В статье представлен теоретический анализ проблемы влияния музыки на развитие речи у детей с рождения до младшего школьного возраста. Отмечено, что музыка занимает особое место в коррекционной работе по развитию речи у дошкольников и младших школьников. Рассматривается влияние музыкальной деятельности на формирование всех компонентов речи ребенка при помощи прослушивания музыки, пения, игре на музыкальных инструментах, логоритмики и театрализации. В заключение обсуждается, что применение интегративного подхода, включающего музыкальное сопровождение на занятиях по развитию речи, оказывает положительное влияние на становление речевой деятельности у школьников.
Идентификаторы и классификаторы
Актуальность данного теоретического исследования связана с тем, что количество детей с речевым недоразвитием увеличивается каждый год. Рост числа детей с тяжелыми нарушениями речи как одного из нарушений, определяющих статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья, указывает на актуальность поиска и внедрения научно обоснованных технологий помощи таким детям.
Список литературы
- Башкатова М. Ю. Методы и приемы музыкотерапии на уроках с младшими
[Электронный ресурс] // Форум молодых ученых. 2020. № 6. С. 80–84. URL: https://
elibrary.ru/item.asp?id=43940577 (дата обращения: 26.10.2023). - Баянова Л. Ф., Бухаленкова Д. А., Долгих А. Г., Чичинина Е. А. Влияние заня-
тий музыкой на когнитивное развитие в дошкольном и младшем школьном возрас-
те: обзор исследований [Электронный ресурс] // Вестник Российского университета
дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021. Т. 18, № 4. С. 751–769. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=47676350 (дата обращения: 26.10.2023). - Богуславская О. М. Педагогический потенциал музыки как фактор раннего раз-
вития ребенка [Электронный ресурс] // Вестник Брянского государственного универ-
ситета. 2015. № 2. С. 24–27. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24902516 (дата обра-
щения: 26.10.2023). - Бутина Е. В. Роль эстетического воспитания во всестороннем развитии до-
школьников [Электронный ресурс] // Вестник Самарского государственного техни-
ческого университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2017. № 3. С. 25–34.
URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30715031 (дата обращения: 26.10.2023). - Верещагина Ю. Б. Теоретические аспекты применения развития речи дошколь-
ника средствами музыки [Электронный ресурс] // Теория и практика современной
науки. 2020. № 1. С. 410–414. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskieaspekty-
primeneniya-razvitiya-rechi-doshkolnika-sredstvami-muzyki (дата обращения:
26.10.2023). - Галиуллина Д. А. Психолого-педагогическое обоснование необходимости инте-
грации занятий по музыке и развитию речи в дошкольном образовательном учрежде-
нии [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных
наук. 2015. № 12. С. 32–39. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25375401 (дата обра-
щения: 26.10.2023). - Геро И. К. Значение интегрированных уроков на основе художественного тек-
ста, произведений живописи и музыки для развития речи учащихся [Электронный
ресурс] // Проблемы современного образования. 2013. № 1. С. 73–83. URL: https://
elibrary.ru/item.asp?id=20196073 (дата обращения: 26.10.2023). - Гладилина А. А. Роль эмоциональной отзывчивости на музыку в развитии речи
у дошкольников [Электронный ресурс] // Акмеологическое развитие педагога пред-
метной области «Искусство» в социокультурном пространстве: Материалы меж-
региональной научно-практической конференции, Кострома, 25 апреля 2017 года /
Сост. и науч. ред. З. В. Румянцева. Кострома: Костромской государственный универ-
ситет. 2017. С. 85–88. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32376026 (дата обращения:
26.10.2023). - Демидова А. П., Колеватых Д. Е. Влияние музыки в логопедической ритмике на
развитие речи детей с ОНР в ДОУ [Электронный ресурс] // Тенденции развития на-
уки и образования. 2023. № 94. С. 39–42. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50474329
(дата обращения: 26.10.2023). - Егорова И. В. К вопросу о коррекции общего недоразвития речи у дошкольни-
ков в процессе музыкальной деятельности [Электронный ресурс] // Вестник Черепо-
вецкого государственного университета. 2014. № 5. С. 92–96. URL: https://elibrary.ru/
item.asp?id=23235170 (дата обращения: 26.10.2023). - Ерошевская А. В., Адаева И. Н., Ерошевская М. Е. Музыкально-ритмическая
деятельность в речевом развитии детей [Электронный ресурс] // Педагогический журнал. 2022. Т. 12, № 6. С. 363–368. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=51295512
(дата обращения: 26.10.2023). - Ивлева Е. Е. Музыка как средство развития речи у детей дошкольного возраста
[Электронный ресурс] // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материа-
лов научно-практических конференций. 2015. № 1. С. 362–365. URL: https://elibrary.
