В статье рассматриваются вопросы внедрения цифровых продуктов в деятельность предприятий розничной торговли. Исследуется роль и влияние цифровых продуктов на развитие электронной коммерции. Актуальность темы исследования обусловлена спадом на рынке розничной торговли, развитием цифровизации экономики и стабильно растущим рынком электронной коммерции в России, что подтверждает необходимость внедрения цифровых продуктов в ретейле. Целью исследования является определение роли цифровых продуктов в развитии российской розничной торговли. Достижение цели детерминировано решением следующих задач: разработать систему классификации цифровых продуктов, подготовить анализ категорий цифровых продуктов в ретейле, представить авторское определение цифрового продукта. В исследовании проанализированы тренды развития отрасли в среднесрочной перспективе. Важным аспектом исследования является анализ цифровых продуктов, необходимых для интеграции в ретейл, основанный на разработанной классификации с учетом отраслевых тенденций. Научная новизна работы заключается в разработке авторского определения цифрового продукта, в системе классификации цифровых продуктов, что способствует пониманию роли цифровых продуктов в современной розничной торговле и представляет теоретическую ценность исследования. Таким образом, полученные результаты детерминируют необходимость проведения дальнейших исследований, направленных на повышение эффективности продуктового управления в действительных рыночных условиях.
Идентификаторы и классификаторы
Российский рынок торговли играет ключевую роль в формировании внутреннего валового продукта. Электронная коммерция и цифровизация процессов являются основными двигателями его роста. Это указывает на необходимость развития цифровых продуктов в секторе розничной торговли для дальнейшего прогресса отечественного ретейла.
Список литературы
- Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ (ред. от 25.12.2023) “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации” [Электронный ресурс] // СПС “КонсультантПлюс”. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95629/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/(дата обращения: 25.01.2024).
- Гост Р 51773-2001. Розничная торговля. Классификация предприятий (принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 05.07.2001 № 259-ст) [Электронный ресурс] // Электронный фонд нормативно-технической и нормативно-правовой информации. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200025420 (дата обращения: 25.01.2024).
- Методические рекомендации по цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием [Электронный ресурс] // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. URL: https://digital.gov.ru/ru/documents/7342/(дата обращения: 25.01.2024).
- Антинескул Е. А. Теоретические основы цифровой трансформации продовольственного ритейла // Мир экономики и управления. 2022. Т. 22. № 3. С. 103-127. DOI: 10.25205/2542-0429-2022-22-3-103-127 EDN: IQGNJJ
- Балабанов И. Т. Электронная коммерция: учеб. пособие для вузов. - СПб.: Питер, 2001. - 335 с.
- Барыбина А. З. Оценка состояния информационной безопасности как процесса // Вестник Академии знаний. 2023. № 6 (59). С. 62-68. EDN: MMOSGC
- Бахарев В. В., Митяшин Г. Ю. Тенденции развития ритейла в России // Экономический вектор. 2020. № 3 (22). С. 54-60. DOI: 10.36807/2411-7269-2020-3-22-54-60 EDN: GINVCL
- Безбородова Т. М., Дюжева М. Б. Управление предприятиями торговли: учебное пособие. - Омск: Издатель Омский институт (филиал) РГТЭУ, 2011. - 343 с.
- Борисов А. Б. Большой экономический словарь. - М.: Книжный мир, 2003. - 895 с.
-
Воройский Ф. С. Информатика. Новый систематизированный толковый словарь-справочник. - М.: Физматлит, 2016. - 757 с.
