Архив статей журнала

СТРАТЕГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФОКУСНОЙ ФИРМЫ С ПОСТАВЩИКОМ И ПОТРЕБИТЕЛЕМ В ЦЕПИ ПОСТАВОК (2023)
Выпуск: Том 17 № 3 (93) (2023)
Авторы: Любященко София Николаевна

Распространение глобализации, а затем пандемия, связанная с COVID-19, и начало СВО привели к необходимости пересмотра ландшафта конкуренции на национальных и мировых рынках. Фокус внимания исследователей сместился с конкурентного взаимодействия отдельных фирм к соперничеству между цепочками поставок. Следовательно, необходимо определить, какая структура цепи поставок является наиболее предпочтительной для каждого ее участника. В статье рассматривается экономическое поведение фокусной фирмы по отношению к другим участникам цепи поставок. Проанализированы три ситуации. Первая предполагает полностью автономное функционирование всех участников цепи. Вторая заключается в том, что доминирующая фирма интегрируется с фирмой-продавцом (интеграция вперед), а третья - с поставщиком (интеграция назад). В работе проводится оценка стратегий фокусной фирмы в цепи поставок на основе анализа прибыли. Предложена формализованная модель, позволяющая проанализировать стимулы к интеграции фокусной фирмы с другими участниками при различных вариантах организации цепи и оценить условия, в которых поставщик и конечный продавец будут мотивированы к кооперативной деятельности. Также анализируется величина прибыли поставщика и продавца, представляющих собой крайние звенья цепи в случае, когда они будут более склонны к автономному функционированию. Модельное построение позволяет исследовать случаи, когда вертикальная интеграция более эффективна. Методологической базой исследования является сочетание парадигмы теории отраслевых рынков, экономической теории и управления цепями поставок. Научной новизной исследования является оригинальный подход к рассмотрению цепи поставок как системы, ориентированной на рыночную функцию спроса, т. е. деятельность всех участников цепи настроена на производство и продажу такого объема товара, на который предъявлен спрос. Также рассматривается цепь поставок с позиции оптимизации ее структуры и мотивации партнеров к кооперативному взаимодействию на основе анализа прибыли каждого участника. Предложенный подход позволяет сравнить результаты функционирования фирм в цепи поставок с позиции теории отраслевых рынков и экономической теории, что выходит за рамки логистики или стратегического менеджмента.

Сохранить в закладках
ОБУЧЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ФОРСАЙТ-СЕССИИ (2023)
Выпуск: Том 17 № 2 (92) (2023)
Авторы: Алексеева Елена Валентиновна, Погорелова Анна Юрьевна, Потапова Ольга Николаевна

В статье обосновывается разработка программы проведения форсайт-сессии в рамках обучения предпринимательству. На основе проведения идентификации технологий обучения предпринимательству приводится описание технологии форсайт-сессии. В статье описана методология использования технологии форсайт-сессии в сфере предпринимательского образования. Особое внимание отводится обоснованию использования технологии форсайт-сессии в рамках представленной экосистемы предпринимательского образования. В качестве апробации приводится описание опыта проведения курса повышения квалификации профессорско-преподавательского состава с целью повышения эффективности использования технологии форсайт-сессии в процессе обучения предпринимательству. Данный опыт представлен как элемент экосистемы предпринимательского образования и может служить основанием для внедрения подобного рода технологий в практику работы образовательных организаций. В статье сделан акцент на повышении уровня профессиональной компетентности студентов в результате использования технологии форсайт-сессии в образовательном процессе.