ru/item.asp?id=24357431 (дата обращения: 26.10.2023). - Карнаухова В. А., Абоимова И. С., Копий А. Г. Интегративный подход в художе-
ственно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] //
Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79. С. 55–57. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=54290371 (дата обращения: 26.10.2023). - Королёва М. Б. Роль музыкального воспитания в гармоничном развитии детей
[Электронный ресурс] // Царскосельские чтения. 2011. № 15. С. 210–213. URL: https://
cyberleninka.ru/article/n/rol-muzykalnogo-vospitaniya-v-garmonichnom-razvitii-detey
(дата обращения: 26.10.2023). - Лопатин Д. А. Формирование речевой активности у детей с ограниченными
возможностями здоровья в процессе музыкально-певческого воспитания [Электрон-
ный ресурс] // Педагогический научный журнал. 2023. Т. 6, № 1. С. 94–101. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=50763504 (дата обращения: 26.10.2023). - Лысенко А. В. Некоторые аспекты взаимосвязи музыки и речи в исполнитель-
ском искусстве [Электронный ресурс] // Вестник Майкопского государственного
технологического университета. 2009. № 2. С. 122–124. URL: https://elibrary.ru/item.
asp?id=13861748 (дата обращения: 26.10.2023). - Мещеряков И. И. Развитие музыкального восприятия у детей дошкольного
возраста [Электронный ресурс] // Universum: психология и образование. 2022. № 12.
С. 11–12. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49957391 (дата обращения: 26.10.2023). - Натансон А. В. Занятия музыкой как средство развития речи в условиях ДОУ
[Электронный ресурс] // Современные проблемы высшего образования. Теория
и практика: Материалы Пятой Межвузовской научно-практической конференции,
организованной институтом культуры и искусств Московского городского педаго-
гического университета, Москва, 15–23 апреля 2020 года / Под общей редакцией
С. М. Низамутдиновой. Москва: Общество с ограниченной ответственностью
«Учебный центр «Перспектива». 2020. С. 122–125. URL: https://elibrary.ru/item.
asp?id=42862989 (дата обращения: 26.10.2023). - Осницкий А. К., Иванова Н. Н. Психологические механизмы поддержки раз-
вития речи ребенка [Электронный ресурс] // Новая психология профессионально-
го труда педагога: от нестабильной реальности к устойчивому развитию, Москва,
05–06 июля 2021 года. Москва: Психологический институт Российской академии об-
разования. 2021. С. 336–339. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46329980 (дата об-
ращения: 26.10.2023). - Ощепкова Е. С., Картушина Н. А., Бухаленкова Д. А. Связь развития речи
и эмоций у детей дошкольного возраста: теоретический обзор [Электронный ре-
сурс] // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2021. № 3.