-
Горелова Т. П., Серебровская Т. Б. Цифровая трансформация логистического бизнеса // Современная конкуренция. 2022. Т. 16. № 2. С. 101-112. DOI: 10.37791/2687-0657-2022-16-2-101-112 EDN: MJKRXU
-
Гурова Т. И. Тенденции развития электронной коммерции в России // Вестник РМАТ. 2022. № 4. С. 22-26. EDN: OYXNRM
-
Захаров Д. К., Каштанова Е. В. Цифровизация управления персоналом: российская и зарубежная практика // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2022. Т. 11. № 1. С. 42-46. DOI: 10.12737/2305-7807-2022-11-1-42-46 EDN: TDYZZE
-
Зиядинов Д. С., Зиядинов А. С. CRM-системы // Финансовые рынки и банки. 2022. № 11. С. 96-101. EDN: CWCUVP
-
Кент Т., Омар О. Розничная торговля: учебник для студентов высших учебных заведений / пер. с англ. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 707 с. (Зарубежный учебник).
-
Козляева Е. В., Крылова И. Ю. Интернет-продажи: выбор канала сбыта в современных условиях // Экономический вектор. 2022. № 1 (28). С. 143-147. DOI: 10.36807/2411-7269-2022-1-28-143-147 EDN: NTJSJR
-
Куренкова В. П. Направления развития розничных предприятий в современных экономических условиях // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020. № 1 (76). С. 105-114. DOI: 10.37493/2307-907X.2020.1.12
-
Леви М., Вейтц Б. А. Основы розничной торговли / под общ. ред. Ю. Н. Каптуревского; пер. с англ. С. Жильцова. - СПб.: Питер, 1999. - 446 с. (Теория и практика менеджмента).
-
Леонов А. И. Ассортимент как инструмент антикризисного маркетинга // Вестник Академии знаний. 2022. № 3 (50). С. 202-208. EDN: OOKLOD
-
Новотна И. А., Иванчук О. В. BI-системы: анализ понятия и функциональных возможностей // Теория и практика общественного развития. 2023. № 2 (180). С. 90-94. DOI: 10.24158/tipor.2023.2.12 EDN: VGHELE
-
Основные тенденции трансформации розничной торговли в 2024 году [Электронный ресурс] // Группа компаний "РусХОЛТС". URL: https://retailhoreca.ru/tendencii-roznichnoy-torgovli (дата обращения: 26.01.2024).
-
Подсобляева О. В. Автоматизированная система учета товаров // Форум молодых ученых. 2019. № 7 (35). С. 252-257. EDN: MYFEDQ
-
Розничная торговля в России [Электронный ресурс] // TAdviser. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%A0%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D1%8F_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8 (дата обращения: 25.01.2024).
-
Романова А. Г. Цифровые продукты и услуги: нематериальный актив или операционные затраты? [Электронный ресурс] // Корпоративная финансовая отчетность. Международные стандарты. 2021. № 7. URL: http://finotchet.ru/articles/1806/ (дата обращения: 25.01.2024).
-
Сулимова Е. А. Цифровой инструментарий управления предприятиями: CRM, ERP, ECM, BI // Инновации и инвестиции. 2023. С. 158-160. EDN: KPCRNJ
-
Сухов Р., Исаев Е., Мальцева С. Экосистемы в информационных технологиях: доклад. - М., 2017. - 12 c.
-
Тверской М. Ю. Философия торговли. - В кн.: Retailing для русскоговорящих: управление предприятием розничной торговли. - СПб.: Питер, 2022. - 480 с. (Розничная торговля).
-
Федосенко А. А. Лояльность потребителя: маркетинговый аспект // Век качества. 2022. № 2. С. 100-111. EDN: ELZTRK
-
Фомин Д. А. Научно-технический прогресс: инвестиционная составляющая // Terra Economicus. 2022. № 1. С. 52-64. DOI: 10.18522/2073-6606-2022-20-1-52-64 EDN: EHPFJP
-
Цифровой товар [Электронный ресурс] // 2can. URL: https://www.2can.ru/help/ru/article/digital-product/(дата обращения: 25.01.2024).