Сохранить в закладках
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ (2023)
Выпуск: Том 17 № 2 (92) (2023)
Авторы: Облаухова Мария Васильевна

В работе предложен взгляд на предпринимательство как элемент экономической системы, объединяющий всех субъектов экономической безопасности личности - государство, бизнес, человека. Экономическая безопасность личности выступает важнейшей составной частью жизнедеятельности человека и одновременно элементом национальной экономической безопасности и критерием эффективного функционирования экономической системы. Изучение основных элементов и угроз экономической безопасности личности, влияющих на нее факторов представляется актуальной темой для исследований, поскольку служит основой для выработки эффективной государственной политики, направленной на повышение уровня экономической безопасности личности и качества жизни населения. В обеспечении достаточного уровня экономической безопасности личности заметную роль играет не только социальная политика государства, но и активная стратегия экономического поведения самого индивида, а также тенденции развития бизнеса и предпринимательской среды в целом. Целью настоящей работы является изучение роли предпринимательства в обеспечении экономической безопасности личности через решение ряда задач, таких как определение сущностных характеристик экономической безопасности личности и основных направлений ее обеспечения; выявление механизмов влияния предпринимательства на уровень экономической безопасности личности и возникающих при этом проблем. В качестве методологического аппарата в процессе исследования использовались общенаучные методы познания, такие как анализ и синтез, индукция и дедукция, а также социологические и статистические методы. В результате исследования установлено, что предпринимательство выступает заметным фактором в системе обеспечения экономической безопасности личности, в статье описан механизм его влияния на личную экономическую безопасность, в первую очередь через воздействие на трудовую занятость, доход, возможности для самореализации, а также через развитие предпринимательских компетенций, необходимых для повышения экономической грамотности индивида и его конкурентоспособности в экономической системе. Автором предложены направления дальнейших исследований по теме.

Сохранить в закладках
КЛЮЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ HR-МЕНЕДЖМЕНТА В СФЕРЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ИХ УЧЕТ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ (2023)
Выпуск: Том 17 № 2 (92) (2023)
Авторы: Алавердов Ашот Робертович

Предметной областью статьи выступает кадровое направление деятельности субъектов малого предпринимательства и особенности управления им в современных отечественных условиях. Аргументируется научная позиция, в соответствии с которой указанное выше направление имеет выраженную специфику, исключающую возможность применения значительной части как стратегических подходов, так и прикладных HR-технологий, успешно используемых при организации кадровой работы на предприятиях крупного и среднего бизнеса. Игнорирование данной специфики чревато для рассматриваемой категории хозяйствующих субъектов как рыночными, так и чисто финансовыми потерями в силу принципиального снижения эффективности внутрифирменной системы HR-менеджмента, а следовательно, повышения вероятности негативной реализации разнообразных кадровых рисков количественного и качественного характера. Цель исследования состоит в разработке предложений по выбору стратегии и тактики управления персоналом предприятий малого бизнеса, в полной мере учитывающих специфику кадрового направления их деятельности. Задачи исследования сводятся к определению особенностей функционирования субъектов малого бизнеса на внешнем и внутрифирменном рынках труда, вытекающих из них дополнительных требований к организации кадровой работы. Результаты исследования: выявлены особенности организации кадровой работы в сфере малого предпринимательства, отличающие их от представителей других по масштабу бизнеса хозяйствующих субъектов. С учетом этих особенностей сформулированы и аргументированы рекомендации: по выбору стратегических подходов к решению основных задач по кадровому направлению деятельности малого предприятия; распределению полномочий в области управления персоналом между директором (собственником) малого предприятия, его помощником по персоналу и руководителями структурных подразделений; выбору и последующему внедрению HR-технологий, позволяющих повысить качество человеческого капитала малого предприятия как одного из важных факторов, обеспечивающих его конкурентные позиции на обслуживаемом рынке.

Сохранить в закладках
ОБ ЭВОЛЮЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ОТНОШЕНИЙ ОСНОВНОГО И ДОЧЕРНЕГО ОБЩЕСТВ (2023)
Выпуск: Том 17 № 1 (91) (2023)
Авторы: Осипенко Олег Валентинович