С. 263–290. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46706220 (дата обращения: 26.10.2023). - Пермякова М. Е., Ткаченко Е. С. Влияние занятий музыкой на когнитивное
развитие детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Образование
и наука. 2016. № 4. С. 155–170. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25946753 (дата об-
ращения: 26.10.2023). - Приходько О. Г., Павлова А. С. Музыкальное воспитание детей раннего возрас-
та с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Специальное
образование. 2022. № 2. С. 184–194. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48835201(дата
обращения: 26.10.2023). - Садретдинова Э. А., Сабирова Г. М., Миннуллина Л. И. Речь, музыка и движе-
ние в эмоциональном контексте при коррекции речи ребенка [Электронный ресурс] //
Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2017. № 6. С. 109–110. URL: https://
elibrary.ru/item.asp?id=29435854 (дата обращения: 26.10.2023). - Свиридова М. В., Коваленко О. К. Влияние колыбельных песен на психо-мо-
торное развитие детей [Электронный ресурс] // БМИК. 2018. № 10. С. 494. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-kolybelnyh-pesen-na-psiho-motornoe-razvitiedetey
(дата обращения: 26.10.2023). - Сидорова Л. П. Развитие речевой активности детей старшего дошкольного воз-
раста средствами музыкальной деятельности [Электронный ресурс] // Воспитание
и обучение детей младшего возраста. 2014. № 2. С. 25–31. URL: https://elibrary.ru/item.
asp?id=21991190 (дата обращения: 26.10.2023). - Тимофеева В. В. Влияние музыки на развитие речи детей старшего дошкольно-
го возраста [Электронный ресурс] // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаем
будущее: сборник статей XXV Международной научно-практической конференции:
в 2 ч., Пенза, 10 декабря 2019 года. Ч. 2. – Пенза: «Наука и Просвещение». 2019.
С. 163–165. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41491195 (дата обращения: 26.10.2023). - Трешина Е. Н. Развитие речи младшего дошкольника средствами театрализо-
ванной деятельности [Электронный ресурс] // Воспитание и обучение детей младше-
го возраста. 2016. № 5. С. 930–932. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26396134 (дата
обращения: 26.10.2023). - Тюмасева З. И., Орехова И. Л., Быстрай Е. Б., Павлова В. И., Камскова Ю. Г.
Музыкальная деятельность в речевом развитии младших дошкольников [Электрон-
ный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2020. №2. С. 9–27. URL: https://
cyberleninka.ru/article/n/muzykalnaya-deyatelnost-v-rechevom-razvitii-mladshihdoshkolnikov
(дата обращения: 26.10.2023). - Хованская А. А., Яхонтова Т. Г., Буланова И. Н. Развитие речи детей старшего
дошкольного возраста посредством пения [Электронный ресурс] // Интерактивная на-
ука. 2023. № 5. С. 30–31. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54114763 (дата обраще-
ния: 26.10.2023). - Ходякова Л. А., Геро И. К. Взаимодействие видов речевой деятельности на
основе интеграции слова, живописи, музыки [Электронный ресурс] // Ученые запи-
ски Орловского государственного университета. 2016. № 3. С. 348–353. URL: https://
elibrary.ru/item.asp?id=27433518 (дата обращения: 26.10.2023).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлен теоретический анализ феномена формирования произвольной саморегуляции и эмпирическое исследование особенностей саморегуляции у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Анализируются трудности, связанные с развитием произвольной саморегуляции у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Приводится классификация психофизиологических особенностей детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте и их влияние на формирование самоконтроля и готовности к учебной деятельности. На основе анализа источников установлена необходимость развития произвольной саморегуляции в дошкольном возрасте у детей с задержкой психического развития.