-
Шелепов А. В. Оценка роли цифровых платформ и экосистем в экономическом развитии // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2023. Т. 18. № 3. С. 142-162. DOI: 10.17323/1996-7845-2023-03-08 EDN: SVADRI
-
Kotler P., Armstrong G. Principles of Marketing. - Pearson, 2010. - 736 р.
-
Rouse M. Module // Techopedia. URL: https://www.techopedia.com/definition/3843/module (дата обращения: 25.01.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В представленной рецензии на новое издание учебника «Конкуренция в предпринимательстве» указывается на выделение автором процесса участия в конкуренции в качестве главного предмета изучения. В основе рецензируемого учебника лежит конструктивная теория конкуренции, определяемая неизменной конкурентной спецификой предпринимательской среды, заключающейся в соперничестве акторов в контексте управляемой целостности. Особое внимание уделяется таким понятиям, как «конкурентные стратегии сторон соперничества», «методы операционной деятельности в конкурентной среде», «типы конкурентных операций», «виды и технические параметры конкурентных действий», «действия по ситуации, маневры и хитрости», применяемые акторами, которые становятся отдельными предметами изучения. Особенным образом выделяется концепция менеджмента участия в конкуренции как самостоятельный элемент управления фирмой. В представленной рецензии правомерно устанавливается связь между экономической природой конкуренции и ее трактования как объективного экономического феномена вместе с управленческим характером ее проявления.
Среди ключевых вопросов в рамках экономической теории всегда выделялась проблема соотношения свободы торговли и протекционистских мер защиты отечественного производства. На определенном этапе идеология свободной торговли (предложенная Адамом Смитом, Давидом Рикардо) фактически стала мейнстримом экономической мысли. Позднее же, в рамках исторической школы Германии, важнейшую роль сыграл экономист Фридрих Лист, который предложил концепцию воспитательного протекционизма в качестве альтернативы для идеологии свободной торговли классической политической экономии. В рамках статьи предлагается проанализировать основные идеи и аргументы, лежащие в основе концепции воспитательного протекционизма, сравнить их с аргументацией других, альтернативных экономических школ и направлений. Даны характеристики исторической школы Германии, к которой относился Фридрих Лист. Показано, что несмотря на некоторые общие идеи, концепция воспитательного протекционизма сильно отличается от меркантилистских представлений, что она не отрицает свободу торговли в исторической перспективе, но отчасти предлагает особый путь перехода к свободе торговли. Проанализированы те институциональные, экономические ограничения, которые рассматривает Ф. Лист для успешности протекционистской политики. Показана реакция на концепцию воспитательного протекционизма как с точки зрения роли данной концепции в экономической политике в России, так и с точки зрения резко негативного отношения к данной концепции со стороны социалистической мысли, в том числе Рудольфа Гильфердинга. Можно заключить, что концепция воспитательного протекционизма оказалась также во многом утопичной, однако сыграла важную роль в расширении границ дискуссии о свободе торговли и факторах, определяющих данную торговлю.
В статье раскрыты аспекты конъюнктуры мирового рынка сжиженного природного газа в условиях санкционного давления на российские СПГ-предприятия и предлагаются пути адаптации российских СПГ-предприятий к данным условиям. Проведенное исследование основано на статистических данных из российских и зарубежных источников. К аспектам конъюнктуры мирового рынка СПГ относятся: увеличение масштабов производства СПГ в мире, применение инновационных технологий по сжижению газа, развитие системы организации и управления транспортировкой сжиженного газа, увеличение числа государств, закупающих СПГ для своих нужд, изменение объемов производства и потребления СПГ в мире. Представленные в статье анализ перспектив и направлений развития этого рынка в будущем, а также основные экономические и технические факторы, влияющие на его функционирование и его конъюнктуру за последние пять лет, показали, что данный рынок активно развивается. Авторы приходят к выводу: российские предприятия - экспортеры СПГ сумели адаптироваться к сложившимся конкурентным рыночным условиям мировой торговли СПГ, диверсифицировать свои мощности и транспортную логистику, а также существенно расширили возможности транспортировки СПГ по Северному морскому пути.
