Архив статей журнала

ВОЗМОЖНОСТИ УПОРЯДОЧЕНИЯ КОНКУРЕНТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СВЕТЕ "ТЕКТОЛОГИИ" А. А. БОГДАНОВА (2023)
Выпуск: Том 17 № 3 (93) (2023)
Авторы: Коваленко Александр Иванович

В работе рассматривается всеобщее учение об организации - тектология А. А. Богданова с позиции современных теорий менеджмента, предпринимательства и конкуренции. Исследуются взгляды Александра Александровича на предпринимательство, конкуренцию, источник хозяйственной инициативы. Автор статьи пытается ответить на вопрос, как А. Богданов относился к организационным началам в рыночных процессах, транзакционных связях между экономическими субъектами. Пытается понять, как именно А. А. Богданов понимал предпринимательство и конкуренцию. В этих целях проведен контекстный и формально-логический контент-анализ текста «Тектологии» А. Богданова по ключевым терминам «предпринимательство», «конкуренция», «инициатива». Взгляды Александра Александровича сравниваются с современными взглядами представителей неоавстрийской экономической школы, позициями ученых в сфере теории предпринимательства и конкуренции. Автор приходит к выводу, что А. Богданов, вслед за К. Марксом, не различал социально-экономические роли предпринимателя и владельца бизнеса, обобщая их в единый класс - буржуазию. Фигура предпринимателя (индивидуального, серийного, внутрифирменного, социального) несет в себе угрозу самой идее классовой организации общества, так как предприниматель может принадлежать к любому классу: буржуазия, крестьянство, техническая интеллигенция или пролетариат. Александр Александрович относит предпринимателя к буржуазии - господствующему классу, от которого организационная активность переходит к низшим классам. К интересным выводам приходит автор статьи при анализе использования А. Богдановым термина «конкуренция»: Богданов вообще отказывал термину «конкуренция» в смысловом ядре понятия, утверждая, что этот термин используется в разных, не связанных друг с другом смыслах в разных отраслях и сферах человеческой деятельности.

Сохранить в закладках
О МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОШИБКАХ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ИНТЕРНЕТА ВЕЩЕЙ (2023)
Выпуск: Том 17 № 1 (91) (2023)
Авторы: Коваленко Александр Иванович

Данная работа является дискуссионной и посвящена раскрытию методологических ошибок научных исследований, часто наблюдаемых в русскоязычной научной периодике. C заключением эффективного контракта профессорско-преподавательский состав университетов искусственно стимулируется к научно-публикационной деятельности, что повышает актуальность исследования ментальных действий, которые совершают молодые ученые для получения нового научного знания. В этом контексте остро встает вопрос о том, не получилось ли новое научное знание у исследователя результатом совершенных методологических ошибок, допущенной исследовательской небрежности. На примере отдельно взятой статьи, посвященной применению системного подхода к промышленному Интернету вещей, автор подчеркивает ряд методологических ошибок и раскрывает важность глубины обзора литературы как ключевой характеристики накопления базовых знаний. Также автор подчеркивает значимость четкого определения предмета и объекта исследования и рекомендует расписывать методологию исследования не только в отдельно взятом параграфе, а более конкретно, применительно к каждому этапу и разделу исследования. Для того чтобы раскрыть методологические ошибки научного исследования, автору приходится вернуться к определению научной методологии, системного анализа и промышленного Интернета вещей. На примере конкретной работы автор подчеркивает необходимость строгого и четкого применения общенаучных методов исследования, а также важность глубины обзора литературы, который не должен отражать субъективное незнание ученого. Также автор подчеркивает опасность смены направления научного исследования относительно специальности высшего образования молодого ученого, что может привести к путанице субъективного и объективного незнания из-за поверхностного обзора литературы.

Сохранить в закладках
КОНЪЮНКТУРА МИРОВОГО РЫНКА СПГ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ (2024)
Выпуск: Том 18 № 2 (98) (2024)
Авторы: Шамьянов Роман Ринатович, Коваленко Александр Иванович

В статье раскрыты аспекты конъюнктуры мирового рынка сжиженного природного газа в условиях санкционного давления на российские СПГ-предприятия и предлагаются пути адаптации российских СПГ-предприятий к данным условиям. Проведенное исследование основано на статистических данных из российских и зарубежных источников. К аспектам конъюнктуры мирового рынка СПГ относятся: увеличение масштабов производства СПГ в мире, применение инновационных технологий по сжижению газа, развитие системы организации и управления транспортировкой сжиженного газа, увеличение числа государств, закупающих СПГ для своих нужд, изменение объемов производства и потребления СПГ в мире. Представленные в статье анализ перспектив и направлений развития этого рынка в будущем, а также основные экономические и технические факторы, влияющие на его функционирование и его конъюнктуру за последние пять лет, показали, что данный рынок активно развивается. Авторы приходят к выводу: российские предприятия - экспортеры СПГ сумели адаптироваться к сложившимся конкурентным рыночным условиям мировой торговли СПГ, диверсифицировать свои мощности и транспортную логистику, а также существенно расширили возможности транспортировки СПГ по Северному морскому пути.

Сохранить в закладках