С точки зрения повышения эффективности конкурентного права и корпоративного управления бизнесом интерес представляет регулирование отношений и сделок между основным и дочерним предприятиями. Ключевым для понимания регулирования отношений между основной и дочерней организациями является рассмотрение их в качестве единого хозяйствующего субъекта и имущественного комплекса. Поэтому часто сделки между основным и дочерним предприятиями рассматриваются как односторонние, безвозмездные. На юридическом языке российского правосудия особенность таких сделок называется «отсутствие прямого встречного предоставления». Постановление Президиума ВАС РФ № 8989 утвердило принцип: «Отсутствие прямого встречного предоставления является особенностью взаимоотношений основного и дочернего обществ, представляющих собой с экономической точки зрения единый хозяйствующий субъект». Мы рассмотрим по разным делам судебную практику (совокупность судебных решений), применяющую этот принцип, и посмотрим, как этот принцип эволюционировал и развился. Судебные акты, ссылающиеся на постановление № 8989, внушительно расширили ситуативное поле ее применения. Варианты таких схем: безвозмездная передача основных средств основного общества дочернему, и наоборот, а также в отношениях между дочерними структурами; преференциальное ценообразование в договорных отношениях основного и дочернего обществ, а также в отношениях между дочерними структурами (готовая продукция, сырье, материалы, узлы, энергоносители, работы, услуги и т. д.); безвозмездная передача компаниями холдинга результатов интеллектуальной деятельности; осуществление вклада основного общества в имущество «дочки» с соблюдением установленного законом порядка; обязанность дочернего общества строго соблюдать установленные законом для основного общества особенности использования соответствующего имущества; прощение долга одной из связанных корпоративным контролем компаний другой; мобилизация дивидендов дочернего общества для выплат задолженности основного общества в ходе его банкротства; сделки поручительства одной компании холдинга по обеспечению обязательств другой; сделки преференциального заимствования в отношениях между компаниями холдинга; безвозмездная передача денежных средств одной компании холдинга другой, явная или реализованная в рамках «хозяйственного договора».

Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КОМПАНИЯМИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА (2023)
Выпуск: Том 17 № 1 (91) (2023)
Авторы: Векшина Аделина Олеговна

Статья посвящена изучению преимуществ для малого и среднего бизнеса от внедрения системы социальной ответственности. В настоящее время все больше компаний стремятся быть социально ответственными, отвечая вызовам современности, так как общество ожидает помощи в решении социальных проблем, защиты и поддержки граждан не только от государства, но и от бизнеса. Наглядным примером стала деятельность компаний в рамках СО в период пандемии COVID-19, когда бизнесу пришлось подстраиваться под ситуацию, брать на себя ответственность не только за себя, но и оказывать поддержку своим стейкхолдерам. В это же время немаловажным становится вопрос, почему малому бизнесу полезно применять концепцию СО в своей деятельности. Это и обуславливает актуальность данного исследования. Целью исследования является раскрыть преимущества внедрения системы социальной ответственности для развития малого и среднего бизнеса. Для реализации поставленной цели необходимо решение нескольких задач: уточнить понятие «социальная ответственность» применительно к деятельности малого и среднего бизнеса, провести SWOT-анализ СО МСБ в отличие от КСО, выявить возможные преимущества от реализации концепции. В качестве методологии данного исследования были выбраны сравнительный анализ, метод анализа и синтеза информации о системе социальной ответственности, опрос среди представителей МСБ. В результате исследования были обозначены особенности реализации социальной ответственности малым и средним бизнесом. В статье автор раскрывает преимущества предпринимателей от внедрения социальной ответственности, обозначает рейтинг их значимости для бизнеса на основе проведенного опроса. Особое внимание уделено удачным кейсам среди МСБ при реализации СО. Автор демонстрирует, что применение социальной ответственности - это win-win стратегия как для компании, так и для общества.