Статья представляет собой многоаспектное исследование института номинального руководителя в контекстах российского корпоративного управления и его административно - правового регулирования. Применяя аналитические методы научного исследования для анализа института номинального руководителя, автор стремится рассмотреть различные аспекты этого института, включая его сущность, формы, мотивы использования, наказуемость и связанные с этим риски. В работе раскрыт подход российской теории корпоративного управления к определению номинального руководителя как формального, не фактического руководителя. Автор выдвигает гипотезы о том, что теневое корпоративное управление является одной из подсистем отечественной теневой экономики и что «номинальное руководство операционной практикой компании» - класс разноплановых конструкций, генерирование одной части которых преследует откровенно деструктивные в общественном плане цели, а другой части - ситуативно резонные цели. Анализируя научные публикации, законодательные и судебные акты, автор раскрывает отдельные формы номинального руководства компанией: номинальный акционер, номинальная компания, номинальный корпоративный акт, номинальный член совета директоров, «многостаночник», «технический премьер», член семейного бизнес - коллектива, исполнитель указаний коллектива фактических руководителей, хрестоматийный номинальный директор и ситуативно - транзитные версии номинального руководства. В статье выделены риски применения форм номинального руководителя: кардинального изменения правоприменительной практики, потери времени на управленческие согласования, утраты конфиденциальной информации, репутационные и предпринимательские, утраты бизнеса, вывода активов и рейдерского захвата. Описаны административно - правовой, экспертный и корпоративный подходы в дискуссии о пределах наказания «номинала», подчеркивающие парадоксальность институциональной интерпретации феномена номинальности. В целом статья предлагает широкую научно - прикладную дискуссию на междисциплинарных методологических основаниях.
В статье на основе обзора научной литературы раскрывается теоретический аспект проблемы растущей конкуренции во всех отраслях экономики под влиянием ряда факторов цифрового мира, а также анализируется понятие «электронная коммерция (e-коммерция, e-commerce)» как технологическая инновация, которая в современном мире кардинально меняет потребительское поведение. Основные методы, использованные в рамках исследования, - анализ, обобщение, сравнение и описание полученных результатов; визуализация данных представлена в виде графических элементов - схем и таблиц. Авторами проведен SWOT-анализ АО КБ «Урал ФД», основой для которого послужили результаты предыдущего этапа исследования, а именно сравнение деятельности банка «Урал ФД» с его прямыми конкурентами по ряду критериев, связанных с областью электронной коммерции. Так, в данном SWOT-анализе критерии, по которым банк занимает лидирующие позиции в сравнении с конкурентами, использованы как сильные стороны компании, а детерминанты с наибольшим отставанием от конкурентов, соответственно, как ключевые слабые стороны. Области угроз и возможностей выявлены посредством изучения внешней среды с точки зрения социальных, политических, экономических, демографических и других аспектов. В результате авторам удалось выявить узкие места компании. При этом выяснилось, что банк обладает значительным потенциалом для их устранения и преодоления потенциальных угроз, используя свои сильные стороны и возможности. Итоги исследования имеют практическое значение, поскольку будут использованы на следующих этапах научного проекта при разработке стратегии развития банка и конкретного методологического инструментария в рамках предложенных направлений.
В статье обосновывается актуальность формирования представления о корпоративной социальной ответственности российских вузов как условия эффективного взаимодействия заинтересованных сторон пространства высшего образования. Исследование, проведенное в рамках статьи, направлено на определение зависимости между ответственностью, социальной ответственностью и корпоративной социальной ответственностью вуза в условиях конкуренции. Выявлена природа корпоративной социальной ответственности как явления в сфере высшего образования. Она определяется положением сторон взаимной ответственности и условиями, определяющими ее характер. В статье впервые проанализированы элементы корпоративной социальной ответственности вузов перед заинтересованными сторонами, такими как студенты, преподаватели, работодатели, государство. Выявлено, что ответственное выполнение вузом своих прямых обязанностей перед заинтересованными сторонами, отвечающими взаимными обязательствами перед вузом, приводит к взаимовыгодному сотрудничеству. В статье доказано, что корпоративная социальная ответственность выступает как один из факторов конкурентоспособности вуза.
