более продвинутый, современный «цифровой» уровень. Исследование преследует своей целью обосновать важность формирования поддержки бизнеса в компании за счет совершенствования межфункционального взаимодействия и развития современных бизнес-моделей предпринимательской деятельности. В проведенном исследовании авторы рассмотрели целесообразность и необходимость цифровой трансформации бизнеса; представили практическое обоснование важности системы поддержки бизнеса в условиях цифровой трансформации; провели анализ и выявили стратегическое влияние системы поддержки бизнеса на развитие предпринимательской деятельности в целом. Результаты исследования имеют практическое значение. Авторы определили значимость поддержки бизнеса посредством внешней и внутренней среды; провели контент-анализ понятий «цифровизация бизнеса», «межфункциональное взаимодействие», «цифровая трансформация», «поддержка бизнеса» и «цифровые инструменты», определили их характеристики. Авторами сформулирована и дана аргументация важности применения цифровых технологий и выработки цифровых решений в условиях цифровой трансформации, в возможности использования модели реального бизнес-решения в учебном процессе, в бизнесе, стартапе. Авторы утверждают, что поддержка бизнеса в условиях цифровизации крайне необходима для его сопровождения, удержания конкурентных преимуществ. Обобщаются типы и виды поддержки бизнеса, динамика цифровизации компаний. Изучена готовность компаний к применению цифровых инструментов, определены цели и задачи поддержки внутри бизнеса, обозначены ключевые показатели эффективности компаний, применения цифровых инструментов для эффективной поддержки бизнеса.
В статье проанализированы поведение и тенденции страхового рынка Российской Федерации в период пандемии. Трансформация условий ведения хозяйственной деятельности изменила формы и процессы деятельности страхового бизнеса, который динамично отреагировал на изменившиеся условия. Страховые компании по-разному отреагировали на период ограничений, связанных с пандемией COVID-19. Исследование основных направлений страховой деятельности и организаций, которые преодолели трансформацию и смогли устойчиво развиваться, определяет цель данного исследования. Оценивая деятельность рынка страхования, необходимо особое внимание уделять потребностям, которые возникают на рынке, и анализу более востребованных направлений страховой деятельности. Информационную основу для исследования составляли статистические данные, представленные Росстатом, а также данные Банка России. На основании аналитических исследований и проведения сравнительного анализа были получены результаты оценки эффективности функционирования отдельных направлений страховой отрасли. Методы системного анализа позволили сопоставить полученные результаты деятельности страхового рынка и экономической ситуации в стране. Проведенная оценка показателей страховой деятельности в исследуемый временной период (с 2019 по 2021 г.) позволила оценить влияние пандемии COVID-19 на показатели развития и дала возможность исследовать степень воздействия на показатели отрасли. В рамках полученных результатов определились тенденции развития деятельности страховой отрасли и возможные направления дальнейшего развития. Отмечается значимость государственных мер поддержки и важность разработки комплексных мероприятий, которые способны обеспечить страховую отрасль возможностями и направлениями для экономического развития в период экономической нестабильности.
Статья посвящена проблеме злоупотребления доминирующим положением на объединенных внутрисуточных рынках электроэнергии ЕС и последствий такого злоупотребления для интеграции ВИЭ-генерации. Актуальность исследования обусловлена возросшим интересом к вопросу о роли антимонопольной политики в достижении целей устойчивого развития. Рассматриваемая проблема раскрыта на примере расследования Управления рынков газа и электроэнергии Великобритании (Ofgem) в отношении биржи электроэнергии EPEX о злоупотреблении доминирующим положением на объединенных внутрисуточных аукционах между Ирландией и Великобританией. В ходе исследования получены следующие результаты. Во-первых, установлено, что злоупотребление доминирующим положением на объединенных внутрисуточных рынках электроэнергии может проявляться в недопуске владельцем ключевых мощностей (EPEX) своих конкурентов (биржи электроэнергии Nord Pool) к инфраструктуре, необходимой для проведения объединенных внутрисуточных аукционов (совместному реестру заявок). Во-вторых, обосновано, что объединенный внутрисуточный рынок электроэнергии является важным механизмом интеграции ВИЭ-генерации в энергосистему благодаря возможности торговли в режиме реального времени и оптимизации использования трансграничных сетей между объединяемыми рынками. В-третьих, выявлено, что недопуск конкурентов к совместному реестру заявок для проведения объединенных внутрисуточных аукционов снижает ликвидность рассматриваемого рынка из-за отсечения части участников торгов. Показано, что снижение ликвидности внутрисуточного рынка электроэнергии затрудняет устранение дисбалансов в энергосистеме, возникающих из-за волатильности выработки электроэнергии от ВИЭ. Таким образом, сделан вывод, что нарушение конкуренции на объединенных внутрисуточных рынках электроэнергии в форме злоупотребления доминирующим положением может препятствовать экономически эффективной интеграции ВИЭ-генерации и процессу «озеленения» электроэнергетики.
Публикация посвящена рассмотрению теоретических основ в области системного социально-экономического пространства, нашедшего отражение в трудах русского философа и энциклопедиста Александра Александровича Богданова. Основываясь на концепции социально-организованного опыта, отражающей основные принципы законов организации, действующих в технике (организация вещей), экономике (организация людей), политике (организация идей), в статье обосновывается идея об особой роли пространства и времени, впервые выдвинутая А. А. Богдановым применительно к экономическим системам в контексте системной экономической теории. В этом концептуальном контексте рассматриваются процессы поиска новых подходов и переосмысления теоретического капитала с целью трансформации экономических систем в направлении повышения их эффективности. Отмечается, что концепция А. А. Богданова является первой научной концепцией, интегрирующей в себе идеи кибернетики, общей теории систем и синергетики. Автор обращает внимание на предпринятую А. А. Богдановым попытку обобщения универсальных организационных законов, управляющих поведением и устройством принципиально новых сложных систем, что охарактеризовано как «всеобщая организационная наука». В статье разработана концептуальная модель качественного равновесного взаимодействия базовых подсистем экономической системы в контексте информационного обмена. На основе представленной информационной модели экономической системы на базе учения А. А. Богданова приводятся выводы о том, что данное учение в сочетании с современной системной экономической теорией может стать теоретической базой общего экономического анализа. Приводятся аргументы в пользу возрождения интереса к осмыслению идей А. А. Богданова, в частности к пониманию «пространства экономики» и к концепции «сознательного сотрудничества», которая может дополнять или противостоять концепции конкуренции. Отмечаются его основные идеи об обществе, основанном на «сознательно товарищеских началах», представляющие научный интерес в контексте регулирование добросовестного и недобросовестного поведения экономических субъектов. Статья позволяет подходить к оценке многообразия идей А. А. Богданова с разных позиций, оставляя за собой возможность для каждого ученого сформировать собственный взгляд и подход к данному процессу переосмысления множества его тезисов и инструментов.
Издательство
- Издательство
- Синергия
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 129090, город Москва, Мещанская ул., д.9/14 стр. 1
- Юр. адрес
- 129090, город Москва, Мещанская ул., д.9/14 стр. 1
- ФИО
- Красильников Андрей Викторович (ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- E-mail адрес
- seo@synergy.ru
- Контактный телефон
- +7 (800) 1000011
- Сайт
- https://synergy.ru