Сохранить в закладках
ОТ МАЛОГО ДО КРУПНОГО (2024)
Выпуск: Том 18 № 3 (99) (2024)
Авторы: Омаров Эдуард Закирович

В статье раскрываются психологические особенности предпринимательства в зависимости от размера бизнеса, а также подчеркивается важность исследования психологических аспектов предпринимательской деятельности. Автор подчеркивает, что формальную разницу между малым, средним и крупным бизнесом часто неправильно интерпретируют, в том числе при разработке программ и мер поддержки и развития предпринимательства. Автор доказывает, что формально понимаемая разница между малым, средним и крупным бизнесом сильно отличается от понимания разницы малого, среднего и крупного бизнеса с точки зрения психологии предпринимательства и мотивации предпринимателей к развитию бизнеса. В статье обосновывается важность разностороннего понимания различий между малым и средним бизнесом. Доказано, что информация о размере бизнеса играет важную роль в понимании психологии предпринимателя и мотивов роста бизнеса. Раскрываются новые доказательства важности предпринимателя для России. Автор раскрывает факторы, влияющие на резервы развития предпринимательства в Российской Федерации. В работе раскрывается концептуальное понимание «измерения» предпринимательства, а также рассматриваются разные подходы к «измерению» предпринимательства.

Сохранить в закладках
РОЛЬ И МЕСТО КОМПЕТЕНЦИИ ЛИЧНЫХ ПРОДАЖ В СТАНДАРТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (2024)
Выпуск: Том 18 № 3 (99) (2024)
Авторы: Памухин Юрий Генрихович

Статья посвящена вопросу важности навыков личной продажи предпринимателя в процессе управления собственным бизнесом. В статье обосновывается сквозной характер компетенции личных продаж, то есть присутствие данных задач на всех стадиях жизненного цикла собственного бизнеса предпринимателя, и показана необходимость личного участия владельца бизнеса в широком спектре задач создания, ведения, развития, а также выхода из собственного бизнеса. Автор обращает внимание на особую роль личных продаж в кругу общих коммерческих функций собственного бизнеса, таких как маркетинг и сбыт, а также на отдельные конкретные стратегические задачи жизни бизнеса, в которых критично личное участие владельца в качестве лидера процесса личной продажи. Автор приводит определение и обращает внимание на неизбежность операций с ключевыми клиентами, то есть такие сделки, от которых существенным образом зависит успех или провал собственного бизнеса. Новизна статьи состоит в обосновании прямой корреляции двух тем, которые ранее никак не исследовались вместе и не рассматривались в существующей литературе. В статье анализируются функции профессионального предпринимательства совместно с навыками личных продаж как профессиональной деятельности. Отдельное внимание уделено применению метода пятиэтапной модели личных продаж, использование которой также может быть отнесено к числу сквозных компетенций предпринимателя. В статье предлагается к дискуссии тема введения теории и практики личных продаж в программу и практику обучения профессиональному предпринимательству.

Сохранить в закладках
РОЛЬ ЦИФРОВЫХ ПРОДУКТОВ В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ОТЕЧЕСТВЕННОГО РЕТЕЙЛА (2024)
Выпуск: Том 18 № 2 (98) (2024)
Авторы: Смирнов Кирилл Александрович, Хабаров Владимир Иванович

В статье рассматриваются вопросы внедрения цифровых продуктов в деятельность предприятий розничной торговли. Исследуется роль и влияние цифровых продуктов на развитие электронной коммерции. Актуальность темы исследования обусловлена спадом на рынке розничной торговли, развитием цифровизации экономики и стабильно растущим рынком электронной коммерции в России, что подтверждает необходимость внедрения цифровых продуктов в ретейле. Целью исследования является определение роли цифровых продуктов в развитии российской розничной торговли. Достижение цели детерминировано решением следующих задач: разработать систему классификации цифровых продуктов, подготовить анализ категорий цифровых продуктов в ретейле, представить авторское определение цифрового продукта. В исследовании проанализированы тренды развития отрасли в среднесрочной перспективе. Важным аспектом исследования является анализ цифровых продуктов, необходимых для интеграции в ретейл, основанный на разработанной классификации с учетом отраслевых тенденций. Научная новизна работы заключается в разработке авторского определения цифрового продукта, в системе классификации цифровых продуктов, что способствует пониманию роли цифровых продуктов в современной розничной торговле и представляет теоретическую ценность исследования. Таким образом, полученные результаты детерминируют необходимость проведения дальнейших исследований, направленных на повышение эффективности продуктового управления в действительных рыночных условиях.

Сохранить в закладках