В статье рассматривается ситуация с кадровым обеспечением функционирования социально ориентированных некоммерческих организаций, сложившаяся в России в последние годы. Актуальность затрагиваемой проблематики обусловливается высокой значимостью деятельности субъектов некоммерческого сектора экономики для обеспечения экономико-социального развития России. Методология проводимого в статье исследования основывается на статистическом анализе количественных данных, отражающих текущую обстановку в сфере кадрового обеспечения социально ориентированных некоммерческих организаций. По результатам анализа делается вывод о нисходящей динамике численности работников СОНКО (и, соответственно, недостаточности текущего их количества для обеспечения развития третичного сектора экономики). Отдельно отмечается снижение уровня вовлеченности населения в процессы функционирования субъектов некоммерческого сектора экономики, которое фиксируется на основе данных о характере изменения численности занятых. Практическая значимость проведенного исследования заключается в обосновании авторами необходимости развития кадровой политики социально ориентированных некоммерческих организаций на основе результатов подробного анализа соответствующих индикативных показателей, а также в разработке соответствующих рекомендательных мер. Так, в качестве основного направления трансформации данной области позиционируется организация кадровой работы с волонтерами, которые, по мнению авторов, с большей вероятностью смогут войти в штат СОНКО, чем представители иных категорий потенциальных сотрудников. Помимо этого, подчеркивается позитивный эффект деятельности по организации социально ориентированными некоммерческими организациями стажировок для студентов и выпускников заведений среднего и высшего профессионального образования, которые позволят потенциальным сотрудникам ознакомиться с целями СОНКО и их ключевыми ценностями.
Представленная статья отражает исследование состояния рынка жилищного строительства в последние годы. Предложен краткий анализ состояния библиографической изученности вопроса о состоянии конкурентной среды на рынке жилищного строительства и жилой недвижимости, отражена систематизация и описание пяти основных трендов. Более детально изложен анализ состояния конкурентной среды и структуры товарного рынка жилищного строительства, рассчитаны показатели, отражающие факт структурного доминирования в регионах Российской Федерации. Определен уровень концентрации рынков жилищного строительства по показателю «строящееся жилье» в разрезе административно-территориальных округов и субъектов Российской Федерации. Построен рэнкинг 20 крупнейших застройщиков по показателю «строящееся жилье» и регионы их присутствия в 2023 г. и сравнительный анализ структурных изменений концентрации рынков в разрезе федеральных округов за период 2021-2023 гг. Отмечено, что в большинстве регионов России наблюдается высокий уровень конкуренции на рынке строительства объектов жилой недвижимости, что оказывает существенное влияние на состояние рынка в целом и происходящие на нем процессы. Присутствие активной конкуренции на 85% региональных рынках строящего жилья указывает на то, что признаки злоупотребления доминирующим положением в подавляющем количестве регионов отсутствуют, признаки структурного коллективного доминирования также ограничены, что позволяет высказать гипотезу о том, что рост цен формируется не из-за монополистического поведения компаний-застройщиков, а в связи с влиянием иных факторов, которые подлежат более детальному изучению.
Издательство
- Издательство
- Синергия
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 129090, город Москва, Мещанская ул., д.9/14 стр. 1
- Юр. адрес
- 129090, город Москва, Мещанская ул., д.9/14 стр. 1
- ФИО
- Красильников Андрей Викторович (ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- E-mail адрес
- seo@synergy.ru
- Контактный телефон
- +7 (800) 1000011
- Сайт
- https://synergy.ru