Статья посвящена рассмотрению антиномии детства. Ее смысл заключается в необходимости понимать детство как самоценный период жизни, с одной стороны, либо как подготовительную ступень к будущей жизни, с другой. Второй подход акцентирует обучение конкретной технике в определенной сфере деятельности, в то время как первый акцентирует самореализацию и творчество. Критика педагогического разума вырабатывает методологию, согласно которой недостаточно рассмотрение человека с эмпирических позиций, необходимо учитывать стремление к свободе, заложенное в человеческую природу. С другой стороны, свобода достижима только в кооперации и солидарности с другими. Поэтому данная критика указывает на препятствия в развитии личности воспитанника и предупреждает об опасностях в устройстве общества, если оно будет состоять из людей, неспособных к креативности и к солидарности. Вывод из этой критики состоит в том, что необходимо создание особой психологической атмосферы, в которой личность воспитанника будет нормально развиваться, и только духовно и физически здоровые люди смогут справиться с вызовами будущего, которое неподконтрольно воспитателям и взрослым в целом.
Понятие удовлетворенности жизнью претерпевает стадию переосмысления и трансформации в контексте научно-психологических подходов в фунда ментальной и прикладной психологии. Улучшение качества жизни, смещение ценностей в сторону карьеры и саморазвития, развитие социальных сетей, глобальное потепление и экологический кризис оказывают влияние на потребности современного человека, придают понятию удовлетворенности жизнью новые смыслы.
В статье проводится разносторонний анализ понятия удовлетворенности жизнью с разделением на подходы по способу выявления ключевых признаков; предлагается актуальное авторское понятие; рассматриваются внутренние и внешние факторы, их взаимодействие между собой и влияние на формирование общей удовлетворенности жизнью; дается актуальный анализ научных исследований в контексте факторов и методов оценки и измерения удовлетворенности жизнью. Исследование в целом направлено на систематизацию и структурирование научного знания для исследования сложного и многомерного концепта удовлетворенности жизнью.
В статье представлен теоретический анализ существующих инструментов внедрения элементов управления инновационным развитием образовательной организации. Рассмотрены этапы теории управления инновационными процессами, а также основные подходы. Выделены макро, мезо и микрофакторы формирования индивидуальной траектории обучения. Определены основные направления реализации индивидуальной образовательной траектории. Охарактеризованы особенности инновационной деятельности в педагогической сфере. Обосновано внедрение методологии и методологического инструментария в процессе использования инновационных процессов в сфере образования.
Статья посвящена рассмотрению проблемы создания методов проективной диагностики. Обозначено, что предлагаемые практикам современные проективные методики разрабатываются без концептуальной опоры и вне контентаналитической парадигмы, являющейся методологической основой указанного типа диагностического инструментария. Представлены результаты структурно-содержательного анализа методики «Не дай человеку упасть», выложенной на многочисленных сайтах в сети Интернет. Выявлена методологическая несостоятельность методики, ее диагностическая непригодность. Отмечается, что применение методик, не соответствующих методологическим требованиям, существенно повышает риск психодиагностической некомпетентности специалистов. В связи с этим, полагают авторы, формирование у будущего диагноста способности к оценке качества диагностического инструментария и соответствующего этическим требованиям уровня профессиональной ответственности как пользователя необходимо начинать уже на этапе вузовского обучения.
В качестве цели данной статьи выступает формирование теоретического конструкта, позволяющего исследовать специфику восприятия жизненного пути личности с разным типом привязанности. В данной статье представлены основные стили привязанности у взрослых, дана их краткая характеристика. Обсуждается гипотетическое предположение о том, что клиенты с разным типом привязанности имеют различное восприятие своего жизненного пути. Клиенты с надежной привязанностью чаще всего видят свой жизненный путь как последовательность успешных переходов и достижений. В то время клиенты с ненадежным типом привязанности склонны оценивать свой жизненный путь как негативный. Предложенный конструкт выступает методологическим основанием для эмпирического изучения особенностей восприятия жизненного пути людей с разным типом привязанности. Выделенные в статье теоретические закономерности могут быть использованы психологами-практиками для организации психологической работы с клиентами, демонстрирующими различные типы привязанности.
Издательство
- Издательство
- НГПУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- Юр. адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- ФИО
- Герасёв Алексей Дмитриевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@nspu.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 2441161
- Сайт
- https://nspu.ru/